|
Денежный рынок, проблемы его становления и устойчивого функционирования.
Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Традиционные жёсткие меры монетарной и фискальной политики, направленные на ограничение роста предложения денег, вызвали лишь незначительное снижение инфляции. Вместе с тем это привело к ощутимой нехватке ликвидности, которая обусловила рост объёмов задолженности, бартерных операций и теневых сделок, тормозящих экономический рост. Денежные отношения в белорусской экономике развиты крайне слабо, о чём свидетельствует объём денежной массы в обращении. Хотя номинальное предложение денег значительно и к тому же быстро увеличивается, его отношение к валовому внутреннему продукту остаётся на низком уровне. Согласно оценке Всемирного банка, национальная валюта составляет всего 25% денежной массы в обращении («широких денег»). Объём кредитов по отношению к ВВП предельно низкий. Всё это признаки того, что функционирование финансового сектора серьёзно нарушено.
Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизацияпредставляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту.
Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.
Если же центральный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.
Какие же меры экономической политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси? Во-первых, для устойчивой работы экономики важным условием является ценовая стабильность. Она необходима для усиления роли национальной денежной единицы, без которой рыночная экономика как экономика денежная не может функционировать. Ценовая стабильность должна быть подкреплена двумя «якорями»: номинального фиксированного (или близкого к фиксированному) обменного курса с привязкой к стабильным валютам и номинальной заработной платы. В дополнение к этому шагу необходимо остановить долларизацию, поскольку именно она является главным источником инфляции и неустойчивости банковской системы.
В условиях повышения спроса на национальную валюту и «финансовое богатство», выраженное в ней, центральный банк сможет увеличивать предложение денег, не опасаясь инфляции, и создавать настоящую денежную экономику, которой в Беларуси пока не существует. Если спрос на национальную валюту увеличится, то центральный банк сможет обеспечить экономику достаточной ликвидностью (функция «кредитора последней инстанции»), которая столь необходима предприятиям в качестве оборотных средств. Но при этом центральный банк должен стать институционально независимым, что укрепит доверие к белорусскому рублю как стабильной валюте. Недопустима практика прямого кредитования правительства центральным банком. В настоящее время значительная часть денежных средств, создаваемых центральным банком, направляется на кредитование правительства. Хотя коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) очень низкий, а отношение бюджетного дефицита к ВВП невелико, ежегодный прирост денежной массы неоправданно высок (прирост «широких денег» в 2003г. составил 56%).
Поскольку «якорь» обменного курса должен быть стабильным, то и привязывать национальную валюту надо к твёрдой валюте, а не к российскому рублю. Последний сам по себе достаточно слаб и в большей или меньшей степени привязан к американскому доллару. Привязка более слабой валюты к относительно менее слабой валюте в рамках допустимого коридора значений не имеет большого смысла. Такой шаг допустим только в том случае, если валютный союз создавался бы в реальности, а не на бумаге. Но в таком союзе финансовая система Беларуси будет полностью зависеть от политики Центрального банка России. В России и Беларуси две достаточно разные экономические системы, не очень подходящие для такого рода союза. Перспектива создания валютного союза с Российской Федерацией становится всё менее реальной, о чём свидетельствует существующий разрыв между официальной риторикой и реально достигнутым прогрессом. Если единая валюта и будет когда-нибудь введена, то наша республика, по всей вероятности, больше проиграет, нежели выиграет. Для Беларуси было бы желательно привязать свою валюту к евро или доллару или же корзине из этих двух валют.
Начиная с 1999г. правительство Беларуси всё больше вмешивается в процесс установления заработной платы.Действующая система формирования заработной платы не способствует достижению ценовой стабильности и не в состоянии защитить большинство наемных работников от снижения реального заработка. Кроме того, такая система способствует сохранению несправедливой дифференциации в оплате труда как в рамках одной отрасли, так и между отраслями, что препятствует экономически оправданному повышению реальной заработной платы. Существующая система оплаты труда является барьером на пути к достижению макроэкономической стабильности. Необходимо устанавливать заработную плату исходя их производительности труда. В экономике в целом средняя заработная плата должна увеличиваться в соответствии с темпом роста производительности труда (измеренной как реальный ВВП на одного работника) плюс целевой уровень инфляции. Но это будет возможно лишь после снижения уровня инфляции. Указанный выше принцип гарантирует умеренный рост издержек на оплату труда, выражаемый как отношение фонда оплаты труда к реальному ВВП. Другими словами, установление заработной платы согласно производительности труда представляет собой якорь номинальной заработной платы, гарантирующий как ценовую стабильность, так и стабильность номинального валютного курса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|