|
Азиатско-Тихоокеанский регион
Основными игроками на внешнеполитической арене Азиатско-Тихоокеанского региона, одного из сложнейших регионов мира, по окончании Второй мировой войны по праву считались СССР, США, Япония и КНР. Противоборство интересов четырех сторон стало причиной создания многочисленных военно-политических блоков и многократных пересмотров своих позиций по отношению к региональным оппонентам и другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона. В отечественной историографии уделялось достаточно много внимания роли Советского Союза в этом регионе, также много говорилось о роли Соединенных Штатов и чуть меньше внимания уделялось двум другим вовлеченным в процесс государствам - Китаю и Японии.
Всестороннее сотрудничество между КНР и СССР основывалось на договорах и соглашениях, подписанных правительствами двух стран в начале 50-х годов XX столетия. Определяющим документом являлся "Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи", подписанный 14 февраля 1950г. Сроки действия этого договора определялись тридцатью годами, с возможной дальнейшей пролонгацией. На основании данного документа были заключены соглашения, предусматривавшие возвращение правительству КНР всех прав на Китайско-Чанчуньскую железную дорогу (КЧЖД), военно-морских баз в Люйшуне (Порт-Артур) и Даляне (Дальний) не позднее конца 1952 года.
Китай получил крупный льготный кредит. Были организованы четыре смешанных общества: общество гражданской авиации, общества по добыче нефти и цветных металлов, общество по строительству и ремонту судов (в Даляне). Это обстоятельство явилось определяющим в становлении и развитии стратегических направлений в экономике Китая. В 1956 и 1958 годах были подписаны документы о содействии строительству в КНР 102 промышленных объектов. СССР способствовал становлению ядерной физики в Китае. На долю советско-китайской торговли приходилось 20% внешнеторгового оборота СССР и около 50 % объема внешней торговли КНР. В целом в 50-х года СССР участвовал в сооружении в КНР свыше 250 крупных промышленных предприятий и других объектов, предоставил льготные кредиты в сумме почти 2 млд рублей. Советский Союз способствовал созданию авиационной, электронной, автомобильной и других ключевых отраслей промышленности. В Китае работали более 10 тыс. советских специалистов, в СССР получили дипломы о выс-
1 В частности, на контролируемой талибами территории находили убежище саудовский миллионер-террорист Усама бен Ладен, обвиняемый в организации взрывов в посольствах США в Кении и Танзании в 1999 г., лидер Исламского движения Узбекистана Дж. Намангани, чьи отряды вторгались в Ферганскую долину в 1999 г., прослеживаются контакты талибов с чеченскими сепаратистами, с другими радикальными движениями.
2 Как, например, в случае с разрушением буддийских статуй в Бамиане, находившихся под защитой ЮНЕСКО.
шем образовании более 10 тыс. китайцев. Китайско-советское сотрудничество вывело экономику Китая на качественно новый уровень развития.
Однако разногласия между руководствами двух стран послужили почвой для сомнений в эффективности советско-китайского сотрудничества по целому ряду хозяйственных и политических вопросов. В частности, у китайской стороны вплоть до конца 1952 года утвердилось мнение, что соглашение о совместной эксплуатации КЧЖД действовало в ущерб национальным интересам КНР, хотя позже китайские эксперты признали, что в то время у Китая не было возможности для самостоятельного управления этой дорогой и что советско-китайское сотрудничество в области железнодорожных сообщений принесло пользу КНР. В 60-е годы в Китае утверждали, что Советский Союз навязал Китаю свои военно-морские базы в Люйшуне и Даляне, хотя при этом хорошо осознавали тот факт, что договор о базах был заключен по просьбе Пекина из-за сложной международной обстановки на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Определенные трения вызвало и создание на китайской территории упомянутых выше четырех совместных обществ. По мнению высшего руководства СССР, китайская сторона внесла некоторые коррективы в первоначальную позицию, тем самым демонстрируя свое нежелание сотрудничать в этом направлении и восприняла предложение Сталина о создании обществ как действие, имеющее целью посягательство на территорию КНР и на ее независимость.
Разошлись и линии политических курсов двух стран. Возникли разногласия в оценке современной эпохи, в подходе к политике США, во взаимоотношениях в рамках международного коммунистического движения, в подходе к конфликтным ситуациям на международной арене, в вопросах социалистического строительства и проблем двусторонних отношений в целом. Эти факторы не могли не сказаться отрицательным образом на двусторонних отношениях СССР и КНР, вследствие чего все советские специалисты были отозваны. Все эти обстоятельства явились причиной для начала сотрудничества Китая с Японией, США и другими капиталистическими странами.
В 50-е годы стремительно развивались контакты КНР со всеми странами социалистического лагеря. За период с 1950 по 1956 год объем торговли Китая с этими странами увеличился примерно в 20 раз. На их долю пришлось около 205 внешнеторговых оборотов КНР. Но с известным охлаждением в отношениях между Китаем и СССР эти контакты сократились. Контакты со странами капиталистического лагеря, напротив, развивались.
Основываясь на своих человеческих и сырьевых ресурсах, во многом благодаря материально-технической помощи Советского Союза, Китай, традиционно считавшийся младшим братом СССР, стал одним из крупнейших игроков не только на Азиатско-Тихоокеанской арене, но и на мировой политической арене в целом. Уже на первоначальном этапе своего существования КНР удалось прорвать американскую блокаду в Юго-Восточной и Южной Азии. В 1949-1950 годах были установлены дипломатические связи с Бирмой, Индией, Пакистаном, Цейлоном, Афганистаном, Индонезией.
Несмотря на это, в отношениях Китая с некоторыми странами региона оставалась некая напряженность. Так с Индией возникала конфронтация по территориальным вопросам из-за Гималайских государств, Тибета. Требовалось уточнить китайско-бирманскую границу. Некое недоверие к Китаю выражали в Индонезии. Таиланд и Филиппины вообще отказались признать новое китайское правительство. Американцам удалось вовлечь группу стран Азиатско-Тихоокеанского региона в военные блоки (СЕАТО, АНЗЮС и т.д.), направленные в значительной степени против КНР.
Подписание перемирия в Корее в 1953 году благотворно повлияло на облик Китая. Укреплению доверия к КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе способствовала Женевская конференция по Корее и Индокитаю 1954 года. Китайская делегация про- демонстрировала на ней большую гибкость, что облегчило достижение соглашений, положивших конец восьмилетней индокитайской войне. Усилия китайской дипломатии направлялись на то, чтобы избежать прямой военной конфронтации с США и обеспечить безопасность южных границ государства, так как очаг напряженности на корейском полуострове еще не угас и Китай не хотел втягиваться в новый конфликт. Удачно прошла для КНР Бандунгская конференция 1955 года. На форуме, в котором приняли участие 29 государств, китайский представитель выступил с призывами бороться за полное уничтожение колониализма, против атомной угрозы и заверил молодые государства региона в том, что у КНР нет к ним территориальных или иных претензий, а так же в том, что Китай ратует за тесное взаимодействие освободившихся народов. После Бандунга Пекин оживил контакты с Индонезией, Бирмой, Цейлоном, Пакистаном, установил связи с Египтом, Сирией, Ираком, Йеменом и с рядом других государств. Росту популярности КНР способствовали ее экономические достижения, которые выглядели как образец преодоления отсталости государств Азии и Африки.
31 мая 1960 года КНР заключила договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с МНР, договор о научно-техническом сотрудничестве с КНДР - в июле 1961 года и с ДРВ — в марте 1970 года. С этими странами был подписан также ряд соглашений по торгово-экономическим вопросам.
Для достижения своих внешнеполитических целей Пекином используется широкий диапазон средств. Китай применяет торгово-экономическое воздействие, делает ставку на конкурентоспособность своих товаров в странах Юго-Восточной Азии. Китай неизменно сохранял значительное активное сальдо в торговле со странами ЮВА, тем самым способствуя приливу значительных валютных вливаний в собственную экономику. Страны ЮВА, наряду с Гонконгом, служат для КНР одним из крупнейших источников поступления конвертируемой валюты.
Так, только в 1984 году Китай заработал на торгово-экономических отношениях со странами АСЕАН 600 млн. долларов, в то время как Гонконг обеспечил КНР поступления в сумме 950 млн. долларов, а в 1976 году около 2 млд. долларов. Китайско-сингапурская торговля возросла со 166,6 млн. долларов в 1966 году до 318,2 млн. долларов в 1975 году. В 1971-1972 годы активное сальдо торговли КНР с Сингапуром составляло примерно 120 млн. долларов в год. В 1973-1975 годах его среднегодовой объем увеличился почти до 200 млн. долларов. Малайзия также имела большое пассивное сальдо в торговле с Пекином. С 1973 по 1975 год она импортировала из КНДР товаров на сумму 491,8 млн. долларов; экспорт же Малайзии в Китай составил всего 218 млн. долларов. За 1971-1979 годы валютные поступления Китая из Малайзии и Сингапура без учета платежей по неторговым операциям составили 1,1 млн. долларов. Неуклонно увеличивался объем торговли между Китаем и Филиппинами, особенно после установления в 1975 году дипломатических отношений. Филлипинский экспорт в КНР возрос с 1974 по 1976 год с 13,3 млн. до 38,2 млн. долларов. Импорт же из Китая за эти годы возрос соответственно с 23,9 млн. до 53,7 млн. долларов.
Специфическую роль в реализации внешнеполитических планов КНР играло использование этнических китайцев, проживающих в странах ЮВА. На конец 1975 года они составляли 21,9 млн. человек. В Индонезии и Лаосе на их долю приходилось 3% населения, во Вьетнаме — 4%, в Кампучии — 10%, Таиланде — 18%, Малайзии — 34,1%, в Сингапуре свыше 72,8%, в Гонконге и Макао — 98%. Китайская диаспора занимает весьма солидные экономические позиции в банковском деле в розничной и оптовой торговле, транспорте, в сфере услуг этих стран.
В 1964 году капиталовложения зарубежной китайской общины в ЮВА оценивались в 6 млрд. долларов. В Таиланде все 347 банков частично или полностью находились в руках местных китайцев. Характерным примером служит Банкогский банк, 10% акций которого принадлежали правительству, а 55% акций контролировал Хинь
Сопонпанич, таиландец китайского происхождения, занимавший пост президента этого банка. С 1969 по 1973 год банк удвоил свой капитал, который составил 500 млн. долларов. Китайские эмигранты контролировали 72% розничной торговли в стране. В их руках находились все рисоочистительные предприятия, что позволяло им фактически устанавливать цены на рис. На Филиппинах 180 тыс. китайцев сосредоточили в своих руках розничную торговлю. Из 100 крупнейших коммерческих корпораций 18 принадлежат этническим китайцам.
Китайская диаспора контролирует около 70% экономики Индонезии. В районах наибольшей концентрации китайского населения правительство Индонезии проводило широкую программу по ограничению китайской общины. Предполагалось, что с 1 апреля 1974 года торговля девятью основными видами продовольствия в этих районах сосредоточится в руках коренного населения. Было решено прекратить издание единственной газеты на китайском языке, совместное обучение в школе проводить на индонезийском языке, запретить демонстрацию китайских фильмов и театральных представлений.
В Малайзии местным китайцам принадлежало большинство каучуковых плантаций страны. Они занимали основные позиции в банковском деле, торговле, обрабатывающей промышленности, добыче олова. В их руках полностью сосредоточилась внутренняя торговля: по официальным данным на долю китайцев в 60-х годах приходилось 85% всего розничного товарооборота. Из 400 ведущих промышленных компаний Малайзии 350 принадлежали китайцам. Они владели 22,8% всего акционерного капитала, малайцы же, которые составляют 50% населения, лишь 1,5% акций.
Экономика Сингапура также практически полностью находилась под контролем местной китайской диаспоры.
Политический курс в отношении многочисленных китайских общин тесно связан с целями и задачами внешней политики КНР в странах ЮВА. На протяжении периода с 1949 по 1975 год в политике происходили заметные колебания, но неизменно сохранялась общая стратегическая линия: всемерное укрепление экономических и политических позиции китайского меньшинства в странах проживания и превращения его в действенное оружие китайской экспансии.
Нормализация отношений с США являлось одной из приоритетных задач Пекина. Стремление обеспечить наиболее действенный противовес Советскому Союзу в Азии соответствовало традиционной китайской тактике блокирования с "второстепенным" противником, каким в данном случае Пекин считал США, против "врага номер один" под которым подразумевался Советский Союз. Поскольку США являлись главным противником Советского Союза на мировой политической арене, интересы КНР и США совпадали, в частности, обе страны желали помешать укреплению влияния СССР в Индокитае и других районах Азии. Вместе с тем снижение уровня военной конфронтации с США позволяло КНР высвободить значительные ресурсы и перегруппировать вооруженные силы, сконцентрировав их против Советского Союза.
В первые годы после визита президента США Р.Никсона в Пекин, состоявшегося в 1972 году, торговля между двумя странами быстро росла. Китай закупал в США зер но и сельскохозяйственные продукты. В 1973 году поставки пшеницы, хлопка, соевых бобов и кукурузы составили 80% экспорта США в КНР. В списке торговых партнеров КНР США в этот период занимали второе место после Японии. Вместе с тем диспро порция между экспортом и импортом составляла в 1973 году 11:1, в 1974 году — 7:1 в пользу США. Торговля КНР с США в 1972-1976 годах выглядела примерно так: год оборот экспорт импорт
(млрд. долларов) (млрд. долларов) (млрд. долларов)
1972 95,9 32,4 63,5
1973 803,6 63,9 739,7
1974 933,8 114,7 819,1
1975 462 158,4 303,6
1976 337,2 201,6 135,6
Из США Китай импортировал не только необходимые ему сельскохозяйственные продукты, но и комплектное промышленное оборудование. В 1972 году были заключены контракты на поставку в Китай 10 гражданских самолетов "Боинг-707" на сумму 150 млн. долларов, оборудования для заводов по производству удобрений и для горнодобывающей промышленности, а так же системы телевизионной связи и высокоточной измерительной аппаратуры. Основное место среди китайских поставок в США занимали щетина, корица, изделия художественных промыслов, ковры, ткани, фарфор, морепродукты.
Во внешней политике Японии отношения с США в течение всех послевоенных лет занимают важнейшее место. Укрепление и развитие японо-американского союза неизменно рассматривалось как краеугольный камень всех правительств, стоявших у власти в послевоенные годы.
Нобусукэ Киси, занимавший пост министра иностранных дел в правительстве Тандзан Исибаси подтвердил незыблемость: курса «Японо-американское сотрудничество является основой основ японской внешней политики. Оно зиждется на широкой общности интересов и целей Японии и Соединенных Штатов как в области политики и экономики, так и в области обороны». В развитии японо-американских отношений можно выделить несколько четко очерченных периодов.
Первый охватывает годы американской оккупации (1945-1951гг). Это был период всестороннего управления США в Японии. Создавшаяся обстановка была использована Вашингтоном для того, чтобы пустить глубокие корни во всех областях жизни страны. Установление тесных связей между американскими и японскими монополиями, переориентация японской промышленности на американский рынок, проведение различных реформ, обустройство государственных институтов по американским образцам, назначение на важнейшие посты в государственном аппарате проамерикански настроенных деятелей, создание, наконец, атмосферы преклонения перед мощью и величием США как образца для подражания в глазах японской правящей элиты, — все это способствовало завоеванию Соединенными Штатами прочных позиций в области экономики и политики. Следующий период в развитии американо-японских отношений начинается с заключения Сан-Францисского мирного договора в сентябре 1951 года и хронологически доходит до июня 1960 года — вступления в силу нового договора безопасности между США и Японией.
Сан-Францисский мирный договор, заключенный 8 сентября 1951г. и вступивший в силу 28 апреля 1952 г., положил конец оккупационному статусу, и вся полнота государственной власти была передана японскому правительству. Однако восстановление государственного суверенитета Японии было осуществлено таким образом, что США закрепили за собой все преимущества и привилегии, полученные за годы оккупации. Единовременно с Сан-Францисским мирным договором был заключен пакт безопасности — военный договор, предоставлявший США право создавать на территории Японии неограниченное количество военных баз и держать любые кон-тингенты войск. Положения пакта безопасности были уточнены, расширены и дополнены подписанным 28 февраля 1952 г. административным соглашением, регулирующим условия его применения, подписанным 8 марта 1954 г. Соглашением о помощи в обеспечении взаимной безопасности и заключенным 22 марта 1956 г. Соглашением об обмене патентами и технической информацией оборонного характера.
В области экономических связей основным юридическим документом стал подписанный 2 апреля 1953 г. и вступивший в силу 30 октября 1954 г. Договор о дружбе, торговле и мореплавании.
Все эти договоры и соглашения составили юридическую основу теснейшего военно-политического и экономического союза, сложившегося в послевоенные годы между США и Японией. Соединенные Штаты стремились посредством этого союза сохранить в своих руках основные рычаги контроля над Японией, повысить ее роль в
своей военно-стратегичесской системе в Азии как основной военно-промышленной и оперативной базы, использовать в качестве противовеса Китаю и форпоста для установления полного контроля над странами ЮВА.
Третий период японо-американских отношений начинается с подписания нового договора о безопасности в январе 1960 года. Этот договор уже не возлагал на американские войска полицейские функции и был ограничен во времени — срок его действия был ограничен десятью годами в отличие от бессрочного пакта безопасности 1951 года.
Этот период ознаменовался существенными изменениями в соотношении сил, и прежде всего экономической мощи между США и Японией, что привело к постепенной трансформации японо-американского союза. Не подвергая существенным изменениям своей юридической формы, он стал наполняться новым содержанием. Японское правительство, опираясь на возросшую мощь страны, не только обеспечило себе высокую степень равноправия, но и начало предъявлять претензии и требования к США по тем вопросам, которые особенно задевали их интересы. Что же касается Соединенных Штатов, то изменения в расстановке сил значительно повысили роль и значение Японии в их политике как важнейшего союзника в достижении своих целей.
В дополнение к различного рода договорам и соглашениям был создан разветвленный аппарат двусторонних комитетов на самом высоком уровне для рассмотрения спорных вопросов, согласования позиций и принятия удовлетворяющих обе стороны решений по широкому кругу вопросов.
Бурное экономическое развитие позволило Японии перейти от курса: «Японо-американское сотрудничество является основой основ японской внешней политики», которого она придерживалась в послевоенные годы, к формуле новой доктрины: «Соответствие политической роли экономической мощи» и формированию новой позиции: «Япония больше не может, как в прошлом, односторонне зависеть от Соединенных Штатов — в военном, политическом и экономическом отношениях... Мы должны стремиться углублять наше понимание Соединенных Штатов с позиции, максимально приближенной к позиции равноправного партнерства».
Таким образом, международная обстановка складывающаяся в Азиатско-Тихоокеанском регионе в послевоенный период, требовала присутствия на политической арене региона более чем двух основных супердержав - СССР и США. Они были вынуждены находить среди стран региона верных союзников и проводников своей политической линии.
Советский Союз приобрел такого союзника в лице КНР. Десятилетнее тесное сотрудничество СССР и КНР во всех областях экономики — в промышленности, в энергетике, в сельском хозяйстве, в строительстве, в транспорте, в области науки и образования позволило Китаю стать одним из крупнейших участников мирового политического процесса. Это сотрудничество имело под собой преимущественно идеологическую почву, зачастую оно было лишено экономической целесообразности, и что наиболее важно, не было подкреплено присутствием вооруженных сил Советского Союза на территории КНР. Эти обстоятельства дали возможность Китаю изменить политический курс и не оглядываться на Москву при принятии решений.
Выбор Соединенных Штатов пал на Японию. На этот выбор повлияло благоприятная для США ситуация, сложившаяся по окончанию Второй мировой войны. В отличие от СССР, США сделали ставку на военное присутствие в Японии, при этом активно способствуя развитию ее экономики. Такая схема сотрудничества позволила США контролировать внутри- и внешнеполитическую ситуацию и использовать Японию как самый действенный инструмент проведения своей политической линии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, влиять на складывающуюся обстановку в странах Юго-Восточной Азии, препятствовать укреплению влияния Советского Союза в этом регионе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|