Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА





Образование как феномен культуры есть последовательно развивающаяся система, которая состоит из совокупности закономерно сменяющихся в конкретно-исторических и социокультурных условиях педагогических явлений. Результатом эволюционного развития становится культурное самоопределение субъектов образования.

Одной из актуальнейших задач высшей школы является создание оптимальных условий для личностного и профессионального развития будущего специалиста. В связи с этим стратегию современного педагогического образования определяет развитие культурного самоопределения личности и ее субъектности.

Преуспевающий молодой человек, успешно сдав ЕГЭ и поступив в вуз, неожиданно для себя начинает испытывать трудности в обучении. На наш взгляд, это связано не только с проблемами адаптации в новой культурной среде, с его включением в многообразные культурные модели профессиональных образовательных программ, предусмотренных ГОС ВПО специальности, но особенно с его субъектным потенциалом, культурой его самоопределения и самоорганизованности.

Захарова Галина Павловна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.



В основе культурного самоопределения лежит субъектная (активно-деятельностная) позиция студента. В системе профессиональной подготовки она определяется как позиция личностного и профессионального саморазвития. В структуре субъектной позиции студента выделяются мо-тивационнс-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты (В.А. Сластенин, Г.И. Аксенова и др.). Ведущим мотивом становления субъектной позиции студента выступает мотив самоутверждения в профессиональных отношениях. Процесс развертывания такой мотивации представлен в следующей последовательности: потребность самоутверждения в различных сферах жизнедеятельности — потребность самоутверждения в учебно-познавательной деятельности — потребность самоутверждения в учебно-профессиональной деятельности – потребность самоутверждения в профессиональной деятельности. В многообразных деятельностях у студента проявляются специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самому себе.



Развитие культурного самоопределения также обусловлено самооценкой, которая утверждает ситуативный выбор позиции, поступка, суждения, субъектного взаимодействия и общения. Его качественные характеристики определяются ценностными ориентациями, в которых объективируется не только опыт личности, но и исторический опыт человечества, воплощенный в системе критериев, культурных норм, эталонов.

Культурное самоопределение как интегральное качество личности проявляется в мотивационно-ценностном отношении, характеризующемся яркой эмоциональной отзывчивостью и познавательной активностью в присвоении культурных ценностей.

Таким образом, механизм культурного самоопределения определяется как выбор — самооценка — отношение — самоутверждение.

Изучение многообразных проявлений (смыслов) культурного самоопределения личности рождает целый ряд вопросов, которые обращены к ее внутреннему миру, потенциальным возможностям ее свободного саморазвития:

- при каких условиях и в чем проявляется культурное самоопределение личности, ее субъектная позиция?

- каков механизм различных поведенческих и деятельностных форм самоопределения? как они соотносятся с самопознанием, саморегуляцией и самоидентификацией?

- какую роль имеет культурное самоопределение личности в структуре самостоятельности?

В последнее годы изучение культурных аспектов саморазвития личности будущего педагога осуществлялось Г.И. Аксеновой, Е.И. Артамо-



новой, P.M. Асадулиным, Е.И. Исаевым, A.B. Мудрик, Л.И. Новиковой Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным, E.H. Шияновым и др. Установлено, что культурное самоопределение личности студента, его субъектная позиция выражается через систему его субъектных отношений и взаимоотношений с природой, обществом, культурой, искусством и с самим собой, которые, в свою очередь, содержательно раскрываются в системах «самоотношение», «взаимоотношение студент—преподаватель», «взаимоотношение студент—учебная группа» и др.

Культурологический контекст саморазвития личности исследован Н.Б. Крыловой, которая объединила разнообразные механизмы его проявлений в шесть функциональных блоков: самоопределение; самоорганизация; самопознание; саморегуляция и самореабилитация; самореализация; самообразование и самовоспитание. В основе их взаимодействия она выделила блоки самоопределения и самоорганизации, которые сохраняют их целостность. Остальные четыре блока — специализированные. Одновременно каждый из них это – целостная система культурных основ саморазвития личности, ее субъектности.

На основе представленной Н.Б. Крыловой структуры саморазвития личности было проведено исследование культурного самоопределения современного студента. В исследовании участвовали студенты выпускных курсов очного и заочного отделений факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Этот выбор был неслучайным, так как студенты очного отделения (О) — это недавние выпускники образовательных учреждений, а 90% студентов заочного отделения (3) — это работники системы дошкольного образования, имеющие базовое среднее профессиональное образование и педагогический опыт работы в образовательных учреждениях.

Студентам были предложены вопросы по отдельным аспектам куль турного самоопределения личности. В описании полученных результа тов одинаковые ответы студентов очного и заочного отделений сознатель но не дублировались.

1. Самоопределение с позиций аксиологического подхода рассмат ривается через механизмы самооценки и выбора с качественными харак теристиками: ценность (значимость для себя), принцип (исходная пози ция), идеал (соизмерение своих результатов с образцом, эталоном).

Самоопределение с позиций культурологического подхода рассмат ривается как культурные нормы (самооценка и выбор отношений, поведения, деятельности) и их отождествление (соотнесение) с собственными проявлениями (самоидентификация), с уровнем своих притязаний, с достигнутыми результатами и их обусловленность в социальном сравнении (сопоставление мнений окружающих о себе).

К культурным нормам относят: (О) — образцы (эталоны) поведения, обшения, взаимодействия; правила, которыми человек должен руководствоваться при выборе своей позиции в поступках: самоориентировку, саморефлексию, саморегулирование. Ответы характеризуют проявления культурных норм (правила поведения...) и внутренние регулирующие механизмы выражения (самость); (3) наряду с вышеперечисленными проявлениями культурных норм отмечают: мировоззрение; культуру мышления, деятельности; педагогический такт; самообразование — характеризующие профессионально-значимые личностные качества.

Самоидентификацию связывают: (О) — с оценкой своего соответствия нормам, ценностям, правилам и требованиям общества; (3) — с культурными нормами общения и поведения; с требованиями, предъявляемыми к личностным качествам педагога; с культурными ценностями.

2. Самоорганизация является результатом самооценки и выбора культурных норм отношений, поведения, деятельности. Процессы культурного самоопределения и самоорганизации находятся во взаимодействии. Их объединяет то, что они реализуются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение ряда взаимосвязанных этапов: анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов решений и возможных результатов, выбор оптимальных условий; планирование действий (их организация, управление); анализ результатов (самоконтроль, самооценка действий, их коррекция).

Самооценка действий в конкретных ситуациях определяется как: (О) – адекватная обстоятельствам (анализ ситуации, постановка задач, советы взрослых, планирование действий, компромисс); неадекватная (действия зависят от внутреннего психоэмоционального состояния, уверенность в своей правоте); миролюбивая («Не вступаю в конфликт»); (3) — адекватная (индивидуальный подход, анализ ситуации, советы родителей, определение последствий действия с последующим принятием решения, руководство жизненным и педагогическим опытом); неадекватная («Эмоциональные проявления диктуют мои действия»); заниженная («Иногда так теряюсь, что не могу действовать вообще»).

Уровень самоорганизации находится в зависимости от качества эмо-Ционально-волевых проявлений: лень (О — 42,8%; 3 — 11,4%); отсутствие самоконтроля (О — 14,2%; 3 — 3,2%); стеснительность, скромность, нерешительность (О — 24,2%; 3 – 32%); неопределенность в жизненных Целях, отсутствие интереса (О — 18,8%; 3 — 0%), недостаточное владение культурными методами работы (3 — 53,4%);

В культурных методах работы особо выделяют: (О) — самоконтроль и самооценку действий; умение обеспечить условия собственных дейст-

вий; самообслуживание; коммуникативные умения (установление поло жительных взаимоотношений и общения); (3) — умение самоорганизо вать свою деятельность (мобилизационные, информационные, развива ющие умения); прогнозирование действий; проективные (анализ – про гноз — проект) и рефлексивные умения.

Развитие самостоятельности связывают с: (О) – выбором: действий в конкретных ситуациях; видов деятельности; способов самообразования и самоорганизации; (3) – поручениями взрослых; предоставлением свободы в выполнении поручений; заботой о младших детях в семье; уходом за домашними животными; игровой, трудовой и учебной деятельно-стями; общением со взрослыми и детьми.

Главные ценности самоопределения:

в выборе искусства: (О) — доступность; познавательная активное процесс творчества; (3) — красота; образность; интуиция; ценностное отношение; интерес к творчеству;

в выборе межличностных отношений: (О) — личностная значимость отношений; уважение; общность интересов; доверие; целенаправленность; самооценка; внутренний самоконтроль; духовные идеалы; взаимоподдержка; (3) — честность; порядочность; интерес; взаимопонимание; уважение; любовь; доброжелательное отношение; толерантность;

в выборе педагогического этикета: (О) — тактичность; гуманное-любовь к детям; самоконтроль; (3) — культура общения и речи, педагог ческий такт, культурные нормы и ценности, эмпатия;

во взаимоотношениях с собственными детьми: (О) — любовь; ответственность; доброта; чуткость; внимание; забота; (3) — равноправие; «понять — принять»; взаимоуважение; любовь; активное взаимодействие, стремление дать все самое лучшее, открытость, передача опыта и культурных ценностей;

во взаимоотношениях с детьми в группе: (О) — взаимопомощь, поощрение творческих проявлений, акт нравственного и волевого выбора, уверенность в себе, самоориентировка; (3) — умение выслушать, уважение личности ребенка, индивидуальный подход, «отношение как к своему ребенку», личностно-развивающее взаимодействие.

3. Самопознание направлено на выявление особенностей субкультуры личности в сравнении с культурными эталонами в познавательной, эмоционально-чувственной и деятельно-волевой сферах. Культурное самоопределение в этом контексте выполняет ориентационные (самоориентировка) и прогностические (самопрограммирование) функции с целью усовершенствования личностных характеристик. Основным механизмом здесь является понимание — постижение смысла и значения соб-

ственных проявлений: перенесение собственных ощущений, мотивов, особенностей личности и мировосприятия на другие объекты, отождествление себя с другими субъектами (самоидентификация). Это в совокупности определяет культуру самообщения и социальной перцепции.

Проявления самопознания: (О) – любознательность; самонаблюдение; самоанализ; осознание своих потребностей, склонностей и поведения; осознание себя личностью; своей индивидуальности; самокритика; (3) – осознание своего «Я» через оценку взрослого; сравнение себя с другими; активность в разных видах деятельности, в выборе профессии с последующей рефлексией.

Ценности культурного самообщения: (О) — самоуважение; самопринятие; коррекция представлений о себе; самоанализ собственного соответствия определенным ценностям; (3) — совесть как коррекция представлений о себе; осознание самодостаточности.

Анализ ответов студентов показывает, что их представления о культуре самопознания недостаточно глубоки. На наш взгляд, здесь требуются более «тонкие» диагностические методики, в которых студенты проявили бы естественность, искренность и свободу. В связи с этим им бьшо предложено написать эссе про свое детство «Мои детские годы и их роль в становлении меня как педагога-психолога». Их сочинения ярко показали «тайны» самопознания, откровения в формировании мироощущений, мировосприятия, миропознания, а главное ценностный смысл собственной детской субкультуры: игр, фольклора, общения.

4. Саморегуляция и самореабилитация проявляются в самых сокровенных моментах личностного Я, в которых скрыты мотивы поступков и поведения человека. В связи с этим система культурных ценностей может рассматриваться как выраженная в идеале стратегия поведения, а мотивы — как его тактика.

Способы культурной коррекции и регуляции собственного поведения: (О) – внутренний самоконтроль; дисциплинированность; терпение; быстрая адаптация к изменяющимся условиям; собственная ценностная ориентация; умение восстанавливать силы; (3) — самообладание; аутотренинга; релаксация; самооценка; совет друга; пример мамы; самосохранение (анализ последствий, переключение на другой вид деятельности, «считаю про себя до 10»);

во взаимодействии с детьми и взрослыми (регуляция их поведения): (О) – дипломатичность; доверие; уважение; тактичность; понимание; (3) – Дружеские взаимоотношения (позиция уважаемого собеседника); уважение их внутреннего мира; принятие их такими, какие они есть; самоконтроль эмоционального состояния; толерантность; самопожертвова-

ние.

5. Самореализация направлена на раскрытие субъектного потенциала личности. Она хранит в себе тайну тех или иных решений личности секрет ее выбора и предпочтений ценностных ориентации, а также обуславливает культурное самоопределение стратегий жизненных преобразований.

Основы культурной деятельности: (О) – образование; культурная среда; осознание себя как человека культуры; интерес; творчество; уверенность; самовыражение; (3) – культура самого человека (проявление индивидуальности и значимости для себя и для других); самостоятельность; «все делать с радостью и любовью»; самоутверждение в достижении поставленной цели.

Виды деятельности, в которых студенты самореализовали свой субъектный потенциал: педагогическая (О – 85,7%; 3 — 92,8%); художественно-творческая (О – 92,7%; 3 – 86,1%); научная (О – 63,2%; 3 – 40,8%); семейно-бытовая (О – 18,6%; 3 – 88,3%).

6. Самообразование и самовоспитание — это одновременно и результат, и процесс личностного самоутверждения. С одной стороны, является показателем достигнутого уровня субъектной позиции, а с другой -сравнение с культурными нормами, стимулирующими культурное самоопределение.

Самоопределение форм социального и культурного развития: посещение театров, выставок, музеев и др. (О — 34,2%; 3 — 46,8%); чтение художественной литературы (О – 71,4%; 3 – 55,6%); просмотр фильмов (исторических, научных) и телепередач (О – 85,7%; 3 – 91,2%); дополнительное образование (кружки, курсы) (О — 32,8%; 3 — 0%), встречи с интересными людьми; опыт семейного воспитания.

Осознанность отношения к самообразованию и самовоспитанию: высокая (О – 10,1%; 3 – 8,4%); достаточная (О – 77,1%; 3 – 88,2%); средняя (О – 7,1%; 3 – 3,4%); низкая (О – 5,7%); характеристика отношения: (О) — серьезное, ответственное, требующее определенных усилий, «цель жизни», «фундамент становления личности», обязательное; (3) — повышение статуса, изменение качества жизни, овладение культурой самообучения, расширение «зон ближайшего развития».

Культурное самоопределение собственной воспитанности и образованности: (О) и (3) — стремление к совершенствованию в личностном и профессиональном саморазвитии – эталон культурных программ будУ" щего.

Анализ полученных результатов показал, что отдельные аспекты личностного и профессионального саморазвития будущего специалиста, ста-

новление его субъектной позиции, культурного самоопределения укладываются в культурные нормы и методы работы, проявляющиеся в культуре самопознания, саморегуляции и культурной коррекции, самореализации в культурных видах деятельности. Субъектная позиция студентов заочного отделения ярче проявляется в профессиональном самоопределении, его мотивационно-ценностном и регулятивно-деятельностном компонентах, а у студентов очного отделения — в теоретической компетентности, мотивационно-ценностном и отношенческом компонентах.

Сравнение проявлений (смыслов) культурного самоопределения студентов дает возможность оценить становление их субъектной позиции, выбор ведущих приоритетов ценностных ориентации, отношений, самоутверждений в условиях профессиональной подготовки. Дополнение и уточнение ответов тех и других показывают резервы профессионального развития студентов очного отделения, формирования субъектной позиции студентов заочного отделения, а также позволяют выявить психолого-педагогические условия совершенствования содержания и технологий целостного педагогического процесса факультета.

Представленный вариант исследования может быть использован для описания сущностных проявлений разных компонентов саморазвития личности — представление о себе, изменяющийся образ Я и Я-концеп-цию (самоидентификацию) как интегральную и смыслообразующую модель Я.

Таким образом, культурное самоопределение — это мир смыслов, который студент постигает в разнообразных видах деятельности и творчества, концентрирует: в знаниях – через механизм понимания (когнитивный смысл), в ценностях – через механизм самооценки (аксиологический смысл) и использует как регулятивы (организационно-управленческий смысл).

Критериями, позволяющими фиксировать и анализировать культурное самоопределение студента, могут выступать ведущие компоненты структуры его субъектной позиции. Показателями культурного самоопределения являются: осознанный выбор культурных ценностей и приоритетов развития; отношение к себе как к субъекту культуры; стремление к личностной и профессиональной самореализации; умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать, рационально организовывать собственную жизнедеятельность (самоорганизация); умение контролировать, анализировать, оценивать свою личность, деятельность и поведение (самопознание); умение выстраивать субъектные педагогические взаимодействия и осуществлять коррекцию собственной жизнедеятельности (саморегуляция и самореабилитация); наличие выраженного

стремления к самообразованию и самовоспитанию.

Формирование культурного самоопределения студента требует реализации ряда психолого-педагогических условий. Первая группа условий направлена на понимание и принятие студента как носителя субкультуры:

— ориентация содержания и технологий образования на становление личностного потенциала студента;

— организация всех видов деятельности по принципу восхождения от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту родного народа и человечества в целом;

— опора на приоритеты индивидуальности, самоценности и самобытности студента.

Вторая группа условий направлена на построение образовательного процесса как социокультурного пространства, в котором осуществляется личностное и профессиональное развитие будущего специалиста:

— индивидуально-дифференцированный подход: ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность, социокультурная кон-текстность развития и саморазвития, утверждение субъектной позиции;

— кулыуросообразность и педагогическая рефлексия;

— полисубъектность, предполагающая личностно-развивающее взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

— созидающая роль культуротворческой среды образования и самообразования.

Третья группа условий направлена на развитие творческого потенциала будущего специалиста в разнообразных видах деятельности:

— утверждение принципов свободного и ответственного выбора в культуротворческой среде;

— междисциплинарная интеграция знаний, образовательных техник и технологий с целью развития субъектных потенциалов личности студента;

— ориентация студентов на личностное и профессиональное жизне-творчество, развитие культуры самопознания, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствования;

— ориентация студентов на личностную самореализацию в профессиональной деятельности, развитие субъектной позиции по отношению к учебно-профессиональной деятельности, выработка индивидуально-личностных стратегий и тактик собственной жизнедеятельности;

— включение студентов и преподавателей в смыслопоисковый диалог как полифункциональный метод саморазвития, как средство реализации новых технологий организации образовательного процесса на фа·

культете, в которых доминируют установки на взаимодействие, сотворчество, рефлексию, креативность, ситуационное проектирование, индивидуальное самоизучение и саморазвитие.

Особым психолого-педагогическим условием эффективной реализации технологий субъектно-развивающего обучения и развития культурного самоопределения является психологическая готовность преподавателей к принятию субъектно-педагогических стратегий.

Образование как феномен культуры всегда нацелено на формирование личности, готовой успешно действовать в условиях современной куль-хуры. В связи с этим остро стоит проблема обучения студентов и преподавателей проектированию культурных программ будущего. И в этом смысле культурное самоопределение сможет выполнять функцию куль-турогенеза.

А.Г. НЕКИТА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.