МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ в 1990-е годы и начале XXI века
Новый мировой порядок
На современном этапе международной политической жизни корпоративный характер геополитики великих держав очевиден. Анализ многих официальных документов США и их союзников, а также материалов неформальных внешнеполитических дискуссий последних лет позволяет сделать вывод о том, что вся внешнеполитическая деятельность Соединенных Штатов сейчас и в обозримом будущем направлена на укрепление всех звеньев весьма сложной структуры международной безопасности, обеспечивающей единство действий Запада в целом. При этом Вашингтон считает крайне важным укрепление своей лидирующей роли, усиление НАТО и других военно-политических блоков, подчинение ООН НАТО при осуществлении на практике политики коллективной безопасности, сдерживание с помощью НАТО, ООН, ОБСЕ различных антизападных сил.
Эффективная реализация известной формулы расширяющейся коалиции C4I1 (Command Control, Communications, Computers, Inelligence, а по-русски — К4Р1 (Командование, Контроль, Коммуникации, Компьютеры, Разведка) воспринимается правящими кругами США в качестве категорического императива международных отношений.
Это же сильно волнует и НАТО, существенно изменившую свои функции с поправкой на время и новую конъюнктуру в международных делах, глобальной экономике, мировой политике, идеологии.
Россия, НАТО и новая архитектура безопасности в Европе.В условиях многополярного мира всеобъемлющие принципы руководства реагированием НАТО в области обороны на распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) включают в себя:
• обеспечение сплоченности Североатлантического союза посредством про должения широкого участия в военной подготовке союзников к проведению опера ций в условиях наличия угрозы распространения ядерного, биологического и хими ческого (ЯБХ) оружия;
• поддержание свободы действий и демонстрации любому потенциальному противнику, что Североатлантический союз нельзя принудить с помощью угрозы применения или применения ЯБХ-оружия;
• заверение как союзников, так и партнеров по коалиции в способности Севе роатлантического союза эффективно реагировать на угрозы применения ЯБХ-оружия или при нападении с его применением защищаться;
• обеспечение гибких и эффективных процедур проведения консультаций с целью скорейшего разрешения кризисов, чреватых распространением, угрозой при менения или применением ЯБХ-оружия;
• дополнение усилий, направленных против распространения ОМУ, сочетани ем военных возможностей, обеспечивающих ЯБХ-оружие посредством уменьшения стимулов к его приобретению и повышения цены последнего;
• дополнение ядерного сдерживания сочетанием оборонительных и обладаю щих способностью гибкого реагирования потенциалов обычных вооруженных сил с эффективными средствами разведки и наблюдения, которые в своей совокупности усилят общий потенциал Североатлантического союза по сдерживанию возникаю щих в результате распространения ОМУ угроз посредством расширения выбора тех, кто принимает в этом союзе решения, в периоды кризисов и конфликтов;
• сбалансирование совокупности потенциалов, включая потенциалы ядерных и обычных сил, с целью обеспечения безопасности ЯБХ-оружия того или иного рас пространителя путем сведения на нет военных преимуществ этого ОМУ и создания перспективы подавляющего ответного удара в случае его применения;
• определение степени приоритетности необходимых потенциалов с точки зрения их вклада в достижение целей Североатлантического союза;
• вмешательство в конфликты с целью их разрешения, включая темпы и на правленность военных операций и способность занимать господствующее положение на всех стадиях любого конфликта;
• модификация потенциалов по мере изменения характера угроз с уделением основного внимания существующим условиям и вероятным тенденциям краткосроч ного развития обстановки, прежде всего региональной, и сохранением различных возможностей для размещения в случае необходимости более эффективных систем в будущем;
• уделение основного внимания мобильности систем в тех случаях, когда предполагается, что угрозы распространения ЯБХ-оружия будут носить преимущест венно региональный характер и что вооруженные силы НАТО могут быть привлече ны к проведению операций за пределами зоны действий этой организации;
• интеграция концепций, связанных с ЯБХ-оружием, в оборонное планирова ние и процессы стандартизации Североатлантического союза.
Логика действий НАТО в рамках Программы "Партнерство во имя мира" и расширение НАТО в целом, полностью соответствуют обновленной геостратегии, которая осуществляется Западом под эгидой США.
"Расширение НАТО, — подчеркивается в специальном исследовании, подготовленном экспертами Североатлантического союза в сентябре 1995 г., — будет способствовать укреплению стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе следующим образом:
• поощрять и поддерживать демократические реформы, включая гражданский и демократический контроль над вооруженными силами;
• способствовать развитию в странах — новых членах Союза форм и навыков сотрудничества, проведения консультаций и достижения консенсуса, что является характерным для отношений, существующих в настоящее время между союзниками;
• развивать добрососедские отношения, выгодные для всех стран Евро- атлантического региона, как членов НАТО, так и таковыми не являющихся;
• усиливать совместную оборону и распространять ее преимущества, а также увеличивать транспарентность оборонного планирования и военного бюджета и, та ким образом, уменьшить вероятность нестабильности, которая может быть вызвана подходом к оборонной политике исключительно в интересах того или иного государ ства;
• укреплять стремление к интеграции и сотрудничеству в Европе, ос новывающееся на единых демократических ценностях и, таким образом, сдерживать противодействующую тенденцию дезинтеграции по этническим или территориаль ным признакам;
• усилить способность Союза содействовать европейской и международной безопасности, в том числе миротворческую деятельность по уполномочиванию ОБСЕ и миротворческие операции под эгидой Совета Безопасности ООН и через другие, новые, виды деятельности;
• укреплять и расширять трансатлантическое партнерство.
Расширение Союза будет происходить через присоединение к Вашингтонскому договору новых стран-членов к Вашингтонскому договору. Оно должно:
• согласовываться с целями и принципами Устава ООН и способствовать их дальнейшему развитию, гарантировать свободу, общее наследие и ценности цивили зации всем членам Союза и народам этих стран на основе принципов демократии, свободы личности и верховенства права;
• строго согласовываться со статьей 10 Вашингтонского договора, в которой говориться, что "стороны могут, по всеобщему согласию, предлагать любому друго му европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Догово ра и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоеди няться к настоящему договору...";
• исходить из того, что новые члены будут пользоваться всеми правами и при нимать на себя все обязательства по Вашингтонскому договору;
• усиливать действенность и сплоченность Союза, поддерживать его полити ческий и военный потенциал для осуществления основных функций совместной обо роны, миротворческих операций и других новых видов деятельности;
• быть частью общеевропейской структуры безопасности, основывающейся на подлинном сотрудничестве во всей Европе;
• принимать во внимание важность в настоящем и будущем роли МБР и ПВМ, деятельность которых направлена на подготовку заинтересованных партнеров через их участие в работе на использование преимуществ и выполнение обязательств, свя занных с их возможным членством в НАТО, а также служить средством укрепления отношений со странами партнерами, которые не собираются вступать в Союз или вообще, или в ближайшем будущем; способствовать активному участию всех членов НАТО в программе "Партнерстве во имя мира", которое должно играть важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО;
• дополнять параллельный процесс расширения Европейского союза, который также, в свою очередь, способствует распространению безопасности и стабильности новых демократий на Востоке.
Новые члены, в момент их вступления, должны, как все нынешние союзники по Вашингтонскому договору, принять на себя следующие обязательства:
• объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности, урегулировать любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами — так, чтобы мир, безопасность и справедли вость не ставились под угрозу силы, и воздерживаться от угрозы применения силы любым способом;
• способствовать развитию мирных и дружественных международных отно шений через укрепление своих свободных институтов, лучшему пониманию принци пов, на которых эти институты были основаны, а также созданию лучших условий для стабильности и процветания;
• поддерживать действенность Союза путем разделения с союзниками ролей, потенциальных опасностей, обязанностей, расходов и преимуществ в процессе обес печения достижения целей и задач общей безопасности".
Осуществляя такие грандиозные проекты расширения сферы своего влияния и эффективно наращивая наднациональную организационную мощь, НАТО и правящие круги Соединенных Штатов добиваются поистине всеобъемлющей стандартизации управления экономическими, военно-политическими, идеологическими и общественными процессами на планете. При этом сугубо военные аспекты международной безопасности приобретают еще более существенное, чем прежде, значение.
Страны — участницы Североатлантического союза давно поняли, что для того чтобы вооруженные силы в составе многонациональных формирований действовали эффективно, необходимо наличие у них общих доктрин и принципов, а также максимального уровня адаптации различных систем вооружений к новым условиям. Для того, чтобы добиться высокой оперативной совместимости, НАТО в течение многих лет предпринимало большие усилия по заключению и выполнению соглашений о союзных обязательствах. С установлением после окончания "холодной войны" отношений партнерства и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы масштабы этих усилий возросли. Сейчас, когда накоплен опыт, полученный в результате привлечения вооруженных сил входящих в НАТО стран к участию в различных миротворческих операциях, и когда НАТО приближается к финальной стадии принятия решений о своем расширении, вопрос перехода от сотрудничества между НАТО и странами-партнерами данной организации к их оперативной совместимости становится ключевым.
В НАТО оперативная совместимость определяется как "способность систем, подразделений и сил предоставлять услуги другим системам, подразделениям или силам и пользоваться их услугами в порядке такого обмена, при котором стороны получают возможность эффективных совместных действий".
Североатлантический союз на протяжении всех лет своего существования стремится к тому, чтобы его военная деятельность полностью соответствовала данному определению. Но в условиях нового партнерства 90-х гг. XX века сам принцип совместимости и аккумуляции усилий стран — участников НАТО стал подвергаться корректировке. В связи с этим главнокомандующий НАТО, Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе и Верховный главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике сочли необходимым внести предложение о том, чтобы применительно к партнерам оперативная совместимость непременно включала в себя:
• изучение доктрин, процедур и практической деятельности НАТО личным со ставом и подразделениями, способными эффективно работать над конкретными опе рациями в НАТО и руководимых ею организациях;
• адаптирование или защиту оборудования, совместимого с оборудованием НАТО;
• отбор штатных офицеров и изучение ими доктрины и процедур НАТО с тем, чтобы иметь возможность назначения специалистов на штатные должности в НАТО, или руководимых ею центрах управления войсками, или на национальные посты, связанные с деятельностью НАТО в рамках Программы "Партнерство во имя мира".
Поэтому одной из важных задач является расширение и развитие партнерами отношений сотрудничества с НАТО в военной области с целью планирования, подго- товки и проведения учений, направленных на расширение потенциальных возможностей по выполнению миссий по поддержанию мира и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций. Другая важная задача ПВМ не случайно состоит в создании и укреплении партнерами на долгосрочной основе сил, обладающих повышенной способностью проведения операций совместно с силами стран-членов НАТО. Обе эти задачи тесно связаны с задачей обеспечения оперативной совместимости.
По мере роста масштабов своей деятельности Североатлантический пакт твердо намерен и впредь развивать ПВМ путем расширения и углубления процесса планирования и проверки выполнения программы (ПППВМ), имеющего своей целью повышение уровня оперативной совместимости и транспарентности стран — членов НАТО и стран-партнеров. Увеличивая масштабы партнерства в таких областях, как отношения в гражданской и военной сферах, оперативная совместимость, оборонная политика и военное планирование, Североатлантический союз создает предпосылки к образованию своеобразной тотальной военной силы Запада, предполагающей универсальную схему расширения сферы "прямого действия" на "остальной" (незападный) мир с тем, чтобы окончательно подчинить себе всю планету. В связи с этим заключительное коммюнике совместного заседания комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО на уровне министров в Брюсселе 17 декабря 1996г. зафиксировало следующие принципы внешнеполитической стратегии:
1. В ожидании встречи в верхах Североатлантического совета, которая пройдет в Мадриде 8 и 9 июля 1997 г. проведена большая работа по адаптированию военных структур союза в рамках продолжающегося процесса трансформации НАТО. Весь коллективный оборонный потенциал Североатлантического союза будет оставаться необходимым для обеспечения европейской безопасности и стабильности. Этот по тенциал служит для выполнения всего спектра задач НАТО, в том числе для под держки развития всех союзников, европейского компонента в области безопасности и обороны в рамках союза. Он, в частности, будет жизненно важен для успеха сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине и, следовательно, для укрепления мира и ста бильности в бывшей Югославии, в рамках операции "Джойнт эндевор".
2. Североатлантический союз полон решимости и далее обеспечивать эффек тивную взаимосвязь своих индивидуальных и коллективных военных потенциалов. Они были существенно реорганизованы и переориентированы с учетом стратегиче ских обстоятельств, возникших после окончания "холодной войны". Силы НАТО должны тем не менее быть надлежащим образом укомплектованы для выполнения всего спектра миссий союза.
3. Система военного планирования союза играет центральную роль в достиже нии этих целей. Она претерпевает изменения с тем, чтобы оставаться эффективным механизмом для координации военного планирования союза. В результате будет обеспечен единый, взаимосвязанный процесс военного планирования с целью разви тия сил и возможностей, необходимых для выполнения всего спектра миссий союза, в том числе и операций под руководством ЗЕС.
4. В рамках регулярного пересмотра усилий НАТО в области обороны, рас смотрены национальные планы обороны на 1997-2001 гг. и на следующие годы и принят пятилетний план, направленный на продолжение адаптации военных планов НАТО к новой ситуации в области безопасности. Структура сил НАТО, оставаясь способной полностью обеспечить выполнение всех основных функций союза по сдерживанию и коллективной обороне, теперь хорошо приспособлена для регулиро вания .-ризисов и проведения операций по поддержанию мира и, таким образом, для сотрудничества с партнерами. Планы модернизации сил в целом удовлетворяют тре бованиям союза, хотя в некоторых случаях бюджетные ограничения задерживают их
выполнение. Процесс планирования вооруженных сил, в частности, потребует дальнейшего внимания к таким важным областям, требующим улучшения, как способные к быстрому развертыванию системы командования, управления и коммуникаций; стратегическая мобильность; способность к длительным действиям; наземная система противовоздушной обороны и системы стратегического наблюдения и разведки.
5. В связи с необходимостью обеспечения способности союза осуществлять весь спектр миссий, на заседании Комитета военного планирования и группы ядерно го планирования НАТО в июне 1996 г. была подчеркнута важность развития возмож ностей для противостояния опасностям, возникающим из-за распространения ядерно го, биологического и химического оружия и средств их доставки. Руководители НА ТО выразили понимание того, что новые цели вооруженных сил должны быть опре делены таким образом, чтобы этим опасностям можно было противодействовать в рамках существующих процедур союза. Сегодня Комитет военного планирования и группы ядерного планирования НАТО одобрили эти дополнительные цели воору женных сил. Кроме того, они дали указания, касающиеся дальнейшей работы по борьбе с опасностями, связанными с распространением оружия массового пораже ния. Работа эта будет выполняться в рамках процесса планирования операций с ис пользованием вооруженных сил.
6. Ядерные силы союза продолжают играть уникальную и главную роль в стра тегии союза. Их основная цель — политическая: сохранить мир и предотвратить по пытки использовать методы принуждения. Уменьшение акцента на ядерных воору жениях следует приветствовать. Это выразилось в постепенно проводимом с 1991 года значительном сокращении ядерных сил союза и снижении степени их боеготов ности. Ядерные силы союза не нацелены ни на какую страну. НАТО подтверждает, что присутствие ядерных сил США в Европе, приданных союзу, остается крайне важным и прочным политическим и военным связующим звеном между европейски ми и североамериканскими членами союза. При этом выражается решимость обеспе чить соответствие состояния ядерных сил высочайшим нормам безопасности и на дежности.
7. Сообщение Соединенных Штатов об их переговорах с Россией относительно дальнейшего прогресса по различным ядерным проблемам воспринимается с удовле творением. В этом контексте НАТО призывает российскую Думу быстро ратифици ровать СНВ-2 и выражает полную поддержку усилиям по успешному завершению двусторонних переговоров о стратегических системах ПРО и системах ПРО ТВД.
8. В период, когда НАТО значительно сократило свои ядерные силы, Россия все еще сохраняет большое число тактических ядерных вооружений всех типов. Се вероатлантический союз призывает Россию завершить сокращение этих вооружений, о которых было объявлено в 1991 и 1992 гг., и далее пересмотреть свои запасы так тических ядерных вооружений с тем, чтобы произвести их дальнейшее значительное сокращение. НАТО приветствовало помощь, предоставленную несколькими страна ми НАТО для обеспечения безопасного демонтажа оружия массового поражения в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, и призывает всех своих союзников изыскать дополнительные возможности для внесения своего вклада.
9. НАТО приветствует завершение вывода ядерных боеголовок из Белоруссии в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 года. НАТО приветствует заверше ние работы над Договором о полном запрещении ядерных испытаний, который под дается проверке, имеет универсальный характер и обеспечивает действительно ну левой уровень, и призывает все страны ратифицировать этот договор, который, всту пив в силу, внесет важный вклад в предотвращение распространения ядерных воо ружений. Следует подчеркнуть важность начала переговоров о прекращении произ водства расщепляющихся материалов для ядерных вооружений.
Достаточно глубокая разработанность геополитических концепций НАТО и запада в целом очевидна. Ясны, впрочем, и серьезные различия между текстами официальных документов данной организации и истинными намерениями военно-политического блока укрепить свое могущество путем широкомасштабного использования военной силы против любого условного противника.
Будущие сценарии противодействия Североатлантического союза всевозможным угрозам стабильности индустриально-развитых держав, разработанные стратегами НАТО, довольно часто выглядят оптимистическими, но непременным условием победы НАТО считается коллективизм при решении ключевых проблем международной безопасности.
Совершенно очевидно, что деятельность НАТО, осуществляемая под руководством США по схеме "Сотрудничество — расширение — адаптация", рассчитана на максимальную консолидацию сил Запада в целом. Если так понимать новую парадигму расширения демократических стран Европейского сообщества, НАТО, то на рубеже XX-XXI вв. дело вполне может дойти до прямого столкновения цивилизаций, о чем и предупреждает С. Хантингтон в своих трудах.
Сила в своем конкретном применении весьма опасна, но Запад ее максимально использует в своей современной геостратегии, завершая формирование нового мирового порядка и закладывая основы такой архитектуры международной безопасности, которая гарантирует долгосрочное преимущество технологического развития нациям на планете. Что остается обновляющейся России? Готовиться к осуществлению различных контрдействий, искать союзников в разумном и эффективном противостоянии Западу в целом, иначе международное положение в региональном и глобальном масштабе существенно ухудшится.
Слова нынешние высшие российские руководители нередко произносят правильные. Например, в Послании президента РФ Федеральному собранию подчеркивалось: "На европейском направлении в 1997 г. главной проблемой внешней политики и безопасности России будет оставаться предполагаемое расширение НАТО на Восток. Подтверждается уже не раз заявленное резко отрицательное отношение России к этим планам. Они противоречат интересам безопасности России, чреваты новым расколом Европы. Снизится значение существующих общеевропейских политических организаций.
Выход из нынешней сложной ситуации есть. Начался серьезный разговор с НАТО по всему комплексу отношений. Россия — за твердые гарантии взаимной безопасности, в том числе в ядерной сфере, за создание надежного механизма консультаций и принятия решений. Всем этим договоренностям нужно придать четкую правовую форму. Назрела и необходимость адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым политическим реальностям.
Обо всех этих проблемах шел и будет идти обстоятельный разговор с главами европейских государств, с президентом США. Приложу все усилия, чтобы в ходе предстоящих встреч добиться серьезных договоренностей по равноправному долговременному сотрудничеству.
Напомню: без России, и тем более вопреки ей, еще никто в Европе не смог и не сможет создать эффективную систему безопасности".
Делами данные констатации никак, впрочем, не оказались подкрепленными со стороны российской федеральной исполнительной власти.
Реакция российских законодателей на стратегические новации Запада в целом на словах была также нарочито сердитой, а в действительности оказалась никчемной и весьма противоречивой.
Официально позиция Государственной Думы РФ в отношении процесса расширения НАТО была открыто заявлена во время приезда в Москву 17 октября 1996 года
министра обороны США У. Перри. Ее обозначил в своем выступлении Председатель Комитета Государственной Думы по обороне Л. Я. Рохлин. Он, в частности, отметил, что в своих встречах с руководством НАТО, представителями Министерства обороны США, сенаторами и конгрессменами, советниками президента США и другими общественными деятелями он часто сталкивался с мнениями, которые никак нельзя назвать дружелюбными. Л. Я. Рохлин процитировал заявление одного из советников президента Клинтона, который счел возможным подчеркнуть, что НАТО движется на Восток, чтобы Россия никогда больше не была в Европе, а США никогда из нее не ушли.
Председатель комитета Госдумы РФ по обороне специально отметил, что тактические ядерные средства, расположенные в странах Прибалтики и Центральной Европы вполне способны достичь многих российских стратегических объектов, а крылатые ракеты, запущенные с фронтовых бомбардировщиков, запросто поразят цели вблизи Москвы. Таким образом, тактические средства НАТО по сути выполняемых задач быстро превратятся в стратегические, что серьезно нарушит мировой ядерный баланс.
Л. Я. Рохлин тогда выразил сомнение, что экономически ослабленная Россия сможет выполнить Договор СНВ-2, так как предусматриваемое по нему резкое сокращение одних типов ядерных вооружений и наращивание других потребует от России огромных материальных затрат.
Более выгодным для Российского государства он счел вариант отказа от Договора СНВ-2 и переход к Договору СНВ-3, в котором предусматриваются условия равных экономических затрат и обеспечивается равная безопасность при сокращении ядерных вооружений.
В заключение своего выступления Л. Я. Рохлин предложил жестко увязать ратификацию Договора СНВ-2 с решением федеральной исполнительной власти России ключевых вопросов национальной безопасности, связанных с расширением НАТО на Восток.
Следует отметить, что протесты против расширения НАТО привели к оформлению в Госдуме РФ комиссии "Анти-НАТО", лидерами которой выступили С.Н. Бабурин, Т.Х. Гдлян, А.Н. Чилингаров, Н.В. Кривельская. Всего в новое объединение вошли 260 депутатов различных фракций.
Основными направлениями своей деятельности комиссия объявила:
• обобщение и анализ материалов, связанных с процессом расширения НАТО на Восток;
• запрос у федеральных и региональных органов государственной власти ин формационных материалов, необходимых для осуществления деятельности комис сии;
• сбор информации и проведение соответствующих пресс-конференций.
Ее усилия в Госдуме РФ дополнили многие представители Комитета по геополитике и, в особенности, А. Митрофанов, который настойчиво предлагал "законодательно определить НАТО как враждебный России военно-политический блок".
Кроме того, А. Митрофанов выдвинул идею создания оси "Берлин — Москва — Токио" и блока "Россия — Китай — Индия" как структуры, способные противостоять НАТО. Идея сближения России с Китаем и Индией в условиях принятия в альянс новых членов, кстати, выдвигалась и другими оппозиционно настроенными к Б.Н. Ельцину российскими законодателями. Возможно, учитывая именно эти настроения в Госдуме, федеральная исполнительная власть России уже весной 1997 года обозначила необходимость некоторых конкретных действий в данном направлении. Президент России Б. Ельцин, в частности, заявил, что "нам необходимо активнее развивать сотрудничество со странами СНГ, Китаем и Индией". В подтверждении этого во время визита в Москву 22—26 апреля 1997 года Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя была подписана Декларация о многополярном мире. Акция, конечно же, носила декларативный характер, поскольку на внешнеполитической арене важно было немного "попугать" сугубо США сближением с Китаем, а на внутриполитической сцене ловким популистским примером успокоить оппозицию, однозначно отрицательно относящуюся к планам НАТО на расширение.
В Госдуме РФ, впрочем, были значительно представлены и либеральные взгляды на расширение НАТО. К таковым можно отнести мнение депутата С.Сулакшина, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, который заявил: "Россия, имея право остаться при своем мнении, должна жить с теми, кого судьба определила ей в соседи. А значит, нужно развивать отношения с тем НАТО, которое реально существует. И еще лучше, если такое развитие будет вести к расширению наших контактов, а с ними — и возможностей России влиять на ее партнеров по НАТО. Расширяя наше политическое партнерство с НАТО, мы должны сразу же дать понять нашим брюссельским партнерам, что безопасность в Европе может быть обеспечена только при условии полномасштабных военных обязательств не только о ненападении, но и взаимной помощи в случае, если та или иная страна — член организации подвергнется нападению. Альтернативой этому может быть лишь глубокая модернизация НАТО, означающая трансформацию из военного блока в ядро будущей евроатлантической миротворческой организации, и в такой организации Россия готова стать полноправной участницей".
Данный законодатель подчеркнул несовпадение и несовместимости многих стандартов и нормативов России и НАТО, связанных с экономикой и развитием рынков вооружений стран. Решение такой важной проблемы он видел в постепенном устранении барьеров на пути взаимодействия России с НАТО, следуя опыту Франции и учитывая в полной мере то обстоятельство, что процесс адаптации национальных арсеналов к принятым в НАТО стандартам и их унификация должны осуществляться на взаимной основе, путем обоюдных уступок и рационального выбора сохраняемого типажа с учетом тактико-технических преимуществ конкретных систем.
Фактически Государственная Дума РФ практически единогласно выступила против расширения НАТО. Различие взглядов выразилось лишь в выборе варианта возможных ответных действий России — от полного неприятия любых акций НАТО до предложений по сотрудничеству и нахождения взаимовыгодного решения по выходу из сложившейся ситуации и попыток противостоять принятию в члены альянса стран "второй очереди".
В связи с этим необходимо отметить ряд принятых Парламентом России документов по вопросу расширения НАТО: Обращение Государственной Думы от 25 октября 1997 года "В связи с планами расширения НАТО", Заявление Государственной Думы от 12 марта 1997 года "В связи с переговорами между Россией и НАТО Обращение от 14 марта 1997 года "К Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину в связи с его предстоящей встречей с Президентом Соединенных Штатов Америки Б. Клинтоном", Обращение от 24 апреля 1997 года "К парламентариям государств — членов НАТО" и Заявление Государственной Думы от 23 мая 1997 года "Об отношениях между Российской Федерацией и НАТО".
Изучение их показывает, что российских законодателей особенно волновал тот факт, что "расширение НАТО неизбежно приведет к росту военных расходов всех государств континента (нынешних членов НАТО, кандидатов на вступление в эту
организацию и, естественно, России), а это означает, что нашей стране, возможно придется пойти на свертывание ряда программ перехода к рыночной экономике".
Таким образом, российское противодействие расширению НАТО на Восток увязывалось не только с блокированием ратификации договора СНВ-2, но и со свертыванием некоторых программ реформирования экономики.
Законодатели специально подчеркивали: "Государственная Дума поддерживает позицию Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в том, что любое соглашение между Российской Федерацией и НАТО должно иметь обязывающий характер, содержать действительные гарантии безопасности Российской Федерации и обеспечивать полноправное участие России в принятии решений по принципиальным вопросам сохранения стабильности в Европе".
Их позиция, к сожалению, ровным счетом ничего не значила. Федеральная исполнительная власть России полным ходом шла к подписанию Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.
27 мая 1997 года в Париже Президентом России и главами государств — членов НАТО этот документ — Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора — между Россией и НАТО был подписан.
По мнению Б.Н. Ельцина, в результате переговоров между Россией и НАТО достигнут взвешенный, сбалансированный результат, так как выработанные договоренности "ограждают наши национальные интересы, безопасность госу^Ярвгавный Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора включил в себя четыре блока.
Первый блок— "Принципы" — обозначил круг основных положений, которым привержены стороны при подписании документа:
• развитие на основе транспарентности прочного, стабильного, надежного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе;
• признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плю рализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а так же развитие рыночной экономики играют в развитии общего процветания и всеобъ емлющей безопасности;
• отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политиче ской независимости любым образом, противоречащим Уставу Организации Объеди ненных Наций и содержащейся в хельсинском Заключительном акте Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отноше ниях;
• уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, неру шимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в хельсин ском Заключительном акте и других документах ОБСЕ;
• взаимная транспарентность в разработке и осуществлении оборонной поли тики и военных доктрин;
• превращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций и ОБСЕ;
• поддержка, в каждом конкретном случае, миротворческих операций, осуще ствляемых под руководством Совета Безопасности Организации Объединенных На ций или под ответственностью ОБСЕ.
Второй блок— "Механизм консультаций и сотрудничества. Совместный постоянный совет Россия - НАТО" — обосновал необходимость Совместного постоянного совета Россия - НАТО, который должен осуществлять три конкретных вида деятельности:
• проведение консультаций по темам раздела III настоящего Акта и по любому другому политическому вопросу или вопросу безопасности, определенному по вза имному согласию;
• выработка на основе этих консультаций совместных инициатив, по которым Россия и НАТО договорятся делать параллельные официальные заявления или пред принимать параллельные действия;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|