Репарационный вопрос в межвоенный период
Окончательное становление Версальской системы мироустройства, относительное урегулирование ряда межгосударственных противоречий в лагере держав-победительниц в ходе обозначенных выше конференций, а также интеграция в послевоенный мировой порядок государств, в недрах которых произошли глубокие социально-экономические и социально-политические изменения (Россия, Турция), способствовало относительной стабилизации отношений на международной арене. Однако в самом основании Версальской системы международных отношений, ставшей плодом компромисса между великими державами, были заложены неразрешимые противоречия, связанные с борьбой между державами за доминирование в Европе, а также с соперничеством индустриальных стран Запада по поводу передела сфер экономического и политического влияния в колониях и зависимых странах.
Система противоречий, сложившаяся на мировой арене в межвоенный период, включала в себя три основных категории межгосударственных противоречий:
Противоречия между Великобританией и Францией в отношении доминирования в Европе.
Противоречия между западноевропейскими державами, с одной стороны, иусилившимися в результате войны Соединенными Штатами Америки, с другой, вотношении доминирования в мировых экономических и политических отношениях.Противоречия между державами-победительницами и аутсайдерами Версальской системы Германией и Советским государством, которые к тому же предпринимали усилия для сближения, показателем чего явился Рапалльский договор 1922 г.Данный комплекс противоречий сыграл фактически определяющую роль в развитии международных отношений в рассматриваемый период и наиболее ярко проявился в процессе создания системы международной безопасности, призванной обеспечить стабильность существующего миропорядка, а также при решении связанного с ней вопроса о германских репарационных платежах.Одной из самых острых проблем международных отношений практически на всем периоде между мировыми войнами стала проблема репараций. Справедливая сама по себе идея репараций — возмещение материального ущерба, причиненного агрессором, — была использована державами-победительницами, особенно Францией. Предъявленные Германии репарационные требования примерно в 3 раза превышали фактический ущерб, причиненный войной державам-победительницам.
Несостоятельность репарационных постановлений Версальского договора была раскрыта Дж. М. Кейнсом в книге «Экономические последствия Версальского мирного договора».
Решение репарационного вопроса осложнялось саботажем со стороны монополистических кругов Германии. Для подрыва платежеспособности они использовали «бегство капиталов» за границу, форсированную инфляцию. 1 июля 1920 года Верховному совету Антанты был представлен меморандум 22 представителей крупного капитала Германии с требованием уменьшить репарационные обязательства ввиду неплатежеспособности.
На конференции в Спа (7-16 июля 1920 года), первой после окончания войны встрече держав Антанты с делегацией Германии, наметилась склонность части государств-победительниц к уступкам. Однако влияние Франции было еще достаточно сильно, чтобы требовать придерживаться принципов Версальского договора. Здесь удалось договориться лишь о процентном соотношении выплат репараций союзникам. Франция получала 52%, а Англия - 22 % германских репараций.
Ко времени Лондонской конференции (21 февраля- 14 марта 1921г.) стран Антанты, Германии и Турции, Англия, стремясь заручиться поддержкой Франции на Ближнем Востоке, пошла на компромисс с Францией по репарационному вопросу и поддержала санкции Франции в отношении Германии за саботаж выплат. Французские войска оккупировали Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф. 5 мая 1921 года Ллойд Джордж вручил германскому послу в Лондоне ультиматум союзников, определивший общую сумму репарационного долга в 132 млрд. золотых марок; ежегодные платежи на первых порах устанавливались в 3,5 млрд. золотых марок, первый взнос в 1 млрд. золотых марок назначался на 31 августа 1921 года.
Ревизия репарационных платежей нашла поддержку у руководства США, которое намеревалось использовать ее для создания на европейском континенте благоприятные для себя условия, а именно недопущение гегемонии одного или нескольких государств в Европе и проведения ими антиамериканской политики. Международный комитет банкиров под председательством Дж. П. Моргана (комитет Моргана) на заседании в Париже в июне 1922 года объявил о согласии предоставить Германии заем после уменьшения «до разумных размеров» ее репарационных обязательств. 7 октября последовало заявление Белого дома о том, что правительство Гардинга желает участвовать в восстановлении Европы.
Между тем решение репарационного вопроса зашло в тупик. Правительство Вирта начало отход от политики выполнения условий мира. В конце августа 1922 года репарационная комиссия предоставила Германии мораторий до 15 декабря 1922 года, а в октябре 1922 года последняя была освобождена от платежей наличными до 10 июля 1923 года. Уходя в отставку, правительство Вирта направило в репарационную комиссию ноту о неплатежеспособности Германии, в которой просила моратория на 3-4 года и предоставление Германии займа.
Попыткой выйти из этой ситуации стала оккупация Рура французскими и бельгийскими войсками, предпринятая в январе 1923 года под предлогом санкций за невыполнение Германией своих репарационных обязательств. Правительство Куно ответило политикой «пассивного сопротивления», отзывом своих представителей из Франции и Бельгии и прекращением репарационных поставок в эти страны. Безусловно, главной причиной такого развития событий является политика США и Англии, решившими возродить Германию в противовес Франции.
Рурский конфликт обернулся для Франции усилением противодействия ее европейской политике со стороны Англии и США, окончанием англо-французской Антанты, крахом притязаний на европейскую гегемонию в Европе. Вынужденный компромисс был зафиксирован 23 ноября 1923 года соглашением шахтовладельцев Рура с франко-бельгийской комиссией (МИКУМ) о возобновлении германских поставок угля и прекращения оккупации Рура.
Новый премьер-министр Франции Э.Эррио безотлагательно приступил к подготовке конференции по репарационному вопросу. Франция по-прежнему говорила о защите своих договорных прав и сохранении оккупации Рура, пока не будет учреждена предусмотренная экспертами организация по наблюдению и контролю с действенными гарантами. 21-22 июня состоялся обмен мнениями между Эррио и Макдональ-дом, на которой политика стран-победительниц по отношению к Германии увязывалась с политикой Германии. Это привело к тому, что Германия отказалась участвовать в конференции, пока оккупация Рура не будет окончательно снята.
Тем временем в Лондон и Париж отправился госсекретарь США Юз, чтобы подготовить конференцию и преодолеть оставшиеся разногласия. Что ему и удалось сделать, оказав сильнейшее давление на французское руководство.
16 июля 1924 года открылась Лондонская конференция, которая должна была утвердить новый репарационный план. В центре внимания был, безусловно, вопрос о снятии оккупации Рура. В результате длительных переговоров с помощью американского посла Келлога удалось прийти к единому мнению об эвакуации Рурской области через год.
Другим важнейшим вопросом было утверждение нового репарационного плана, разработанного комитетом экспертов во главе представителем американских финансовых кругов чикагским банкиром Ч.Дауэсом и вошедшего в историю под названием «плана Дауэса». 10 октября 1924 года была достигнута договоренность между банками стран — участниц лондонских соглашений о кредите Германии в суме 800 млн. золотых марок.
Одним из важнейших политических аспектов плана Дауэса, оказавшего огромное влияние на последующее развитие международных отношений, была его трансформация из орудия французской политики силы в мощный рычаг влияния на Германию со стороны, прежде всего, США.
План Дауэса предусматривал огромные валютные вливания в немецкую экономику, позволившие не только стабилизировать, но и увеличить промышленную мощь.
Он привел также к известному урегулированию репарационного вопроса, зафиксировав точные суммы ежегодных платежей, более приемлемые по сравнению с установленными ранее. План содержал серьезные ограничения германского суверенитета, устанавливая контроль за рядов важнейших сторон экономической жизни страны. Вместе с тем план Дауэса серьезно укреплял не только экономическое, но, главное, внешнеполитическое положение Веймарской республики, что подтвердили в дальнейшем соглашения в Локарно. 29 августа 1924 рейхстаг ратифицировал «план Дауэса».
16 сентября 1928 года в Женеве состоялась очередная конференция стран-победительниц и Германии. Несмотря на требования Германии освободить Рейнскую зону, А.Бриан подчеркивал не только связь между вопросом об эвакуации и урегулированием репарационных платежей, но и выдвинул идею о проведении инспекции в демилитаризованной зоне. Найденный компромисс нашел свое выражение в коммюнике конференции, в котором стороны соглашались начать официальные переговоры
об эвакуации войск из Рейнской зоны, создать комитет финансовых экспертов для выработки окончательного и полного соглашения по репарационной проблеме.
В феврале 1929 года началась в Париже работа комитета финансовых экспертов, в который вошли представители Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии и США во главе с американским финансистом Юнгом. В отличие от комитета Дауэса в новом комитете вместе заседали эксперты — кредиторы Германии и немецкие эксперты. На первом заседании Шахт заявил, что Германия не имеет возможности ежегодно выплачивать 2,5 млрд. золотых марок репараций. Он настаивал на снижении суммы и изменении сроков репарационных выплат.
Представитель Франции выступил с резким протестом и потребовал, чтобы Германия выплачивала ежегодно репарации в сумме, позволяющей Франции уплачивать ее долги Англии и США и покрывать расходы на восстановление хозяйства. Лишь к июню 1929 года эксперты достигли договоренности и вынесли рекомендацию заменить план Дауэса новым соглашением, получившим название «план Юнга».
Представленный план предусматривал снижение ежегодных репарационных выплат до 2 млрд. марок, которые должны выплачиваться в течение 37 лет, а в течение следующих 22 лет Германия должна будет вносить суммы, равные тем платежам, которые ее кредиторы должны будут платить в эти годы для погашения своих долгов. Ежегодные взносы по репарациям разбивались на две доли: безусловную, которая не подлежала отсрочке (из них 500 млн. марок выплачивались Франции), и условную, которая в случае экономических затруднений Германии могла быть отсрочена на срок до 2 лет. Новый план точно фиксировал сроки и общую сумму репараций, восстанавливал финансовую самостоятельность Германии, ликвидировал контрольные органы союзных держав.
Основное противоречие репарационной проблемы состояло в том, что возложенная на Германию контрибуция наполовину подлежала выплате в виде товаров, сбываемых на мировом рынке. В то же время условия Версальского договора ставили серьезные препятствия вывозу германской продукции. С другой стороны, державы-победительницы желали получить с Германии как можно большую часть репараций в валюте, но это было возможно только за счет увеличения сбыта германских товаров на мировом рынке, что, в свою очередь, приводило к серьезной конкуренции между Германией и странами, получающими репарации.
На конференции в Гааге, открывшейся 6 августа 1929 года, в которой участвовало 12 государств, развернулся настоящий конфликт не по вопросу о размере репараций и эвакуации войск из Рейнской зоны, а между кредиторами Германии по вопросу о распределении репараций. Главными противниками были министр финансов Англии Ф.Сноуден, с одной стороны, и министры других держав во главе с французским министром Шероном с другой. Сноуден требовал пересмотра плана Юнга, так как он предусматривал сокращения доли Англии в общей сумме ежегодных репарационных взносов. В результате обещаний и компромиссов как с той, так и с другой стороны 31 августа был подписан протокол, согласно которому участвующие в конференции державы приняли в принципе план Юнга.
С 3 по 20 января 1930 года проходила вторая сессия Гаагской конференции, на работу которой большое влияние оказал начавшийся мировой кризис. На ней почти без поправок и окончательно был принят план Юнга. В целом Гаагская конференция была успехом для Германии, так как принятие данного плана наносило удар по Версальской системе и в то же время открывало перед Германией новые возможности борьбы за полную отмену ограничений Версаля и в других областях. в Париже состоялась его ратификация всеми державами, а 17 мая он вступил в действие. Однако вскоре, в связи с ухудшением финансового положения, Германия выдвинула новые требования. 6 июня 1931 года германское правительство выступило с заявлением, где говорилось о необходимости освобождения Германии от выплаты репараций.
Оказание незамедлительной помощи Германии взяли на себя Соединенные Штаты Америки. Гувер опубликовал декларацию о готовности предоставить мораторий должникам США по межсоюзным военным долгам на 1931—1932 годы.
Англия предложила провести в январе 1932 года в Лозанне конференцию по репарациям. Однако в силу ряда причин ее проведение дважды откладывалось. Не последнюю роль в этом сыграла Германия. Тем не менее она начала работу 16 июня 1932 года, и здесь наиболее важно отметить готовность Англии принять участие в общем аннулировании репараций, правда при условии, что все другие заинтересованные правительства поступят так же. Франция заявила о возможности сокращения репараций, но о полной отмене не могло быть и речи. Кроме того, решение о сведении репарационных выплат тесно увязывался с политическими уступками, в частности по вопросу разоружения. США также поддержали в этом вопросе французскую делегацию.
Переговоры между державами-победительницами и Германией по вопросам репараций сконцентрировались по трем основным направлениям. Державы-кредиторы, в особенности Франция, подчеркивали зависимость нового репарационного соглашения от уступок, которых они смогут добиться от США по межсоюзническим военным долгам, и настаивали на включении соответствующей оговорки в текст будущего соглашения. Германия категорически отказывалась ее принять. Вторым спорным вопросом был вопрос о форме будущих репарационных платежей. Германия предлагала денежные взносы наличными, без гарантийных обязательств, государства-кредиторы настаивали на выпуске бон, гарантированных определенными категориями германских доходов. В-третьих, спор шел в отношении суммы заключительного платежа. Франция сначала требовала 8 млрд. марок, затем снизила сумму до 6 млрд. марок. Германия же предлагала 2 млрд. марок и одновременно требовала аннулирования статьи 231 Версальского договора, возлагавшей на Германию ответственность за развязывание войны и являющейся правовой основой репараций.
9 июля 1932 года был подписан Заключительный пакт Лозаннской конференции. Соглашение с Германией устанавливало следующее: Германия вносит в Банк международных расчетов 5%-ные облигации на сумму 3 млрд. марок, которые будут погашаться в течение 37 лет. Облигации должны быть пущены в обращение не ранее чем через 3 года (на этот срок Германии предоставлялся мораторий). Это соглашение полностью заменяло предыдущие обязательства Германии по плану Юнга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|