Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Совершенствование фискальной политикипредполагает освобождение доходной части бюджета от тех налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование.

Следует весьма осторожно подходить к практике введения дополнительных налогов и сборов, относящихся на финансовые результаты предприятий. Необходимо помнить, что сиюминутная выгода для бюджета сегодня может обернуться значительными бюджетными потерями в будущем.

Некоторые эксперты указывают на следующую проблему отечественной бюджетно-налоговой политики: основная часть налогов изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объеме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.

Отчисления из выручки и налог на прибыль уплачиваются исключительно по мере поступления выручки на счета предприятий.

Основой финансового успеха любого субъекта хозяйствования является сбыт производственной продукции. По большому счету в цену реализованного товара включаются не только косвенные, но и прямы налоги, и все они в конечном итоге оплачиваются потребителем. Следовательно, основными источниками поступления налогов в бюджет являются доходы населения. И только налоги, «осевшие» в нереализованной продукции и потому не возмещенные потребителем, тяжелым бременем ложатся на финансовые результаты деятельности предприятия и в ряде случаев ведут не только к сокращению прибыли, но и к выманиванию оборотных средств.

Предположения отдельных специалистов по использованию налога на имущества в качестве основной балансирующей статьи бюджета способны привести к тому, что для убыточных и низкорентабельных предприятий, имеющих значительные основные фонды, этот платеж станет непосильной ношей. А убыточных предприятий, как показывает статистика, в промышленности в 2007 г. было около четверти. Повышение ставки налога на имущество может привести к беспрецедентному выманиванию оборотных средств малоэффективных предприятий. В числе пострадавших от реализации такого подхода могут оказаться и крупные машиностроительные предприятия.



На данном этапе бюджет в целом сохраняет социальную направленность, сохраняются примерные пропорции в структуре государственных доходов и расходов. Об этом можно судить по данным об исполнении государственного бюджета за 2006-2008 гг., которые приведены в таблице.

Таким образом, становление бюджетных отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

 

 


 

61. Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга.

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.

Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд. руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

- низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;

- ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;

- нерациональной структуры бюджетных расходов;

- высокого уровня расходов непроизводительного характера;

- инфляции;

- неустойчивости денежного обращения;

-неустойчивости системы расчетов;

- нерациональной налоговой политики;

-непродуманной инвестиционно-кредитной политики;

-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;

- снижения жизненного уровня населения.

Различаютактивный ипассивный бюджетные дефициты.Возникновение излишков расходов над доходами называют активным бюджетнымдефицитом. Это происходит в результате сознательных действий правительства, т.е. происходит увеличение расходов и снижение доходов.

Дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности, получили название пассивных дефицитов.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, - неуправляемым. Неуправляемый дефицит влечет за собой эмиссию денег, рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелые социальные последствия для населения.

Предел бюджетного дефицита целесообразно определять:

1.По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).

2.По отношению к национальному доходу (НД).

3.По отношению к расходам бюджета на текущий период

Таким образом, проблема сбалансированности государственного бюджета в абсолютном большинстве случаев сводится к одному, а именно его дефициту. Практически каждое государство сталкивается с дефицитом государственного бюджета, при этом небольшой дефицит не является проблемой. Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что в конце концов может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, может привести к замедлению экономического роста и падению деловой активности.

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. Внутренний государственный долг — это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам. В развитых странах его определяют как общий объем непогашенных государственных ценных бумаг.

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами:

1. увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка;

2. осуществив монетизацию бюджетного дефицита;

3. полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Сократить расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и, как правило, вызывает длительные споры в парламенте. Кроме того, как показывает практика, в первую очередь уменьшаются социальные выплаты, что не является популярной мерой. Тем не менее, правительства ряда стран использовали этот метод .

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование государственных расходов — ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5, 10, 15 % и т.д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Ему не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам:

1.в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний;

2.путем продажи им государственных ценных бумаг.

Таким образом, следствием бюджетного дефицита для государства становится государственный долг. Особенно важным является внешнее долговое бремя. Небольшой государственный долг не является проблемой для государства. Проблемой становится постоянное увеличение государственного долга в ВВП. Пути для уменьшения государственного долга есть, однако они могут быть не всегда популярны среди населения, так как обычно государство сокращает расходы или увеличивает доходы.

 


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.