Сделай Сам Свою Работу на 5

Наблюдатель вместо критика: опыт восприятия разнородного в обществе массмедиа





В современном обществе традиционный объект критики — социальная реальность, реальность общих норм, верований, взглядов – постепенно исчезает, ее границы размываются от переизбытка индивидуальных проектов, образных рядов, нарративов, распространяемых в массмедиа и претендующих, каждый по-своему, на адекватное отражение событий [2, 14]. Социальная критика, настаивающая на возможности социальных трансформаций из точки А в точку Б, где А и Б несовместимые формы социальных отношений (достижение Б требует дистанцирования от А), терпит неудачу. В настоящее время сложно найти единые трактовки А и Б, для того чтобы полностью отрицать актуальное состояние вещей (А) и бороться за осуществление невоплощенных идеалов (Б). Линейная логика протеста оказывается заблокированной принципиально алогичной, но привычной информационной средой, в которой сосуществуют все «за» и «против» того или иного события. Факты, против которых можно протестовать, соскальзывают в бесконечную сферу интерпретаций, в сферу выяснения отношений, действительно ли то или иное событие имело место, и если имело, то какой в этом смысл. Реальность приобретает множество измерений и ракурсов видения, постоянно обновляется новыми интерпретациями, и в этом смысле становится неуловимой для отрицания или кардинального изменения. Любой порыв отрицания неминуемо обрастает альтернативными интерпретациями и застывает в подвешенном состоянии, не изменяя, но подтверждая сложность общественной жизни и относительность ее трактовок.



Общество массмедиа формально отвечает идеалам философов-просветителей, мечтающих приобщить широкие слои населения к процессу критической рефлексии. Символом подобного приобщения становятся экраны телевизоров, радиовещание, газетные полосы, журнальные статьи, сайты Интернета, освещающие насущные проблемы, дискуссии, «круглые столы», предупреждения, опасения, прогнозы — все, что должно побуждать к формированию активной социальной позиции. Невозможно оставаться в стороне, когда со всех сторон несутся сигналы SOS. Соприкосновение с миром посредством СМИ представляет собой соприкосновение с «боленасыщенной реальностью», наполненной страданиями, техногенными катастрофами, природными бедствиями, преступлениями, помещенными в один временной промежуток теле- или радиопрограммы. Не остается ни одной области жизни, не охваченной социальной критикой; частная и политическая жизнь, экология и культура -везде требуются изменения, инновации, реформы, везде присутствуют риски сбоев в системах, от которых зависит качество человеческой жизни и сама жизнь.



Но наблюдается своеобразный парадокс «раздвоения реальности». С одной стороны, изобилие негативизма и самой критики в СМИ, с другой – дефицит социальной критики в повседневной жизни, пассивное восприятие, если не абстрагирование от существующих вызовов в процессе принятия решений. Поводы для критики одновременно и близко, т.к. СМИ пронизывают все закоулки общественной жизни, сопровождают все слои населения, заставляют сопереживать тем, кто испытывает на себе социальную несправедливость, жестокость, и далеко, так как события в подаче СМИ — результат дистанцирования от непосредственной действительности, ссор и конфликтов, превращенных в часть картины, предназначенной для созерцания. СМИ-события всегда происходят с кем-то другим, на другой территории, «планете», в другом временном отрезке, стремительно приближающемся, но никогда целиком и полностью не совпадающем с дислокацией и жизненным ритмом слушателей, зрителей, читателей. Аудитория — безмолвный свидетель происходящего («молчаливое большинство», если использовать терминологию Ж. Бодрийяра), которое «прокручивается» у нее на глазах и которое она не в силах ни изменить, ни даже в полной мере оценить.



«СМИ способны виртуозно поднимать тревогу и вызывать всеобщее беспокойство. Но как только люди оказываются загнанными в состояние сильнейшего беспокойства, новостные программы переходят к новому предмету для повышения уровня сознательности, как если бы

появление человеческой озабоченности и было целью в себе. Как только зрители начинают задумываться "Что же, в конце концов, нам делать с этой проблемой?" новостные программы переходят к новым историям. Беспорядочно переводя внимание с одной истории на другую, информационные каналы оставляют общественность либо в состоянии морального срыва (frenzy), либо в пассивном положении развлекаемых и отвлекаемых» [7, 85].

Критика зачастую начинается и заканчивается вместе с трансляцией той или иной передачи, вместе с размышлениями комментаторов и обозревателей. Социальная энергия растрачивается на проекции, образы, интерпретации недостатков общества, на то, чтобы не отстать от жизни, быть в курсе непрерывно возникающих историй, проблем, аргументов и контраргументов. Изобилие негативных тем приучает относиться спокойно к новым эксцессам. Изначальный «просветительский» посыл СМИ зависает в безвоздушном пространстве между ужасами экрана и спасительным комфортом домашнего очага, позволяющего не столько выносить суждения по поводу увиденного, сколько ощущать превосходство непричастности. Встреча с экраном — способ прикоснуться к изнанке существования, пережить и остаться невредимым.

Активное наблюдение заменяет собой активное участие в социальной жизни. Негативные серии, повествующие о недостатках общества, переплетаются с позитивными сериями, рассказывающими об устранении недостатков. Вызовы не требуют ответа от зрителей, т.к. кто-то уже решает проблемы, спасает, оказывает помощь, разрабатывает планы действий. Развитие негативных эмоций в сторону рационально обдуманных действий оказывается бессмысленным, ведь все уже продумано, проинтерпретировано и выполнено кем-то другим. На долю зрителя остаются пересуды — интерпретации вслед уходящим событиям: «Тех или иных проблем можно было избежать, не допустить; действия могли быть более оперативными, решительными». Ситуация общества массмедиа в этом смысле выглядит парадоксальной: индивид получает уникальную возможность получать информацию о фактах и событиях, сравнивать и сопоставлять, но вместе с тем он всегда остается «не у дел», запаздывая со своими критическими замечаниями, в роли ведомого, которого знакомят с конечными или промежуточными результатами, с саморазвивающимися событиями, на которые невозможно повлиять.

Массмедиа — посредник, открывающий неизвестные грани действительности и в то же время неуловимым образом навязывающий действительности свои сюжетные «рамки», через которые воспринимается мир. Реалии повседневной жизни со своими режимами труда и отдыха,

организации и коммуникации никуда не исчезают. Но внимание переводится на события, подчиненные сюжету, где есть завязка, развитие и кульминация. Сюжет сам по себе гарантирует значимость этих событий. Чувство реальности оказывается связанным с чувством сюжета. Любое будничное происшествие, обыгранное соответствующим образом в массмедиа, может обрести статус огромной проблемы, и наоборот, проблема, оставшаяся за кадром, не попавшая в контекст репортажа или не укладывающаяся в «сюжет», не привлекает к себе общественное мнение. Пристрастие к сюжетам является предпосылкой к определенному смешению невыдуманных и придуманных историй, которые воспринимаются с одинаковым интересом. Сюжет позволяет отвлечься от монотонной действительности, почувствовать вкус приключения, которое ни к чему не обязывает и ничего не требует, поиграть в другую жизнь и другие проблемы. Предпочтение в этом смысле отдается сюжетам наиболее сенсационным и наиболее легким, «игровым». Наблюдается определенная усталость от трагедий, утопий, всего, что требует борьбы с превосходящими силами общества, истории, природы. Сюжеты становятся более приземленными, простыми, они не превосходят будни, но разбавляют их чуть большей оживленностью, пестротой красок, вводят элемент неизвестности, затрагивающей человеческое любопытство. Большинство населения «совершенно откровенно и с легким сердцем, без всяких колебаний [ставит] футбольный матч выше человеческой и политической драмы»[1, 18-19].

Общество массмедиа — общество эффектов с разной эмоциональной нагрузкой, под воздействием которых недостатки социума гипертрофируются или приуменьшаются. Наряду с эффектами «безумной», «текучей» реальности создается эффект «комфортного», «антропоцентрического» бытия, в котором все служит человеческому счастью. Любая драма представляется преходящим моментом в контексте телеологической цепи, ведущей к «счастливому концу». Язык рекламы, художественных фильмов создает эффект реальности, в которой отсутствует опыт отчуждения, т.е. противостояния разнонаправленных сил — «логики сердца», обладающей непосредственной эмоциональной убедительностью, и давления общего, обладающего статусом неприятной, отталкивающей необходимости. Окружающий мир не сопротивляется человеческой воле, но следует, повторяет многочисленные изгибы, нюансы человеческих желаний.

Общество массмедиа снимает традиционное напряжение между сушим и должным, между идеалом и действительностью, между желанием и необходимостью благодаря технологиям, способным продуциро-

вать множества реальностей «на любой вкус». Идеалы могут сосуществовать в качестве проговоренных или экранизированных взглядов на действительность одновременно, на одной плоскости современной плюралистической культуры, коллекционирующей точки зрения, картины действительности. Идеал уже не является откровением или изобретением, представляющим собой вызов для социально-активного субъекта, но есть результат его осведомленности, часть его культурного багажа. Нет необходимости бороться за осуществление идеала, если его образ стал элементом привычной среды. Нет необходимости критиковать А, чтобы достичь Б, достаточно переключить внимание с одной программы на другую. Нет необходимости искать то, что соответствует субъективным убеждениям, когда все уже есть. Интеллектуальный или религиозный поиск уступает место техническому, подчиненному отлаженным алгоритмам — поиску по каталогам, программам, поисковым системам Интернета.

Социальная критика всегда воевала с соблазнами культуры. До недавнего времени это были соблазны повторения, притяжения традиции, гипнотического влияние привычки, мешающей представить себе будущее, отличное от настоящего. Современная культура массмедиа гипнотизирует разнообразием, отсутствием четких ценностных координат, возможностью изменений без разрывов и потрясений, наподобие чудесных метаморфоз. Все это мешает представить себе настоящее, в котором что-то идет не так, испытать тревогу за будущее. Приобщаясь к массмедиа, индивид погружается в растяжимое, невесомое, «подвешенное» настоящее, в котором переизбыток информации, картинок действительности, декора приводит к эффекту отсутствия проблем, интеллектуальной релаксации, идентичной чувству свободы. В такой ситуации социальная критика не просто борется за свое существование, но и начинает искать новые формы рефлексии, способной адекватно отражать социальную реальность и тем самым влиять на ход социальных взаимодействий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.