Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы обеспечения европейской системы безопасности в период меязду двумя мировыми войнами. Формирование системы гарантийных пактов





Одной из основных проблем, которую так и не удалось решить в рамках Версаль­ской системы международных отношений, была проблема обеспечения безопасности в Европе, от решения которой, в принципе, зависела безопасность практически в ми­ровом масштабе. Участники Парижской мирной конференции не сумели выработать эффективного механизма, который позволил бы ограничить рост военного и эконо­мического могущества Германии и обеспечить стабильность государственных гра-

ниц, установленных в Европе в результате заключения мирных договоров с побеж­денной Германией и ее союзниками.

Система европейской безопасности, сложившаяся в период между двумя мировы­ми войнами, базировалась на двух основных элементах:

1) системе двусторонних договоров, заключенных между Францией, Великобри­
танией и США, предусматривавших взаимную поддержку против любой неспровоци­
рованной агрессии;

2) положениях Устава Лиги Наций, осуждавших любые формы агрессии и преду­
сматривавших возможность введения экономических санкций и коллективного воен­
ного воздействия государств — членов Лиги на агрессора.



Однако эти элементы носили, во многом, формальный характер, очевидный самим создателям этой системы, и, соответственно, не могли стать гарантией от возникно­вения вооруженных конфликтов в условиях, когда межгосударственные противоре­чия еще более увеличились и усложнились по сравнению с довоенным периодом бла­годаря усилению внешнеполитической активности США в Европе и появлению на международной арене новой политической силы в лице Советского Союза, оказавше­гося вне рамок сложившейся системы международных отношений и старавшегося наладить отношения с другим «изгоем» Версальской системы — Германией.

Ситуация, сложившаяся под воздействием комплекса противоречий, была чревата возникновением острых международных конфликтов в обозримой перспективе и, соответственно, требовала от держав — гарантов Версальской системы мироустрой­ства укрепления существующей системы международной безопасности. Особенно актуальной эта проблема была для Франции, оказавшейся наиболее уязвимой перед лицом возможной угрозы возрастания реваншистских настроений в Германии.



Во французском руководстве существовало два основных подхода к решению этой проблемы. Первый подход, сторонником которого был А.Бриан, заключался в сохранении, как основы, версальского порядка и смягчение разногласий мировых держав путем укрепления связей Франции с США и Англией. Другой подход состоял в жестком выполнении, в частности Германией, всех статей Версальского договора и наращивании французской военной мощи.

В Версале Франция упорно добивалась, но так и не получила англо-американских гарантий неприкосновенности своих границ. Французские границы не были защище­ны надежными укреплениями, и угроза германского реванша не была снята. Если первая группа, особенно дипломатические круги, надеялись парировать германскую угрозу путем создания системами союзов со странами, расположенными на восточ­ной и юго-восточной границах Германии (так называемых alliances de revers - тыло­вых союзов), при непременном условии сохранения дружбы с Англией и одновре­менно проведения политики примирения с Берлином, то вторая группа, в частности военные круги, главной мерой безопасности считала наряду с наращиванием военной мощи разоружение и ослабление Германии.

В сложившихся на международной арене условиях доминирующей стала первая точка зрения, сторонники которой отстаивали необходимость обеспечения безопас­ности в Европе дипломатическими средствами.

С целью укрепления международной безопасности в Европе по инициативе фран­цузского руководства 2 октября 1924 г. в Женеве был подписан протокол «О мирном урегулировании конфликтов», предусматривавший сохранение территориального статус-кво, установленного Версальским договором, и контроль Совета Лиги Наций над демилитаризованными зонами. В соответствии с протоколом французское прави- тельство получало возможность рассчитывать на помощь Англии в случае конфликта между Германией и Францией, или ее союзниками — странами Малой Антанты.



Однако срок действия данного протокола оказался недолгим. Пришедшее к власти в Англии консервативное правительство Болдуина — Чемберлена в качестве одной из своих первоочередных внешнеполитических задач рассматривало отказ от выполне­ния Женевского протокола. Кабинет Болдуина, поддерживаемый правительствами британских доминионов, которые являлись противниками каких-либо обязательств Великобритании на европейском континенте, решительно выступил против ратифи­кации протокола, подписанного лейбористским правительством Макдональда. Анг­лия не хотела брать на себя защиту всех границ во французской системе союзов, со­глашаясь обеспечивать лишь безопасность тех границ, в сохранении которых была заинтересована. 12 марта 1925 г. в Совете Лиги Наций было сделано официальное заявление об отказе Великобритании от ратификации Женевского протокола.

Вместо этого британское руководство предполагало вовлечь Германию в систему международных отношений в качестве полноправного ее члена с помощью заключе­ния гарантийного пакта, обеспечивающего стабильность западной германской грани­цы. В этом случае создавалась угроза восточноевропейским союзникам Франции, что в свою очередь не могло не повлечь за собой ослабление французских позиций в Ев­ропе. Кроме того, заключение такого пакта, по мнению лидеров консервативной пар­тии Англии, позволяло не допустить дальнейшего сближения Германии с СССР.

Переговоры о заключении гарантийного пакта официально начались 20 января 1925 г., однако фактически начало переговоров относится к декабрю 1924 г.

С самого начала переговоров о гарантийном пакте западноевропейские державы считали вступление Германии в Лигу Наций абсолютно необходимым условием за­ключения какого бы то ни было пакта. Аналогичного мнения придерживались и правительственные круги США.

Германское правительство, со своей стороны, считало, что вхождение в Лигу На­ций позволит Германии занять по-настоящему равноправное положение среди евро­пейских держав, войдя в «западную систему обороны».

Преследуя цель войти в Лигу Наций и одновременно сохранить отношения с Советским Союзом, германские правящие круги решили добиться согласия Англии и Франции на прием Германии в Лигу Наций с оговорками. Особенно это касалось во­просов о контроле со стороны Лиги Наций за выполнением Германией условий Вер­сальского договора и обязательств, вытекающих из статьи 16 Устава Лиги, которые могли обязать Германию участвовать в санкциях против СССР. В декабре 1924 года германское правительство направило Лиге Наций меморандум, в котором в категори­ческой форме настаивало на нейтралитете для Германии в случае ее вступления в Лигу.

Под руководством Штреземана началась также выработка теста меморандума о пакте безопасности. 20 января 1925 года этот меморандум был передан английскому послу и отправлен в Лондон. Согласно предложению германского правительства пакт гарантировал статус-кво на Рейне, то есть безопасность границ Франции с Германи­ей. Вопрос о «восточных границах» оставался между тем открытым.

Германское правительство хотело как можно быстрее заручиться согласием Анг­лии перед тем, как обратиться с аналогичным меморандумом к Франции. Стремясь ускорить достижение договоренности с английским правительством, германские пра­вящие круги выразили даже готовность предоставить английской стороне при рас­пределении репарационных платежей определенные преимущества, в которых Фран­ции было отказано.

Английское правительство заявило о том, что считает единственно возможным гарантийный пакт с участием в нем Германии. Предлагается также прием Германии в Лигу Наций и предоставление ей места в Совете Лиги, если германское правительст­во согласится на безоговорочное выполнение своих обязанностей по всем статьям Устава Лиги Наций. Англия соглашалась взять на себя гарантию только франко-германских границ.

В Польше предполагаемый отказ Англии от гарантии германских восточных гра­ниц вызвал крайнее беспокойство. В связи с этим польское правительство стремилось всячески воздействовать на государственных деятелей Англии и Франции.

Беспокойство в отношении своих границ в связи с проектируемым пактом про­явили также правительства Италии (итало-австрийской границы в районе Бреннера) и Чехословакии (австро-чехословацкой границы), которые потребовали, чтобы в гаран­тийном пакте было заявлено о признании Германией запрещения «аншлюса» Авст­рии.

Однако германское правительство считало нецелесообразным открывать дискус­сию по вопросу о расширении гарантийного пакта, которое оно считало абсолютно неприемлемым. Если бы Германия согласилась с требованиями Италии и Чехослова­кии об отказе Германии от «аншлюса» в пакте, то это могло бы дать так же основа­ние, например, Польше и Чехословакии претендовать на признание «нерушимости своих границ с Германией. Позиция же Германии по вопросу о границах с Польшей и Чехословакией была неизменной; она считала абсолютно исключенным участие в пакте, если тот не откроет перед Германией реальные перспективы ревизии версаль­ских постановлений.

Английское правительство стремилось также воздействовать на Францию, выну­ждая ее согласиться с тем, что обязательства Англии в пакте не распространяются на восточные границы Германии.

Германское правительство, учитывая неблагоприятную позицию Франции, реши­ло прибегнуть и к «русской карте». Выступая в мае 1925 года в рейхстаге, Штреземан подчеркнул, что если не удастся договориться с французской стороной, германское правительство пойдет на новое сближение с Советским Союзом, который во взаимо­отношениях Германии с Востоком все еще является «решающим фактором» и с кото­рым «нет трений ни в одной политической области».

Тактика германского правительства оказалась успешной. Активная переписка ме­жду Лондоном и Парижем привела в конечном счете к согласию французского прави­тельства с английским по основным вопросам германского меморандума о пакте безопасности. Решающую роль в согласии Франции сыграл, безусловно, нажим фи­нансовых кругов США. В мае 1925 года с призывом достичь «умиротворения» Евро­пы выступил посол США в Англии А.Хаутон. Проектируемый гарантийный пакт по­лучил одобрение со стороны президента США Кулиджа.

Конференция в Локарно проходила с 5 по 16 октября 1925 года. Основными во­просами при обсуждении проекта соглашений стали, как и следовало ожидать, вопро­сы гарантии восточных границ Германии и о вступлении Германии в Лигу Наций.

Несмотря на острейшую борьбу вокруг гарантий восточных границ Германии и нажим на Францию и Англию со стороны Чехословакии и особенно Польши вопрос остался не решенным.

Были подписаны арбитражные договоры Германии с Польшей и Чехословакией, в которых шла речь об урегулировании юридических и политических споров, но не содержалось никаких обязательств в отношении гарантии неприкосновенности гра­ниц между этими государствами со стороны других держав. Эти договоры не были

связаны с основным из подписанных на конференции документом — Рейнским га­рантийным пактом, по которому Англия и Италия гарантировали германо-французские и германо-бельгийские границы.

Отдельно были подписаны гарантийные договоры Франции с Польшей и Чехо­словакией, которые вообще не входили в систему Локарнских соглашений. Однако согласно данным договорам французское правительство могло оказать помощь этим странам лишь с санкции Совета Лиги Наций, в котором ведущую роль играла Англия. Не было принято требование Франции о предоставлении ей безоговорочного права на ввод войск в демилитаризованную Рейнскую зону в случае германо-польской войны. Этот вопрос также должен был решаться Советом Лиги Наций.

Поражение французского правительства на Локарнской конференции в вопросе о гарантиях восточных границ Германии было обусловлено единодушием английской и германской сторон в этом вопросе.

Для германского правительства на конференции одним из наиболее важных был вопрос об условиях вступления Германии в Лигу Наций. Представители других за­падных держав настаивали на ее безоговорочном участии в Лиге. Однако для герман­ского правительства было неприемлемым согласие на санкции Лиги. Вместе с тем отказаться полностью от участия в санкциях Лиги также не представлялось возмож­ным. Гораздо удобнее казался другой вариант, вытекающий из некоторой неопреде­ленности статьи 16 Устава Лиги Наций. Перед Германией вопрос стоит так: не допус­тить, чтобы ее могли принудительно, как члена Лиги Наций, вовлечь в военные кон­фликты соседних с ней государств, в особенности в конфликт между Польшей и СССР. Основным аргументом германской стороны было то, что война с СССР приве­дет к революционному взрыву внутри Германии и, следовательно, в центре Европы. Но была и другая важная причина, из-за которой германское правительство не хотело бы безоговорочно вступать в Лигу Наций. Такой причиной являлась заинтересован­ность Германии в поддержании отношений с Советским Союзом. В заявлении прави­тельства СССР от 2 июня 1925 года подчеркивалось, что вхождение Германии в Лигу Наций без оговорок затруднит, если даже не сделает невозможным, сохранение и дальнейшее укрепление заложенных в Рапалло основ политических и экономических

отношений.

Англия выступила резко против такой позиции Германии и хотя была поддержана Францией, германские представители не согласились принять на себя никаких опре­деленных обязательств в том, что касается статьи 16 Устава Лиги Наций. Правда бы­ла сделана оговорка, что это не означает, что Германия при любых условиях останет­ся бездеятельной. 1 декабря 1925 года Локарнский пакт был подписан.

Заключение Локарнского гарантийного пакта явилось первым и одним из наибо­лее значительных шагов для Германии на пути к ревизии Версальской системы. Сам по себе факт равноправного участия германских представителей с представителями держав-победительниц в политическом европейском пакте уже являлся знаменатель­ным. Кроме того, подписание этого пакта закрепило намечавшееся в процессе разви­тия международных отношений известное изменение расстановки сил в Западной Европе. Прежде всего оно означало важный шаг Германии, вновь включенной в «ев­ропейский концерт» держав, в ущерб Франции, позиции которой оказались значи­тельно ослабленными. Это отвечало интересам Англии, поскольку подрывало гос­подствующее положение Франции на континенте. Англия тем самым становилась не только главным гарантом, но и фактически, что было для нее более важным, главным арбитром в Западной Европе. Создавшаяся же в районе восточных границ Германии

апряженность, постольку она наносила ущерб французскому влиянию, не противо­речила интересам английского правительства.

***

Ущемление интересов Французской республики, произошедшее в результате за­ключения Локарнского гарантийного пакта, заставило руководство этой страны предпринять ряд мер, призванных компенсировать это поражение французской ди­пломатии. С этой целью в апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бри­ан обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением о за­ключении двустороннего франко-американского договора о вечной дружбе и объяв­лении войны вне закона. По мнению французских правящих кругов, такой договор мог заменить формальные гарантии безопасности Франции, данные Соединенными Штатами на Парижской мирной конференции, но потерявшие силу после отказа аме­риканского конгресса от ратификации мирного договора.

Соединенные Штаты, осуществившие крупные капиталовложения в европейскую экономику и в связи с этим заинтересованные в сохранении стабильности на европей­ском континенте, выразили свое согласие на заключение договора, однако высказа­лись за максимальное расширение круга его участников. Обсуждение текста договора и согласование позиций потенциальных его участников продолжалось в течение дос­таточно длительного периода. Окончательный текст договора был подписан предста­вителями 15 стран в августе 1928 г. в Париже. Он включал в себя пункты об отказе от войны как инструмента государственной политики и о разрешении всех международ­ных споров мирными средствами. Ратификация данного пакта и вступление его в си­лу произошло в июле 1929 г.

Заключение договора, известного как пакт Бриана—Келлога, сыграло позитивную роль, осудив агрессивную политику и наложив таким образом определенные мораль­ные обязательства на подписавшие его стороны. Необходимо отметить еще одно по­ложительное значение пакта Бриана—Келлога для обеспечения стабильности на ме­ждународной арене — включение в систему европейской безопасности СССР, кото­рый также выразил согласие на подписание данного договора.

Вместе с тем он носил исключительно формальный характер, апеллируя в основ­ном к мировому общественному мнению и не устраняя глубоких противоречий, су­ществующих между государствами на международной арене.

Именно поэтому Франция вынуждена была искать возможности для получения реальных гарантий своей безопасности. С этой целью 5 сентября 1929 года на 10-й Ассамблее Лиги Наций А.Бриан представил проект создания «пан-Европы», тем са­мым он стремился укрепить экономические и политические позиции Франции в Ев­ропе. Причем планировалось сгруппировать вокруг Франции не только восточноев­ропейских союзников, но и так называемые «нейтральные» государства — Испанию, Швецию, Норвегию, Данию, а также балканские государства, находящиеся вне сферы французского влияния. Бриановский план был направлен против проникновения аме­риканского капитала в Европу, а также должен был помешать наметившемуся сбли­жению Англии с Соединенными Штатами Америки.

В мае 1930 года французское правительство разослало европейским государствам — членам Лиги Наций «Меморандум об организации режима федеративного евро­пейского союза». Однако острые противоречия между предполагаемыми участниками пакта «пан-Европы» привели к провалу этой идеи. Ни Англия, ни Германия, ни Ита­лия не хотели допустить усиления влияния Франции на континенте. Когда в сентябре

1930 года на сессии Лиги Наций в Женеве вновь собрались представители европей­ских государств, оппозиция многих стран была столь велика, что в резолюции этого совещания даже не было упоминания о «европейском союзе».

***

На рубеже 1920-1930 годов стало понятно, что система безопасности, созданная в рамках Версаля, не отвечает сложившейся на международной арене ситуации и необ­ходимо искать новые пути сохранения стабильности на европейском континенте. В связи с этим в правящих кругах ведущих европейских государств начинает склады­ваться консенсус относительно адаптации существующей системы международной безопасности к новым мировым реалиям путем «мягкой», контролируемой ревизии версальской системы, заключавшейся главным образом в предоставлении Германии и Италии более широких прав при решении сложных вопросов европейской политики. До этого момента, как известно, данные страны были лишены такой возможности в соответствии с Версальским договором.

С начала 1930-х годов Германия начинает все настойчивее требовать для себя «равенства прав». В феврале 1932 года в Женеве состоялась конференция по пробле­мам разоружения. На ней были предложены различные варианты решения этой про­блемы, но в большинстве случаев речь шла о том, чтобы любой ценой обеспечить для своей страны превосходство в вооруженных силах над своими соседями и потенци­альными противниками.

Инициативу попыталась захватить Франция, которая представила проект, извест­ный под названием «плана Тардье». Его особенностью было предложение о создании международных вооруженных сил, подчиненных по существу французскому гене­ральному штабу. Перспектива усиления и господства французской армии в Европе, естественно, не устраивала участников конференции. Французские предложения встретили серьезный отпор со стороны Германии и Италии.

В свою очередь германское предложение о предоставлении ей равных прав в во­просе вооружений было фактически поддержано английскими и американскими представителями. Более того, в Бесанже (окрестности Женевы) состоялись неофици­альные переговоры между германской, американской и английской делегациями, где было достигнуто соглашение, фактически означавшее предоставление Германии пра­ва на вооружение. Однако официально соглашение не было подписано, так как Фран­ция отказалась участвовать в переговорах в Бесанже.

Англичане не скрывали своего позитивного отношения к германским предложе­ниям, заявляя о том, что это станет наилучшей гарантией мира. Итальянские правя­щие круги также признавали вполне справедливыми требования Германии.

Если правительство Эррио отказывалось в принципе вести переговоры о предос­тавлении Германии «равных прав», то англичане стремились лишь помешать двусто­ронним переговорам Франции и Германии. Английское руководство желало, чтобы в переговорах о предоставлении Германии равенства прав участвовали, по крайней ме­ре, еще две державы — Великобритания и Италия. Оно мотивировало это стремлени­ем к солидарности держав, подписавших 13 июля в Лозанне «соглашение о доверии». Правда, не всех присоединившихся к соглашению, а лишь этих четырех держав.

3 октября 1932 года Макдональд предложил созвать в Лондоне конференцию че­тырех держав — Англии, Германии, Франции и Италии (с участием представителя США в качестве наблюдателя) для разрешения проблем, возникших на Женевскойконференции. После англо-французских переговоров 13-14 октября 1932 года Фран­ция согласилась на проведение четырехсторонних переговоров.

Италия благосклонно встретила предложение Макдональда, а Муссолини расце­нил наметившееся сотрудничество четырех держав как необходимое условие «умиро­творения Европы». Главу итальянского правительства это предложение (Макдональ­да) очень устраивало, так как на предполагаемой конференции Италия вместе с Анг­лией могла стать арбитром в франко-германском споре.

Боясь оказаться в изоляции, Франция разработала в октябре 1932 года новый «план организации мира», который имел два варианта — «максимум» и «минимум». Первый предполагал замену всех постоянных национальных армий международными вооруженными силами. Второй содержал конкретные предложения по сокращению состава вооруженных сил, военных расходов и т.д.

Французский «план организации мира», который 14 ноября 1932 года был вручен председателю конференции А.Гендерсону, был противоречив и имел мало шансов на поддержку. Он не содержал никаких новых предложений в области сокращения воо­ружений.

Новый план Франции, который был представлен в Женеве как «план Эррио-Поль Бонкура» также не получил одобрения на конференции. Его поддержали лишь союз­ницы Франции.

3 декабря в Женеве состоялась встреча глав четырех держав, но на ней Франция наотрез отказалась признавать для Германии «равенства прав» в вооружениях. В ходе острейшей борьбы 11 декабря увидела свет «Декларация пяти держав», подписанная руководителями пяти держав. Первый пункт Декларации гласил, что одним из основ­ных принципов конференции по разоружению должно быть предоставление Герма­нии и другим странам, которых касались версальские постановления о разоружениях, «равенства прав в системе, дающей безопасность нациям». По существу это была по­беда Германии и поражение французской дипломатии.

Однако план создания «пакта четырех» не был оставлен, его инициатором на этот раз выступила Италия, разослав 18 марта 1933 года проекты «пакта согласия и со­трудничества между четырьмя западными державами».

Муссолини еще в 1920-х годах выступал против мирных договоров (против vit-toria mutilata — урезанной победы). Начиная с 1930-х годов его нападки на мирные договоры стали особенно резкими. Было очевидно, что Италию не устраивает статус-кво в Европе. Кроме того, Италия стремилась задобрить Германию с тем, чтобы со­хранить контроль за Австрией и в целом Балканами. И наконец, «пакт четырех» ос­лаблял позиции Франции в Европе.

Проект предусматривал сотрудничество четырех держав «во всех политических и неполитических, европейских и неевропейских вопросах, а также в колониальной сфере» и состоял из шести статей. В предлагаемом договоре четыре державы под­тверждали принцип ревизии мирных договоров согласно ст. 19 Устава Лиги Наций и признавали за Германией, в случае провала конференции по разоружению, равенство прав в вооружениях, которое она могла реализовать постепенно. Это же право рас­пространялось на Болгарию, Венгрию и Австрию. Договор предлагалось заключить сроком на 10 лет; он должен был быть зарегистрирован в секретариате Лиги Наций. Основная идея пакта состояла в создании такого союза четырех западных держав, который стал бы верховным органом в Европе. Последний должен был принимать решения не только по вопросам, касающимся стран—участниц соглашения, но вооб­ще по всем важным вопросам европейской и мировой политики.

Идея сотрудничества четырех держав была также стратегической целью англий­ской дипломатии в межвоенный период. Макдональд действительно стремился к ус­тановлению тесного сотрудничества четырех западноевропейских держав, к их согла­сованной политике. Пакт давал Англии возможность сохранить на континенте равно­весие. Окрепшая после Версаля Франция, ее система союзов с малыми странами Ев­ропы, ведущая роль французской армии — все это побуждало английских политиков искать пути и средства противодействия французскому влиянию в Европе.

Планируемое соглашение четырех держав, по мысли англичан должно, было не только ослабить французские позиции в Европе, но и привести к урегулированию англо-итальянских споров в колониальных вопросах. «Пакт четырех» устраивал Анг­лию еще и потому, что он не требовал от Англии дополнительных обязательств сверх локарнских. Такое соглашение, по мнению английской стороны, исключало бы опас­ность формирования противостоящих друг другу группировок. В условиях начала 1930-х годов Англия не могла рассчитывать остаться в стороне и была бы втянута в одну из них.

Французское правительство в то время допускало в принципе возможность пре­доставления Германии равенство в вооружениях, но в рамках системы коллективной безопасности и с обязательством взаимопомощи в случае агрессии.

Когда правительство Франции получило 18 марта 1933 года текст предлагаемого соглашения, стало очевидным, что договор имеет открытую антифранцузскую на­правленность. «Пакт четырех» наносил удар по Лиге Наций, в которой Франция иг­рала одну из важных ролей, фактически подменял собой Лигу Наций, отстранял от участия в решении европейских дел малые государства, разрушал французскую сис­тему союзов и изолировал Францию в международных делах.

В результате развернулась ожесточенная дипломатическая борьба не только меж­ду четырьмя участницами «пакта четырех», но и малыми странами Европы, высту­пившими единым фронтом. Через неделю после переговоров Муссолини и Макдо­нальда Постоянный совет Малой Антанты опубликовал декларацию, где выступил против ревизии версальской системы.

10 апреля 1933 года французское правительство передало по дипломатическим каналам в Рим, Лондон и Берлин контрпроект и меморандум. Заявляя в меморандуме о намерении тесно сотрудничать с тремя державами, оно подчеркивало, что это со­трудничество должно развиваться в рамках ранее заключенных четырьмя державами соглашений и пакта Лиги Наций. Был опущен пункт о ревизии договоров и вместо него указывалось на возможность предварительного изучения средств в целях изме­нения статьи 19 (о возможности пересмотра мирных договоров). Учитывая мнение стран Малой Антанты, в контрпроекте не упоминалось о распространении принципа равенства прав на Австрию, Венгрию и Болгарию. Этот контрпроект был дополнен гарантийным протоколом. В нем говорилось, что соглашение четырех держав ни в какой мере не ослабляет договоры, заключенные Францией с ее союзниками. Фран­ция намерена выступать против любой попытки ревизии территориальных границ, а при обсуждении процедурных вопросов она будет настаивать на рассмотрении их в Лиге Наций и будет защищать принцип единогласия, включая голосование заинтере­сованных держав. Заинтересованность Англии, Италии и Германии в пакте была столь велика, что они согласились с французским проектом, внеся незначительные поправки.

7 июня 1933 года в Риме был парафирован окончательный вариант «пакта о согла­сии и сотрудничестве». Он в значительной степени лишался своего первоначального смысла и носил компромиссный характер. 1S июля «пакт о согласии и сотрудничест-

ве» был подписан в Риме. Однако в силу он так и не вступил, в первую очередь из-за острейших империалистических противоречий между Францией, с одной стороны, Германией и Италией — с другой. Французское правительство даже не внесли «пакт четырех» на ратификацию во французский парламент.

Таким образом, по мнению многих исследователей, в результате усилившейся по­ляризации сил на международной арене идея «мягкой» ревизии Версальской системы мироустройства изначально была обречена на неудачу, что заставило европейские державы, являвшиеся гарантами Версаля, вернуться к прежней политике.

§ 3. Эволюция европейской системы безопасности в период 1930-х гг.

Начавшийся экономический кризис и неудачные попытки ревизии версальской системы путем подписания «пакта четырех» заставили Францию, как наиболее уяз­вимую державу Европы, вновь вернуться к созданию европейской системы безопас­ности, основанной на военно-политических союзах. Однако следует отметить, что новым элементом этой системы стала интеграция в нее Советского Союза.

В конце 1933 — первой половине 1934 года начались советско-французские пере­говоры о создании в Восточной Европе региональной системы коллективной безо­пасности — Восточного пакта — с участием Прибалтийских государств, Польши, Чехословакии, Румынии, СССР, Франции, Финляндии.

Под давлением Франции начинается сближение стран Малой Антанты с СССР. В 1934 году в Загребе состоялось заседание Постоянного совета Малой Антанты, на

котором было принято принципиальное решение о нормализации отношений с СССР.

Однако решение Загребской сессии не было полностью проведено в жизнь, поскольку

правительства Югославии и Румынии отказывались идти на сближение с Советским

Союзом.

9 июня 1934 года были официально установлены дипломатические отношения СССР с Чехословакией и Румынией.

В мае 1934 года на советско-французских переговорах французская делегация представила на обсуждение свой проект регионального пакта взаимопомощи, вклю­чающий в его состав СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и Прибалтийские страны. Французский проект исключал из числа участников регионального соглаше­ния Францию и Бельгию и включал Германию. Это было мотивировано тем, что без Германии Польша не согласится присоединиться к пакту.

Согласно проекту, несмотря на то что Франция не участвует в пакте, она заключа­ет с СССР отдельный пакт, гарантирующий помощь со стороны Франции и делаю­щий СССР фактически участником Локарнского соглашения в пользу Франции. По­мощь подвергшемуся нападению оказывается не всеми участниками пакта, а лишь непосредственными соседями. Последнее условие делало пакт несколько искусствен­ным, так как он фактически не устанавливал никаких взаимных обязательств, напри­мер между СССР и Чехословакией.

Французская схема значительно суживала обязательства Франции. Она должна была оказывать помощь только СССР, а не всем участникам Восточного пакта.

Летом 1934 года борьба за создание Восточного пакта вступила в решающую ста­дию. После согласования основных вопросов, СССР и Франция приступили к перего­ворам с правительствами стран, приглашенных принять участие в региональном со­глашении о взаимопомощи. Проект Восточного пакта был тогда доведен в Женеве до сведения министров иностранных дел Польши и Чехословакии, а также сообщен в Лондон и Рим. В те же дни французский посол в Берлине А.Франсуа-Понсе довел его до сведении министерства иностранных дел Германии.

Еще в апреле 1934 года Луи Барту обсуждал идею регионального пакта с прави­тельствами Польши и Чехословакии. Уже тогда было известно, что польские руково­дители достаточно прохладно отнеслись к этой идее. Что касается чехословацкой стороны, то ее правительство заявило о своей готовности участвовать в Восточном пакте. Тогда же стало ясно, что Германия не собирается участвовать в региональном пакте взаимопомощи.

В деле осуществления Восточного пакта многое зависело от позиции Англии. Ее руководители выдвинули ряд условий во время переговоров с Л.Барту 9-10 июля 1934 в Лондоне. Во-первых, они потребовали согласия Франции на равенство Германии в вооружениях. Во-вторых Англия настаивала на том, чтобы Германия стала третьим равноправным участником франко-советского гарантийного пакта. Последнее усло­вие было поддержано и Францией, и СССР взамен обещания Англии повлиять на по­зиции Италии и Германии, но как показали дальнейшие события, это было сделано чисто формально. Дело в том, что английское правительство враждебно относилось к идее пакта о взаимопомощи.

Итальянское правительство долго не высказывалось по поводу планируемого со­глашения. Оно никогда не благоприятствовало системе пактов, за исключением «пак­та четырех». Однако было заявлено, что позиция Италии будет «идентична англий­ской».

Что касается Германии, то ее позиция была твердой. Гитлеровское правительство не собиралось присоединяться ни к региональному пакту о взаимной помощи в Евро­пе, ни к франко-советскому гарантийному договору. Германию не устраивала система автоматических обязательств взаимной помощи, она требовала сначала согласия Англии и Франции по вопросам вооружений. 8 сентября 1934 года Германия напра­вила предполагаемым участникам пакта меморандум, в котором сообщала о том, что не намерена участвовать в пакте о взаимной помощи.

Вслед за Германией Восточный пакт покинула Польша. Ее руководство заявило, что не может согласиться на участие в пакте, если в нем не будет участвовать Герма­ния и в то же время если его участниками станут Чехословакия и Литва.

Расстановка сил была такова, что ожидать полной реализации проекта Восточно­европейского пакта не приходилось. У него были противники не только среди пред­полагаемых участников (Германия, Польша и Финляндия) — идею регионального пакта о взаимопомощи в Восточной Европе не одобряли правительственные круги Великобритании, много противников такого пакта было во Франции. Попытка созда­ния Восточного пакта стала еще более призрачной после убийства 9 октября 1934 года его вдохновителя Луи Барту.

Несмотря на подписание Женевского протокола 5 декабря 1934 года, французское правительство, возглавляемое Фланденом, стремилось всячески договориться с Гит­лером, затягивая переговоры о Восточном пакте. На англо-французской встрече в феврале 1935 года заключение Восточного пакта было поставлено в зависимость от «общего урегулирования» с Германией, в том числе по вопросам вооружения.

Советское правительство придавало большое значение тому, чтобы пакт гаранти­ровал от гитлеровской агрессии Прибалтийские государства, так как оккупация этих стран создавала непосредственную угрозу границам СССР. Весной 1935 года Совет­ский Союз обратился к правительствам Эстонии, Литвы и Латвии с предложением заключить Восточный пакт, пусть даже без Германии и Польши, но они заняли вы­жидательную позицию. Что касается Франции, то ее правительство не соглашалось на

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.