Проблемы обеспечения европейской системы безопасности в период меязду двумя мировыми войнами. Формирование системы гарантийных пактов
Одной из основных проблем, которую так и не удалось решить в рамках Версальской системы международных отношений, была проблема обеспечения безопасности в Европе, от решения которой, в принципе, зависела безопасность практически в мировом масштабе. Участники Парижской мирной конференции не сумели выработать эффективного механизма, который позволил бы ограничить рост военного и экономического могущества Германии и обеспечить стабильность государственных гра-
ниц, установленных в Европе в результате заключения мирных договоров с побежденной Германией и ее союзниками.
Система европейской безопасности, сложившаяся в период между двумя мировыми войнами, базировалась на двух основных элементах:
1) системе двусторонних договоров, заключенных между Францией, Великобри танией и США, предусматривавших взаимную поддержку против любой неспровоци рованной агрессии;
2) положениях Устава Лиги Наций, осуждавших любые формы агрессии и преду сматривавших возможность введения экономических санкций и коллективного воен ного воздействия государств — членов Лиги на агрессора.
Однако эти элементы носили, во многом, формальный характер, очевидный самим создателям этой системы, и, соответственно, не могли стать гарантией от возникновения вооруженных конфликтов в условиях, когда межгосударственные противоречия еще более увеличились и усложнились по сравнению с довоенным периодом благодаря усилению внешнеполитической активности США в Европе и появлению на международной арене новой политической силы в лице Советского Союза, оказавшегося вне рамок сложившейся системы международных отношений и старавшегося наладить отношения с другим «изгоем» Версальской системы — Германией.
Ситуация, сложившаяся под воздействием комплекса противоречий, была чревата возникновением острых международных конфликтов в обозримой перспективе и, соответственно, требовала от держав — гарантов Версальской системы мироустройства укрепления существующей системы международной безопасности. Особенно актуальной эта проблема была для Франции, оказавшейся наиболее уязвимой перед лицом возможной угрозы возрастания реваншистских настроений в Германии.
Во французском руководстве существовало два основных подхода к решению этой проблемы. Первый подход, сторонником которого был А.Бриан, заключался в сохранении, как основы, версальского порядка и смягчение разногласий мировых держав путем укрепления связей Франции с США и Англией. Другой подход состоял в жестком выполнении, в частности Германией, всех статей Версальского договора и наращивании французской военной мощи.
В Версале Франция упорно добивалась, но так и не получила англо-американских гарантий неприкосновенности своих границ. Французские границы не были защищены надежными укреплениями, и угроза германского реванша не была снята. Если первая группа, особенно дипломатические круги, надеялись парировать германскую угрозу путем создания системами союзов со странами, расположенными на восточной и юго-восточной границах Германии (так называемых alliances de revers - тыловых союзов), при непременном условии сохранения дружбы с Англией и одновременно проведения политики примирения с Берлином, то вторая группа, в частности военные круги, главной мерой безопасности считала наряду с наращиванием военной мощи разоружение и ослабление Германии.
В сложившихся на международной арене условиях доминирующей стала первая точка зрения, сторонники которой отстаивали необходимость обеспечения безопасности в Европе дипломатическими средствами.
С целью укрепления международной безопасности в Европе по инициативе французского руководства 2 октября 1924 г. в Женеве был подписан протокол «О мирном урегулировании конфликтов», предусматривавший сохранение территориального статус-кво, установленного Версальским договором, и контроль Совета Лиги Наций над демилитаризованными зонами. В соответствии с протоколом французское прави- тельство получало возможность рассчитывать на помощь Англии в случае конфликта между Германией и Францией, или ее союзниками — странами Малой Антанты.
Однако срок действия данного протокола оказался недолгим. Пришедшее к власти в Англии консервативное правительство Болдуина — Чемберлена в качестве одной из своих первоочередных внешнеполитических задач рассматривало отказ от выполнения Женевского протокола. Кабинет Болдуина, поддерживаемый правительствами британских доминионов, которые являлись противниками каких-либо обязательств Великобритании на европейском континенте, решительно выступил против ратификации протокола, подписанного лейбористским правительством Макдональда. Англия не хотела брать на себя защиту всех границ во французской системе союзов, соглашаясь обеспечивать лишь безопасность тех границ, в сохранении которых была заинтересована. 12 марта 1925 г. в Совете Лиги Наций было сделано официальное заявление об отказе Великобритании от ратификации Женевского протокола.
Вместо этого британское руководство предполагало вовлечь Германию в систему международных отношений в качестве полноправного ее члена с помощью заключения гарантийного пакта, обеспечивающего стабильность западной германской границы. В этом случае создавалась угроза восточноевропейским союзникам Франции, что в свою очередь не могло не повлечь за собой ослабление французских позиций в Европе. Кроме того, заключение такого пакта, по мнению лидеров консервативной партии Англии, позволяло не допустить дальнейшего сближения Германии с СССР.
Переговоры о заключении гарантийного пакта официально начались 20 января 1925 г., однако фактически начало переговоров относится к декабрю 1924 г.
С самого начала переговоров о гарантийном пакте западноевропейские державы считали вступление Германии в Лигу Наций абсолютно необходимым условием заключения какого бы то ни было пакта. Аналогичного мнения придерживались и правительственные круги США.
Германское правительство, со своей стороны, считало, что вхождение в Лигу Наций позволит Германии занять по-настоящему равноправное положение среди европейских держав, войдя в «западную систему обороны».
Преследуя цель войти в Лигу Наций и одновременно сохранить отношения с Советским Союзом, германские правящие круги решили добиться согласия Англии и Франции на прием Германии в Лигу Наций с оговорками. Особенно это касалось вопросов о контроле со стороны Лиги Наций за выполнением Германией условий Версальского договора и обязательств, вытекающих из статьи 16 Устава Лиги, которые могли обязать Германию участвовать в санкциях против СССР. В декабре 1924 года германское правительство направило Лиге Наций меморандум, в котором в категорической форме настаивало на нейтралитете для Германии в случае ее вступления в Лигу.
Под руководством Штреземана началась также выработка теста меморандума о пакте безопасности. 20 января 1925 года этот меморандум был передан английскому послу и отправлен в Лондон. Согласно предложению германского правительства пакт гарантировал статус-кво на Рейне, то есть безопасность границ Франции с Германией. Вопрос о «восточных границах» оставался между тем открытым.
Германское правительство хотело как можно быстрее заручиться согласием Англии перед тем, как обратиться с аналогичным меморандумом к Франции. Стремясь ускорить достижение договоренности с английским правительством, германские правящие круги выразили даже готовность предоставить английской стороне при распределении репарационных платежей определенные преимущества, в которых Франции было отказано.
Английское правительство заявило о том, что считает единственно возможным гарантийный пакт с участием в нем Германии. Предлагается также прием Германии в Лигу Наций и предоставление ей места в Совете Лиги, если германское правительство согласится на безоговорочное выполнение своих обязанностей по всем статьям Устава Лиги Наций. Англия соглашалась взять на себя гарантию только франко-германских границ.
В Польше предполагаемый отказ Англии от гарантии германских восточных границ вызвал крайнее беспокойство. В связи с этим польское правительство стремилось всячески воздействовать на государственных деятелей Англии и Франции.
Беспокойство в отношении своих границ в связи с проектируемым пактом проявили также правительства Италии (итало-австрийской границы в районе Бреннера) и Чехословакии (австро-чехословацкой границы), которые потребовали, чтобы в гарантийном пакте было заявлено о признании Германией запрещения «аншлюса» Австрии.
Однако германское правительство считало нецелесообразным открывать дискуссию по вопросу о расширении гарантийного пакта, которое оно считало абсолютно неприемлемым. Если бы Германия согласилась с требованиями Италии и Чехословакии об отказе Германии от «аншлюса» в пакте, то это могло бы дать так же основание, например, Польше и Чехословакии претендовать на признание «нерушимости своих границ с Германией. Позиция же Германии по вопросу о границах с Польшей и Чехословакией была неизменной; она считала абсолютно исключенным участие в пакте, если тот не откроет перед Германией реальные перспективы ревизии версальских постановлений.
Английское правительство стремилось также воздействовать на Францию, вынуждая ее согласиться с тем, что обязательства Англии в пакте не распространяются на восточные границы Германии.
Германское правительство, учитывая неблагоприятную позицию Франции, решило прибегнуть и к «русской карте». Выступая в мае 1925 года в рейхстаге, Штреземан подчеркнул, что если не удастся договориться с французской стороной, германское правительство пойдет на новое сближение с Советским Союзом, который во взаимоотношениях Германии с Востоком все еще является «решающим фактором» и с которым «нет трений ни в одной политической области».
Тактика германского правительства оказалась успешной. Активная переписка между Лондоном и Парижем привела в конечном счете к согласию французского правительства с английским по основным вопросам германского меморандума о пакте безопасности. Решающую роль в согласии Франции сыграл, безусловно, нажим финансовых кругов США. В мае 1925 года с призывом достичь «умиротворения» Европы выступил посол США в Англии А.Хаутон. Проектируемый гарантийный пакт получил одобрение со стороны президента США Кулиджа.
Конференция в Локарно проходила с 5 по 16 октября 1925 года. Основными вопросами при обсуждении проекта соглашений стали, как и следовало ожидать, вопросы гарантии восточных границ Германии и о вступлении Германии в Лигу Наций.
Несмотря на острейшую борьбу вокруг гарантий восточных границ Германии и нажим на Францию и Англию со стороны Чехословакии и особенно Польши вопрос остался не решенным.
Были подписаны арбитражные договоры Германии с Польшей и Чехословакией, в которых шла речь об урегулировании юридических и политических споров, но не содержалось никаких обязательств в отношении гарантии неприкосновенности границ между этими государствами со стороны других держав. Эти договоры не были
связаны с основным из подписанных на конференции документом — Рейнским гарантийным пактом, по которому Англия и Италия гарантировали германо-французские и германо-бельгийские границы.
Отдельно были подписаны гарантийные договоры Франции с Польшей и Чехословакией, которые вообще не входили в систему Локарнских соглашений. Однако согласно данным договорам французское правительство могло оказать помощь этим странам лишь с санкции Совета Лиги Наций, в котором ведущую роль играла Англия. Не было принято требование Франции о предоставлении ей безоговорочного права на ввод войск в демилитаризованную Рейнскую зону в случае германо-польской войны. Этот вопрос также должен был решаться Советом Лиги Наций.
Поражение французского правительства на Локарнской конференции в вопросе о гарантиях восточных границ Германии было обусловлено единодушием английской и германской сторон в этом вопросе.
Для германского правительства на конференции одним из наиболее важных был вопрос об условиях вступления Германии в Лигу Наций. Представители других западных держав настаивали на ее безоговорочном участии в Лиге. Однако для германского правительства было неприемлемым согласие на санкции Лиги. Вместе с тем отказаться полностью от участия в санкциях Лиги также не представлялось возможным. Гораздо удобнее казался другой вариант, вытекающий из некоторой неопределенности статьи 16 Устава Лиги Наций. Перед Германией вопрос стоит так: не допустить, чтобы ее могли принудительно, как члена Лиги Наций, вовлечь в военные конфликты соседних с ней государств, в особенности в конфликт между Польшей и СССР. Основным аргументом германской стороны было то, что война с СССР приведет к революционному взрыву внутри Германии и, следовательно, в центре Европы. Но была и другая важная причина, из-за которой германское правительство не хотело бы безоговорочно вступать в Лигу Наций. Такой причиной являлась заинтересованность Германии в поддержании отношений с Советским Союзом. В заявлении правительства СССР от 2 июня 1925 года подчеркивалось, что вхождение Германии в Лигу Наций без оговорок затруднит, если даже не сделает невозможным, сохранение и дальнейшее укрепление заложенных в Рапалло основ политических и экономических
отношений.
Англия выступила резко против такой позиции Германии и хотя была поддержана Францией, германские представители не согласились принять на себя никаких определенных обязательств в том, что касается статьи 16 Устава Лиги Наций. Правда была сделана оговорка, что это не означает, что Германия при любых условиях останется бездеятельной. 1 декабря 1925 года Локарнский пакт был подписан.
Заключение Локарнского гарантийного пакта явилось первым и одним из наиболее значительных шагов для Германии на пути к ревизии Версальской системы. Сам по себе факт равноправного участия германских представителей с представителями держав-победительниц в политическом европейском пакте уже являлся знаменательным. Кроме того, подписание этого пакта закрепило намечавшееся в процессе развития международных отношений известное изменение расстановки сил в Западной Европе. Прежде всего оно означало важный шаг Германии, вновь включенной в «европейский концерт» держав, в ущерб Франции, позиции которой оказались значительно ослабленными. Это отвечало интересам Англии, поскольку подрывало господствующее положение Франции на континенте. Англия тем самым становилась не только главным гарантом, но и фактически, что было для нее более важным, главным арбитром в Западной Европе. Создавшаяся же в районе восточных границ Германии
апряженность, постольку она наносила ущерб французскому влиянию, не противоречила интересам английского правительства.
***
Ущемление интересов Французской республики, произошедшее в результате заключения Локарнского гарантийного пакта, заставило руководство этой страны предпринять ряд мер, призванных компенсировать это поражение французской дипломатии. С этой целью в апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением о заключении двустороннего франко-американского договора о вечной дружбе и объявлении войны вне закона. По мнению французских правящих кругов, такой договор мог заменить формальные гарантии безопасности Франции, данные Соединенными Штатами на Парижской мирной конференции, но потерявшие силу после отказа американского конгресса от ратификации мирного договора.
Соединенные Штаты, осуществившие крупные капиталовложения в европейскую экономику и в связи с этим заинтересованные в сохранении стабильности на европейском континенте, выразили свое согласие на заключение договора, однако высказались за максимальное расширение круга его участников. Обсуждение текста договора и согласование позиций потенциальных его участников продолжалось в течение достаточно длительного периода. Окончательный текст договора был подписан представителями 15 стран в августе 1928 г. в Париже. Он включал в себя пункты об отказе от войны как инструмента государственной политики и о разрешении всех международных споров мирными средствами. Ратификация данного пакта и вступление его в силу произошло в июле 1929 г.
Заключение договора, известного как пакт Бриана—Келлога, сыграло позитивную роль, осудив агрессивную политику и наложив таким образом определенные моральные обязательства на подписавшие его стороны. Необходимо отметить еще одно положительное значение пакта Бриана—Келлога для обеспечения стабильности на международной арене — включение в систему европейской безопасности СССР, который также выразил согласие на подписание данного договора.
Вместе с тем он носил исключительно формальный характер, апеллируя в основном к мировому общественному мнению и не устраняя глубоких противоречий, существующих между государствами на международной арене.
Именно поэтому Франция вынуждена была искать возможности для получения реальных гарантий своей безопасности. С этой целью 5 сентября 1929 года на 10-й Ассамблее Лиги Наций А.Бриан представил проект создания «пан-Европы», тем самым он стремился укрепить экономические и политические позиции Франции в Европе. Причем планировалось сгруппировать вокруг Франции не только восточноевропейских союзников, но и так называемые «нейтральные» государства — Испанию, Швецию, Норвегию, Данию, а также балканские государства, находящиеся вне сферы французского влияния. Бриановский план был направлен против проникновения американского капитала в Европу, а также должен был помешать наметившемуся сближению Англии с Соединенными Штатами Америки.
В мае 1930 года французское правительство разослало европейским государствам — членам Лиги Наций «Меморандум об организации режима федеративного европейского союза». Однако острые противоречия между предполагаемыми участниками пакта «пан-Европы» привели к провалу этой идеи. Ни Англия, ни Германия, ни Италия не хотели допустить усиления влияния Франции на континенте. Когда в сентябре
1930 года на сессии Лиги Наций в Женеве вновь собрались представители европейских государств, оппозиция многих стран была столь велика, что в резолюции этого совещания даже не было упоминания о «европейском союзе».
***
На рубеже 1920-1930 годов стало понятно, что система безопасности, созданная в рамках Версаля, не отвечает сложившейся на международной арене ситуации и необходимо искать новые пути сохранения стабильности на европейском континенте. В связи с этим в правящих кругах ведущих европейских государств начинает складываться консенсус относительно адаптации существующей системы международной безопасности к новым мировым реалиям путем «мягкой», контролируемой ревизии версальской системы, заключавшейся главным образом в предоставлении Германии и Италии более широких прав при решении сложных вопросов европейской политики. До этого момента, как известно, данные страны были лишены такой возможности в соответствии с Версальским договором.
С начала 1930-х годов Германия начинает все настойчивее требовать для себя «равенства прав». В феврале 1932 года в Женеве состоялась конференция по проблемам разоружения. На ней были предложены различные варианты решения этой проблемы, но в большинстве случаев речь шла о том, чтобы любой ценой обеспечить для своей страны превосходство в вооруженных силах над своими соседями и потенциальными противниками.
Инициативу попыталась захватить Франция, которая представила проект, известный под названием «плана Тардье». Его особенностью было предложение о создании международных вооруженных сил, подчиненных по существу французскому генеральному штабу. Перспектива усиления и господства французской армии в Европе, естественно, не устраивала участников конференции. Французские предложения встретили серьезный отпор со стороны Германии и Италии.
В свою очередь германское предложение о предоставлении ей равных прав в вопросе вооружений было фактически поддержано английскими и американскими представителями. Более того, в Бесанже (окрестности Женевы) состоялись неофициальные переговоры между германской, американской и английской делегациями, где было достигнуто соглашение, фактически означавшее предоставление Германии права на вооружение. Однако официально соглашение не было подписано, так как Франция отказалась участвовать в переговорах в Бесанже.
Англичане не скрывали своего позитивного отношения к германским предложениям, заявляя о том, что это станет наилучшей гарантией мира. Итальянские правящие круги также признавали вполне справедливыми требования Германии.
Если правительство Эррио отказывалось в принципе вести переговоры о предоставлении Германии «равных прав», то англичане стремились лишь помешать двусторонним переговорам Франции и Германии. Английское руководство желало, чтобы в переговорах о предоставлении Германии равенства прав участвовали, по крайней мере, еще две державы — Великобритания и Италия. Оно мотивировало это стремлением к солидарности держав, подписавших 13 июля в Лозанне «соглашение о доверии». Правда, не всех присоединившихся к соглашению, а лишь этих четырех держав.
3 октября 1932 года Макдональд предложил созвать в Лондоне конференцию четырех держав — Англии, Германии, Франции и Италии (с участием представителя США в качестве наблюдателя) для разрешения проблем, возникших на Женевскойконференции. После англо-французских переговоров 13-14 октября 1932 года Франция согласилась на проведение четырехсторонних переговоров.
Италия благосклонно встретила предложение Макдональда, а Муссолини расценил наметившееся сотрудничество четырех держав как необходимое условие «умиротворения Европы». Главу итальянского правительства это предложение (Макдональда) очень устраивало, так как на предполагаемой конференции Италия вместе с Англией могла стать арбитром в франко-германском споре.
Боясь оказаться в изоляции, Франция разработала в октябре 1932 года новый «план организации мира», который имел два варианта — «максимум» и «минимум». Первый предполагал замену всех постоянных национальных армий международными вооруженными силами. Второй содержал конкретные предложения по сокращению состава вооруженных сил, военных расходов и т.д.
Французский «план организации мира», который 14 ноября 1932 года был вручен председателю конференции А.Гендерсону, был противоречив и имел мало шансов на поддержку. Он не содержал никаких новых предложений в области сокращения вооружений.
Новый план Франции, который был представлен в Женеве как «план Эррио-Поль Бонкура» также не получил одобрения на конференции. Его поддержали лишь союзницы Франции.
3 декабря в Женеве состоялась встреча глав четырех держав, но на ней Франция наотрез отказалась признавать для Германии «равенства прав» в вооружениях. В ходе острейшей борьбы 11 декабря увидела свет «Декларация пяти держав», подписанная руководителями пяти держав. Первый пункт Декларации гласил, что одним из основных принципов конференции по разоружению должно быть предоставление Германии и другим странам, которых касались версальские постановления о разоружениях, «равенства прав в системе, дающей безопасность нациям». По существу это была победа Германии и поражение французской дипломатии.
Однако план создания «пакта четырех» не был оставлен, его инициатором на этот раз выступила Италия, разослав 18 марта 1933 года проекты «пакта согласия и сотрудничества между четырьмя западными державами».
Муссолини еще в 1920-х годах выступал против мирных договоров (против vit-toria mutilata — урезанной победы). Начиная с 1930-х годов его нападки на мирные договоры стали особенно резкими. Было очевидно, что Италию не устраивает статус-кво в Европе. Кроме того, Италия стремилась задобрить Германию с тем, чтобы сохранить контроль за Австрией и в целом Балканами. И наконец, «пакт четырех» ослаблял позиции Франции в Европе.
Проект предусматривал сотрудничество четырех держав «во всех политических и неполитических, европейских и неевропейских вопросах, а также в колониальной сфере» и состоял из шести статей. В предлагаемом договоре четыре державы подтверждали принцип ревизии мирных договоров согласно ст. 19 Устава Лиги Наций и признавали за Германией, в случае провала конференции по разоружению, равенство прав в вооружениях, которое она могла реализовать постепенно. Это же право распространялось на Болгарию, Венгрию и Австрию. Договор предлагалось заключить сроком на 10 лет; он должен был быть зарегистрирован в секретариате Лиги Наций. Основная идея пакта состояла в создании такого союза четырех западных держав, который стал бы верховным органом в Европе. Последний должен был принимать решения не только по вопросам, касающимся стран—участниц соглашения, но вообще по всем важным вопросам европейской и мировой политики.
Идея сотрудничества четырех держав была также стратегической целью английской дипломатии в межвоенный период. Макдональд действительно стремился к установлению тесного сотрудничества четырех западноевропейских держав, к их согласованной политике. Пакт давал Англии возможность сохранить на континенте равновесие. Окрепшая после Версаля Франция, ее система союзов с малыми странами Европы, ведущая роль французской армии — все это побуждало английских политиков искать пути и средства противодействия французскому влиянию в Европе.
Планируемое соглашение четырех держав, по мысли англичан должно, было не только ослабить французские позиции в Европе, но и привести к урегулированию англо-итальянских споров в колониальных вопросах. «Пакт четырех» устраивал Англию еще и потому, что он не требовал от Англии дополнительных обязательств сверх локарнских. Такое соглашение, по мнению английской стороны, исключало бы опасность формирования противостоящих друг другу группировок. В условиях начала 1930-х годов Англия не могла рассчитывать остаться в стороне и была бы втянута в одну из них.
Французское правительство в то время допускало в принципе возможность предоставления Германии равенство в вооружениях, но в рамках системы коллективной безопасности и с обязательством взаимопомощи в случае агрессии.
Когда правительство Франции получило 18 марта 1933 года текст предлагаемого соглашения, стало очевидным, что договор имеет открытую антифранцузскую направленность. «Пакт четырех» наносил удар по Лиге Наций, в которой Франция играла одну из важных ролей, фактически подменял собой Лигу Наций, отстранял от участия в решении европейских дел малые государства, разрушал французскую систему союзов и изолировал Францию в международных делах.
В результате развернулась ожесточенная дипломатическая борьба не только между четырьмя участницами «пакта четырех», но и малыми странами Европы, выступившими единым фронтом. Через неделю после переговоров Муссолини и Макдональда Постоянный совет Малой Антанты опубликовал декларацию, где выступил против ревизии версальской системы.
10 апреля 1933 года французское правительство передало по дипломатическим каналам в Рим, Лондон и Берлин контрпроект и меморандум. Заявляя в меморандуме о намерении тесно сотрудничать с тремя державами, оно подчеркивало, что это сотрудничество должно развиваться в рамках ранее заключенных четырьмя державами соглашений и пакта Лиги Наций. Был опущен пункт о ревизии договоров и вместо него указывалось на возможность предварительного изучения средств в целях изменения статьи 19 (о возможности пересмотра мирных договоров). Учитывая мнение стран Малой Антанты, в контрпроекте не упоминалось о распространении принципа равенства прав на Австрию, Венгрию и Болгарию. Этот контрпроект был дополнен гарантийным протоколом. В нем говорилось, что соглашение четырех держав ни в какой мере не ослабляет договоры, заключенные Францией с ее союзниками. Франция намерена выступать против любой попытки ревизии территориальных границ, а при обсуждении процедурных вопросов она будет настаивать на рассмотрении их в Лиге Наций и будет защищать принцип единогласия, включая голосование заинтересованных держав. Заинтересованность Англии, Италии и Германии в пакте была столь велика, что они согласились с французским проектом, внеся незначительные поправки.
7 июня 1933 года в Риме был парафирован окончательный вариант «пакта о согласии и сотрудничестве». Он в значительной степени лишался своего первоначального смысла и носил компромиссный характер. 1S июля «пакт о согласии и сотрудничест-
ве» был подписан в Риме. Однако в силу он так и не вступил, в первую очередь из-за острейших империалистических противоречий между Францией, с одной стороны, Германией и Италией — с другой. Французское правительство даже не внесли «пакт четырех» на ратификацию во французский парламент.
Таким образом, по мнению многих исследователей, в результате усилившейся поляризации сил на международной арене идея «мягкой» ревизии Версальской системы мироустройства изначально была обречена на неудачу, что заставило европейские державы, являвшиеся гарантами Версаля, вернуться к прежней политике.
§ 3. Эволюция европейской системы безопасности в период 1930-х гг.
Начавшийся экономический кризис и неудачные попытки ревизии версальской системы путем подписания «пакта четырех» заставили Францию, как наиболее уязвимую державу Европы, вновь вернуться к созданию европейской системы безопасности, основанной на военно-политических союзах. Однако следует отметить, что новым элементом этой системы стала интеграция в нее Советского Союза.
В конце 1933 — первой половине 1934 года начались советско-французские переговоры о создании в Восточной Европе региональной системы коллективной безопасности — Восточного пакта — с участием Прибалтийских государств, Польши, Чехословакии, Румынии, СССР, Франции, Финляндии.
Под давлением Франции начинается сближение стран Малой Антанты с СССР. В 1934 году в Загребе состоялось заседание Постоянного совета Малой Антанты, на
котором было принято принципиальное решение о нормализации отношений с СССР.
Однако решение Загребской сессии не было полностью проведено в жизнь, поскольку
правительства Югославии и Румынии отказывались идти на сближение с Советским
Союзом.
9 июня 1934 года были официально установлены дипломатические отношения СССР с Чехословакией и Румынией.
В мае 1934 года на советско-французских переговорах французская делегация представила на обсуждение свой проект регионального пакта взаимопомощи, включающий в его состав СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и Прибалтийские страны. Французский проект исключал из числа участников регионального соглашения Францию и Бельгию и включал Германию. Это было мотивировано тем, что без Германии Польша не согласится присоединиться к пакту.
Согласно проекту, несмотря на то что Франция не участвует в пакте, она заключает с СССР отдельный пакт, гарантирующий помощь со стороны Франции и делающий СССР фактически участником Локарнского соглашения в пользу Франции. Помощь подвергшемуся нападению оказывается не всеми участниками пакта, а лишь непосредственными соседями. Последнее условие делало пакт несколько искусственным, так как он фактически не устанавливал никаких взаимных обязательств, например между СССР и Чехословакией.
Французская схема значительно суживала обязательства Франции. Она должна была оказывать помощь только СССР, а не всем участникам Восточного пакта.
Летом 1934 года борьба за создание Восточного пакта вступила в решающую стадию. После согласования основных вопросов, СССР и Франция приступили к переговорам с правительствами стран, приглашенных принять участие в региональном соглашении о взаимопомощи. Проект Восточного пакта был тогда доведен в Женеве до сведения министров иностранных дел Польши и Чехословакии, а также сообщен в Лондон и Рим. В те же дни французский посол в Берлине А.Франсуа-Понсе довел его до сведении министерства иностранных дел Германии.
Еще в апреле 1934 года Луи Барту обсуждал идею регионального пакта с правительствами Польши и Чехословакии. Уже тогда было известно, что польские руководители достаточно прохладно отнеслись к этой идее. Что касается чехословацкой стороны, то ее правительство заявило о своей готовности участвовать в Восточном пакте. Тогда же стало ясно, что Германия не собирается участвовать в региональном пакте взаимопомощи.
В деле осуществления Восточного пакта многое зависело от позиции Англии. Ее руководители выдвинули ряд условий во время переговоров с Л.Барту 9-10 июля 1934 в Лондоне. Во-первых, они потребовали согласия Франции на равенство Германии в вооружениях. Во-вторых Англия настаивала на том, чтобы Германия стала третьим равноправным участником франко-советского гарантийного пакта. Последнее условие было поддержано и Францией, и СССР взамен обещания Англии повлиять на позиции Италии и Германии, но как показали дальнейшие события, это было сделано чисто формально. Дело в том, что английское правительство враждебно относилось к идее пакта о взаимопомощи.
Итальянское правительство долго не высказывалось по поводу планируемого соглашения. Оно никогда не благоприятствовало системе пактов, за исключением «пакта четырех». Однако было заявлено, что позиция Италии будет «идентична английской».
Что касается Германии, то ее позиция была твердой. Гитлеровское правительство не собиралось присоединяться ни к региональному пакту о взаимной помощи в Европе, ни к франко-советскому гарантийному договору. Германию не устраивала система автоматических обязательств взаимной помощи, она требовала сначала согласия Англии и Франции по вопросам вооружений. 8 сентября 1934 года Германия направила предполагаемым участникам пакта меморандум, в котором сообщала о том, что не намерена участвовать в пакте о взаимной помощи.
Вслед за Германией Восточный пакт покинула Польша. Ее руководство заявило, что не может согласиться на участие в пакте, если в нем не будет участвовать Германия и в то же время если его участниками станут Чехословакия и Литва.
Расстановка сил была такова, что ожидать полной реализации проекта Восточноевропейского пакта не приходилось. У него были противники не только среди предполагаемых участников (Германия, Польша и Финляндия) — идею регионального пакта о взаимопомощи в Восточной Европе не одобряли правительственные круги Великобритании, много противников такого пакта было во Франции. Попытка создания Восточного пакта стала еще более призрачной после убийства 9 октября 1934 года его вдохновителя Луи Барту.
Несмотря на подписание Женевского протокола 5 декабря 1934 года, французское правительство, возглавляемое Фланденом, стремилось всячески договориться с Гитлером, затягивая переговоры о Восточном пакте. На англо-французской встрече в феврале 1935 года заключение Восточного пакта было поставлено в зависимость от «общего урегулирования» с Германией, в том числе по вопросам вооружения.
Советское правительство придавало большое значение тому, чтобы пакт гарантировал от гитлеровской агрессии Прибалтийские государства, так как оккупация этих стран создавала непосредственную угрозу границам СССР. Весной 1935 года Советский Союз обратился к правительствам Эстонии, Литвы и Латвии с предложением заключить Восточный пакт, пусть даже без Германии и Польши, но они заняли выжидательную позицию. Что касается Франции, то ее правительство не соглашалось на
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|