Особенности ценообразования на различных типах рынков
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он действует. Современный рынок – это сложная система, включающая в себя организационные, экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.
Структура рынка – это основные характерные черты, к которым относятся количество и размер организаций, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать по следующим признакам (приведено в таблице 1.1).
Таблица 1.1
Классификация рынков по признакам
Признаки классификации по:
| Вид рынка, в т. ч.:
| экономическому назначению
| товаров и услуг;
средств производства;
сырья;
труда;
ценных бумаг;
денег (капитала, валюты);
научно-технических разработок.
| степени ограничения конкуренции
| свободной конкуренции;
монополистической конкуренции;
олигополистической конкуренции;
чистой монополии.
| географическому положению
| местные (региональные);
национальные;
мировые;
| отраслям производства
| автомобилей;
металлов;
зерна;
нефти и др.
| видам участников рыночных отношений
| оптовой торговли;
розничной торговли.
| способу соблюдения законности
| легальный;
теневой (нелегальный).
|
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: свободной конкуренции (СК), монополистической конкуренции (МК), олигополии (О) и монополии (М). Модель параметров оценки типов рынка приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Модель параметров оценки типов рынка
№
| Параметры рынка, в т.ч.:
| СК
| МК
| О
| М
|
| количество продавцов
|
|
|
|
|
| количество покупателей
|
|
|
|
|
| сила конкуренции
|
|
|
|
|
| доля организации на рынке
|
|
|
|
|
| доступ к рынку
|
|
|
|
|
| объем продаж
|
|
|
|
|
| политика ценообразования
|
|
|
|
|
| роль качества в конкуренции
|
|
|
|
|
| роль рекламы в конкуренции
|
|
|
|
|
| норма прибыли производителя
|
|
|
|
|
| эффективность использования ресурсов
|
|
|
|
|
Конкурентная реактивность рынка
Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (организаций, фирм, хозяйствующих субъектов).
В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса каждой отдельной организации пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим можно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом
Если допустить, что все хозяйствующие субъекта рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на рынке , состоящей из организаций, можно определить (формула 1.1):
, (ф. 1.1)
где , , - вероятности противоположных событий,
а , ….. -индивидуальные вероятности реакции организаций на изменение спроса на рынке.
Тогда формула будет иметь следующий вид:
.(ф. 1.2)
Используя приведенные формулы, проведите математические расчеты и получите оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых организаций, на изменение спроса при различных типах рынков. Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждой организации одинакова и равна 0,1. Результаты отразите в модели таблицы 1.3.
Таблица 1.3
Модель реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества организаций
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|