Собственность на землю и ее реформирование. Опыт и проблемы постсоциалистических стран.
Осуществление земельной реформы в РФ началось в 1990 г. Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:
1 ) переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);
2 ) приватизация земель;
3 )децентрализация права собственности на землю;
4 ) обеспечение рационального использования земли.
Достичь поставленных целей предполагалось путем перераспределения земельных участков, введения множества форм их использования и форм хозяйствования. Основным нормативным актом, регулирующим про- ведение земельной реформы, был Закон РСФСР -О земельной реформе., вступивший в силу с 1.01.1991 г. В СТ. 16 вышеназванного Закона определялись этапы проведения земельной реформы. На I зтапе осуществлялась инвентаризация земельных участков, при проведении которой уточнялись границы используемых земель и выявлялись неиспользуемые земли. На 11 этапе предполагалось произвести переоформление прав на землю. Для выполнения этих мероприятий был установлен срок 2 года. Устанавливалась также ответственность за нарушение сроков, а именно: лица, не переоформившие право на землю в течение 2 лет, утрачивали его. В конце 1992 г. было выявлено, что сроки, установленные для проведения земельной реформы, не реальны. Причины невозможности их соблюдения заключались В ОТСУТСТВИИ:
1) право вой базы, на основании которой Должна была проводиться приватизация земель;
2) необходимого количества денежных Средств. Впоследствии вышеуказанные сроки продлевались, однако вновь были нарушены. Необходимо отметить, что до настоящего Времени многие физические и юридические лица не переоформили права на землю. 27 октября 1993 г. принят Указ Президента РФ «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РОССИИ» который:
- утвердил неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц;
- признал землю имуществом, недвижимостью;
- закрепил право собственников земельных участков и долей свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставной капитал акционерных обществ, производственных сельхозкооперативов и других организаций;
- установил, что сделки с землей регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и экологического законодательства. Это принципиально важно, так как подчеркивается особенность земли как имущества, недвижимости, которое необходимо обязательно учитывать при регулировании. Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 Г., в ст. 9 и 36 закрепила все ФОРМЫ права собственности на землю: частную,
Составной частью проводимой в стране аграрной реформы является земельная реформа, задача которой — не простое перераспределение земель между землевладельцами и землепользователями, а прежде всего формирование в аграрном секторе многоукладной экономики рыночного типа и достижение на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Земельная реформа представляет собой главный инструмент государственной политики, нацеленной на решение двух проблем:
- во-первых, устранение экономической неэффективности, связанной с неравномерным распределением земель в сельской местности и, соответственно, неравномерным распределением доходов в аграрном секторе
- во-вторых — снятие социального напряжения в обществе
Земельные реформы носят, как правило, распределительный характер. Различаются они тем, в чью пользу происходит перераспределение и каковы его механизмы. С точки зрения механизмов реформы могут быть компенсационными, при которых бывшие собственники получают определенную компенсацию (от бенефициантов или государства), или экспроприационными, при которых часть или все земли прежних владельцев изымаются безвозмездно. Компенсационная реформа была проведена, например, в России в 1861 г.
Перераспределение земель обычно преследует цели социальной справедливости и создания коммерческих сельскохозяйственных производственных единиц. Обе цели не так однозначны, как представляется иа первый взгляд. Передача земли в собственность безземельных крестьянских семей, казалось бы, нацелена на усиление равенства в деревне. Тем не менее опыт, например, латиноамериканских реформ показывает, что полученную только что землю крестьяне вынуждены тут же продавать, часто бывшим собственникам, так как не обладают капиталом для ведения производства на ней. В других случаях хозяйство на небольших участках становится сугубо подсобным, обеспечивающим потребности семьи в продуктах питания. Для получения дополнительного дохода бенефицианты вынуждены наниматься к бывшим латифундистам. Таким образом, перераспределение земель не всегда ведет к равенству: иногда оно еще более усугубляет социальные проблемы в сельской местности.
С точки зрения того, в чью пользу идет земельное перераспределение, опыт реформ также дает весьма пеструю картину. В последние годы бенефициантами реформ чаще становятся семейные коммерческие фермы.
Собственность — это максимально возможная степень прав лица (физического или юридического) на землю. В принципе любые операции с землей (хозяйственная эксплуатация, сдача в аренду, отчуждение и др.) могут осуществляться только с согласия собственника, который имеет право пользования, владения и распоряжения землей.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О праве собственности на землю» (1993 г.) получили признание две формы собственности на землю — государственная и частная. Частная собственность ограничена и распространяется только на земли граждан (физических лиц). Из имеющихся в республике 9 млн га сельскохозяйственных земель в частную собственность будет передано около 1,5 млн га (16 %).
Частная собственность на землю является базовой формой землепользования. Своей абсолютной формы, защищенной в законодательстве, она достигла в начале XIX в. Далее развитие общества потребовало усиления регулирования и ограничения прав земельных собственников.
В современных условиях концепция правового регулирования земельной собственности значительно изменилась. Главное в этом изменении — усиление государственного вмешательства в права частных собственников. Направление и степень этого регулирования зависят от конкретных национальных условий, но можно выделить несколько типов ограничений правомочий земельных собственников:
Ограничение на получение земли и на земельные сделки. В ряде стран законодательно установлены административные ограничения на приобретение сельскохозяйственной земли.
Экспроприация земель. В определенных случаях для обеспечения общественных нужд земли должны быть изъяты у собственников, обычно — на условиях компенсации.
Регулирование использования сельскохозяйственных земель. Иногда государственное регулирование использования сельскохозяйственных земель не только распространяется на контроль размера ферм или земельных сделок, но и предъявляет требование обязательного возделывания земли или лицензирования фермеров.
Природоохранные ограничения. В ряде стран природоохранное законодательство накладывает существенные ограничения на использование сельскохозяйственных земель. Это регулирование может распространяться на охрану сельского ландшафта, лесов, ограничение загрязнений почвы, воды, на сохранение растительного и животного мира.
Регулирование аренды. Аренда земли является одним из важнейших правомочий собственника по распоряжению своей собственностью. В большинстве развитых стран аренда сельскохозяйственных земель играет важную роль в структуре землепользования. В последние годы в земельном праве правомочия все чаще распределяются в пользу арендатора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|