|
ПОВЕСТЬ И ВЗЫСКАНИЕ О ГРАДЕ СОКРОВЕННОМ КИТЕЖЕ 9 глава
В 1805 году над камнем была построена церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В 1930-х, на волне воинствующего атеизма, церковь была разобрана и перенесена в саму деревню, а камень взорван.[14]
Камень в селе Высокий Городец[править | править вики-текст]
Изображение камня в с. Высокий Городец. 1889 г.
В 1889 году этнограф и археолог Е. Р. Романов сообщил об открытии им ещё одного Борисова камня в селе Высокий Городец Сенненского уезда Могилёвской губернии (совр. Толочинского района Витебской области).
По сведениям Е. Р. Романова, камень находился к юго-востоку от села по дороге в деревню Петраши и представлял из себя глыбу красного гранита практически квадратной формы, размером 4¼ х 4¼ аршина (примерно 3 х 3 метра) и высотой 1½ аршина (около 1 метра). На камне был высечен восьмиконечный крест и надпись, большая часть которой была неразборчива. Впрочем, в ней вполне угадывался обычный для Борисовых камней текст: «Господи, помоги рабу своему Борису.». Исследователь отмечает, что камень был довольно точно ориентирован по сторонам света, вершиной креста — на восток, основанием креста — на запад. Северный край камня был сколот так, что надпись на нём не сохранилась.
Историк отмечал, что в данной местности камень называли «Кравец» («Портной»), и приводит услышанное о нём предание: «Давно, в незапамятные времена, камень обладал чудною силою шить платье. Стоило принести вечером сукно или другую ткань и сказать: „Степан, сшей мне жупан!“ — и наутро получалось готовое платье… Но одна женщина вздумала насмеяться над „Кравцом“: принесши сукно, она попросила камень сшить ей ни то, ни сё. Утром берет платье, но оно испорчено: один рукав на надлежащем месте, а другой пришит к поле внизу… С той поры „Кравец“ перестал шить, хотя и до сего времени на камне заметны следы бывших когда-то ножниц».[15]
Других сведений об этом камне, по-видимому, нет. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Иосафатов камень[править | править вики-текст]
Иосафатов камень.
В конце XIX века в Витебске, напротив Успенского собора, примерно в 20 метрах от берега Двины находился обломок камня с глубоко высеченным на нём шестиконечным крестом. По свидетельству А. М. Сементовского, сохранившийся фрагмент имел наибольший размер 2 аршина 4 вершка (около 1½ метра). Других частей этого камня историк найти не смог. Расспросив местных жителей, исследователь узнал, что камень называют «Иосафатовым», но никаких преданий о времени и о причине изображения на нём креста сообщить ему никто не смог.[6]
А. Г. Киркор высказал предположение о том, что камень может быть связан с трагической гибелью здесь известногоуниатского священника Иосафата (Кунцевича).[16]
Камень в Забежье[править | править вики-текст]
Камень в Забежье.
А. П. Сапунов в своей книге «Двинские или Борисовы камни» в числе прочего сообщает о том, что им найден ещё один камень, лежащий на средине реки Западной Двины в 5 верстах от Витебска и 2 верстах от Маркова монастырянедалеко от деревни Забежье. На камне глубоко вырезан (глубина более 5 сантиметров) шестиконечный крест, но без всяких надписей.[5]
Других сведений об этом камне, по-видимому, нет. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Камень «Святополк-Александр»[править | править вики-текст]
В 1818 году на Западной Двине производилась взрывные работы с целью расчистки её русла от крупных камней для облегчения судоходства. Генерал Е. Ф. Канкрин, остановивший происходившее при этом уничтожение Борисовых камней, в своей переписке с графом Н. П. Румянцевым приводит выписку из «Дневных записок работам по Двине от г.Дисны до г. Динабурга, производимым смотрителем судоходства, подпоручиком Дебоналем». В том числе она содержит следующее интересное сообщение:
«Пятница, 25 октября. Сим числом работа производилась истреблением гряды по средине Двины около местечка Креславки, где вытянуто из оной 9 камней, каждый вокруг от 2½ до 3 с., вышиною от 1½ до 2 аршин; и между оной работы выбуравлен камень 16 с., вышиною в 1½ с.; в плоской фигуре, на котором выбить щит древних рыцарей, на коем солнце и славянскими литерами надпись: да не убоится душа моя врага моего яко c твердою рукою десницы отросль Святополка Александр, — которому дано было шесть дыр, каждая шесть четвертей и расстрелян в мелкие дребезги, от коего только три куска отвалились по 1½ с.»[5]
Версии о назначении камней[править | править вики-текст]
Историки не прошли к единому мнению по поводу предназначения Двинских камней. Наиболее часто указываются следующие причины создания надписей на них:
Надписи на камнях высечены в память (в благодарность богу) успешной доставки строительных материалов на стругах по Двине из Инфлянт. Автором этой версии является М. Стрыйковский.[4] Действительно, примерно в это время в Полоцке было развернуто масштабное строительство и были построены: монастырь и церковь святых Бориса и Глеба, Спасо-Ефросиниевский монастырь и храм Святого Спаса на Полоте. Но по мнению историков, кирпич, известь и другие материалы добывались и производились в самом Полоцке и его окрестностях и не было никакой необходимости в столь дальней транспортировке их по Двине.[5]
Камни являлись пограничными знаками и обозначали границу Полоцкого княжества. Автором этой версии является К. П. Тышкевич.[10] Однако, другие историки отмечают, что камни находились преимущественно в русле Западной Двины на протяжении практически всего её течения, но граница Полоцкого княжества никогда по руслу Двины на таком большом расстоянии не проходила.[5] В своих исследованиях А. Г. Киркор справедливо замечает: «При Борисе эти камни пограничного значения не могли иметь никакого, потому что они лежали внутри страны, а не на рубеже».[16]
Камни были ранее священными камнями на капищах у язычников, а крест и надписи вытесывались на них при христианизации населения. По-видимому первым высказал эту мысль генерал Е. Ф. Канкрин в своей переписке с графом Н. П. Румянцевым, по поводу недавно открытых Рогволодова камня и Двинских камней.[17][18] Действительно, практика «крещения» языческих священных камней, путем нанесения на них христианских символов или использования их для строительства храмов — довольно распространённое явление. В качестве примеров в других регионах можно привести строительство часовни на Конь-камне, а так же попытку использовать Синий камень для строительства церкви.
Надписи на камни были нанесены в голодные годы в надежде на урожай. Автором этой версии является Б. А. Рыбаков. По его мнению голодный 1127 год сподвиг полоцкого князя Бориса Всеславича «крестить» ряд камней в надежде на получение помощи божией в виде хорошего урожая хлеба. История повторилась в 1171 году, когда после голодной зимы его сын, Рогволод Борисович, припомнив обряд проведённый отцом, освятил ещё один камень.[19]. Здесь следует заметить, что одно из распространённых названий у некоторых Борисовых камней — «Борис-хлебник».
ПОЛОЦК
Двина
Был-жил слепой старик Двина; у него было два сына: старший — Сож, младший — Днепр. Сож таскался по лесам, горам и полям; а Днепр кроток, сидел дома и был любимцем матери. мать обманом заставила благословить на старейшинство младшего сына. Двина изрек ему благословение: «разлейся, мой сын, рекою широкою и глубокою, протекай города, омывай села без счету до синего моря; твой брат да будет тебе слугою. Богатей и тучней до конца веков!» Днепр разлился рекою по тучным лугам и дремучим лесам; а Сож на третий день воротился домой и стал жаловаться. «хочешь повелевать братом, — сказал ему отец, — беги скрытыми путями, непроходными темными лесами, и если обгонишь брата, то он да послужит тебе!» Сож пустился местами непроходимыми, размывал болота, прорезывал овраги и рвал корни дубов. Днепру сказал о том ястреб, и он прибавил бегу, прорезывая высокие горы, чтобы не сворачивать в сторону. А Сож уговорил ворона лететь прямо к Днепру, и только обгонит его хоть на шаг — каркнуть три раза; сам же нырнул под землю, рассчитывая выскочить наверх по крику ворона и таким образом опередить брата. Но ястреб напал на ворона; ворон закаркал прежде, нежели обогнал реку Днепр; Сож выскочил из-под земли и со всего размаху впал в днепровские воды.
Днепр был брат, а Волга и Двина — его сестры. разыскали места, где бы можно было разлиться большими реками, и приостановились все трое ночевать в болотах. Но едва Днепр уснул, сестры встали, заняли отлогие местности и потекли реками. Проснулся поутру брат, смотрит — далеко его сестры; ударился он о сыру землю и в погоню понесся шумным потоком по рвам и буеракам, и бежал —злился и рыл крутые берега. до впадения гнев его утих и он вступил в морские пучины; а сестры его, укрываясь от погони, разбежались в разные стороны. Вот отчего Днепр течет быстрее Двины и Волги, вот почему у него много рукавов и порогов .
Усяслаў Чарадзей
Всесла́в Брячисла́вич (Всесла́в Ве́щий, Всесла́в Чароде́й; ок. 1029—1101) — князь полоцкий с 1044, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем; а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).
· Происхождение и необычная примета[править | править вики-текст]
Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын Брячислава Изяславича (ум. 1044), воевавшего со своим дядей Ярославом Мудрым.
Современникам и потомкам запомнился как «волхв», чародей. «Повесть временных лет» сообщает, что мать родила Всеслава «от волъхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его». Волхвы сказали матери князя: «Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего»; и его Всеслав «носить… и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровьпролитье» (следовательно, этот текст написан ещё при жизни Всеслава). Эта цитата толкуется по-разному: «язвено» понимали как родимое пятно, на котором князь носил повязку; по другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (частьплаценты) на себе как амулет.Борьба с соседними княжествами[править | править вики-текст]
Всеслав Брячиславич вместе с двумя сыновьями переправляется в лодке через Днепр в 1067 году.
Первоначально полоцкий князь был лоялен к Киеву. В 1060 годуон участвовал в походе против торков. Однако позже Всеслав начал набеги на соседние княжества. В 1065 году он разграбил окрестности Киева, совершил набег на Псков, который продержал в осаде, но не взял, а в 1067 году на берегу реки Черехи он разбил войско новгородского князяМстислава Изяславича и занял Новгород. Новгород был частично сожжён, часть горожан была взята в плен, а сновгородского Софийского собора были сняты колокола. Колокола, иконы и утварь новгородских церквей были увезены в Полоцк. Нападения на Псков и Новгород были вызваны, как предполагают некоторые исследователи, желанием Всеслава расплатиться за уничтожение Полоцка в 980 году Владимиром Святославичем.
Ещё в 1066 году в Полоцке началось возведение православного кафедрального собора Святой Софии. Этот собор стал символом притязаний Полоцка на равенство с Киевом и Новгородом, и исследователи предполагают, что награбленное годом раньше в Новгороде было как раз предназначено для этого собора.
Собор Святой Софии дошёл до нашего времени в значительно преображённом виде (в 1710 году он был практически разрушен) и теперь является древнейшим монументальным архитектурным сооружением на территории современной Белоруссии.
В начале 1067 года Всеслав идет на Новогрудок и занимает его.[2]
В том же году против него выступили совместно правившие трое Ярославичей («триумвират») — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и ВсеволодПереяславский. В битве на Немиге 3 марта 1067 года Всеслав потерпел поражение, а спустя четыре месяца в районе Орши был обманом, под предлогом мирных переговоров, захвачен в плен и приведён в Киев, где его и двоих его сыновей посадили в «поруб» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого).
XI векКиевское княжение и возвращение в Полоцк[править | править вики-текст]
В 1068 году Ярославичи были разбиты половцами в битве на Альте. 15 сентября 1068 года в Киеве вспыхнуло восстание, в ходе которого киевляне выпустили Всеслава из поруба и возвели на княжеский престол. Изяслав бежал в Польшу. Узнав, что Изяслав возвращается с поляками, и чувствуя неустойчивость своего положения, Всеслав уже после семи месяцев правления ночью бежал к води, пытался совершить нападение на Новгород и в 1071 году выгнал из Полоцка Святополка Изяславича, и хотя был вскоре разбит Ярополком Изяславичем у Голотическа, окончательно утвердился в Полоцке и княжил в нём ещё тридцать лет до своей смерти. По подозрению в союзе со Всеславом Изяслав Ярославич был изгнан из Киева братьями Святославом и Всеволодом в 1073 году.
Сразу после смерти Святослава (1076) началась следующая фаза борьбы Всеслава с Ярославичами, известная по «Поучению Владимира Мономаха»[3]. Началась с похода Всеслава на Новгород противГлеба Святославича весной 1077 года. Летом 1077 и зимой 1077/1078 последовали два похода на Полоцк: черниговцев со Всеволодом и Мономахом и киевлян со Святополком, Мономахом и половцами (впервые в истории Руси). На рубеже 1070—1080-х годов Всеслав провёл поход под Смоленск, после чего Владимир Мономах провёл опустошительный поход на Полоцкое княжество, а затем второй поход с половцами, во время которого был захвачен Минск, где не оставили ни челядина, ни скотины.
Ещё при жизни Всеслав разделил полоцкую землю между своими многочисленными сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми. После смерти Всеслава Полоцкое княжество разделилось на 6 или 7 уделов.Брак и дети[править | править вики-текст]
На ком был женат Всеслав, неизвестно. Традиционно считается, что у него было 7 сыновей, но ряд исследователей считают, что Борис — это крестильное имя Рогволода, и сыновей было всего 6. Также дискуссионным является старшинство этих сыновей и уделы, в которых они правили (cм.Старшинство Всеславичей). Сыновья:
1. Роман Всеславич Полоцкий, князь полоцкий
2. Глеб Всеславич Минский, князь полоцкий и минский. Супруга — Анастасия Ярополковна, княжна Туровская
3. Борис (Рогволод) Всеславич, князь полоцкий
4. Давыд Всеславич Полоцкий, князь полоцкий. Супруга — дочь Мстислава Великого
5. Ростислав Всеславич, князь полоцкий
6. Святослав Всеславич, князь полоцкий. Отец Ефросиньи Полоцкой.
В историографии встречается утверждение, что в 1106 году дочь Всеслава вышла замуж за византийского царевича. Оно основано единственно на ошибке в генеалогических таблицах Карамзина, которые были включены в «Историю государства Российского». В таблицах дочь Всеслава спутана с дочерьюВолодаря Ростиславича, которая действительно была выдана замуж в Византию. Основываясь на генеалогических таблицах Погодин предположил, что именно родство внучки Всеслава св. Евфросинии Полоцкой с византийским императором сделало возможным передачу в полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь Ефесской иконы Божией Матери. Идею подхватили другие исследователи. Лопарев, исследуя русско-византийские связи, датировал брак 1106 годом. Готовя издание «Повести Временных Лет», Лихачёв использовал генеалогические таблицы Карамзина и включил в приложения дочь Всеслава, что добавило популярности ошибочной идее.Всеслав в древнерусской литературе и фольклоре[править | править вики-текст]
Рябушкин А. П «Вольга (Вольх) Всеславьевич»
В Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном иоборотнем, активно «искавшим» киевского великокняжеского стола, тогда как, по летописи, он скорее оказался на нём помимо воли. Кроме того, известие о посещении Всеславом Тмутаракани не находит соответствия в летописях. Не все места в этом отрывке трактуются однозначно. Автор «Слова» приводит также «припевку» о Всеславе, сочинённую его современником Бояном, придворным певцом Ярославичей, где тот грозит Всеславу Божьим судом.
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу. Тъй клюками подпръся окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго. Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъБѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръ же воззни стрикусы, отвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ.
На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша. Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!
Личность Всеслава и события киевского восстания 1068 года отразились в былине «Вольх Всеславьевич»; здесь популярный в народе герой также освобождён восставшими горожанами из темницы; его оппонент — не Изяслав, а общеэпический «князь Владимир»; повторяется известный по «Слову о полку Игореве» мотив оборотничества главного героя. Упоминается также борьба с половецким ханом Шаруканом (Шарк-великан, Кудреванко-царь), который воспользовался киевским восстанием для набега на Русь.
По мнению Б. А. Рыбакова, Всеслав Полоцкий мог быть язычником и придерживался дохристианских верований или был двоевером.
На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони и скочи къ граду Кыеву и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни, с три кусы отвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.
На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша. Аще и веща душа въ дерзе теле, нъ часто беды страдаше. Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
на территории Верхнего замка, в Полоцке, где стоит каменная церковь св. Софии, не было городища, хотя, может быть, существовало поселение, судя по обломкам посуды, относящееся к концу X - началу XI в. Ещё позднее возник Нижний замок. Первоначальное ядро города надо искать на правом берегу реки Полоты, где находится древнее городище. Предметы, найденные на городище, относятся к XI-XII вв., позолоченную бляшку и гончарную посуду можно датировать X в., а некоторые обломки посуды - даже IX в. Лявданский отмечает присутствие более ранних остатков посуды, которые можно отнести «до часу раней IX-X ст.» 1). Исследование обрыва у Западной Двины в Заполотье, или «старом городе» Полоцка, обнаружило, что Заполотье было заселено с самых древних времён, может быть и с X столетия. По мнению названного исследователя полоцкой старины, первоначально укрепление находилось на Полоцком городище. Оно возникло приблизительно в VIII- IX вв., судя по находкам в нижнем и наиболее раннем культурном слое. В верхнем, более богатом культурном слое городища найдена гончарная посуда X-XII вв. «Верхний слой значительно богаче находками, чем нижний. Это свидетельствует о том, что и жизнь на городище в этот период шла более интенсивно (особенно в XI-XII вв.)». А. Н. Лявданский делает вывод, что в это время городище служило укреплённым центром, своего рода Кремлём города Полоцка. Поселения же полоцких жителей находились ниже реки Полоты, около Двины, на месте Заполотья, Верхнего и, может быть, Нижнего замков. Название «старый город», которое встречается в документах уже XIV в., по мнению того же исследователя, первоначально относилось к городищу, а теперешнее название Заполотья «старым городом» возникло, возможно, значительно позднее 2). Отмечая исключительную ценность раскопок А. Н. Лявданского, нельзя не обратить внимания на некоторую неясность в представленной им попытке воссоздать историю древнего Полоцка. Во всех известных _________ 1) «Запiскi аддзелу гуманiтарных навук», кн. 11. Працы археолёгiчнай камiсii, т. II, Минск 1930, стр. 166. 2) Там же, стр. 172-173.
-25-
нам городах соборные храмы стояли в кремле, поблИ зости от княжеского двора. Современный Софийский собор в Полоцке построен не позднее XII в., а с большой вероятностью может быть отнесён и к XI в. Немыслимо представить себе, что собор был сооружён вне городских стен, так как древнерусские соборы являлись внутренними крепостями, библиотеками и хранилищами казны. Повидимому, историю древнего Полоцка надо представить себе несколько иначе, чем это рисуется А. Н. Лявданскому. Первоначальный городок, как и предполагает названный учёный, был основан на месте городища, расположенного несколько в отдалении от Западной Двины, как лежал и древнейший Киев, тоже основанный на горах над Днепром. Позже, примерно в X в., стало заселяться низменное Заполотье, или территория «старого города», игравшее роль киевского «Подола» с его ремесленным населением. Это потребовало переноса городских укреплений ближе к Двине и вызвало появление Верхнего замка, тогда как на городище осталось поселение, возможно - даже особый княжеский двор. При всех условиях начало Полоцка как города восходит к VIII-IX вв., а рост ремесленной его части - к X в.
МУРОМА (И КРИВИЧИ)
Поселения размещались на возвышенностях над пойменными лугами. Основу экономики составляло животноводство, разводили свиней, крупный рогатый скот, в меньшей мере овец. Особую роль играли лошади, которые разводились в том числе и на мясо. Подсечно-огневое земледелие играло второстепенную роль. Промысловая охота была направлена на добычу пушнины.
Ремёсла достигли высокого уровня развития (деревообработка, резьба по кости, кожевенное, скорняжное), но не выходили за рамки удовлетворения местных нужд. Гончарный круг был неизвестен и производством керамики, видимо, занимались женщины. Металлургия и ювелирное искусство не выходили за рамки семейных потребностей. Только в X - XI веке происходит выделение металлургов и кузнецов как профессионалов.
Памятники материальной культуры муромы в основном известны по раскопкам грунтовых могильников. Активное исследование могильников началось в начале XX века. Были раскопаны Пятницкий, Муромский, Максимовский и Урвановский могильники. В. А. Городцов в 1914 году, подводя итоги археологического исследования Подболотьевского могильника выполненного в 1910 году сформулировал основные признаки муромской культуры. В дальнейшем раскопки могильников были продолжены. Всего раскопано около 800 могил. Материалы разного времени позволили создать типохронологическую колонку развития культуры мордвы с VI-VII веков по XI век.
На всём протяжении функционирования могильников использовалось два метода погребения: в меньшем числе случаев трупосожжение с захоронением остатков кремации и в большем числе случаев трупоположение. Среди характерных черт муромских могильников выделяют удлиненные могильные ямы длиной до 3-4 м, ориентацию трупопололожения головой на север. В X-XI веке длина могилы уменьшается до необходимой. Хоронили без гробов, оборачивание покойных лубом является обычаем общим у финно-угорских народов. На ранней стадии в могилы клали коней. Известны и чисто конские и реже коровьи погребения. Могилы животных исчезают во второй половине X века.
Из материальных памятников яркий и самобытный характер имеют женские украшения, в особенности головные. Характерны дугообразные головные украшения, сделанные из конского волоса и полосок кожи и спирально оплетеных бронзовой проволокой. У других финских народов такой элемент отсутствует.
Раскопки славянских курганных кладбищ и селищ XI - XIII веков дают некоторый материал для изучения процессов славянской колонизации территории. Имеются отдельные находки, говорящие о торговых и экономических связей региона.
В процессах славянской колонизации края важную роль играл Муром, как укреплённый пункт для утверждения княжеской власти. Славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославовича в 985 году. В 988 году в Муроме появился первый князь Глеб Владимирович. Согласно археологическим данным центральная укрепленная усадьба города была построена во второй половине X века на незаселённом ранее месте, находящемся в центре между муромскими и возможно славянскими селищами.
Во второй половине X и XI веке по материалам Тумовского посёлка и могильникам начинает сказываться влияние славянской культуры, в частностикерамики. Известны случаи парного существования муромских и славянских селищ. Судя по имеющимся славянским предметам первоначально на землю муромы селились кривичи. Культура муромы постепенно деградирует, теряет свою самобытность. Исчезают женские головные украшения. В первой половине XI века самобытность муромских предметов исчезает, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.
Есть на Егорьевской земле места, окутанные самой настоящей тайной. Они притягивают к себе самых разных людей, среди которых и историки, и туристы, и просто любопытствующие. Одним из таких мест является село Шатур (ударение на первом слоге).
Загадочное здесь начинается буквально с названия. Скорее всего, оно досталось в наследство еще от финно-угорских племен. На берегу тихой и темной речки Поли жило племя МУРОМа, а рядом с ним племя мещера. Корень "ур" встречается почти во всех названиях на землях, которые некогда занимала МУРОМа. Происхождение этого корня не только до конца не выяснено. Одни выводят его из древне-мордовского слова "ур" - "белка". Согласно второй гипотезе, "Ур" - "змеиный бог" или "змеиный царь".
Действительно, змеи часто обожествлялись в языческие времена. Возможно, остатки именно этого культа несколько лет назад исследователи обнаружили восточнее, в глухой рязанской части Мещеры, где в народных представлениях змея занимала место черта.
Корень "шат", родственный мордовским словам, трактуется как "невысокая горка". Именно на этой горке и возник, а в 16 веке уже стал центром волости Шатур. Это было время христианизации и активного проникновения славян в эти края. На древнем холме, возможно, служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих капищах и в Новгороде, и в МУРОМе, и во многих других городах и весях. Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей Северо-запада России, а во дворе одной из МУРОМских церквей даже лежит поверженный языческий идол. Однако часто древние святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре - поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|