Петухов Камень в урочище Кека. Углич.
Петухов камень на Кеке-ручье. Снимок сделан краеведом С.Н. Ильиным в 60-е г.г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)
Есть в Угличе еще один Петухов камень. Лежит он на берегу ручья Кека, близ деревни Еросимово (бывшей Спасской волости) в 600м от правого берега реки Корожечна., и является духовным собратом валуна из "Петуховой слободы". Был он с таким же отпечатком куриной лапы, но, к сожалению, стараниями пастухов советского времени, жегшим на нем костры, она уничтожена. До сих пор к нему приходят люди, чтобы, взобравшись на него, загадать свое самое сокровенное желание.
Урочище, где лежит валун, образовалось в результате действия ледника в виде ванны выпахивания. Глубина ванны - 25-30м, ширина 150-180м. Ванна представляет собой задернованную балку, следов действия постоянных талых или ручьевых вод, характерных для оврагов, не наблюдается. Имеется начало заболачивания места вокруг камня. Дно ванны представляет собой валунные суглинки и супеси. Ванна ориентирована на С-В, имеет длину около 2 км и выходит в пойму реки Корожечна в 2км от реки Волга.
Петухов камень на Кеке ручье. Изображение петушиной лапы крупным планом. Снимок сделан краеведом С.Н. Ильиным в 60-е г.г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)
В настоящее время ванна представляет собой поросшее кустами ивы, черемухи и ольхи, камышом и тростником урочище ручья Кека. Сам камень представляет собой валун окатанного серого гранита большой массы (около 25 тонн) объемом в 22м3, с размерами 5,8м по большой оси и 4,5м по малой.
На верхней, плоской части, был выбит след «петушиной»[7] лапы, увеличенный втрое, в пределах 35-40 см. При обследовании камня в 1988 году след был уже утрачен. Местные пастухи и молодежь любили разжигать на камне костер в ночное время, в результате перепадов температуры гранит в верхнем слое потрескался на глубину 10-15мм и отслоился. След лапы был утрачен навсегда, хотя, до этого он прожил не один век. Теперь это уже легенда.
Камень по сути своей является ритуальным вторым «петушиным» камнем – следовиком. Его неоднократно описывали и фотографировали. Добраться до него можно автобусом №1 до конечной остановки на Левом берегу, затем пешком пройти через д.Ульяново до д.Еросимово, около 5км.
Камень обследовался С.Н. Ильиным (краеведом из Иваново) в 1965 году, в 1974 году Ю.В Курдюковым, в 1986 году К.И. Комаровым – след, глубиной около 1см еще был жив. При повторном обследовании в 1988 году Ю.В. Курдюковым след был уже утрачен.
11-12 августа 2012 года этно-культурное общество "Metsa Kunnta" совместно с краеведческим обществом "Вятичский Лес" и Угличским историческим музеем провело разведку молельного валуна на острове одного из реликтовых болот Ярислинна кундем. Валун был назван нами "Медвежья лапа" по явно рукотворному следу на его поверхности, сильно напоминающему отпечаток медведя.
Кроме этого, мы посетили культовые камни в окрестностях Углича - "Петухов-камень" на Кека-ручье и "Болохов-камень" (кстати уникальный для Мерянии классический сейд, стоящий в реке) на реке Корожечне.
Южнее Углича в междуречье Волги и несущей в нее свои воды Улейма-реки, на околице одной из глухих деревень, бывшей в 19 веке одним из центров духовного движения "Хлыстов", есть место силы, отмеченное огромным двадцатитонным валуном.
Старое имя этого валуна давно затерялось в веках, но потомки местных мерян помнят, что лежит он на "Чертовом оcтрове" в "Черном болоте". Само место несомненно древнее и угличские хлысты наверняка устраивали на нем коллективные ночные радения, кружась вокруг него в своих хороводах.
И это вполне логично, поскольку в вопросе о происхождении хлыстовства в первую очередь видится южное влияние на финно-славянское общество Московии - болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. Безусловно, на хлыстовство повлияло богомильство, но тем не менее оно остается глубоко русским самобытным явлением, генетически связанным с финским, мерянским и чудским язычеством и эзотеризмом. Почему спросит вдумчивый читатель?
Потому что учение хлыстов и богомилов, согласно которому существующие небо и мир духовный создан Богом, а земля, и мир материальный — Сатаной как две капли воды похоже на финский космогонический миф в котором: верховный бог Юмал создает светлую сторону Вселенной, а его младший помощник, дух Зла, выступающий под видом Утки или Керемета, создает его Темную сторону.
Собственно это не удивительно, поскольку генезис Космогонических финских мифов лежит в дуалистических мифах и традициях Евразийских степей. Они же повлияли на древнетюркский и иранский дуалистические мифы. Под влиянием последних позднее развилась богомильская традиция на Балканах.
Круг замкнулся.
Итак, мы выдвигаемся на болото. После прогулки по лесным просекам - древним дорогам выходим на берег мохового болота бывшего некогда озером. В его середине виднеется остров. После однообразного болотного ландшафта состоящего из кочек, клюквы и чахлых реликтовых березок остров радует светлым лесом и черникой.
Одним словом местного Черта надо понимать как Языческого духа этого места Силы. В середине острова среди берез и ольхи лежит каменный гигант. Валун был назван нами "Медвежья лапа" по явно рукотворному следу на его поверхности, сильно напоминающему отпечаток медвежьей лапы. Значит, в дохлыстовскую старину здесь справлялся мерянский Медвежий культ.
Обычно такие места не существуют отдельно от других. Из этих дремучих вытекает речка Учма, впадающая в Волгу. На Учме находится другое Место силы - Бабья Выгорода с "Бабьим камнем". Это всего в нескольких десятках километров от острова. Там, на острове - Медвежье святилище, здесь - святилище Бабы. Бабью Выгороду мы посетили в июле прошлого года и рассказ о ней вы сможете прочесть в нашем будущем печатном издании.
Теперь уже трудно точно сказать, как ей поклонялись, но ясно, что это было отчасти похоже на то, что происходит в волшебных сказках. Например вы приходите к Бабе (ее жрице) со своей проблемой. Но вы не просто приходите, вы приносите ей что-то для вас очень ценное, с чем ужасно жалко расстаться, без чего, может быть, и прожить нельзя. Если у вас нет ничего такого, придется выполнить какую-нибудь невозможно трудную работу. Если не справились – вас убивают.
Это правильно. Бабу нельзя беспокоить по пустякам. Раз уж вы пришли к ней за помощью, все должно быть всерьез: и оторванный от самого сердца дар, который вы ей принесли, и работа, которая может привести вас к гибели, потребны именно для того, чтобы вы смогли реально перемениться: умереть для старой жизни и родиться для новой.
Перемены в душе – вот, собственно, то, ради чего вы идете к Бабе. И без вашей готовности платить за это через край никакая Баба вам не поможет.
Путешествие за Силой на остров к Камню такого же плана. Этот остров с камнем, пожалуй, лучшее место для любого святилища. Дорога на Черное болото идет сплошь через заболоченный лес. Путь на Чертов остров лежит по кочкам и трясинам Черного болота. Идя сюда, будь готов расстаться с жизнью, что бы узнать ответ на мучающий тебя вопрос…
А от края болота к Медвежьему камню ты идешь сквозь березовую рощу Чертового острова. Мистика и поэтика! На деревьях висят ленты и тряпицы, остров иногда посещается людьми. Но живых людей и других следов их деятельности мы там не встретили, как и Черта в болоте. Ну, ничего, Юрий Гагарин тоже не увидал Бога в космосе. Боги сами решают, кому, когда и где им показываться. PS
Как уже было сказано, после Чертового острова, мы посетили культовые камни в окрестностях Углича - "Петухов-камень" на Кека-ручье и "Болохов-камень" (кстати уникальный для Мерянии классический сейд, стоящий в реке) на реке Корожечне.
Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам.
На этом, как нам представляется, наша земля может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"...
Часть 1 - Пятница и Никола
В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть.
Источник у деревни Деревеньки известен под именем святой Варвары. Находится он за деревней в низине ручья Нерюхи (Неро, ner- корень в топонимах, связанный со словами "низменность" в мерянском языке). В двух шагах от него стоит часовня, построенная в начале 20-го века. Несмотря на то, что она основательно подновленная, ее старые стены несут множество старых магических граффити. Перед входом лежит валун-следовик, а чуть дальше в болоте есть ещё один валун, который по поверьям растёт, называют его "Никола Угодник".
Никольский камень весь зарос, никем не посещаемый в последние годы, и его пришлось очистить от слоя перегноя.
Новые доски настила при входе в часовню почти полностью перекрыли камень с отпечатками двух следочков. Чьи-то заботливые руки закрасили эти следочки бронзовой краской. Это якобы "девушка Варвара" молилась на этом камне и при этом с неё крестик упал (!) в воду ручья и поплыл по течению. Такой сюжет совершенно не характерен для Св. Варвары.
"Золотые следочки" Пятницы, переименованные в 19 веке в варварины. Этот снимок сделан 3 года назад Ерохиным В.И., сейчас краска почти уже стёрлась. Говорят, что следы золотят всякий раз, когда подновляют маковку часовни.
Вот что пишет историк Светлана Чернецова в своей заметке, посвященной Варваринскому камню: "Иду в деревню искать разговорчивых бабушек. Год от года это делать всё сложнее, и не только потому, что умирают старики... Люди стали больше бояться чужих! На моё счастье нахожу сразу несколько ценных информаторов. Завожу традиционный разговор в духе "вот в старину гуляли деды"... и ничего не понимаю. Не было, утверждают, никогда здесь крестного хода на январскую "Варвару". Не было! Не гуляли... А когда же престольный часовенный праздник? Да у нас "9-ая Пятница", радостно утверждают! Вот недавно гуляли и молебен с попами был. А в старину-то что было - по три дня праздновали... Всё понятно... В здешних краях даже все апокрифические "12 Пятниц" считаются исключительно от Пасхи и абсолютно не совпадают ни со "Сном Богородицы" ни с "Поучением Климента". На лицо какая-то своя локальная традиция."
На старых досках присутствуют любопытные граффити, изображающие церкви с тау-крестами и слова Богъ. Вырезаны они были, судя по всему, в первой половине 20-го века.
"А как же Варвара?" — спросите вы? Ведь и родник, и камень, и часовню деревенские жители называют именно так - "Варварой". А это весьма поздняя христианская интерпретация языческого объекта ( В местном храме в ближайшем Старове, построенном в 19 веке, особо ценится именно икона святой Варвары), состоящего из источника и камней, - (камень богини Матери (Пятница) и камень бога Нижнего мира (Никола)). Всё это не случайно. Почитание Пятницы было широко распространено с древности на землях Merjamaa. Оно было традиционно связано с источниками и имеет совершенно очевидные языческие истоки - культ Богини Матери. Вспомним, что в 40-ка метрах от часовни лежит "Никольский" камень. Крайне важно то, что почитание Параскевы Пятницы и почитание Николы обнаруживает разительное сходство.
Так, в частности, пятница (как день недели) может выступать не только как день специального почитания Пятницы, но и как день чествования Николы: например бывают церкви, которые "носят двойное название по имени двух святых, в честь которых она освящена: Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы (Девятой); часто она называться просто "Девятой", т. е. по имени Пятницы. "Девятая пятница” так же выступает в значении Семика, т. е. как день поминовения "заложных” (нечистых) покойников, что так же отвечает специальной связи Николы с такими покойниками.Пятницами назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы иНиколы, часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908.). Таким образом, становится понятным наличие в святилище камня "Николы" и "Пятницы(Варвары)" и почему престольным часовенным праздником в Деревеньках является"9-ая Пятница".
Сейчас камень выглядит так. Кстати, местные жители считают, что вставать на него никак нельзя...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|