Учет сумм покрытия по клиентам позволяет дифференцировать покупателей и управлять реализацией
В том случае, когда производство ориентировано исключительно на рынок, учет суммы покрытия по клиентам в значительной степени повышает эффективность управления результатами и реализацией, так как он позволяет обоснованно подразделять клиентов на выгодных и невыгодных. Комиссионные с результата и учет суммы покрытия по клиентам способствуют правильному планированию производственной программы с учетом положения на рынке путем активного управления прибылью, предоставляя отделу сбыта необходимые данные о возможностях получения запланированных сумм покрытия. Учет результатов (см. таблицу на рис.20) содержит лишь средние показатели по отдельным товарам. Но для отдела сбыта интерес представляет и то, почему выручка и суммы покрытия по отдельным клиентам, группам клиентов, районам сбыта, странам и сотрудникам отдела сбыта фирмы не достигают плановых показателей или превышают их. Для того чтобы глубоко проанализировать процесс реализации, статистические данные, полученные на базе полных затрат, необходимо дополнять данными о суммах и степенях покрытия. Дополнение учета суммы покрытия по изделиям учетом суммы покрытия по клиентам возможно лишь в том случае, когда в системе обработки информации собираются и накапливаются по меньшей мере следующие данные:
Уменьшение суммы покрытия в результате влияния нескалькулированной скидки
Комиссионные с результата сокращаются пропорционально уменьшению суммы покрытия (тормоз скидки!)
| № строки
| Показатели
| Без комиссионных;
плановая сумма покрытия = 40 марок
| С комиссионными;
плановая сумма покрытия = 40 марок
цена реализации = 110 марок
|
| С комиссионными;
скидка = 10 %
(нескалькулированная)
|
| а
| б
| в
|
| г
|
| Чистая выручка
|
|
|
|
|
| Предельные или производственные затраты
|
|
|
|
|
| Сумма покрытия
|
|
| = -25%
|
|
| Степень покрытия
| 40%
| 40%
| = -25%
| 33,33%
|
| 10% комиссионных с результата
|
|
| = -25%
|
|
| Сумма покрытия
|
|
|
|
|
| Степень покрытия
|
| 36%
|
| 27%
|
| Заданная степень покрытия
| 36%
| 36%
|
| 36%
|
| Перекрытие или недопокрытие
| 4%
| 0%
|
| -9%
|
| 4 % комиссионных с оборота = 10 % комиссионных с результата - 4 марки
| = -10%
| 3,6
| Рис. 25.
• номер заказа;
• номер товара (изделия);
• номер ассортимента;
« номер клиента:
группа клиентов;
• номер сотрудника отдела сбыта (представителя) фирмы;
• номер района (страны, региона) сбыта;
• объем продаж;
• выручка от реализации;
• плановая предельная (производственная) себестоимость.
При помощи ЭВМ, имея соответствующее программное обеспечение, можно дополнить информацию о выручке, затратах и суммах покрытия по изделиям для учета результатов ее классификаций по клиентам, сотрудникам отдела сбыта фирмы и зонам (регионам) реализации. Тем самым отделы сбыта и маркетинга получают полную квалифицированную информацию для анализа и принятия оперативных и стратегических решений о реализации. На рис. 26 представлен учет суммы покрытия по клиентам, получающим продукцию от пивоваренного завода.
Определение запланированной степени покрытия на основе данных запланированного результата:
результат (выручка) = 100 марок= 100%;
предельная себестоимость=60 марок;
объем суммы покрытия=40 марок=40%—это средняя запланированная степень покрытия;
общие постоянные затраты=30 марок;
прибыль= 10 марок.
Если все проданные товары и выполненные заказы достигают фактической степени покрытия в 40% от плановой цены, то это означает, что предприятие находится на правильном пути к намеченной цели (управление целями соответствует достижению целей). Анализ фактических и плановых показателей выручки, затрат и сумм покрытия обеспечивает процессы управления и контроля результатов.
В стр. 3 таблицы на рис. 26 показано, что ресторан Б, имея сумму покрытия I в размере 7600 марок, является предпочтительным клиентом. Без углубленного анализа суммы покрытия служба контроллинга могла бы рассматривать ресторан Б как более предпочтительного клиента. В учете суммы покрытия по клиентам на пивоваренных заводах насчитывается до 25 видов затрат, которые непосредственно (прямо) можно отнести на того или иного клиента, т. е. они являются решающими затратами при выборе и оценке клиентов. Для углубленного анализа не имеет значения, пропорциональны виды затрат степени загрузки производственных мощностей или же не зависят от нее (т. е. являются постоянными).
На основании данных стр. 5 в таблице на рис. 26 после учета и оценки затрат, влияющих на принятие решения по выбору клиента, ресторан А можно рас
|
| Структура выручки
| Ресторан А
| Ресторан Б
| Предельная себестоимость единицы продукции
| Постоянные затраты на единицу
| Плановая степень покрытия
|
|
| а
| б
| в
| г
| д
| е
|
|
| Сорт "Пильзенское" x марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
| Экспортное y марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
| Старое пиво z марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - предельная себестоимость
|
|
|
|
|
|
|
| "Пильзенское" x марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
| Экспортное y марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
| Старое пиво z марок/гектолитров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Величина суммы покрытия I
| = величина суммы покрытия I, марок
(абсолютная сумма покрытия для объекта)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фактическая степень покрытия
| 41,32%
| 44,44%
|
|
| 42%
|
|
| -прямо относимые затраты:
|
|
|
|
|
|
|
| проценты
|
|
|
|
|
|
|
| 8% в соответствии с банковской практикой –5%=3%
|
|
|
|
|
|
|
| соблюдение технологии
|
|
|
|
|
|
|
| этикетки, рекламные подарки
|
|
|
|
|
|
|
| ремонт, техническое обслуживание
|
|
|
|
|
|
|
| бесплатный отпуск пива
|
|
|
|
|
|
|
| командировочные расходы представителей фирмы
|
|
|
|
|
|
|
| накладные расходы представителей фирмы
|
|
|
|
|
|
|
| транспортные расходы (нормативные):
1,5 марки/км
|
|
|
|
|
|
| Величина суммы покрытия II
| =величина суммы покрытия II, марок
(сумма покрытия по клиентам объекта)
|
|
|
|
|
| +255
|
|
| Фактическая степень покрытия
| 24,63%
| 21,34%
|
|
| 25%
|
Рис. 26. Управление результатами на основе учета суммы покрытия по клиентам
сматривать в качестве фаворита. Поскольку при анализе фактических и плановых показателей по стр. 3 и 5 для обоих ресторанов выявляется вариация степеней покрытия вокруг их запланированных величин (42 и 25%), обоих клиентов можно рассматривать как выгодных. Различие в степени их выгодности вызвано разным уровнем затрат по сбыту и неодинаковым местоположением ресторанов. Клиенты, которые считаются невыгодными (фактическая степень покрытия меньше плановой), получают меньший процент субсидий, меньше рекламных подарков и т. п. или их не получают. В чрезвычайных ситуациях их вообще можно вычеркнуть из списка клиентов.
Контроль за результатами необходимо осуществлять
Во взаимосвязи с управлением (менеджментом) денежной
Наличностью
Контроль за результатами при помощи анализа фактических и плановых показателей (например, дохода на инвестированный капитал, движения денежной наличности, величин запланированной суммы покрытия) в системе обратной связи и управлением результатами взаимозависимы. Если руководству фирмы удается до конца планового периода ликвидировать отклонение от плана, имевшее место в мае, то его меры следует считать успешными. В концепции контроллинга управление результатами не ограничивается противодействующими мерами после появления отклонений от плана и «узких мест», а предполагает упреждающие меры по регулированию результатов. Нужно стремиться к профилактике и предотвращению «узких мест», т. е. о недогрузке производственных мощностей сообщать не тогда, когда работники производственных подразделений затягивают выполнение заказов, а за четыре недели до этого. Своевременное обнаружение недогоузки производственных мощностей уменьшает холостые затраты и позволяет быстрее конкурентов начать процесс перехода к полной загрузке мощностей.
Анализ фактических и плановых показателен выоучки, сумчы и степени покрытия по товарному ассортименту, производственным подразделениям и центрам прибыли позволяет обнаружить все «узкие места» в достижении результатов при помощи анализа данных в точке покрытия. Контроль результатов, основанный на применении вычислительной техники, в сочетании с системой управления (менеджментом) денежных средств обусловливает как система обратной связи в замкнутом контуре управления корректировку поставленных целей и тем самым автоматически и плановых показателей. В журнал контроля за результатами из системы бухгалтерского учета дебиторской задолженности переносится информация о чистой выручке и соответствующих ей нормативных предельных затратах (предельной себестоимости или производственных затратах). В нем вычисляются (тактические суммы покрытия, которые затем переносятся на график контроля за результатами нарастающим итогом, т. е. проводится ежемесячный анализ плановых и фактических показателей. На оси Y отражаются запланированные и фактические суммы покрытия, на оси Х — период в 12 месяцев.
Месяц
| Общая сумма затрат на содержание предприятия в готовности к эксплуатации (нарастающим итогом)
| Планирование результата
| Контроль результатов
| Отклонение результата
| плановая величина сыммы покрытия
| чистая прибыль
| величина суммы покрытия (фактическая)
| чистая прибыль
| плановая и фактическая величины суммы покрытия
| тыс. марок в месяц
| тыс. марок нарастаю-щим итогом
| тыс. марок в месяц
| тыс. марок нарастаю-щим итогом
| тыс. марок в месяц
| тыс. марок нарастаю-щим итогом
| тыс. марок в месяц
| тыс. марок нарастаю-щим итогом
| тыс. марок в месяц
| тыс. марок нарастающим итогом
|
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
| и
| к
| л
|
|
|
|
| -50
| -52
|
|
| -60
| -60
| -8
| -8
|
|
|
|
| -36
| -88
|
|
| -40
| -100
| -4
| -12
|
|
|
|
| -11
| -99
|
|
| -30
| -130
| -19
| -31
|
|
|
|
| +13
| -86
|
|
| -10
| -140
| -23
| -54
|
|
|
|
| +95
| +9
|
|
| +35
| -105
| -60
| -114
|
|
|
|
| +167
| +176
|
|
| +85
| -20
| -82
| -196
|
|
|
|
| +189
| +365
|
|
| +215
| +195
| +26
| -170
|
|
|
|
| +86
| +451
|
|
| +100
| +295
| +14
| -156
|
|
|
|
| -7
| +444
|
|
| -10
| +285
| -3
| -159
|
|
|
|
| -48
| +396
|
|
| -50
| +235
| -2
| -161
|
|
|
|
| -52
| +344
|
|
| -60
| +175
| -8
| -169
|
|
|
|
| -44
| +300
|
|
| -55
| +120
| -11
| -180
|
| тыс. марок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| плановая величина суммы покрытия
| фактическая величина суммы покрытия
| D суммы покрытия плановой
| D суммы покр. фактической
|
| Плановые затраты на содержание предприятия в готовности к эксплуатации равны фактическим
плановые постоянные затраты = фактические постоянные затраты
| Плановая величина
| Плановая величина нарастающим итогом
| 1/12 затрат на содержание предприятия …
а-б
1/12 пост. затрат
| а-в
| Фактически продано
| Фактически продано (нарастающим итогом)
| а-е
| а-ж
| е-б
| ж-в
| Рис. 27. Контроль за результатом при помощи анализа суммы покрытия, исчисленной нарастающим итогом, -математический метод (применяется при I и II типах организации учета сумм покрытия)
Наряду с данными о доходе на инвестированный капитал и движении наличных денег анализ данных в точке покрытия предоставляет важную информацию для управления фирмой. Он сигнализирует о том моменте, когда полученная величина суммы покрытия покроет месячные и общие постоянные затраты на поддержание предприятия в готовности к эксплуатации, т. е. когда фирма выйдет из зоны убытков. После достижения точки покрытия все полученные суммы покрытия являются прибылью, если клиенты соблюдают условия платежей.
Анализ фактических и плановых показателей в системе контроля за затратами по каждому заказу клиентов при помощи плановой степени или заданной суммы покрытия для каждого продуктивного рабочего часа дополняет анализ данных в точке покрытия центров прибыли или фирмы в целом. Все сопоставления фактических и плановых показателей дают сведения о том, достигли фактические суммы покрытия в рамках запланированного результата своей доли в покрытии постоянных затрат (затрат на содержание предприятия в готовности к эксплуатации) и прибыли или нет и в какой момент фактический объем суммы покрытия сравняется с постоянными затратами (затратами на содержание предприятия в готовности к эксплуатации). Все суммы покрытия служат до момента достижения точки покрытия сохранению рабочих мест, т. е. покрытию постоянных затрат (затрат на управление и содержание предприятия в готовности к эксплуатации).
Эффект анализа данных в точке покрытия зависит от пропорциональной объему динамики выручки и затрат среднего состава заказов и правильного учета и распределения постоянных затрат (затрат на содержание предприятия в готовности к эксплуатации) по центрам прибыли. При этом предполагается, что предельные или производственные затраты исчислены правильно. Кильгер рекомендует в рамках учета предельных плановых затрат дополнить контроль за результатами анализом результата за период путем сравнения плановых и фактических показателей с применением анализа причин отклонений по показателям выручки, предельной себестоимости и постоянных затрат. Прибыль предприятие может получить лишь в том случае, когда покрыты все постоянные затраты (затраты на содержание предприятия в готовности к эксплуатации), т. е. не в январе, как считают сторонники учета полных затрат, а по большей части лишь в конце отчетного периода. Все заказы клиентов, которые после превышения точки покрытия дают положительные суммы покрытия (выручка больше предельной (производственной) себестоимости), приносят прибыль. Ниже точки покрытия расположены те заказы клиентов, по которым не достигается заданная сумма покрытия; они вызывают убытки в размере упущённых частей суммы покрытия. Если руководители фирмы первого уровня могут мыслить и действовать в рамках концепции и категорий сумм покрытия, то анализ суммы покрытия в сочетании с методом сопоставления плановых и фактических показателей постоянных затрат и с анализом отчетов об исполнении бюджета (сметы), динамики рентабельности, выполнении финансового плана и ликвидности предприятия может предоставить достаточно полную информацию.
На рис. 27 и 28 дано математическое и графическое изображение используемого на практике анализа данных в точке покрытия который можно применить к I и II типам организации учета суммы покрытия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|