|
Ближний и Средний Восток в 1970—90-е гг.
Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970—1990-е гг.В начале семидесятых годов Великобритания ушла из Персидского залива—британские войска были эвакуированы, Оман (1970), Бахрейн, Катар (1971) получили независимость, а семь княжеств т.н. Договорного Омана объединились в федерацию (1971) — Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). С эпохой колониализма было покончено.
Тем не менее на протяжении всего рассматриваемого периода международные отношения в регионе включали в себя не только (а зачастую и не столько) взаимоотношения стран региона между собой, но и политику великих держав (СССР и США), других внерегиональных стран, прежде всего, западных, которую они проводили на Ближнем и Среднем Востоке. Более того, по мере усиления взаимозависимости государств, складывания системы общемирового хозяйства и рынка ( т.н. «глобализации»), всё чаще регион стал оказываться в центре мировой политики, что в немалой степени связано с ростом зависимости экономики Запада от ближневосточной нефти, особенно после кризиса 1973 г., и обратного влияния на экономику стран региона положения на мировом рынке нефти и общемировых экономических процессов.
Таким образом, при изучении международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке (БСВ) следует уделить внимание:
1) взаимоотношениям стран региона между собой;
2) политике внерегиональных сил в регионе, взаимоотношениям стран региона и внерегиональных сил;
3) роли и месту региона в мировой экономике, геополитическом раскладе ве дущих держав и системе международных отношений в целом.
Следует иметь в виду, что в рассматриваемый период в качестве субъектов (акторов) международных отношений в регионе, помимо государств, активно действовали суб- и надгосударственные структуры: в первом случае это могли быть разного рода общественные организации, террористические группы, этнические и религиозные движения и т.п., а во втором—межгосударственные объединения типа Лиги арабских государств (ЛАГ), Организации Исламская конференция (ОИК), ОПЕК, Движения неприсоединения, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Причём многие акторы субнационального уровня вполне могли интернационализироваться, примером чему является распространение изначально египетской организации «Братья-мусульмане» в других странах региона, курдское национально-освободительное движение, деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) и др.
Из международных организаций в регионе относительно сплочёнными, проводящими согласованную политику были лишь ОПЕК, да, пожалуй, ССАГПЗ. Корпоративная солидарность первого достигалась кровными экономическими интересами членов и наличием общего «врага» в лице импортёров нефти, второй же состоял из близких по духу абсолютных монархических режимов с близкими интересами. ЛАГ и ОИК были аморфными организациями, призванными в основном подчёркивать арабскую (в первом случае) и исламскую (в случае ОИК) идентичность своих членов и способствовать, соответственно, арабской и исламской солидарности. Они не могли прекратить даже конфронтацию между своими членами и в редких случаях относительного единодушия принимали осуждающие резолюции в адрес Израиля (за оккупацию Палестины), Египта (за Кэмп-дэвидский сговор с Израилем) и Советского Союза (за войну в Афганистане).
В основном связи стран региона имели между собой двусторонние и, реже, многосторонние связи, как правило, на неформальной и конъюнктурной основе.
Взаимовлияние внешней и внутренней политики характерно для большинства стран региона, и политической истории отдельных стран региона необходимо уделять должное внимание при исследовании международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке. Некоторые события внутриполитической жизни отдельных стран, такие, как Исламская революция в Иране в 1979 г., вызвали огромный резонанс в регионе и оказали немалое влияние на международные отношения.
Немаловажным является и цивилизационный фактор. Хотя т.н. «колониальный период» в истории Востока сильно подкорректировал его естественное развитие, хотя современный Восток тесно интегрирован в мировую экономику и систему политических отношений, тем не менее нельзя сбрасывать со счетов культурно-историческое наследие Востока, тот цивилизационный фон, который во многом определяет реалии социально-политической жизни стран БСВ, особенности их экономического развития, и, таким образом, международные отношения в регионе. Здесь наряду с традиционными особенностями восточной политической системы, характерными элементами социальной практики (разного рода патриархально-неформальные отношения), традиционными хозяйственными укладами (такими, как, например, базар), особенностями культуры и этнического менталитета, следует отметить особенно заметную роль религии.
Начиная с VII в. н.э. БСВ — традиционный регион «исламского мира», но необходимо иметь в виду, что Ближний Восток (Палестина) — ещё и родина христианства и иудаизма. Последователи последнего составляют большинство населения Израиля, христиане же (в основном восточных церквей) составляют большинство на Кипре и значительное религиозное меньшинство в целом ряде стран БСВ, особенно в Ливане (ок. 50%), Сирии, Иордании, Турции, Египте и др., в Иране сохранились последователи зороастризма, оттуда же происходит распространившаяся по всему миру секта «Вера Баха'и», среди курдов есть последователи синкретического культа— езиды.
В исламе помимо двух крупных течений — суннизма и шиизма — существует множество толков, учений, сект и направлений (особенно в шиизме), так как в исламе никогда не было церкви как института, и соответственно, единой традиции богословия. Важную роль в религиозной жизни играют течения исламского мистицизма— суфизма. В рассматриваемый период особое распространение получил т.н. «политический ислам» («исламизм») — такое название получили в широких кругах, преимущественно на Западе, разного рода социально-политические учения, рассматривающие ислам как часть своей идеологии (или же как собственно идеологию). Говоря о религиозно-политических группах на БСВ, исламских в частности, следует иметь в виду их крайне разнородный характер и форму, и механически объединять их не следует.
Этнонациональная и религиозная пестрота, многообразие социально-экономических укладов, особенности исторического развития, культуры и менталитета определяют своеобразие региона Ближнего и Среднего Востока, сердцевины «исламского мира», наследника древневосточных цивилизаций, и соответствующим образом влияют на международные отношения в регионе.
Как известно, регион БСВ всегда отличался повышенной нестабильностью и конфликтогенностью. Множество межгосударственных, межэтнических конфликтов, а также и конфликтов на религиозной почве было заложено ещё в далёком прошлом. В рассматриваемый период продолжилось распространение на регион глобального противостояния СССР—США (до распада СССР в 1991 г.), так и не найдено было решения палестинского вопроса, более того, регион пережил ещё одну масштабную арабо-израильскую войну (т.н. «Война Судного дня», 1973 г.), конфликт распространился на Ливан (1982 г.), в котором вспыхнула также гражданская война. Ряд конфликтов, в том числе продолжающихся на рубеже XXI в., возник или приобрёл остроту именно после 1970 г.: помимо упомянутой ливанской проблемы, это ещё и кипрский конфликт (с 1974 г.), гражданская война в Афганистане (с 1978 г.), ирано-иракская война (1980-1988 гг.), кувейтско-иракский кризис (1990-1991 гг. и по настоящее время), периодически обострялась в 1970—1990-е гг. и курдская проблема, а также ряд других конфликтов разной интенсивности.
Стратегическое значение региона, его геополитическое положение и ресурсы углеводородного сырья отнюдь не способствовали стабильности в регионе, так как приковывали к нему повышенное внимание всего мира, и особенно США, что выражалось, помимо прочего, в стремлении последних закрепить своё военно-политическое присутствие в регионе на протяжении всего рассматриваемого периода.
Глобальное биполярное противостояние в регионе БСВ проявлялось в 1970-1991 гг. в основном в борьбе за привлечение двумя сверхдержавами стран региона на свою сторону, в тот или иной военно-политический блок или альянс и в борьбе за сохранение их в своей орбите. В идеологическом плане это выражалось в каждом из лагерей либо в ассоциировании тех или иных стран с т.н. «свободным миром» (союзники США), или же в их позиционировании как «вставших на путь строительства социализма», «стран народной демократии» или «прогрессивных антиимпериалистических государств» (союзники СССР), соответственно. С точки зрения отношения к противоположному лагерю в качестве идеологических императивов провозглашались антикоммунизм и антиимпериализм.
Весьма характерным явлением была слабость в регионе позиций Движения неприсоединения, хотя некоторые страны являлись его членами. Вплоть до Исламской революции в Иране в 1979 г., провозгласившей лозунг «Ни Запад, ни Восток, а Ислам», и тем самым—один из вариантов «исламской альтернативы» двум лагерям «холодной войны», а затем и американской версии т.н. «нового мирового порядка», было достаточно легко идентифицировать в биполярной плоскости ту или иную страну. К числу союзников США, т.н. «стран свободного мира», относились Турция, Иран (до 1979 г.), Пакистан, Саудовская Аравия и все другие арабские монархии, Египет (после смерти Г. А. Насера, с начала 70-х гг.), Израиль; просоветскую позицию занимали Сирия, Ирак, Южный Йемен (НДРЙ), Афганистан (с 1978 г.), Ливия, Алжир. Остальные страны считались «неприсоединившимися».
В плане военно-политического блокостроительства преуспели США, втянувшие ещё в 1952 г. в НАТО Турцию и её же, Иран и Пакистан в СЕНТО1, впрочем, последняя активностью не отличалась и распалась после Исламской революции в 1979 г. Советский Союз ограничивался двусторонними договорами типа договоров о дружбе и сотрудничестве с Ираком (1972) и Сирией (1980). Большое значение имели неформальные отношения великих держав-патронов и их региональных клиентов, наиболее наглядно проявившиеся в тесных американо-израильских отношениях.
Впрочем, во внешней политике стран региона их принадлежность к тому или иному из идеологических блоков далеко не всегда определяла их поведение в конкретных ситуациях. Государства и политические режимы могли в одних случаях вести политику, отвечающую интересам другого идеологического блока, нежели того, к которому якобы принадлежали. Объясняется это тем, что государства региона, постепенно укрепляя свою независимость, стремились проводить внешнюю политику,
1 В блок входили также Великобритания, США — в качестве наблюдателя, до 1959 г. также Ирак (до этого времени СЕНТО была известна как Багдадский пакт).
ориентированную на национальные интересы, великие державы-патроны соответствующих блоков вынуждены были с этим считаться. С другой стороны, правящие режимы многих государств, основанные на вековых восточных традициях, меньше всего в своей повседневной практике руководствовались какими-либо идеологическими императивами, даже теми, какие они якобы принимали, исходя из своей ориентации на СССР или США, проводя политику, основанную на соображениях конъюнктурной выгоды, зачастую ведя откровенный торг с сверхдержавами.
В этой связи крайне показателен пример Египта: режим Анвара Садата (1970-1981) прошёл путь эволюции от откровенно просоветского до откровенно проамериканского. Тому есть и другие примеры: Саудовская Аравия и ряд других арабских монархий, несмотря на свою прозападную ориентацию, приняли активное участие в нефтяном эмбарго против западных союзников Израиля в 1973—1974 гг. и «революции цен», вызвавших энергетический кризис; «стратегический союзник» Вашингтона иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви с целью сбалансировать американское влияние неоднократно делал дружественные жесты в адрес СССР; Ирак в сентябре 1980 г. начал войну с Ираном, даже не пытаясь консультироваться со своим союзником СССР.
В политике СССР и США в регионе был и откровенно военный компонент. Соединённые Штаты на протяжении всего рассматриваемого периода содержали значительные контингенты своих ВМС в Восточном Средиземноморье и Персидском заливе, не стесняясь использовать их как элемент давления в своей ближневосточной политике. По соглашениям с Турцией, заключённым ещё в 1959 г., США содержали на её территории военные базы, в т.ч. крупную базу ВВС Инждирлик близ Аданы. Крупные военные контингенты США были размещены в Саудовской Аравии, Кувейте и др. во время войны в Персидском заливе 1991 г. («Буря в пустыне») и продолжают там дислоцироваться. Сохранила своё военное присутствие и Великобритания (на Кипре). Войска США и ряда стран НАТО приняли участие в событиях в Ливане в 1982 г., в бомбардировках Ливии (1986), в войне с Ираком (1991). Военная операция США и т.н. «многонациональных сил» против Ирака во время кувейтского кризиса 1990—1991 гг. занимает особое место. Выделяется и сама по себе военная акция США — впервые так массово и масштабно были применены возможности высокотехнологичных видов вооружений (современная авиация, ракетная техника и др.). Сам же кувейтский кризис—первый показательный пример «глобализации» региональных конфликтов в новых условиях 1990-х гг. и реализации американских концепций «нового мирового порядка».
Если бы не ввод советских войск в Афганистан и их участие в войне в этой стране в 1979—1989 гг., то советское военное присутствие было бы несоизмеримо меньшим по сравнению с американским. Афганская война стала самой крупной операцией советских войск со времён Второй мировой войны.
Широко распространённой с обеих сторон была практика направления «советников» в страны-клиенты и активное военно-техническое сотрудничество с ними.
Из стран региона военной активностью за пределами своих границ отличались: Израиль (арабо-израильский конфликт, интервенция в Ливан), Турция (Кипр, северный Ирак — операции против курдов), Сирия (оккупация Ливана), Иран (при шахе— интервенция в Оман, при исламском режиме — в Ливан). Самыми масштабными региональными конфликтами стали непрекращающийся арабо-израильский, кровопролитный ирано-иракский и разрушительно-техногенный иракско-кувейтский кризис.
В области экономики регион БСВ также стал ареной соперничества, но уже не между СССР и США, а ставшей уже традиционной конкуренции ведущих центров мировой экономики — США, Европы и Японии. Важным событием в мировой и региональной экономике стала т.н. «революция цен» на нефть и перераспределение мирового рынка нефти, ставшие результатом борьбы нефтедобывающих стран региона с международными монополиями. Благодаря доходам от нефти БСВ стал одним из мировых финансово-экономических центров. ОПЕК, в которой ведущую роль играли нефтедобывающие государства бассейна Персидского залива и Северной Африки, стала контролировать мировой рынок нефти.
Участие СССР в экономической конкуренции в силу слабости советской экономики и её нерыночного характера было заметно меньшим, тем не менее Советский Союз развивал успешное экономическое, особенно военно-техническое сотрудничество со своими сателлитами в регионе, оказывал им экономическую помощь, получал подряды на строительство крупных промышленных объектов, в т.ч. Исфаханского металлургического комбината в Иране—крупнейшего в регионе.
Российская Федерация, особенно со второй половины 1990-х гг.1, предпринимает активные попытки восстановить и укрепить свои позиции в регионе, особое внимание уделяя именно экономической стороне сотрудничества со странами региона. Россия, в частности, проводит политику ослабления международных санкций, наложенных на иракский режим в 1990 г. России в принципе удалось сохранить на достаточно высоком уровне отношения с бывшими «клиентами» и союзниками СССР, в частности с Сирией, а также удалось достичь существенного прогресса в отношениях с Ираном, но в то же время Россия развивает связи и со странами некогда противоположного лагеря, в т.ч. и с Израилем.
Экономическая и финансовая помощь активно использовалась и как инструмент политики США в регионе. Крупнейшими реципиентами американской помощи стали Израиль и Египет. Получая огромные доходы от нефти, нефтедобывающие страны, особенно Кувейт и Саудовская Аравия, также стали оказывать помощь беднейшим странам региона — как компенсация роста цен на нефть, в знак арабской (исламской) солидарности и в политических целях. Реципиентами помощи по линии межарабской солидарности стали нефтеимпортирующие арабские страны и «прифронтовые» государства (Иордания, Ливан, ЙАР, НДРЙ, Сомали, Марокко и т.п., а также палестинцы), а во время ирано-иракской войны — Ирак.
Распад СССР в 1991 г. и прекращение повсеместного соперничества сверхдержав поставили вопрос о месте БСВ в новой системе глобальных координат, и более того, вопрос о характере самой этой системы, т.н. «нового мирового порядка», какой она будет—многополярной или однополярной?
Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия. В течение XX в. нефть прочно заняла ведущее место в энергобалансе всего мира, особенно индустриальных стран Запада, вытеснив уголь и другое сырьё. Помимо этого, нефть является сырьём для химической и нефтехимической промышленности, а продукты её переработки—топливом для различных видов транспорта. После Второй мировой войны развитые страны стали в основном потреблять нефть, импортируемую из развивающихся стран, а именно стран Ближнего и Среднего Востока, а также Мексики, Индонезии, Нигерии, Венесуэлы и др.
Импортная нефть стоила дёшево как в силу естественных причин (низкие издержки эксплуатации месторождений, особенно на месторождениях Саудовской Аравии — близкое залегание нефтеносных пластов), так и в результате ценовой политики, проводимой т.н. Международным нефтяным картелем (МНК) — объединением семи крупнейших американских и англо-голландских корпораций, называемых также «Семь сестёр». Корпорации картеля имели монополию на мировом рынке нефти, т.к. контролировали путём концессионных и т.п. соглашений добычу нефти в развивающихся странах (а также в США и др.), её переработку и
1 После прихода на должность министра иностранных дел Е. М. Примакова, востоковеда и сторонника концепции «многополярного мира»
развивающихся странах (а также в США и др.), её переработку и распределение нефти и нефтепродуктов. Имея основную прибыль от торговли и переработки нефти, корпорации картеля были не заинтересованы в повышении собственно нефтяной ренты — той составляющей её цены, которая шла на концессионные, налоговые и иные платежи нефтедобывающим странам. Более того, картелю были выгодны до поры до времени низкие цены на нефть как орудие борьбы с конкурентами (угольными компаниями, нефтяными компаниями, не входившими в картель) и как инструмент для продвижения нефти и нефтепродуктов как сырья для различных отраслей промышленности.
Естественно, что развивающиеся страны — экспортёры нефти были недовольны такой ситуацией и стремились взять рынок нефти под свой контроль и изменить ценовые пропорции. Но долгое время им это сделать не удавалось — сказывались и общая политико-экономическая зависимость развивающихся стран от стран Запада, и отсутствие национальных кадров, как технических, так и экономических. Сильным было и сопротивление Запада и корпораций МНК таким попыткам. Так, Иран, где промыслы Англо-иранской нефтяной компании (British Petroleum) были национализированы еще в 1951 г., так и не получил возможность самостоятельно распоряжаться своими энергоресурсами на мировом рынке.
Тем не менее страны-нефтеэкспортёры повели борьбу за свои права против МНК. Для этого была создана в 1960 г. Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК)1. В настоящее время основу ОПЕК составляют страны БСВ и Северной Африки—Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, помимо них в организацию входят Венесуэла, Индонезия, Нигерия и др. (всего 13 стран). Основными целями и направлениями деятельности организации стали: увеличение доли нефтедобывающих государств в прибылях от нефтедобычи, повышение цен на нефть и национализация нефтяных концессий, а позднее и регулирование мирового рынка энергоресурсов.
На протяжении 60-х гг. ОПЕК консолидировалась как организация и накопила определённый опыт в борьбе с монополиями. Создание национальных нефтяных компаний, подготовка технических специалистов и управленческих кадров и кооперация усилий с т.н. «независимыми нефтяными компаниями» Запада (не входящими в картель) подготовляли почву для трансформации системы мировой торговли нефтью. К 1973 г. совместными усилиями стран ОПЕК прежняя система мировой торговли нефтью была разрушена.
Занимавшие последовательно антиимпериалистическую позицию режимы Алжира, Ливии и Ирака повели наиболее радикальную борьбу с монополиями и национализировали в 1970—1973 гг. собственность концессионных компаний, повысили налоги на иностранные компании, работающие в нефтяном секторе и «справочные цены» на нефть. Их примеру в той или иной форме последовали другие государства ОПЕК, к 80-м гг. нефтедобыча оказалась во всех странах под контролем государства и национальных нефтяных компаний. В этот же период (1970—1973) на конференциях ОПЕК были подняты «справочные цены» на нефть с 1,8 до 3,63 долл. за баррель.
В 1973 г. к указанным выше тенденциям добавились рост потребления нефти в связи с экономическим оживлением на Западе и в Японии, сокращение добычи в ряде стран ОПЕК и, наконец, нефтяное эмбарго арабских стран, объединённых в Органи- зацию арабских стран — экспортёров нефти (ОАПЕК)1 против США, Нидерландов и других западных стран в связи с арабо-израильской войной (октябрьская война 1973 г. между Египтом, Сирией и Израилем). Был закрыт Суэцкий канал, что затрудняло снабжение Европы нефтью БСВ. В декабре конференция ОПЕК в одностороннем порядке повысила цены на нефть до 12 долл. за баррель.
Произошла «революция цен» на мировом рынке нефти. Сам рынок перешёл под контроль нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих государств, рынок нефти стал рынком продавцов, а не рынком покупателей. ОПЕК, контролирующая порядка 45— 70 % добычи и 70-90 % экспорта нефти на мировом рынке, стала монополистом, диктующим цены.
динамика цен на нефть на мировом рынке, 1970-99
4 0
Энергетический кризис, выразившийся в резком повышении цен и дефиците топлива, больно ударил по экономике Европы, Японии, в меньшей степени США, а также по развивающимся странам, импортирующим нефть. В резком росте цен на внутреннем рынке стран — импортёров нефти свою роль сыграла и политика корпораций МНК, сознательно повышавших цены с целью компенсировать убытки от национализации; сокращавших добычу в США; спекулировавших нефтью на внутреннем рынке стран-импортёров; провоцировавших панику путём публикаций о «нефтяном голоде».
Помимо стран ОПЕК и других традиционно экспортирующих нефть государств, от кризиса выиграл и СССР, ставший в 1970-е гг. одним из ведущих поставщиков нефти на мировой рынок.
После относительной стабилизации 1974—1978 гг. мир пережил очередной виток энергетического кризиса и роста цен на нефть в 1979—1981 гг., связанный с Исламской революцией в Иране и началом ирано-иракской войны. В этот период цены достигли максимальной планки, 38 долл. за баррель. С 1982 г. начинается период тенденции к снижению мировых цен на нефть, с повышательными колебаниями 1990 г. (иракско-кувейтский кризис) и конца 90-х гг. (снижение добычи после азиатского финансового кризиса 1998 г.). Тем не менее даже с учетом инфляции мировые цены
1 От английского названия Organisation of Petrol-Exporting Countries — OPEC. Штаб-квартира организации — в Вене. Руководящий орган — Конференция министров, собирается не реже 1 раза в год.
Помимо арабских стран — членов ОПЕК в неё входили: Оман, Бахрейн, Тунис, Сирия и
на нефть существенно выше, чем до 1973 г., и цена эта определяется производителями, т.е. нефтедобывающими странами.
Для БСВ главным следствием мирового энергетического кризиса стал массовый приток нефтедолларов в регион. На протяжении 1973-1982 гг. поток финансовых средств из стран Запада в регион существенно превышал обратный поток, была перераспределена часть прибавочной стоимости, создаваемой в развитых странах за счёт монопольно высоких цен. Условно говоря, можно сказать, что страны ОПЕК эксплуатировали экономики стран — импортёров нефти.
Нефтедобывающие государства получили в свои руки огромные финансовые ресурсы. Начался нефтяной бум. Нефть и нефтедоллары стали инструментом не только экономического развития стран региона, но и их внешней политики. Часть нефтедолларов ушла на создание национальной промышленности, в т.ч. машиностроения и т.п. Особенно на этом пути продвинулись страны уже, имевшие определённую промышленную базу: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Сирия, в меньшей степени — Саудовская Аравия и страны Залива. Кувейт и Бахрейн стали крупными финансовыми центрами. Часть средств, которая не была «переварена» национальными экономиками, была направлена на мировые финансовые рынки. Нефтеэкспортёры стали крупнейшими инвесторами, в т.ч. и в экономику стран Запада. Значительная часть средств пошла на закупки современных вооружений, нефтедобывающие страны продолжают оставаться одними из основных заказчиков на мировом рынке оружия и боеприпасов. Огромные средства, особенно в арабских монархиях, были потрачены на амбициозные проекты, предметы роскоши для правящих семей и аристократии. Роскошь «нефтяных шейхов» стала притчей во языцех. Благодаря огромным доходам от нефти в малонаселённых арабских монархиях удалось добиться небывалого даже по меркам развитых стран уровня жизни и основной массы коренного населения. После начала нефтяного бума в страны Персидского залива началась массовая миграция из других арабских стран, Пакистана, Африки и т.п. Иммигранты составили основную часть рабочей силы в экономиках стран Залива, в т.ч. и на нефтепромыслах. Коренное же население работало в сфере управления и администрации («белые воротнички»), либо вело традиционный образ жизни (кочевое скотоводство), получая только за сам факт гражданства (подданства) монархии огромные деньги.
Негативным следствием нефтяного бума для стран региона явился рост зависимости экономик региона от мировых цен на нефть. Бюджеты нефтеэкспортирующих стран формировались преимущественно за счёт доходов от экспорта нефти, в ущерб поступлениям от налогов и т.п., что порождало перекосы в бюджетно-финансовой системе стран региона. Нефтяной сектор экономики (национальные нефтяные компании и обслуживающая их инфраструктура) развивался, как правило, независимо от других секторов экономики, что также создавало системный перекос в экономиках стран региона. В последнее время страны региона стремятся ослабить свою зависимость от нефтедолларов и колебаний цен на нефть, стремятся развивать ненефтяные сектора экономики, пытаются укрепить финансовую дисциплину и повысить собираемость налогов в ненефтяном секторе.
С другой стороны, энергетический кризис показал зависимость экономики Запада от ближневосточной нефти. Регион БСВ благодаря нефтяному фактору стал одним из самых значимых регионов мира. Нефтяной фактор стал важнейшим компонентом в международных отношениях в регионе. Практически все значимые события имеют свою «нефтяную составляющую». Это касается и региональных конфликтов, многие из которых были вызваны или связаны с борьбой за нефтеносные территории (ирано-иракская война, кувейтско-иракский кризис, пограничные споры о шельфе Персидского залива и др.), с вопросами транспортировки нефти (проблемы свободы судоходства по Суэцкому каналу, Ормузскому проливу, Персидскому заливу и Красному морю, проблему безопасности и направления сухопутных трубопроводов), с попытками повлиять на колебания цен на мировом рынке энергоресурсов.
Именно нефтяной фактор приковывает к БСВ повышенное внимание США, Европы и Японии. Причём здесь между якобы союзниками по «сообществу постиндустриальных демократий» имеются существенные разногласия. США, имеющие достаточные собственные запасы (они в принципе могут не импортировать нефть) и контролирующие месторождения Канады и, в меньшей степени, Мексики, зависят от ближневосточных энергоресурсов лишь в определённой мере и используют ближневосточную нефть как инструмент политики, в т.ч. давления на своих союзников по НАТО. Европейские страны и Япония жизненно заинтересованы в нефти БСВ. Отсюда их более взвешенная политика в регионе. Европейцы и японцы в большей степени заинтересованы в региональной стабильности, они занимают более близкую к арабской позицию в арабо-израильском конфликте, не поддержали американские санкции против Ирана и Ливии и выступают за отмену международных санкций против Ирака.
Помимо прочего, энергетический кризис способствовал поиску Западом других источников нефти, нежели ресурсы стран ОПЕК и Ближнего Востока—собственные месторождения (началась добыча нефти в труднодоступных районах Аляски и Канады, на шельфе Северного моря), советская (российская), а в последнее время и каспийская нефть (из бывших советских республик Закавказья и Средней Азии). Кризис актуализировал поиск альтернативных источников энергии, развитие атомной энергетики. Но так как в обозримой перспективе за нефтью и газом (которым также богат регион БСВ) сохранится ведущее место в мировом энергобалансе, а бассейн Персидского залива будет продолжать оставаться одним из главных их источников, значение БСВ в мировом масштабе сохранится.
Индо-пакистанская война 1971 г. Отделение Бангладеш от Пакистана. На первых всеобщих выборах, проведённых в обеих частях Пакистана, западной и восточной (Восточная Бенгалия) победили, соответственно Пакистанская народная партия и Народная лига (Авами Лиг), выступавшая за отделение Восточной Бенгалии от Пакистана.
Отказ военных властей Пакистана1 выполнить требования последней по предоставлению широкой региональной автономии привёл к разворачиванию национально-освободительной борьбы в Восточном Пакистане. 26 марта 1971 г. была провозглашена независимая республика Бангладеш, началась вооружённая борьба за независимость. На стороне национально-освободительного движения выступила Индия, вступившая в очередной конфликт с Пакистаном в декабре 1971 г. Под ударами индийских войск пакистанские войска в Восточной Бенгалии капитулировали 16 декабря 1971 г.
В июле 1972 г. в г. Симла (Индия) состоялись переговоры между Индией и Пакистаном и было подписано соглашение об обмене военнопленными, восстановлении торговых связей и транспортного сообщения. Также были обсуждены вопросы урегулирования спора двух стран о Кашмире. В 1974г. Пакистан признал независимость Бангладеш, а в 1976 г. были восстановлены дипломатические отношения с Индией.
Данные события имели немаловажное значение для региона БСВ: Пакистан постепенно всё более в своей внешней политике переходил от проблем Южной Азии и Индийского субконтинента к активному участию в международных отношениях на БСВ, в частности в бассейне Аравийского моря и Персидского залива. Отсюда же проистекает, помимо прочего, активное участие Пакистана во всех событиях, связан-
1 В правящих кругах Пакистана большинство составляли представители Западного Пакистана (90%), хотя население Восточной Бенгалии значительно больше.
ных с гражданской войной в Афганистане (конец 70-х—90-е гг.), отсюда и региональные связи Пакистана—преимущественно со странами Персидского залива и Саудовской Аравией, а также Ираном и Турцией. В последнее время Пакистан всё чаще рассматривается как субъект именно международных отношений в регионе БСВ, нежели Южной Азии.
Кипрский конфликт.На расположенном в восточном Средиземноморье о. Кипр, принадлежавшем в 1878-1960 гг. Великобритании, сложились две основные этнические общины: греческая (78%) и турецкая (18%). Лондонско-цюрихские соглашения 1959 г. о предоставлении независимости Кипру закрепили ограниченный суверенитет острова: Великобритания, Греция и Турция стали «гарантами независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра. Греция и Турция получали право содержать на острове свои военные контингенты, Великобритания сохранила под своим контролем часть территории Кипра, где были размещены крупные военные базы (Акротири и Декелия).
По этим же соглашениям Кипр провозглашался государством двух общин (греческой и турецкой), причём за турками, составляющими меньшинство, резервировались пост вице-президента и 24 (из 80) мест в парламенте. Однако эти соглашения не смогли предотвратить межэтнической розни, переросшей в 1963 г. в открытые столкновения. Турецкая община отказалась от участия в парламенте, общины обособились. В 1964 г. на остров были введены миротворческие войска ООН.
15 июля 1974 г. враждебные первому президенту Кипра архиепископу Макарио-су силы при поддержке афинского режима «чёрных полковников» и греческого контингента совершили военный переворот и провозгласили курс на «энозис» (присоединение Кипра к Греции). Турция в июле-августе под предлогом защиты конституционного порядка высадила войска на острове и оккупировала северную часть острова (36,4%).
После провала военной авантюры на Кипре хунта «черных полковников» в Греции пала (23 июля 1974), в декабре Макариос вернулся на остров. Но Северный Кипр продолжал оставаться под турецкой оккупацией, греческое население (ок. 200 тыс.) покинуло эту территорию, равно как и турки-киприоты оставили территории, неподконтрольные турецкой армии. В буферной зоне между двумя частями Кипра разместились войска ООН. В 1975 г. на севере острова была провозглашено «Турецкое федеративное государство Кипра», а в 1983 г. — независимая «Турецкая республика Северного Кипра», которая фактически тесно интегрирована с Турцией (турецкая лира в качестве валюты, таможенный союз и т.п.).
Республика Кипр, в свою очередь, фактически проводит политику сближения с Грецией, в т.ч. и в вопросах обороны. Кипрский вопрос серьёзно осложняет отношения между Грецией и Турцией, которые обе являются членами НАТО. Помимо Кипра, между двумя странами существуют также противоречия в Эгейском море, а также по ряду других вопросов. Греция оказывала негласную помощь представителям курдских движений, выступающих за независимость Турецкого Курдистана.
Ни ООН, ни другие государства (кроме Турции и с 1993 г. Азербайджана) не признают на Кипре никаких государств и режимов, кроме Республики Кипр. В принятых резолюциях ООН рекомендовалось вывести с острова все иностранные войска, прекратить иностранное вмешательство и решать спорные вопросы путём переговоров между общинами. Периодически возобновляющиеся такие переговоры действенных результатов не имели.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|