ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА КАК ШТАБ
Главный контроллер находится в подчинении председателя совета фирмы (правления фирмы) без головного отдела «Служба капитала» (основная схема 1). Главный контроллер подчинен не посредственно члену правления фирмы, ответственному за сектор «Контроллинг и финансы» в качестве руководителя главного отдела (рис. 11, нижняя схема).
Служба контроллинга разрабатывает рекомендации по принятию решений и руководит процессом восприятия этих рекомендаций заказчиком. В задачу главного контроллера входит обобщение рекомендаций и установление контактов с лицами, принимающими решения.
1.3.4. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА КАК ЛИНЕЙНАЯ СЛУЖБА (рис. 12-15)
Децентрализация службы контроллинга позволяет делегировать часть задач централизованной службы контроллинга другим подразделениям предприятия, например структурным подразделениям фирмы, филиалам, звеньям, центрам стратегического управления фирмой, за исключением ряда профильных отделов, которые остаются в подчинении главного контроллера:
Главный контроллер координирует деятельность децентрализованных служб контроллинга в области оперативного и стратегического планирования, сметного планирования, анализа плановых и фактических показателей, корреспонденции и отчетности, берет на себя обработку специальных поручений, особых заказов и заданий лиц, принимающих управленческие решения.
Пояснения. Децентрализованные службы контроллинга должны быть у лиц, принимающих управленческие решения:
• в административном подчинении
• в функциональном подчинении
• в инструктаже, совместной работе
• член правления фирмы – Чпф
• главный контроллер – Гк
• контроллер подразделения – Кп.
Вариант 1. Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, инструктируется у главного контроллера.
Преимущества. Контроллер подразделения работает в значительной степени самостоятельно, ответственно; при этом варианте достигается высшая степень децентрализации. Интересы подразделений подчиняются интересам центральной службы контроллинга. Контроллер подразделения не участвует в пограничных конфликтах.
Недостатки. Если координация через главного контроллера будет блокирована, подразделения получат излишнюю самостоятельность.
Выход из положения. Контроллер подразделения работает совместно с главным контроллером.
Вывод. На практике вариант 1 встречается редко.
Вариант 2. Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а функционально – главному контроллеру (испытанная модель «Дженерал Моторс», начиная с 1919 г.).
Преимущества. Руководитель подразделения определяет, КОГДА и ГДЕ использовать контроллера подразделения; это оптимально при ярко выраженном сильно децентрализованном управлении подразделениями. Главный же контроллер с соответствующей профессиональной компетенцией определяет, КАК и ЧТО именно из круга проблем нужно решить.
Недостатки. Двойное подчинение контроллера подразделения может приводить к конфликтным пограничным ситуациям.
Выход из положения. Ранжировать (выстраивать), разделять интересы подразделений и главного контроллера.
Вывод. Вариант 2 является классическим для хозяйственной практики и широко распространен,
Вариант 3. Контроллер подразделения функционально подчиняется руководителю подразделения, а административно – главному контроллеру.
Преимущества. При функциональном подчинении определяется, КАК и ЧТО за проблемы решаются, при административном – КОГДА и ГДЕ; вариант можно применять только в условиях сильной децентрализации управления.
Недостатки. Контроллер подразделения подвержен сильным конфликтам в том случае, если руководитель подразделения недостаточно профессионально компетентен. Вариант 3 приемлем в качестве переходного решения.
Вывод. Варианты 1 и 3 в практике встречаются редко из-за многочисленных слабых мест.
Вариант 4. Контроллер подразделения ориентирован на совместную работу с руководителем подразделения; главному контроллеру он подчинен административно и функционально.
Преимущества. Данная организационная структура службы контроллинга, обусловленная сильной административной и функциональной зависимостью от главного контроллера, рекомендуется в кризисных ситуациях и при децентрализации расположенных далеко один от другого и в дальних регионах объектов.
Недостатки. Если возникают конфликты с руководителями подразделения, контроллеры подразделений даже в случае неверного поведе ния этих руководителей могут обратиться к главному контроллеру.
Вывод. Этот вариант рекомендуется в кризисных ситуациях, а также когда подразделения регионально размещены далеко одно от другого и от головного центра.
Принцип «встраивания» службы контроллинга в организационную структуру управления предприятием меняется в зависимости от ситуации. Эти четыре варианта известны, большей частью опробованы и описаны, но остается еще много возможностей для модификаций. Принятие адекватной организационной структуры повышает эффективность службы контроллинга, минимизирует возможные конфликты и до минимума сводит на нет аргументы против введения концепции контроллинга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|