Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Оценка и анализ эластичности спроса

 

При относительно эластичном спросе повышение цены на товар ведет к сильному падению спроса и к снижению расходов покупателей : .

При снижении цены – к увеличению спроса и росту расходов покупателей .

При относительно неэластичном спросе повышение цены ведет к повышению расходов покупателей , а при снижении цены к падению расходов покупателей .

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, насколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Рассчитывается (формула 3.1):

(ф. 3.1)

где - объем спроса на данный товар;

- цена данного товара.

Коэффициент точечной эластичности (при определенной цене) можно рассчитать (формула 3.2):

. (ф. 3.2)

Коэффициент дуговой эластичности (на отрезке изменения цены) позволяет оценить, как изменится спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговым коэффициентом эластичности, рассчитанным по приращениям (формула 3.3):

(ф. 3.3)

где -величина спроса на продукцию в начальной точке исследуемого периода;

- величина спроса на продукцию в конечной точке исследуемого периода;

- цена единицы продукции в начальной точке исследуемого периода;

- цена единицы продукции в конечной точке исследуемого периода.

На практике при анализе ценовых изменений эластичность спроса по цене условно может быть оценена с помощью изменения в объемах продаж (информация – более доступная и интересная для менеджеров).

Расчет общего коэффициента эластичности спроса по цене можно осуществить с помощью следующих процедур:

1. Собрать информацию о ценах и объемах продаж товара ( - цена -ой партии товара; - объем продаж -ой партии товара; – количество партий товара).

2. Рассчитать среднюю цену (формула 3.4) и средний объем продаж анализируемого товара (формула 3.5):

;(ф. 3.4)

.(ф. 3.5)

3. Рассчитать относительное отклонение фактических цен и объемов продаж от средних ( , ) (формулы 3.6, 3.7):



;(ф. 3.6)

.(ф. 3.7)

4. Рассчитать среднее относительное отклонение цен и объемов продаж (формулы 3.8, 3.9):

;(ф. 3.8)

.(ф. 3.9)

5.Определить общий коэффициент эластичности спроса по цене (формула 3.10):.

.(ф. 3.10)

Коэффициент перекрестной эластичности показывает, насколько процентов изменится спрос на товар при изменении цены на другой товар на один процент при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными. Данный коэффициент рассчитывается (формула 3.11):

. (ф. 3.11)

Данный коэффициент может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Если коэффициент > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми.

Если < 0, товары являются взаимодополняющими.

Если = 0, товары называют независимыми.

Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя.

Графически изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста.

Данный коэффициент необходим при расчете потребительской корзины, определения структуры потребления лиц с различными доходами и т.п.

Рассчитывается следующим образом (формула 3.12):

(ф. 3.12)

где - доход потребителя.

Возможны следующие ситуации:

- коэффициент меньше 0 – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары, при возможности переключения спроса на дорогие товары);

- коэффициент равен 0 – с увеличением доходов спрос остается стабильным;

- коэффициент больше нуля, но меньше единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);

- коэффициент больше 1 – темпы изменения спроса выше изменения доходов.

 

Примеры оценки и анализа эластичности спроса

Задание 1.Рассчитайте общий коэффициент эластичности, используя данные приведенные в таблице 3.1, продолжив ее заполнение.

Таблица 3.1

Цена Объем продаж, ед. Относительное отклонение цен от средней цены Относительное отклонение объемов продаж от среднего
1. 1 300 1 000    
2. 1 400    
3. 1 850    
4. 1 850    
5. 1 800    
6. 2 600    
7. 2 400    
8. 2 900    
9. 2 700    
10. 3 000    
11. 3 600    
Среднее значение        

Решение.

Эластичность спроса больше единицы , следовательно товар относится к товарам высокоэластичного спроса, на 1% изменения цены приходится 1,54% изменения объема спроса (смотри таблицу 3.2). Зная этот коэффициент, мы можем предположить изменение цены. Допустим при снижении цены на 10% можно ожидать, что спрос увеличится на 15,4%.

 

Таблица 3.2

Цена Объем продаж, ед. Относительное отклонение цен от средней цены Относительное отклонение объемов продаж от среднего
1. 1 300 1 000 - 0,43 0,63
2. 1 400 - 0, 39 0,60
3. 1 850 - 0,3 0,42
4. 1 850 - 0,19 0, 31
5. 1 800 - 0,21 0,23
6. 2 600 0,14 - 0,18
7. 2 400 0,05 - 0,14
8. 2 900 0,27 - 0, 43
9. 2 700 0,18 - 0,40
10. 3 000 0,31 - 0,51
11. 3 600 0,57 - 0, 82
Среднее значение 2 286 0,276 0,425

 

Задание 2.Исходные данные:

1) =50 руб. – размер уменьшения цены;

2) = 150 руб. – прибыль, получаемая от продажи единицы товара по старой цене;

3) = 2300 – себестоимость единицы товара при старой цене;

4) =0,8 (в первом случае) =0,2 (во втором случае) – доля переменных затрат в полной себестоимости при существующем объеме производства.

Вопрос: при какой величине эластичности спроса по цене прибыль сохранится на прежнем уровне при снижении цены на определенную величину?

Решение.

Вариант 1.

1. Объем производства увеличится на:

2. Сохранение прибыли возможно при эластичности спроса по цене на данный товар, равной:

Вариант 2.

1. Объем производства увеличится на:

 

2. Сохранение прибыли возможно при эластичности спроса по цене на данный товар, равной:

 

3.2. Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1.Определите дуговой коэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 руб. объем спроса на товар 600 ед., а при цене 30 руб. – 400 ед. К какой группе товаров следует отнести данный товар?

 

Задание 2.Используя данные приведенные в таблице 3.3, рассчитайте дуговой коэффициент прямой эластичности спроса по цене на товар А и перекрестной эластичности спроса – на товар В.

Таблица 3.3

  Цена товара А, руб. Цена товара В, руб. Объем спроса на товар А, шт. Объем спроса на товар В, шт.
Ситуация 1. 16 200 10 000
Ситуация 2. 12 523 10 000

Задание 3.ВУЗ осуществляет подготовку специалистов с полным возмещением затрат по трем специальностям. Определите, как изменится спрос на каждую из специальностей под влиянием изменения цен на одну из них и как изменится выручка ВУЗа под влиянием изменения цен. Исходные данные приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Исходные данные

Показатель Специальность
«Финансы и кредит» «Налоги и налогообложение» «Антикризисное управление»
1. Базовая цена, руб. в год   40 000 36 000 36 000
2. Новая цена, руб. в год   50 000 36 000 36 000
3. Объем спроса базовый, человек        
4.Коэффициент эластичности спроса по цене   - 1,5 - 2 - 2,3
5. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на специальности, соответствующие по цене специальности «Финансы и кредит»       1,2   0,5

 

Задание 4.Определите, выгодно ли производителю снизить цену на 0,5 руб., если текущая цена товара 6 руб., планируемый объем продаж 1 млн. штук. Показатель эластичности спроса по цене 1,5.

 

Задание 5.Эластичность спроса от цен на продукцию организации 1,75. Определите последствия снижения цены на 1 руб., если до этого снижения объем реализации составил 10 000 шт. по цене 17,5 руб./шт.; а общие затраты были равны 100 тыс. руб. (в том числе постоянные – 20 тыс. руб.) на весь объем производства.

Задание 6.Определите выгодно ли производителю снизить цену на 1 руб., если текущая цена товара 10 руб., планируемый объем продаж 500 тыс. штук. Показатель эластичности спроса по цене 1,8.

 

Задание 7.Определите, выгодно ли производителю снизить цену на 0,2 руб., если текущая цена товара 3 руб., планируемый объем продаж 1 млн. штук. Известно, что конкуренты вслед за данной организацией также снизят свои цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1,6.

Задание 8.Используя информацию, приведенную в таблице 3.5, определите наиболее предпочтительный вариант установления цены на продукцию А.

Таблица 3.5

Информация для анализа и выбора наиболее предпочтительного варианта установления цены на продукцию А

Цена за единицу, руб. Переменные затраты на единицу, руб. Спрос, шт. Коэффициент эластичности спроса Маржинальная прибыль на единицу, руб. Маржинальная прибыль на весь объем, руб.
21 000 13 046 -    
22 000 13 046      
22 500 13 046      
24 000 13 046      
26 000 13 046      
27 000 13 046      
28 000 13 046      
29 000 13 046      

 

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.