|
Учет сумм покрытия в разрезе покупателей строит мост к стратегическому контроллингу
Учет сумм покрытия в разрезе покупателей позволяет проводить анализ, дающий возможность сосредоточить все ресурсы предприятия на более быстром решении проблем клиентов, чем это сделали бы конкуренты. В результате этого сам собой возводится мост между оперативным и стратегическим контроллингом, когда эта взаимосвязь направлена на исследование и изыскание нововведений, новых рынков сбыта. В то время как в системе оперативного контроллинга меняются практически только числовые показатели, стратегический контроллинг предоставляет данные об изменениях окружающей среды, т. е. он — индикатор возникновения стратегических «узких мест» экономического роста в будущем.
В сфере стратегических контроллинга и маркетинга разрабатывается общая стратегия для обеспечения продолжительного существования фирмы, как только начинают изменяться условия по другую сторону временного горизонта, в результате взаимосвязи стратегического планирования, стратегического контроллинга и методов маркетинга появляются средства решения выявленных проблем, значительно более эффективные, чем традиционные методы исчислений. Например, потепление климата Земли нарушает биокибернетическое равновесие в природе, изменяет тем самым условия развития зимних видов спорта и влияет на их индустрию. Лыжная индустрия уже сегодня принимает эти слабые предупреждающие сигналы и сегодня же осуществляет соответствующие меры, развивает новые области, например, вкладывая средства в авиастроение. Она создает условия для того, чтобы за счет расширения географии полетов в районы зимнего спорта ликвидировать «узкие места» этого бизнеса. Достойный пример для всех служб контроллинга!
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Постоянные изменения в окружающей среде диктуют новые условия существования и обеспечения прибыли, следовательно, в результате появления новых «узких мест», технологических прорывов и т. д. изменяются, приспосабливаясь к этим условиям, сам стиль управления и управленческие концепции.
Оперативные методы и стратегическое планирование были после мирового энергетического кризиса 1973 г. дополнены стратегическими методами управления, которые взаимно пополнили друг друга. Открытый стиль управления, опирающийся на современную технику, сделал возможным поиск новых перспектив, усилил творческий подход и ответственность, мобилизовал нематериальные мотивирующие факторы благодаря разработанной общей руководящей цели фирмы (см. рис. 7).
Оперативные и стратегические методы усиливают воздействие менеджмента на поддержание финансового равновесия и существования предприятия. «Стратегический менеджмент» — это возможность моментального распознавания в отличие от конкурентов стратегических «узких мест» экономического роста по другую сторону временного горизонта и своевременная разработка соответствующих контрмероприятий по управлению. Формирование эффективных методов стратегического и оперативного контроллинга для первого уровня управления на базе предшествующего опыта длится 3—5 лет. Рекомендуется начать эту работу заранее, так как в критические периоды часто ощущается дефицит ликвидных средств, времени, квалифицированных работников, что ведет затем к управленческим ошибкам.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЛИНГА
Методы оперативного контроллинга (см. рис. 17) служат контроллеру (а на средних предприятиях функции контроллера выполняют руководители предприятия, руководители финансового отдела или отдела учета) средством активного управления прибылью, обнаружения и устранения оперативных «узких мест» в сферах снабжения, производства, реализации и управления.
Если, например, по технологии золото заменяется палладием, необученных сотрудников, принимающих участие в технологическом процессе, заменяют специалистами, вручную ведущийся учет переводится на ЭВМ, что тормозит рост постоянных расходов; если переходят на выплату комиссионных не с оборота от реализации, а с результата, когда принимают во внимание только фактические суммы покрытия; если вместо механизированного вводится электронный, инженерно-технический и научный труд, то контроллер применяет методы оперативного контроллинга.
Сумма покрытия как базис
Без эффективных методов оперативного контроллинга на базе сумм покрытия невозможно эффективное осуществление нововведений, невозможна трансформация стратегического планирования в оперативную программу действий. Все элементы (модули) системы оперативного контроллинга представлены на рис. 17.
Активизировать эффект Мюнхгаузена
Стратегические методы (см. рис. 17) помогают контроллеру при построении работы службы информации с целью наиболее раннего нахождения будущих «узких мест» экономического роста. Поиски в области стратегии приводят к успеху, как правило, только при разноплановой деятельности, позволяющей сфокусировать скрытые потенциальные резервы руководимых сотрудников на решении той или иной проблемы, определить «узкое место» и устранить его без привлечения внешней помощи (усилить эффект Мюнхгаузена, который сам себя за косу вытащил из болота). Использование возможных подходов к проведению товарной политики в совокупности с кривыми жизненного цикла и планированием инвестиций дополняется анализом рисков и их симуляцией, что обеспечивает, кроме прочего, процесс стратегического планирования. Конечно, каждая служба контроллинга вырабатывает свой подход, образ действий в соответствии с накопленным опытом работы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПУТЕМ ИХ СОГЛАСОВАНИЯ
Определение целей в зависимости от возможности их представления, предвидения и согласования службой менеджмента — это решение вопроса о смысле деятельности фирмы, о ее обязательствах перед клиентами, сотрудниками, инвесторами, поставщиками—вообще ответственность по отношению к окружающей среде, установление этических норм и ценностей для процесса идентификации целей. Это позволяет высвободить дополнительные ресурсы для обеспечения прибыльности, ликвидности, уверенности в сохранении рабочих мест, достичь запланированных показателей деятельности фирмы.
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЯМИ
Управление целями в зависимости от возможности принятия решений средствами оперативного менеджмента координирует управленческие концепции контроллинга и маркетинга при помощи совместно используемых процессоров контроллинга (генераторов—датчиков импульсов):
§ планирования;
§ информации;
§ анализа;
§ управления;
§ контроля на базе исчисления полных затрат и сумм покрытия.
Работающие в определенном порядке инструменты (методы) оперативного и стратегического контроллинга «колеблются» как стрелка компаса в направлении «узких мест», улавливают негативные результаты, тормозящие экономический рост, помогают практически реализовать логические умозаключения, ориентированные на будущее (логика анализа с прямой связью), самоуправляются подобно контуру регулирования, поддерживаемые системой контроля рентабельности и ликвидности.
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
Для достижения целей в рамках саморегулируемой системы управления необходимы такие методы, которые будут экономичны и которые можно просто применять и встраивать в оргсистему и на крупных, и на средних предприятиях. В таблице на рис. 17 оперативные методы систематизированы и представлены в виде обзора всей экономической деятельности. В таблице показаны в тесной взаимосвязи учет результатов, их анализ и планирование. Фактические данные, конечно, имеют большое значение и влияют на составление плана (рис. 18).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ
И ЛИКВИДНОСТИ
Оперативные методы
| ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЯМИ
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
Ориентированное на будущее
прямолинейное и системное
мышление
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ЛИКВИДНОСТИ
Стратегические методы
| Поле поиска "узких мест" результатов
деятельности в пределах временного
горизонта
| ФИЛОСОФИЯ ФИРМЫ
| Поле поиска "узких мест" результатов деятельности в пределах временного горизонта
| ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средне- и краткосрочное
| С АНАЛИЗОМ ПЛАНОВЫХ И
ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
| СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Управленческие кадры
и вычислительная техника
| § Учет результатов
| Анализ слабых сторон и организации, программы по экономии затрат и инновациям; расчеты экономической эффективности и управление продажами на основе данных учета сумм покрытия
| § Формулировка целей в зависимости от возможностей представления и предвидения
§ Управление целями в зависимости от возможностей принятия решений
§ Достижение целей в зависимости от возможностей осуществления преобразований
| § Анализ "узких мест" и потенциала
§ Определение количественных и качественных целей (числовые показатели, общая руководящая цель)
§ Концепция экономического роста
§ Стратегия продвижения товаров на рынок с портфелем заказов
§ Стратегии функций
§ Воплощение в проектах и мероприятиях
§ Контрольные показатели на пятилетие денежной наличности и результата
§ Предпосылки и риски в стратегическом анализе плановых и фактических показателей
| § Анализ результатов
| § Планирование результатов
| § Управление результатами
| § Контроль результатов
| § Узкие места результатов деятельности
| определить и устранить
| § Мотивация для достижения результатов
| документировать и
стимулировать
| § Мышление с прямой связью в биокибернетически регулируемом контуре
§ Стратегический анализ плановых и фактических показателей как сопоставление желаний и возможностей
| § Находить и принимать во внимание предельные величины
| Минимальный размер (серии) партии
Минимальные объемы продаж
Минимальная цена
| ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
| СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ = СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
| Рис. 17. Оперативные и стратегические методы (обзор)
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ
| СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ - УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ - ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
| | Оперативные методы контроллинга в пределах временного горизонта
| Прямолинейное и системное мышление Ясно и четко ориентированная концепция управления предприятием
| Стратегические методы контроллинга вне временного горизонта
| | § Учет результатов
| метод учета затрат на реализованную продукцию на базе предельных или производственных издержек с анализом сумм покрытия позволяет исчислить сумму покрытия по товарам с выявлением отклонений - ценовых, количественных и затратных- в результате сравнения плановых и фактических показателей
| § Согласование целей
| с участием первого и второго уровней управления разрабатывается на специальных заседаниях и совещаниях под руководством координатора. Согласование целей позволяет ответить на вопрос о смысле деятельности предприятия, о его обязательствах перед клиентами, сотрудниками, инвесторами, поставщиками и вообще окружающей средой, определить этические нормы деятельности. Процесс идентификации с философией фирмы дает возможность освободить ресурсы (средства), чтобы обеспечить существование фирмы и поддержать ликвидность (решение проблем "узких мест" экономического роста, внедрение инноваций); реализовать стратегию формирования общей руководящей цели фирмы; способствует росту уровня культуры фирмы
| | § Анализ результатов
| по основным параметрам принятия решений с детализированным определением и анализом порядка. предпочтения (ранжировки) товаров (при полной загрузке и недогрузке) мощностей
| | § Планирование результатов
| на основе составления альтернативных планов с использованием основных параметров принятия решения. данных о целевых суммах покрытия и кривых защитных сумм покрытия
| | § Управление результатами
| на основе использования метода начисления комиссионных с результатов в комбинации с принципом начисления премий за выполнение планов и учетом сумм покрытия по клиентам
| § Управление целями
| осуществляется в системе раннего предупреждения в оперативной и стратегической области, анализа плановых и фактических показателей, что позволяет своевременно выявить отклонения, изменения окружающей среды и принять противодействующие меры
| | § Контроль за результатами
| на основе анализа сумм покрытия нарастающим итогом, плановых сумм покрытия и степеней покрытия с одновременным анализом плановых и фактических данных; анализ других основных показателей
| | § Достижение целей
| посредством координации руководящих концепций контроллинга и маркетинга со всеми методами планирования, формирования отчетности, учета, анализа управления и контроля, с ориентацией на решение проблемы "узких мест", на логику с использованием прямой связи с направлением в будущее
| | § "Узкие места" результатов деятельности
| находить при помощи данных о плановых степенях покрытия и устранять посредством управления затратами и результатами (отсутствие квалифицированных работников, система премий, затруднения со снабжением)
| | § Мотивация для получения успешного результата
| достигается посредством идентификации с духом фирмы и ее философией. Если профессиональные цели и представления некоторых групп работников предприятия совпадают с целями и представлениями фирмы, то членам отдельных коллективов предприятия легче самовыразиться в совместной работе
| |
Анализ потенциала
|
выбор ключевых факторов помогает при анализе сильных и слабых сторон. Реализация планов мероприятий для усиления сильных сторон предприятия и ликвидации слабых сторон, анализ' "узких мест с составлением стратегического баланса
| | § Предельные величины
| определять и принимать во внимание! Нахождение минимального размера партии (серии) с целью возмещения поставщику дополнительных расходов, связанных с производством продукции более мелкими партиями; исчисление минимальных объемов продаж с целью покрытия постоянных затрат; расчет маржинальных сумм покрытия для обеспечения покрытия полных издержек
| | § Согласование целей
| качественное (общая руководящая цель) и количественное (доход на инвестированный капитал, денежная наличность, величина целевых сумм покрытия) в единстве целей
| | § Концепция экономического роста
| или стоимости при том же объеме производства в период стагнации
| | § Стратегии продвижения товаров на рынок с портфелем заказов для разработки товарной политики
§ Стратегии функций для осуществления стратегий продвижения товаров на рынок
§ Реализация в мероприятиях и проектах с проведением анализа. плановых и фактических показателей
§ Планирование контрольных показателей на пятилетие по денежной наличности и результату
§ Предпосылки, возможности и риски в стратегическом анализе плановых и фактических показателей
| | Рис. 18. Согласование целей, управление целями – достижение целей
в системе методов контроллинга
| | | | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|