Сделай Сам Свою Работу на 5

Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в Республике Беларусь.

В конце ХХ – начале ХХ1 века становится очевидным, что не существует эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Как правило роль государства в экономике связывают с несовершенством механизмов регулирования, так называемыми «провалами рынка», что в целом соответствует действительности. Вместе с тем реальная проблема значительно шире и сложнее.

Существующие обстоятельства и факторы социального и структурного характера определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а детерминируют функции, имеющие его исключительную прерогативу. В значительной степени это обусловлено тем, что общество представляет собой достаточно сложную структуру. Внутри нее происходит все большая социализация индивидов и хозяйственных образований, которые составляют некие общности, слои, классы, группы, имеющие свои приоритеты и интересы. Достичь баланса этих интересов только на основе рыночной самоорганизацией невозможно.

Роль государственного влияния качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся и отрегулированной экономики рыночного типа. Рыночная самоорганизация, спонтанное формирование новых институтов мало эффективны в период перехода от одной системы к другой. Больше того, в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции системы, направленной на сохранение старых традиций, норм. Отсутствие действенного государственного регулирования в переходный период приводит к неизбежному экономическому и политическому хаосу. В зависимости от состояния институциональной среды, социально-экономической природы самого государства оно может стать дополнительным фактором нестабильности, или, напротив, гарантом соблюдения «правил игры», регулятором, который мог бы осуществить гармонизацию общественных интересов.



В переходный период происходят принципиальные изменения в сфере государственного регулирования: командные методы и внеэкономическое принуждение постепенно заменяется теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике. Экономическая политика государства в трансформационный период значительно усложняется, так как на этом этапе, помимо вышеупомянутых, государства осуществляет функции, продиктованные спецификой переходного периода. В агрегированном виде эти функции можно представить в виде двух основных блоков: функций административного порядка и трансформационной функции.

Поскольку от методов прямого регулирования большинства пропорций отказаться сразу невозможно, это в свою очередь предопределяет продолжительный период сосуществования административной функции с рыночными механизмами. Период сосуществования двух функций может быть достаточно длинным, в том числе и из-за противодействия реформам различных социальных групп.

Характерным для трансформационной функции является пересмотр институциональной базы командной экономики и создание базы для рыночных преобразований, для этого необходим целый комплекс основополагающих институтов. Прежде всего, это институт частной собственности, для которого необходим закон о собственности, закрепляющий пучок прав частной собственности и плюрализацию ее форм, четкая правовая база для осуществления отношений между предприятиями различных типов собственности и государством, законы о сделках, договорах, обязательствах и тому подобное; институт поддержки конкурентной среды, который требует ценовой либерализации, антимонопольного законодательства, закона о защите прав потребителей, закона о банкротстве, законов по борьбе с преступностью и коррупцией; институт рынка труда – для него необходим закон о труде, о социальной защите различных групп населения.

На наш взгляд, в условиях переходной экономики, наиболее важным и значимым является создание эффективно функционирующего рынка, включающее обеспечение правовой базы функционирования рыночного хозяйства, стимулирование и защиту конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим условиям перехода к рыночной экономике. Антимонопольная политика – направление государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Прежде всего, антимонопольная политика должна быть ориентирована на создание условий и мер по предотвращению проявлений монополизма. Особенно это важно для экономик, длительное время развивавшихся в рамках плановой системы, где степень монополизации рынка была значительной. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике важнейшим фактором развития конкуренции становится проведение антимонопольной политики с целью повышения экономической эффективности.

Действенным инструментом проведения антимонопольной политики должно стать антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Однако в условиях переходной экономики возникает множество проблем, снижающих эффективность применения законодательных мер. Поэтому вопросы, касающиеся формирования, применения и совершенствования антимонопольного законодательства в условиях трансформации, требуют комплексного научного исследования. Эта проблема становится особенно актуальной в преддверии создания Союзного государства России и Беларуси. И если в России уже длительный период времени идет формирование антимонопольного законодательства и его относительно успешное практическое применение, то в Республике Беларусь, решение проблемы идет противоречиво. Так, в частности, в начале рыночных реформ в Беларуси был создан Антимонопольный комитет, который достаточно успешно функционировал в течение 2-х лет. Затем его упразднили, функции передали Министерству предпринимательства, которое впоследствии также было ликвидировано.

Историческое развитие России и Беларуси предопределяют особенности монополизации экономики в переходный период. Определенное влияние на своеобразие монополизма в этих странах оказывают противоречия рыночного реформирования: целый ряд монополистических тенденций порождены условиями самой переходной экономики, объективными и субъективными трудностями реформирования. Можно отметить параллельное развитие процессов демонополизации и сохранения прежних монополизированных структур, при постепенном их высвобождении из-под государственного контроля. В обстановке несовершенства антимонопольного законодательства им оказывается даже легче регулировать свою монопольную власть.

Отсутствие в России, и особенно в Беларуси, широкого слоя мелких и средних предпринимателей, что косвенно подтверждается трудностями в проведении государственной поддержки малого и среднего бизнеса, определяет необходимость выдвижения на первый план антимонопольной политики следующих целей: создание основ для развития и защиты конкуренции и эффективности распределения ресурсов.

Эффективная антимонопольная политика, провозглашаемая в законодательстве различных стран, должна строиться так, чтобы, с одной стороны, препятствовать проявлению антиконкурентного поведения, а с другой, не сдерживать эффективное использование больших масштабов производства.

В условиях реформирования экономики, задача антимонопольной политики, связаны с изменением типа экономической системы, с преодолением «командно-административного монополизма».

В рамках антимонопольной политики можно выделить два направления:

- демонополизация – снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка;

2) регулирование деятельности монополий.

Первое направление предполагает снижение степени концентрации предпринимательских монополий; содействие развитию конкурентной среды в монополизированных отраслях; разработку системы ограничений на слияние или соглашения, ведущие к росту монополизации и ограничению конкуренции. Процессы демонополизации особенно актуальны для стран бывшего СССР, так как до недавнего времени экономика этих стран была сверх монополизированной. Уровень ее монополизации определялся господством государственной формы собственности и распределительных принципов удовлетворения потребностей. В отсутствие конкурентной борьбы сформировалась не только сверх монополизированная, но и сверх концентрированная экономика, для которой были характерны не только крупные по объемам производства предприятия, но и их незначительное количество в отрасли. В таких условиях переход к рынку связан со сменой собственника, масштабной приватизацией, а переход к конкурентному рынку требует специальных мер по увеличению числа субъектов рынка.


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.