Сущность, цели, задачи и функции контроля
Рыночные преобразования в экономике России побуждают к изучению опыта организации и методологии контроля экономически развитых стран мира, но ни в коем случае не к копированию зарубежной практики. Призывы к внедрению международных стандартов аудита в отечественную практику положительных результатов пока что не дали.
Одним из основных вопросов контроля является определение его сущности. Контроль (от фр. controle — список, который ведется в двух экземплярах; здесь — повторный возврат к ранее рассмотренному вопросу, его проверка) означает проверку выполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности.
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль− это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.
Контроль дает информацию о процессах, происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.
Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики.
Финансовый контроль— одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы. Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения). Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и прочие поступления, основные виды затрат, состояние оборотных средств, активов и пассивов баланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, расчеты с бюджетом и кредитными учреждениями, дебиторская и кредиторская задолженности и т.п.
Объектами контроля при любой общественной формации выступают результаты хозяйственной деятельности.
Изучая состояние бухгалтерского финансового учета, необходимо учитывать, что основным источником контроля является экономико-правовая структура финансов субъектов предпринимательской деятельности: пассив — откуда поступили деньги, и актив — куда они вложены (инвестированы). Детальному исследованию подлежат затраты и доходы, то есть данные управленческого учета по центрам ответственности.
Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
– проверка соблюдения порядка реализации государственной политики контроля за использованием предприятиями средств, в том числе бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, состояния их учета и отчетности;
– принятие органами государственного финансового контроля обязательных к выполнению предприятиями решений по фактам нарушений финансовой дисциплины, нецелевого использования средств, неуплаты налогов, сборов (обязательных платежей), неналоговых платежей и сокрытия полученных доходов;
– обращение органов государственного финансового контроля в интересах государства в суды и арбитражные суды;
– периодическое проведение плановых ревизий и проверок правильности использования средств и сохранения имущества;
– установление ответственности за несоблюдение порядка проведения операций со средствами предприятий, нецелевое использование средств бюджетов и внебюджетных фондов, за невыполнение требований контрольных органов относительно устранения нарушений;
осуществление финансового контроля контрольно-ревизионной службой во взаимодействии с органами налоговой службы, государственного казначейства, суда и прокуратуры с целью недопущения параллелизма и дублирования;
– систематическое информирование органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушений финансовой дисциплины и внесения предложений относительно обеспечения их устранения и привлечения виновных к ответственности.
В переходный период к рыночным отношениям особое значение приобретает не только проверка хозяйственных операций, но и профилактика правонарушений.
В рыночных условиях хозяйствования контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемого для получения максимального дохода и выполнения обязательств перед государством относительно уплаты налогов.
В соответствии с законодательными, нормативно-инструктивными документами контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля. Они обладают правом не только исследовать документы, финансовую отчетность, но и проводить обследования, осуществлять контрольные обмеры выполненных работ, инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, строить заключения и вносить рекомендации относительно устранения выявленных отрицательных явлений и их предупреждения.
Финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции, как: профилактическую, информационную и мобилизующую.
В рыночной среде контролю подлежит вся хозяйственнофинансовая деятельность предприятия, что побуждает предпринимателей ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которые порождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призван раскрывать подобные явления и оказывать содействие их ликвидации, реализуя при этом профилактическую функцию.
Информационная функция состоит в том, что полученная во время контроля информация является основанием для
принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта.
В процессе контроля выявляют не только недостатки, но и положительные стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать достоянием других субъектов хозяйствования, благодаря чему реализуется мобилизующая функция контроля.
Кроме того, функциями контроля является проверка:
выполнения Федеральных законов Российской Федерации, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых актов, которые
регулируют отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, целевого и экономного использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
законности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями, которые находятся на государственном обеспечении;
– соблюдения размеров установленных штатов, ставок и
фонда заработной платы;
– кассовой дисциплины и законности операций по счетам
в банках;
обеспечения полноты оприходования и законности расходования товарно-материальных ценностей;
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;
использования вычислительной (компьютерной) техники с целью повышения контрольных функций бухгалтерского учета в деле обеспечения эффективного использования общественной собственности и устранения
условий, которые порождают искажение отчетных показателей и бесхозяйственность.
Функции контроля в обществе с рыночной экономикой
состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и т.п.). Финансово-хозяйственный контроль помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение за работой на объекте управления и ее проверку, устанавливать причины нарушения законодательства, следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта и использования финансовых ресурсов. Функции финансово-хозяйственного контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами. Контроль выступает в функции управления общественными процессами.
Основная функция государственного финансового контроля — осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях, финансируемых за счет бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.
Изменения в социально-экономической ситуации и в системе хозяйственного управления вызывают необходимость радикальных преобразований в организации и методике контроля. Непосредственными факторами этих перемен являются:
· отказ от идеологической направленности государственной и хозяйственной деятельности;
· ликвидация плановой (административно-командной) системы управления:
· признание сосуществования разных хозяйственных укладов, что потребует использования разных направлений
контроля (финансовый, правовой, общественный, бухгалтерский, аудиторский и др.).
Идеологическая направленность хозяйственной деятельности означалa подчинение всех ее сфер и функций задачам построения коммунистического общества на основе единой формы собственности — общенародной (государственной), находившейся под охраной государства. Поэтому общей и определяющей задачей многочисленных контрольных органов в этих условиях были рассмотрение и решение всех хозяйственных проблем только с позиций государственных интересов. Этим определялись также функции главного бухгалтера, который действовал в роли государственного контролера, хотя фактически был руководителем одной функциональной службы предприятия.
В новых условиях, когда отпадает идеологическая трактовка многих понятий, представление о единой форме собственности сменяется понятием хозяйственной многоукладности, возникают расхождения и во многих случаях противоречия между государственными и групповыми интересами, между управляющими и управляемыми коллективом и отдельными личностями. Эти противоречия могут порождать противозаконные, хозяйственно нецелесообразные и другие негативные действия, которые должны выявляться и пресекаться посредством контроля на основе действующих законов.
Формы и виды контроля
В зависимости от того, кто осуществляет контроль (субъект контроля), что контролируется (объект контроля) и каковы его цели, различаются основные виды контроля:
государственный (финансовый) – обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности. Государственный контроль осуществляют налоговые инспекции, ревизионные службы Министерства финансов РФ и т.д.;
· внутрихозяйственный – (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и его коллектива
от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности;
правовой – осуществляется в интересах всего общества, проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и других проверок;
независимый аудиторский – преследует интересы участников хозяйственных процессов (поставщиков и покупателей, банков и прочих организаций) посредством проверки финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий, достоверности учета и отчетных данных;
контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) – обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и другие права населения
и отдельных личностей);
ведомственный – возможен в рамках государственного сектора и акционерных организаций, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления с традиционными взаимоотношениями между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Необходимость в ведомственной ревизии может возникнуть и в частных предпринимательских фирмах, имеющих сложную вертикальную структуру. Однако действенность ведомственного контроля, судя по опыту прошлых лет, вызывает значительные сомнения. В условиях плановой системы это была самая распространенная форма контроля, которая убедительно показала свою низкую эффективность.
Для достижения целей, стоящих перед хозяйственным контролем, необходимо использовать всю совокупность предназначенных для этого способов их осуществления.
По характеру субъектов контроля различаются внутренний и внешний контроль. Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами,ведомственными инстанциями, аудиторскими службами, банками. По мере укрепления рыночной экономики значение внешнего контроля будет уменьшаться благодаря расширению экономической свободы.
По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различаются полный и частичный контроль. Существенный эффект имеют сквозные проверки, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.
По методу проверки документов различаются сплошные и выборочные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: проверкой охватываются либо все документы в
отдельные месяцы в пределах года, либо — часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые операции, в частности денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.
По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль (его наиболее распространенной и чаще применяемой формой является документальная ревизия). Текущий контроль пока недостаточно распространен.
Предварительный контроль осуществляется перед выполнением хозяйственной операции с целью предотвращения незаконных действий, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов на осуществление хозяйственных операций. Перед тем как выписать расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, бухгалтерия предприятия проверяет наличие денег, целесообразность затрат, соответствие их потребностям и т.п.
Текущий (оперативный) контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций. Текущий контроль возлагается в основном на службы внутрихозяйственного контроля. Его задание — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, которые возникли в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Например, товар может быть выдан покупателю после предыдущей оплаты, осуществленной через банк (если такая форма оплаты принята, узаконена). Этим предприятие проверяет законность хозяйственных операций, рациональность расходования средств, материальных ценностей, предотвращает случаи бесхозяйственности и злоупотреблений.
Последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после завершения хозяйственных операций по окончании определенного отчетного периода. Его цель — установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных хозяйственных операций, выявить недостатки в работе предприятия, факты бесхозяйственности и краж. По его результатам разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и устранению причин и условий их возникновения.
По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.
Документальный контроль состоит в установлении сути и достоверности хозяйственной операции по данной первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отображения в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.
Так, по данным первичной документации, учета и отчетности контролируют выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности.
Фактический контроль состоит в установлении реального (соответствующего действительности) состояния объекта с помощью взвешивания, счета, измерения, лабораторных анализов и т.п. К объектам фактического контроля относят: денежную наличность в кассе, основные средства, нематериальные активы, готовую продукцию и т.д.
Фактический и документальный контроль взаимосвязаны, а потому совокупное их применение дает возможность установить соответствующее действительности состояние объектов, разработать мероприятия по устранению недостатков.
По формам осуществления контроля различают превентивные и текущие контрольные проверки.
Превентивные (лат. praeventio — предупреждение, предотвращение) контрольные проверки осуществляют на стадии предварительного контроля производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Собственник проверяет оптимальность планов и сбалансированность ресурсов согласно с нормативами. Если органы контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль собственника предусматривает их систематическое и беспрерывное выполнение. Вместе с тем контрольные органы проверяют юридическо-правовую обоснованность документа, отражающую достоверность проведения хозяйственной операции, количественные и качественные их измерители, нормы расходования сырья, цены. Без подписи руководителя и главного бухгалтера отдельные документы (чек, кассовый ордер) не принимаются к выполнению, считаются недействительными. Превентивные проверки дают возможность предотвратить возникновению недостатков, перерасходов и т.п.
Текущие контрольные проверки — средство оперативного, систематического контроля конкретных операций. Они осуществляются всеми контрольными органами по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так, коммерческие банки проверяют использование денежной наличности из кассы, своевременность и полноту сдачи выручки в банк и т.п. Текущие контрольные проверки проводятся с целью предотвращения бесхозяйственности, профилактики правонарушений.
Различают также следующие формы контроля.
Тематическая проверка — это изучения одной или нескольких сторон деятельности подконтрольного объекта. Результаты тематической проверки, полученные на основании документального и фактического контроля, оформляются актами
или докладными записками. По результатам тематической
проверки проверяющие делают заключения о состоянии подконтрольного объекта и разрабатывают предложения относительно улучшения ситуации. Эти предложения рассматриваются и утверждаются к выполнению руководителем органа, от
лица которого проводилась тематическая проверка. Выполнение таких предложений систематически проверяется.
Следствие — форма контроля, применяемая судебноследственными органами для установления точной суммы
причиненного вреда и виновных лиц. Результаты следствия
оформляются протоколами и постановлениями.
Счетная проверка отчетности является совокупностью
специальных приемов контроля ее достоверности. Это одна из
форм последующего контроля, что осуществляется финансовыми органами, которые контролируют расчеты предприятий
с бюджетом относительно платежей с прибылей (доходов).
Достоверность отчетных данных подлежит проверке, кроме
того, статистическими и банковскими органами, работниками
учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов во время приемки отчетности, ревизий, тематических проверок и анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. При этом важно проверить достоверность исходной учетной информации производственных единиц и других низовых подразделений, на основании которой потом формируются сведенные отчетные показатели по объединению в целом. Счетная проверка включает элементы как технической (формальной) проверки, так и контроля по сути. Она проходит три этапа контроля: проверку согласованности показателей различных форм отчетности; сопоставление отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета; проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки эффективным средством контроля всей постановки учета на предприятиях, обеспечивает укрепление отчетной дисциплины и устранение недостатков в бухгалтерском учете.
Хозяйственный спор — это способ, выявляющий соблюдение законности и обеспечение законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий. Хозяйственные споры между предприятиями решаются арбитражным судом. Правильность решения хозяйственных споров предприятий играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины и выполнении договорных обязательств. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляются протоколами и постановлениями.
Обследование — ознакомление с состоянием подконтрольного объекта на месте, в частности, с состоянием складского хозяйства, использованием производственных мощностей, охраной труда и техникой безопасности. Выявляют при этом положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия. Результаты обследования оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями.
Перечисленные формы контроля используются в контрольно-ревизионной работе не изолированно, а в совокупности, что существенно повышает действенность финансовохозяйственного контроля. Следовательно, содержание контроля проявляется в его формах, а осуществление — в способах и приемах.
Выделяют также ревизию, взгляды на сущность которой расходятся. По мнению некоторых экономистов, ревизия является одним из методов контроля, другие считают ее видом контроля.
Профессор Н.Г. Белов делает вывод, что ревизия является не только элементом метода, но и важной формой экономического контроля, с помощью которого наиболее полно реализуется контрольная функция государства.
Авторы данного пособия разделяют мнение профессора И.А. Белобжецкого в том, что ревизия является формой конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансово-хозяйственного контроля.
Основные тенденции изменения названных форм контроля следующие: ограничение предварительного контроля и замена его прогнозированием; освобождение второй подписи на документах (главного бухгалтера) от ее прежней контрольной (разрешительной роли); осуществление текущего контроля в форме бездокументального наблюдения со стороны заинтересованных лиц (субъектов управления и собственников). По мнению авторов, неизбежны ограничение ревизий и повышение оперативности контроля в форме разовых, частичных и узкотематических проверок.
Выбор формы и сроков проведения контроля должен зависеть от самостоятельных решений субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (периодичности мероприятий), а на оценке деятельности объекта контроля и отчетной информации о нем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|