|
Ориентация на решение проблемы «узких мест»
Характеризуется поиском и нахождением недостатков, оперативных «узких мест» результатов деятельности фирмы, а также стратегических «узких мест» экономического роста 2. Недостаток материалов, квалифицированных специалистов, отсутствие средств производства означает, что есть оперативные «узкие места» в работе предприятия. Технологические скачки (лазерная технология, применение современных материалов, например полимеров, изменение климата и т. д.) ведут к появлению стратегических «узких мест» экономического роста, как, например, в индустрии зимнего спорта.
Целевая ориентация
Означает синтез всех действующих факторов (согласование целей, управление целями, достижение целей) в единый самоуправляемый контур регулирования (работающий по принципу биокибернетического контура регулирования), что ведет, по мысли Ф. Вестера, к обеспечению долгосрочного существования предприятия, улучшению показателей его прибыльности и ликвидности. Показатели, посредством которых управляют развитием предприятия (денежная наличность, доход на инвестированный капитал, сумма покрытия) 3, играют роль сигнальных огней на пути к цели.
Ориентация на результаты (прибыль)
Действовать на рынке с пользой для своих клиентов и для себя нереально без технического обновления производства (повышения его технического уровня), без дополнения учета полных затрат детализированным учетом сумм покрытия как по изделиям, так и по покупателям, без регулирования политики продаж в соответствии с принципом предпочтения (последовательности продаж тех или иных товаров, их очередности) создания ранжированных рядов, без использования всех факторов, влияющих на эффективность продаж, для достижения заданных степеней покрытия5, а также запланированных сумм покрытия. Ориентируясь на потребности клиентов, предприниматели внедряют инновации, что увеличивает собственную прибыль и привлекает новых клиентов.
Модернизация системы отопления при помощи установки дополнительного устройства для экономии энергии и улучшения окружающей среды отвечает прежде всего потребностям и запросам увеличить торговую скидку на эту систему отопления в период ее снятия с производства, поскольку срок эксплуатации системы, как правило, 15—20 лет.
Ориентация на будущее
В системе методов оперативного и стратегического контроллинга должны действовать антенны для немедленного и своевременного приема сигналов об изменениях на рынке, чтобы предприниматель, менеджер или контроллер могли своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке. Служба контроллинга придает особое значение анализу литературы, например публикаций в Известиях союза немецких инженеров (VDI – Nachrichten) и «Спектре науки» («Spektrum der Wissen-schaften»), с тем, чтобы проследить сообщения о долгосрочных перспективах, технических новинках, скажем, в использовании компьютеров, суперЭВМ и т. п.
Оптимизация прибыли для обеспечения продолжительного существования предприятия
При использовании этих предпосылок концепция контроллинга способствует оптимизации прибыли с целью долгосрочного сохранения рабочих мест и обеспечения существования предприятия. Оптимизация прибыли, в свою очередь, позволяет освободить средства для инноваций, активизировать работу в кружках качества, стимулирует результативность труда на рабочем месте, развитие системного мышления сотрудников, ведет к успешным результатам, т. е. в конечном счете к высокой продуктивности.
Высокий уровень достижений наших специалистов и использование нематериальных ценностей, которыми часто пренебрегают,— это гарантия сохранения конкурентоспособности наших предприятий и поддержания достигнутого уровня жизни.
Концепция контроллинга позволяет предприятию реагировать на изменения рынка и действовать на рынке, постоянно ориентируясь на будущее; определять перспективы путем последовательного планирования с прямой и обратной связью; осуществлять суммирование и соответствующий анализ показателей, проводимые службой контроллинга, последовательно руководствуясь принципом: «Уже сегодня делать то, о чем другие будут думать только завтра». Если бы Уинстону Черчиллю в свое время не помешали реализовать этот принцип, то вторая мировая война, вероятно, была бы предотвращена (Der zweite Wellkrieg.—1985.—S. 88 и далее).
Анализ отклонений без поиска виновников
Анализ плановых и фактических данных, а также отклонений делает возможным осуществление обратной связи. В ходе такого анализа пытаются выяснить, почему не был достигнут тот или иной плановый показатель. Но это часто связано с временными задержками, так как не даются указания о будущей деятельности фирмы. Часто вместо того чтобы проводить противодействующие мероприятия, целью анализа с обратной связью ставят поиск виновных. Здесь приступают к анализу с прямой связью при помощи соответствующих вычислительных методов (поквартально или в течение полугода), который дополняет анализ с обратной связью. Эта система позволяет определить мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы, несмотря на существующие отклонения, постараться выполнить годовой план. Для ориентированного на будущее анализа плановых и фактических показателей можно рекомендовать форму, представленную на рис. 2.
Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего
В системе анализа плановых и фактических показателей на основе обратной связи обрабатываются данные об уже свершившихся хозяйственных фактах, которые формируются в системе производственного учета. Сравниваются показатели прошлого года, а также плановые и фактические показатели текущего года. Благодаря комбинированной прямой и обратной связи при сравнении плановых и фактических данных объединяются реальные и предполагаемые показатели прошлого, настоящего и будущего. Вследствие этого служба контроллинга имеет возможность предоставить руководителям разных уровней управления соответствующую информацию для принятия управленческих решений в интересах будущего развития фирмы.
Руководитель, ответственный за принятие решений, старается действовать в рамках философии фирмы. Представить, какими должны быть предприятие, фирма в обществе, экономике, помогут ответы на шесть вопросов, составляющих содержание философии фирмы: Кто мы? Что мы должны делать? Как мы это делаем? Кому мы необходимы? Где мы будем работать? Почему мы это делаем?
Ориентированный на прошлое анализ плановых и фактических показателей
| | | Суммируется нарастающим итогом
| | | Лист
|
| Месяц: III. 1990
|
годовой план нарастающим итогом
|
фактические данные прошлого года нарастающим итогом
| Ретроспективный обзор данных 1989
| по
плану
| фактически
| отклонение
|
| по плану – фактически за прошлый год
| по
плану
III
| фактически
III
| отклонение
| абсолютное
| %
| абсолютное
| %
| Валовой оборот, оборот брутто
Валовой доход, доход брутто
Затраты
Результат производства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Совокупный результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доход брутто в %% к обороту
Результат производства в %% к обороту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Ориентированный на будущее анализ плановых и фактических показателей
| | | Суммируется нарастающим итогом по периодам
| | | Лист
|
| Год 1989
| Месяц: III. 1990
|
Годовой план
| Годовой предварительный обзор 1991
| Отклонение от годового плана 1991
| фактически
| по
плану
| фактически
| отклонение
| 1990 По плану нарастающим итогом
| 1990 Фактически нарастающим итогом
| 1990 Ожидаемые результаты
| 1991 Прогноз
| абсолютное
| %
| абсолютное
| %
| Валовой оборот, оборот брутто
Валовой доход, доход брутто
Затраты
Результат производства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Совокупный результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доход брутто в %% к обороту
Результат производства в %% к обороту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 2. Переход от анализа плановых т фактических показателей с обратной связью к их анализу с прямой связью
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|