Сделай Сам Свою Работу на 5

Уникальность книги К.С. Пигрова «Социальная философия»





На мой взгляд, книга К.С. Пигрова «Социальная философия» представляет собой уникальное явление в российской социальной философии. Она примечательна во многих отношениях: сюда можно отнести и потрясающую эрудицию автора, и совершенно оригинальный подход к очень многим проблемам, и внутреннюю раскованность автора, и прекрасный язык с очень яркими и точными формулировками, и ощущение современности, которой как бы пронизаны все рассуждения автора, и многое другое. Но, пожалуй, самое главное, что делает эту книгу уникальной, это устремление автора синтезировать в книге основные течения социально-философской мысли и выстраивать, так сказать, конструкцию социальной философии на основе, с учетом этого синтеза.

Барулин Владимир Семенович— доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).

124Должен заметить, что в истории российской социальной философии не так уж много работ, посвященных целостно-интегральному анализу социальной философии. Пожалуй, из философского наследия русских философов можно выделить книгу С.Л. Франка «Духовные основы общества. Введение в социальную философию», опубликованную в 1930 г. Конечно, в этой книге автор обращается к социально-философским идеям разных исследователей, но в целом он выражает религиозно-идеалистический подход к проблемам социальной философии.



В советском обществоведении интегрально-обобщенное изложение социальной философии концентрировалось в основном в учебниках. Здесь целиком и полностью господствовала социальная философия К Маркса — исторический материализм. Положение не изменилось и в постсоветские времена, изложение социальной философии в современных учебниках корнями своими уходит в методологию исторического материализма. Разумеется, социальная философия в России так или иначе соотносилась с другими социально-философскими течениями. Формы этого сопряжения менялись, от острых форм непримиримости -«борьбы» до более спокойных либеральных форм заимствования определенных идей, более широкого обращения к этим течениям. Но, как я полагаю, в целом социальная философия в России развивалась моноконцептуально, т.е. в рамках приверженности, обоснования и защиты ка кой-то одной социально-философской концепции. Что же касается ка кого-то исследования и изложения социальной философии в контекст сопоставления самых разнообразных социально-философских моделей то таких работ, на мой взгляд, просто не было. Книга К.С Пигрова «Со циальная философия» уникальна тем, что она впервые преодолевает эт «зону молчания» и выдвигает на первый план анализ социальной фило софии в контексте сопоставлений основных социально-философски течений.



Такая постановка вопроса выводит книгу Пигрова далеко за рамк моноконцептуальных моделей социальной философии. Она являете прекрасным методологическим основанием для глубокого осмысленн и переосмысления таких фундаментальных вопросов как сама природ социально-философской рефлексии, предмет социальной философ™ ее системность, ее категориально-понятийный уровень, множественное версий социальной философии и ее причины, соотнесенность этих ве] сий, перспективы развития социальной философии и т.д. Постанов] вопроса Пигровым социальными философами может быть принята ш не принята, но во всяком случае она является очень хорошей методол' Шческой платформой для более глубокого понимания той модели соц:

1альной философии, которой они привержены. Я считаю, что у социальных философов есть все основания сказать слова благодарности Пигро-ву за его книгу.

Для меня знакомство с книгой Пигрова было очень и очень полезным и творческим процессом. И дело не только в том, что я познакомился с целой россыпью новых проблем (скажем, с блестящим разделом, посвященным феноменологической модели), но и в том, что появилась возможность под новым утлом зрения взглянуть на свою собственную теоретическую работу в области социальной философии. А если еще учесть, что в последние десятилетия я занимался разработкой социально-философской антропологии, то книга Пигрова позволила мне еще раз подумать над «двойственностью» собственных теоретических поисков в области соотношения человека и общественного мира. Конечно, я смотрю на конструкции Пигрова с позиций той модели социальной философии, которую я разделяю и в меру своих сил развиваю. Но и он «заставляет» меня смотреть на собственные поиски с позиций той модели, которую он отстаивает.



Дальше я буду анализировать различные вопросы, поднятые автором, и высказывать свои суждения, в чем-то совпадающие, а в чем-то и не совпадающие с позицией Пигрова. Понимая, сколь сложны эти вопросы, сколь неоднозначны варианты их решения, я хочу подчеркнуть, что ни на какую категоричность своих мыслей я не претендую. Моя убежденность в своей позиции отнюдь не означает ни признания неуязвимости своей позиции, ни признания «ошибочности» всех других позиций. Человек и общественный мир многолики и социальная философия так же не может не быть многоликой.

Проблематика книги Пигрова нова, «вызывающе провокативна», дерзка. Поэтому и отношение к ней его коллег, у каждого из которых сложился свой образ социальной философии, не может быть ни равнодушным, ни однозначным. Я бы свое отношение к его книге выразил примерно в такой формуле: восхищение и сопротивление.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.