Сделай Сам Свою Работу на 5

О ЗАДАЧАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРАВИЛ





Принятые Европейские пенитенциарные правила 11.01.2006 г. являются отражением обязательств по обеспечению законного и справедливого обращения с заключенными (см. прим. 1). Они соответствуют требованиям, в которых подчеркивается, что пенитенциарная служба должна включать в себя такое обращение с заключенными, основная цель которого заключалась бы в перевоспитании и их социальной реабилитации.

Как и предыдущие редакции, Правила от 11.01.2006 г. базируются на предыдущих тюремных стандартах (см. прим. 2). Однако с 1987 г., когда были приняты предшествующие правила, в развитии европейского пенитенциарного законодательства и практике обращения с заключенными произошло множество изменений. С учетом этого в новых Правилах 2006 г. рассматриваются такие вопросы, которые не были включены в Правила 1987 г. Одной из особенностей Европейских пенитенциарных правил является тот факт, что первые девять правил содержат основополагающие принципы.

К основным принципам Европейские пенитенциарные правила относят следующие положения:

— при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права;



Волков Вячеслав Борисович –кандидат юридических наук, начальник Управления ФСИН России по Чувашской Республике, полковник внутренней службы (Чебоксары); Сизая Елена Александровна –кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ ФСИН РОССИИ, майор внутренней службы (Чебоксары)

- лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;

- ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;

- содержание заключенных в условиях, ущемляющих их права, не может быть оправдано нехваткой ресурсов;

- жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;

- содержание под стражей должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество;

- следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;



- сотрудники пенитенциарных учреждений выполняют важную общественную функцию и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;

- все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.

Европейские пенитенциарные правила применяются в отношении всех лиц, взятых под стражу в соответствии с решением судебного органа, и в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы. Лица, взятые под стражу в соответствии с решением судебного органа, и лица, приговоренные к лишению свободы, должны содержаться в пенитенциарных учреждениях, то есть учреждениях, предназначенных для заключенных, относящихся к этим двум категориям.

Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях.

Лица, страдающие душевными заболеваниями или состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях (Правило 12).

Лицо может быть принято в пенитенциарное учреждение или содержаться в нем лишь при наличии действительного постановления о заключении под стражу, соответствующего требованиям национального закона.

При приеме немедленно регистрируются следующие сведения о каждом принимаемом заключенном: сведения о личности заключенного; основания для заключения и название органа, принявшего соответствующее решение; день и час приема; список принадлежащего заключенному личного имущества, принимаемого на ответственное хранение; любые заметные телесные повреждения и жалобы на плохое обращение до поступления в пенитенциарное учреждение и с учетом требований медицинской тайны, любые сведения о здоровье заключенного, имеющие отношение к физическому и психическому состоянию заключенного или других лиц (Правило 15).



Лишение свободы неизбежно связано с вопросом о соблюдении прав человека. Правила рекомендуют максимально приблизить условия содержания в пенитенциарном учреждении к нормальной жизни, а также обеспечить, чтобы подобная нормализация не приводила к созданию в пенитенциарном учреждении негуманных условий.

В Правиле 6 указывается, что заключенные, как дожидающиеся приговора, так и уже осужденные, в конечном итоге вновь вернутся в общество, и этот аспект необходимо учитывать при организации тюремной жизни. С учетом этого администрации учреждения необходимо поддерживать физическое и психологическое здоровье заключенных и предоставлять им возможности для работы и самообразования.

В случае, если известно, что заключенным предстоит отбывать долгосрочное заключение, их тюремный срок должен быть тщательно спланирован, с тем чтобы минимизировать его негативное воздействие и с максимальной пользой использовать имеющееся у них время.

В Правиле 16 содержится ряд предложений, которые должны быть предприняты в срочном порядке после приема заключенного.

Так, например, медицинский осмотр должен проводиться безотлагательно, по возможности в день приема и обязательно в течение 24 часов. Также на ранней стадии необходимо обращать внимание на личные и бытовые нужды заключенных. Это может потребовать срочного привлечения помощи со стороны служб социального обеспечения, находящихся за пределами пенитенциарного учреждения. Точно также необходимо уделять внимание своевременной реализации программ по оказанию помощи и профессиональной подготовки для приговоренных заключенных.

В Правиле 7 подчеркивается важность сотрудничества персонала с внешними социальными службами. Правила призывают содействовать развитию политики открытости, а не изоляции. Это означает налаживание тесного взаимодействия между пенитенциарной системой и внешними социальными службами и привлечение гражданского общества,

например, за счет организации ими добровольных работ или посещений тюрем. Основная роль в процессе реализации настоящих правил и в целом обеспечения гуманного обращения с заключенными принадлежит сотрудникам пенитенциарных учреждений.

В анализируемом документе подчеркивается важность соответствующего распределения заключенных по пенитенциарным учреждениям. Принятие решения о распределении не должно создавать необоснованных трудностей для заключенных и их семей, включая детей заключенных, которые нуждаются в доступе к ним. В соответствии с правилом 17 все заключенные должны содержаться как можно ближе к месту жительства. Если же заключенный отбывает пожизненное заключение, то это правило на него распространяться не может.

Еще одно важное новое изменение закреплено в Правиле 18, которое предусматривает необходимость закрепления законом недопущения переполнения тюрем. Условия размещения в целом, и переполненность в частности, могут служить источником негуманного или унижающего человеческое достоинство обращения.

Один из важнейших тезисов рассматриваемого документа состоит в том, что политика здравоохранения в условиях заключения была интегрирована и совместима с государственной политикой здравоохранения.

В Правиле 19 подчеркивается важность поддержания чистоты во всех местах пенитенциарного учреждения, так и личной гигиены заключенных. Тюремные власти обязаны предоставить заключенным возможность поддержания личной гигиены и чистоты помещений, а также необходимые для этого средства.

Чрезвычайно важно, чтобы общая ответственность за гигиену, в том числе в камерах, где спят заключенные, лежала на руководстве пенитенциарного учреждения, которое должно следить за тем, чтобы заключенные размещались в чистых камерах. При этом все заключенные, если они в состоянии сделать это, также должны поддерживать личную гигиену, а также чистоту и порядок вокруг себя.

Хотя нынешняя редакция Правил не оговаривает конкретно вопрос о ношении бороды, как это было в прошлом, личная чистота и опрятность включает соответствующую заботу о волосах, включая стрижку и бритье бород, для чего руководство пенитенциарного учреждения должно обеспечить соответствующие возможности. При этом бритье голов на повседневной основе или в качестве дисциплинарной меры недопустимо, так как это носит унизительный характер.

Обеспечение санитарных потребностей женщин, оговариваемое в Правиле 19, включает в себя гарантию доступа к гигиеническим средствам и возможности их утилизации. Следует также ввести положение, со-

гласно которому беременные или кормящие грудью женщины должны иметь возможность принимать душ чаще двух раз в неделю.

В данном контексте особое значение имеет доступ к различным объектам гигиены, среди которых санитарные объекты, а также баня и душ. Обеспечение доступа требует пристального внимания со стороны тюремных властей.

Кровати и постельные принадлежности имеют большое практическое значение для заключенных. Следует заметить, что заключенные, в отношении которых приговор еще не вынесен, имеют право на ношение собственной одежды.

Одной из главных задач тюремных властей является обеспечение заключенных питательными продуктами и трехразовым питанием (Правило 22).

Правило 24 содержит указание, что лишение свободы не должно означать прекращение контактов с внешним миром. Напротив, все заключенные имеют право на поддержание подобных контактов, и тюремные власти должны стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку, которая бы максимально способствовала их поддержанию.

В Правилах подчеркивается, что тюремные власти должны обращать внимание не только на конкретные правила, регулирующие такие аспекты, как работа, образование и физические упражнения, но и на внутренний режим (Правило 25).

Особое внимание обращается на необходимость оказания помощи тем заключенным (как мужчинам, так и женщинам), которые стали жертвами физического, психологического или сексуального насилия.

Правила рекомендуют обратить внимание на то, чтобы заключенные, не задействованные на работах, как, например, заключенные, достигшие пенсионного возраста, имели возможность для активного времяпровождения.

Согласно Правилу 25, приговоренные к тюремному заключению обязаны трудиться, причем работа не должна являться дополнительным наказанием. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Особое внимание обращается на позитивные аспекты работы. Общественно полезный труд должен служить целям общего развития всех заключенных.

Правила содержат рекомендацию к тому, что бы женщины имели доступ ко всем видам занятости, а не только к тем формам работы, которые традиционно рассматриваются в качестве женских. Что касается трудовой деятельности заключенных, приговор в отношении которых все еще не вынесен, то они имеют право на труд, но работать не обязаны.

В Правиле 26 отмечается, что хотя работа и может быть основой ежедневного распорядка заключенных, она не должна препятствовать учас-

тию в других видах деятельности. В идеале все заключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой зарплатой в обществе.

В Правиле 28 содержатся общие положения, оговаривающие вопросы предоставления образования всем заключенным. Не менее важно, чтобы в квалификационных документах, которые заключенные получили в ходе отбывания наказания, не содержалось указаний на то, где именно они были получены.

Библиотека должна рассматриваться в качестве объекта, доступного для всех, а также в качестве важного компонента досуга. Она также играет важнейшую роль в деле обеспечения образования в тюрьме. В библиотеке должны быть книги на тех языках, на которых читают заключенные. В ней также должны находиться материалы юридического характера.

Рекомендации по медицинскому обслуживанию требуют, чтобы в обращении с заключенными врачи применяли те же профессиональные принципы и нормы, что и в работе за пределами пенитенциарного учреждения. Этого также требует один из Принципов ООН медицинской этики, касающихся роли медицинского персонала.

Общий подход к организации внутреннего распорядка гласит, что порядок в пенитенциарном учреждении должен поддерживаться постоянно (Правило 49).

Целью режима, применительно к лишенным свободы, является деятельность персонала, которая должна быть направлена на то, чтобы отбывающие наказание вели ответственный образ жизни и не совершали преступлений. Заключение с лишением свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением. Правило 104 рекомендует: содержание осужденных должно быть организовано так, чтобы содействовать облегчению условий режима их размещения и содержания, а подразделение на группы заключенных должно максимально содействовать достижению этой цели.

При этом следует предпринять практические шаги по регулярному пересмотру первоначально принятых решений, касающихся обращения с отдельными заключенными. Сила может применяться в качестве законного средства восстановления порядка только в чрезвычайных обстоятельствах. Это должна быть крайняя мера.

Как правило, заключенные должны содержаться в условиях специального строгого режима только в том случае, если их поведение представляет реальную угрозу безопасности и у тюремной администрации нет иного выхода. Содержание в подобных условиях возможно только в течение как можно более короткого срока и должно зависеть от результатов постоянного наблюдения за поведением каждого такого заключенного.

269

Согласно Правилу 51 охрана в отношении заключенных должна носить минимально достаточный для обеспечения безопасного содержания уровень. Физические и технические средства безопасности являются неотъемлемой частью тюремной жизни, но их одних недостаточно для поддержания порядка.

Тюремный персонал должен стремиться к созданию такой обстановки, при которой все заключенные могли бы чувствовать себя в безопасности от насилия, а также разрабатывать процедуры, которые бы позволяли всем заключенным общаться друг с другом, не опасаясь нападения или иных форм насилия, а именно чтобы они имели возможность в любое время, в том числе ночью, связаться с персоналом тюрьмы.

Важное место Европейские пенитенциарные правила отводят вопросам дисциплины и наказаниям в тюрьме. В Правилах подчеркивается, что дисциплинарные процедуры должны использоваться только как крайнее средство.

В Правиле 57 рекомендуется необходимость четкого определения дисциплинарных нарушений, а процедуры привлечения за них к ответственности должны основываться на принципах справедливости и правосудия.

В правилах подчеркивается, что если сотрудник пенитенциарного учреждения решил, что заключенный нарушил требования дисциплины, он должен как можно скорее сообщить об этом факте руководству пенитенциарного учреждения.

Прежде чем прибегнуть к дисциплинарным мерам за мелкие дисциплинарные проступки, целесообразно вынесение неофициального замечания, которое служит для заключенного первым предупреждением. При этом необходимо предпринять шаги, направленные на то, чтобы подобные предупреждения носили справедливый характер и не приводили к созданию системы неофициальных санкций.

Компетентный орган должен рассматривать вопрос о нарушении без необоснованных затяжек. В некоторых странах для этого назначаются независимые мировые или специализированные судьи, что повышает непредвзятость принимаемого решения и увеличивает вероятность должного соблюдения законных процедур.

В соответствии с Правилом 59 любой заключенный, которому предъявлено обвинение в нарушении дисциплины, имеет право заранее ознакомиться с деталями обвинения, и ему должно быть предоставлено достаточно времени для подготовки защиты.

В качестве меры взыскания можно использовать ограничения, но не полный запрет на контакты с семьей. Подобное наказание должно применяться лишь в том случае, если нарушение связано с контактами с семьей или в процессе свидания произошло нападение на сотрудников пенитенциарного заведения.

Европейские пенитенциарные правила устанавливают специальные запреты на все формы телесных наказаний, на помещение в темную камеру и на все прочие негуманные или унижающие человеческое достоинство формы наказания.

Необходимо подчеркнуть, что требование о предоставлении заключенным одного часа в день для занятия физическими упражнениями на свежем воздухе также распространяется и на заключенных, которые в качестве наказания были помещены в одиночную камеру. Кроме того, таким заключенным должны предоставляться материалы для чтения. Эти же требования распространяются и на заключенных, содержащихся в условиях особо строгого режима. В Правиле 63 говорится, что заключенный не может привлекаться к ответственности за одно и то же нарушение режима дважды.

В соответствии с Правилом 69 персонал, который непосредственно работает с заключенными, может иметь при себе палки или дубинки для самозащиты. При этом длинноразмерные дубинки должны храниться в помещениях, где они могут быть быстро предоставлены персоналу в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Что касается огнестрельного и сходного с ним оружия, то согласно сложившейся практике персонал может иметь его при себе только в условиях неминуемого возникновения чрезвычайной ситуации, так как в остальных случаях существует риск его неправомерного применения или попадания оружия в руки заключенных.

Европейские пенитенциарные правила декларируют положение, что пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти. При этом такие учреждения не относятся ни к военным, ни к правоохранительным или следственным органам. Пенитенциарные учреждения, как указывает Правило 71, – это учреждения, которые должны находиться под контролем гражданских властей. В Правилах указывается, что в большинстве европейских стран правоохранительные органы подчиняются министерству внутренних дел, а тюремная администрация – министерству юстиции.

Правило 77 формулирует критерии отбора персонала. Тюремная администрация должна установить четкие процедуры проверки моральных устоев и гуманности кандидатов, а также их вероятную реакцию на стрессовую ситуацию, с которой они могут столкнуться с тем, чтобы гарантировать, что только наиболее достойные кандидаты отбирались для работы в пенитенциарной системе.

Европейские пенитенциарные правила указывают на необходимость обеспечения сотрудников привлекательной заработной платой и условиями работы.

Престиж профессии в значительной мере определяется уровнем заработной платы. Правительства должны признать, что сотрудники пенитенциарных учреждений имеют право на достойное материальное вознаграждение, соответствующее общественной важности их работы, а также тем трудным и иногда опасным условиям, в которых им приходится трудиться (Правило 79).

Одним из ключевых элементов режима для осужденных заключенных должна быть систематическая программа образования, включая профессиональное обучение, направленная на повышение общеобразовательного уровня заключенных, а также на улучшение перспективы жить ответственно, не совершая преступлений. В соответствии с Правилом 106 все заключенные должны поощряться за участие в общеобразовательных программах и программах профессионального обучения.

Согласно требованиям данной рекомендации, особое внимание следует уделить обеспечению осужденным возможностей для ведения в обществе законопослушной жизни. В период перед окончанием срока режим содержания должен быть сосредоточен на решении этих вопросов, а также на развитии связей с семьей и обществом.

В части IX Европейских пенитенциарных правил формулируется положение о необходимости постоянного совершенствования настоящих Рекомендаций. Это связано с тем, что информация о наилучшей пенитенциарной практике постоянно меняется, и в этой связи было бы целесообразным отражать необходимые изменения. Поэтому рекомендации предлагают создать механизм, гарантирующий регулярное обновление данных Правил. Вносимые обновления и дополнения должны основываться на данных научных исследований и внимательно учитывать взаимоотношения между настоящими Правилами и другими нормами (стандартами) в пенитенциарной сфере.

В целом же, из общего содержания Правил вытекает, что никогда не следует забывать о том, что тюремное заключение должно использоваться только как крайняя мера. Необходимо тщательно рассмотреть возможность вынесения альтернативного приговора, который не связан с тюремным заключением.

Примечания

1. См.: Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация совета Европы R (2006) 2. Донецк: «Донецкий Мемориал», 2006.

2. См. например: Рекомендация № R (89)3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. [Текст] // Документы совета Европы (часть 1). М.: Права человека, 2000. С. 41 – 70.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.