Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОВЕСТЬ И ВЗЫСКАНИЕ О ГРАДЕ СОКРОВЕННОМ КИТЕЖЕ 8 глава





Однажды к реке подошел молодой красивый витязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отводил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:

- Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, откуда родом?

Ольга скромно ответила. Неожиданно витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь, сказал, что они еще встретятся.

Долго глядела Ольга вслед молодому путнику пока тот не скрылся в густом лесу... То был Игорь, сын новгородского князя.

Когда Игорю настало время выбирать себе в жены девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее родителям, по русскому обычаю, сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.

Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие берега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.

Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:



- Быть здесь городу великому и славному!

После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе называться "Ольгиным городом".

...Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Возле деревни Выбуты, в которой Ольга жила до замужества, чистоструйные родники носят название "Ольгиных ключей".

А на реке Великой сохранился камень, на котором будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется: "Ольгин след". Говорят, что Ольга тут некогда устраивала встречи с простыми людьми.

Древний русский летописец, вспоминая княгиню Ольгу, писал, что "сени Ольги стоят в Пскове и до сего дня".

 

СМОЛЕНСК

Рудлово
Смоленская обл., - городище с овальной площадкой (22х28 м) находится ва мысу среди болот, окружено двумя кольцевидными валами. Вблизи расположено селище X-XIII вв.

Красногорское святилище
VIII-X в.
Смоленской области.
Святилище отсыпанная плоская площадка - правильный круг с кольцевым валом, высота которого не превышала площадки. С одной стороны вал разомкнут, там ворота. В центре площадки яма, там была статуя.
В траншее в восточной части площадки вымостка размерами 3,5х3 м. в один ярус из непригнанных булыжников и колотого камня. На всех камнях следы огня, выше – зола и обгорелые бревна. вымостка сооружена перед отсыпкой возвышения, и на ней был ритуальный костер, чтоб освятить место святилища.



Петрово
Смоленская обл., - городище с круглой площадкой (диаметр 22 м) среди болот. Окружено двумя валами и рвом между ними (ширина рва 8-15 м). У края площадки на глубине 35 зола и уголь толщиной 10-13 см. Рядом селище древнерусского времени.

 

ДМИТРОВ

Одно из святилищ Богини, центром которых являются родник и камень - Киндяковское святилище на севере Московской области.

Чуть ниже по течению реки — поляна ондатровых нор, чуть выше — бобровые постройки. смешанный лес на вершине холма обилен следами лосей и кабанов. выходит к дороге олень…

Впадающий здесь с востока в Кимершу ручей течет по глубокой затененной и заболоченной лощине.

Вот и Камень. Два шага в длину, шаг в ширину. Ровные, словно отесанные грани. Серый кварцит, принесенный ледниками в незапамятные времена откуда-то с Севера…

Камень имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей, набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т. е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет.



Если камень — чашечник или следовик, целебна вода в углублениях; если же камень, как и Киндяковский, не имел углублений, то воду «скатывали» по его поверхности. Есть легенда о том, что камень некогда приплыл сюда по реке в дни Купалы. расположение Камня — у слияния трех ручьев, максимальной силы волшебство Камня достигает именно на Купалу.

 

 

МИНСК

В те времена, когда Минск окружал густой лес, на окраине города, у реки, возвышался холм. У подножия холма лежал огромный валун, прозванный в народе «Дедом». Поспорил однажды повелитель рек и озер Водяник с господином лесов и зверей Лесовиком, кому владеть холмом. Решили они: кто валун на вершину холма поднимет, тот хозяином и будет. Поднял Водяник камень, потащил в гору, но уронил: уж больно тяжёлым оказался камень. Превратился Лесовик в медведя, взвалил камень на плечи и быстро пошёл в гору. Испугался Водяник, что Лесовик выиграет спор, и поставил тому подножку. Уронил Лесовик камень. Камень упал, врос в землю, и тотчас рядом с ним вырос огромный дуб и забил из-под земли родник. Устроили люди возле «Деда» языческое капище — приходили сюда молиться, приносили разные жертвы. Вода источника помогала бездетным женщинам.

— «Минск — город легенд»[2]

Был ещё и такой вариант этой легенды:

В старину тут был везде лес, непроходимая болотная тхлань, одним словом, сплошная глушь. Как пойдет в эту чащу человек, так и задуриться, замутиться у него голова. Черти его водят по болоту, поколь человек ни завязнет в трясине. Вот на пригорке, на высоком бурте, средь этого леса стоял этот камень.Ходили о нем в народе слухи: кто овладеет этим камнем, тот станет богатым и счастливым. Вот и захотелась Лесавику и Водяному завладеть камнем. Поспорили. Чтобы развязать спор, пошли к своему старшему. Тот предложил им: кто без передыху вознесет камень на пересечение дорог, тот и будет хозяин этого камня. Бросили жребий, кто первым пойдет. Первым стал Лесавик. Но, как ни старался Лесавик, поднять камня он ни сумел. Ни помогли яму и его подчиненные, лесные звери. Тогда взялся за камень Водяной. Взвалил он камень на зашеек и понес. Испугался Лесавик, что камень достанется Водяному. Подставил он ему ногу. Упал Водяной на берегу Свислочи. Упал и камень на самый берег реки. Ни Лесавик, ни Водяной ни завладели им. А было это давным-давно. Так давно, что даже самые старые люди не помнят. От того времени и стоит этот камень.

— «Языческое капище в Менске в конце XIХ — начале XX столетия.»[3]

Описание капища и бывшее местонахождение[править | править вики-текст]

 

 

Место, где некогда располагался валун и капище

Валун “Дед” находился в Минске, на берегу Свислочи, на улице Лодочной в районе теперешнего ресторана «Старое русло», что напротив лицея БГУ. Камень стоял сразу за забором дома №2, по ул.Лодочной[4]. Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста[5]. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть (около двух метров в ширину и метр в длину) нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы.

До 1888 года на капище рос огромный священный дуб “Волат”, горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель – “Старец” (Знахарь-священник). Дуб “Волат”, с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата (становилось четыре человека и обнимали его с раскрытыми руками), под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун “Дед”, а со второй - жертвенник (алтарь) с огнём.

На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. Он горел на камнях и был обложен вокруг камнями. В диаметре он составлял 1 метр. Дно кострища было выложено камнями, а кругом выложен большими валунами, которые создавали круглую ограду. Высота такой ограды была около 30-40 сантиметров. На этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.

Раньше был ещё и второй огонь (жертвенник). Он стоял поближе к камню, за тем огнём. «Жертвенник» был выложен из камней размером 20-25 см, диаметр огня - 1,5 аршина, толщина стенки – около 25-30 см. Стенка былв сложена из разных валунов на густой глине . Внутри был настил, сложенный из камней размером 20-25 см. Высота «жертвенника» была выше человеческого роста, около 2 аршин (под 1,8 метра). Глубина отверстия «жертвенника» - около 30 см. Высота камня была большая, около аршина, он имел шероховатую поверхность, стоял на расстоянии 3-х метров от берега Свислочи; а жертвенник находился в 10 метрах от камня. Этот ожертвенник скоро развалился - глина размокла и от огня появились трещины. После этого был сделан вышеописанный.

Вся площадка святилища была огорожена плетнями. Плетень был сооружён из еловых веток и окружал всю молельню. В высоту был около 2,5 аршин.

Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждая предмет капища также имел своё название:

Священный дуб назывался Волат (Великан).

Камень - Дед, или Старец.

Жертвенник – Жыжа; или просто – огонь.

Место это, даже во второй половине XIX века, находилось в глуши под Минском (хотя сегодня это место уже недалеко от центра города). Кругом был густой лес: ель, осина, берёза, ольха. Языческая молельня получалась в чаще, средь болота, на плавком берегу Свислочи.

Описание ритуала[править | править вики-текст]

Знахарь-священник святил воду, и окроплял ей собравшихся верующих, которые клали в специальную посуду свои деньги (это была кастрюля с закрытым верхом, с отверстием для монет). После освящения священник позволял верующим брать освященную воду со Свислочи. Так же на капищеустанавливался ящик из досок, в который складывали святые жертвы, подношения (в основном это были полотенца, холст, рожь в мешочках, ячмень, разные крупы). Весь камень был увешан рушниками и холстом. Так же на камень выливали вино, мед, молоко. На огне палили останки жертвы; когда приносили петуха, то мясо брал к себе знахарь-священник, а ноги, кишки и всякий сор сжигали на огне, как жертву своим богам.

Прошения у камня и исцеление[править | править вики-текст]

Люди приходили к камню просить о здоровье, замужестве, и с другими проблемами. Когда у кого болел живот, если женщина хотела родить, или хотели погадать на своих детей - люди вешали рушники, фартуки или ткани на сам камень. Если девушка хотела выйти замуж, то она загадывала на какого-нибудь парня и вешала свой рушник (обязательно вышитый своими руками) на этот камень. Такого рода подношениями был увешан почти весь камень. Некоторые вешали на священный дуб. Всё это должно было висеть на камне 33 дня. Если кто украдёт, тогда надо вешать снова. Некоторые, вещи приносили на молельню, когда начинали отправлять богослужение.

Для женщин, которые не могли заиметь детей, но хотели родить, надо было сделать следующее: в самую темную ночь прийти на капище. Сесть голым местом на камень. Так чтобы юбкою закрыть весь камень. И сделать это надо три раза. При этом надо сказать три раза: „Поможи боже".

При самом камне было что-то вроде колодца - в настиле была дырка-углубление, в котором и помещалась святая вода, она лечила от всех болезней: болезни сердца и живота, головы и рук, глаз. Существовала определенная оплата. Дороже всего стоило лечение от бесплодности. Много зарабатывали священники-знахари и на наговорных снадобьях. Кто приносил барана - получал целое ведро воды от всех болезней. А за наговорное снадобье нужно было заплатить в пять раз больше.

Знахарь-священник[править | править вики-текст]

Обряд освящения воды проводил знахарь-священник, которого люди называли – “волшебник”. Таких особ люди почитали за святых и во всём их слушались. Им молились и приносили богатые жертвы. К ним шли за помощью при пожаре, краже, болезнях, даже море на скотину. “Волшебник” ворожил по солнцу и по звёздам, по потрохам козы или овцы, которых специально для этого приносили ему и он объяснял прихожанам, от чего случилась несчастье и как от него следует избавиться. В благодарность ему приносили, кто что мог.

В 1850-х гг. был знахарь-волшебник Савастей - высокий и толстый мужчина с большой чёрной бородой и длинными волосами, который весьма разбогател при камне. Он давал женщинам по небольшому петушку - свистульке из глины (он их сам делал, сам обжигал и сам раскрашивал). Этого петушка надо было держать на стене в «красном углу». И надо было молиться и просить, чтобы бог защитил её мужа «от супостата, от пули, от штыка и от пики, от сабли.» Помимо этого читалась молитва:

«Милостивый боже, заступись за раба (такого то), защити его от пули скорой, от сабли острой, от штыка колючего, от всякой лихости и несчастья.»[6]

Жил Севастей в деревянном доме при капище-молельне. Этот дом построил ещё отец Севастея, который так же был священником-знахарем при этом камне. Дом строился ещё тогда, когда у людей ни было пилы, ни досок. Тогда всё делали свими руками: бревна на резали пилой, а всё рубили секирой. Этот дом был первым домом на Лодочной улице. Когда провели железную дорогу, дом перешёл в руки одного еврея, который затем переделал его под торговую лавку и продавал в ней всякие вещи для мужчин и для женщин.

Борьба с местом поклонения «Деду»[править | править вики-текст]

При строительстве Минской железнодорожной станции, в самом начале 1870-х годов, начали застраивать улицу Лодочную, огонь часто тушили, а камни скидывали в реку. Был случай, когда приехали жандармы, разбросали кострище и затушили огонь. Прихожанам запретили сжигать на жертвенном огне мясо овец и коз. Знахарю Севастею тогда с трудом удалось откупиться, дав полицейскому жандарму много денег и бочку мёду.

Церковнослужители постановили отобрать у «волшебника» Севастея этот молельный камень, окрестить его по-христиански, поставить у него крест и служить по-христиански богослужение. В 1880 году, перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен священный огонь и спилен вещий дуб «Волат»[7]. Церковнослужители прогнали Севастея, отобрав у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и «аналой» (такой ящик с крестом). В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда клали деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий, к которому продолжали приходить и бывшие прихожане, поклонявшиеся камню. Хотя и до этого некоторые люди ходили и в церковь, и к огню. По воскресеньям и праздникам — в церковь, а, как заболит что — шли к огню и к самому знахарю, принося приношения, кто яйца, кто петуха или курицу. А после, в праздники, ходили опять молиться в церковь, чтобы Бог отпустил им грехи или дал покаяние.

Новые священники и дьяки не хотели служить на этом месте. Они все утверждали, что это «поганое место», что здесь, при камне, бывает, собираются черти, что там живет ведьма. К тому же оказалось, что отец Яфимий обманом выдавал себя за другого, а на самом деле — это был Скардович Яхим, из крепостных на Минщине, конокрад, бежавший из тюрьмы. Он так же разбогател на пожертвованиях при камне, а позже, уже при советской власти, бежал неизвестно куда.

Прекратить же поклонение валуну «Деду», так и не удалось. Старший Севастей умер примерно в начале 1904 года, к Японской войне, в возрасте более ста лет, будучи крепким и здоровым. На общем погосте его хоронить не разрешили, для этого было специальное небольшое кладбище для людей, которые ходили молиться в молельню (языческую), а не в церковь. Оно было расположено примерно там, где теперь стоит винно-водочный завод «Кристалл» на улице Октябрьская. Там они имели свои могилы, которые были прокляты православными священниками и ксендзами.

Камень в XX веке[править | править вики-текст]

 

 

Так выглядело капище с валуном в середине XX века

В начале XX века ни дуба, ни огня вокруг камня уже не было. Стоял один камень, капище на Лодочной улице было разрушено в 1905 году[8]. Но службы и моления возле него проводить не перестали.

В конце 20-х годов XX века в молельне при камне хозяйничал сын Севастея, младший Севастей. Помост сложен был из брёвен и свисал над Свислочью. Но, жертвенного огня при камне уже больше не раскладывали. Сам камень был увешан полотенцами и тканями. Севастей-младший был репрессирован в 1927 году[9].

В начале 1980-х годов сам валун был перевезён в Музей валунов [10], расположенный на окраине Минска, вмикрорайоне Уручье, где находится и по сегодняшний день (2013 год). Хотя белорусские учёные из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить языческое капище на прежнем месте, поясняя это тем, что камень, который называют «Дед», мог бы привлечь в центр города туристов.

Интересное[править | править вики-текст]

Камень стоит в музее обособленно, в отличие от большинства экспонатов музея. И, что самое интересное, камень и сегодня пользуется вниманием - под ним и сегодня можно увидеть и принесённые «пожертвования»: деньги и сладости.

Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні; также: Двинские камни[2][3]) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитым на них крестами и различными надписями. Надписи сделаны по приказуполоцкого князя Бориса Всеславовича и часто содержат его имя, откуда и название.

История открытия и изучения[править | править вики-текст]

Первым, кто обратил внимание на один из Борисовых камней был М. Стрыйковский, который жил в Витебске во второй половине XVI века. В своей «Хронике польской…» он пишет[4]:

«Явное свидетельство (благочестия Бориса, князя полоцкого) найдет всякий и ныне: это — возвышающийся из Двины камень, в одной миле от нынешня­го, основанного на нашей памяти, города Дисны и в семи милях от Полоцка, между Дриссою и Дисною, если плыть вниз, в Ригу; на этом камне есть крест, иссеченный на русский образец, под ним надпись этого князя Бориса, русскими письменами: „Вспоможи, Господи, раба своего Борисса сына Гинвиловего“.»

— М. Стрыйковский «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси»

Борисовы камни[править | править вики-текст]

В строгом смысле слова, к Борисовым камням относятся камни, находящиеся в русле Западной Двины, с высеченными на них крестами и надписью«Господи, помоги рабу своему Борису.» Вверху по сторонам креста на них также высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». Кресты изображены стоящими на подножии, символизирующем Голгофу. Согласно традиционной версии, надписи сделаны по приказуполоцкого князя Бориса Всеславича. Всего таких камней известно четыре.

Борисов камень в Полоцке[править | править вики-текст]

 

Борисов камень в Полоцке.

 

Надпись.

Полоцкий Борисов камень (также «1-й Борисов камень», «Борис», «Борис-Глеб»,[5] «Борис-Хлебник»[6]) первоначально находился примерно в 5 километрах от Полоцка, вниз по течению Западной Двины, ближе к левому берегу, напротив деревни Подкостельцы (вошла в состав современного Новополоцка). Камень — полевой шпаткрасноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На камне выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Ввиду того, что течение реки подмывало основание камня, он был опрокинут так, что вершина креста была наклонена к воде.

Согласно сведений А. М. Сементовского, наименование этого камня — «Борисом-Хлебником», было дано ему потому, что он бывает видим вполне, по народному «выходит из воды» — около дня празднования св. князей Бориса и Глеба, то есть 24 июля. Около этого же времени обыкновенно начинается и уборка хлеба, что и отмечено народом в поговорке: «На Глеба Бориса, до хлеба берися».[6] По поводу названия камня «Борис-Глеб», А. П. Сапуновотдельно замечает, что «…букву „г“ Белоруссы произносят очень мягко почти как „х“ (вернее, как латинское „h“); следовательно, народ наш произносит „Борис-Хлеб“…».[5]

Первая попытка вытащить камень из реки состоялась в 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году камень был всё же поднят из Двины и установлен в Полоцке напротив Софийского собора. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

Вид камня в конце XIX века.

 

Вид камня в конце XIX века.

 

Попытка вытащить камень в 1889 году.

Борисов камень в Дисне (первый)[править | править вики-текст]

 

Борисов камень в Дисне.

 

Надпись.

Первый из дисненских камней (также «2-й Борисов камень», «Писаник», «Борисоглебский»[5], «Борис»[6]) находился примерно в 5 километрах от города Дисны, ниже по течению Западной Двины, напротив деревни Наковники. Камень представлял из себя серый гранитный валун неправильной формы более 3 метров в поперечнике. На нём был высечен четырёхконечный крест с дополнительными декоративными элементами, установленный на подставку в виде широкой буквы «П», и обычная для Борисовых камней надпись. С этого камня начиналось изучение Борисовых камней: по-видимому о нём говорил Матей Стрыйковский в своей «Хронике польской…», первый рисунок камней был снят именно с него в 1818 году, приложен к письмам Е. Ф. Канкрина и опубликован в «Ученых Записках Императорской Академии Наук».

Поскольку камень находился почти посредине реки и при спаде воды сильно мешал судоходству, то в 1818 году его пытались взорвать. Однако эта попытка закончилась неудачей. От верхней части валуна откололось несколько кусков, в том числе и верхняя часть креста, но в основе своей он уцелел. По этому поводу А. М. Сементовский с иронией замечает: «Народ видящий во всём чудо, не удачу взрыва камня выразил словами: „Борис не поддался“.» Пользуясь мелководием 1858 года,М. Ф. Кусцинский отыскал отпавшие от валуна куски и в том числе один из них, на котором уцелели буквы: «IС» и часть верхнего конца креста.[6]

Дальнейшая судьба камня неизвестна. До наших дней он не сохранился.

Самый ранний рисунок Борисова камня. 1818 год.

 

Обломок камня, найденный после взрыва.

 

Фотография 1896 г. На камне - проф.И. А. Шляпкин.

Борисов камень в Дисне (второй)[править | править вики-текст]

 

Надпись.

Второй дисненский камень (также «3-й Борисов камень»[5]) находился на два километра ниже по течению от первого, напротив деревни Болотки. Это был сероватый гранитный валун, размерами превосходящий другие Борисовы камни (более четырёх метров в поперечнике). На нём был вырезан шестиконечный крест на полукруглом основании и всё та же надпись: «Господи, помоги рабу своему Борису.». Исследователи отмечают, что внутри подножия креста было какое-то неясное изображение, по-видимому, — черепа, который часто изображается у подножий крестов. Надпись была выполнена тщательнее, чем на других камнях и, за исключением нескольких повреждённых мест, читалась легко.[5]

Дальнейшая судьба камня неизвестна. До наших дней он не сохранился.

 

 

Борисов камень в Друе[править | править вики-текст]

Четвёртый Борисов камень был найден А. П. Сапуновым в середине 90-х годов XIX века в Друе. До этого момента он был практически неизвестен ввиду того, что большую часть года был полностью скрыт под водой.[7] После открытия о нём забыли на долгое время. По-видимому где-то в середине 30-х годов XX века он был стянут сильным ледоходом вниз по течению, расколот и занесён песком.

В 1982—1984 годах, после установки Полоцкого камня в центре Полоцка, проводились поиски Друйского камня под руководством археолога Людмилы Дучиц, но они не увенчались успехом. В 2002 году, в результате аномально жаркого лета, Западная Двина обмелела настолько, что валун выступил из воды. С помощью тяжёлой техники расколовшийся камень по частям извлекли из реки и установили на берегу, недалеко от его первоначального расположения. В 2011 году камень перенесли с берега Двины на центральную площадь Друи.[8]

Камень представляет из себя красноватый валун, на котором высечен шестиконечный крест с расширяющимися концами и надпись, аналогичная надписям на других Борисовых камнях.

 

А. П. Сапунов
Борисов камень в Друе.[7]

 

Современное состояние.

 

На берегу Двины.

Другие камни[править | править вики-текст]

Помимо собственно Борисовых камней, примерно в этом же регионе существовали (и существуют) другие камни с высеченными крестами и надписями. Данные камни, с определёнными оговорками, различными авторами рассматриваются в контексте Двинских или Борисовых камней.

Камень «Сулиборь хрьстъ»[править | править вики-текст]

 

Сулиборь хрьстъ.

Камень «Сулиборь хрьстъ» (также «4-й Борисов камень»[5]) находился недалеко от второго дисненского камня, у левого берега Двины, у впадения в неё речки Повянушки. Предсталяет из себя валун красноватого гранита неправильной формы, примерно полтора метра в поперечнике (самый меньший из всех Двинских камней). На камне высечен крест, отличающийся по форме от крестов на других Двинских камнях, и надпись слева от креста — «сули борь», справа — «хрь стъ». В 1879 году, по поручению графа А. С. Уварова, М. Ф. Кусцинский доставил этот камень в Москву, в Археологический музей. Позднее он был передан Историческому Музею. В 1920-х годах перевезён в музей-заповедник «Коломенское», где и находится до сих пор.

Смысл надписи на камне не ясен. А. С. Плятер, М. Ф. Кусцинский и некоторые другие историки читали её так:«Сильный, храбрый Бо­рис свят». Современные историки обычно трактуют её следующим образом: «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Любопытно, что музейная табличка рядом с валуном в музее-заповеднике «Коломенское» сообщала о том, что на камне написано: «Господи храни раба твоего Бориса», хотя любой желающий тут же мог убедиться в её ошибочности взглянув на камень. Этот забавный промах давал апологетам «Новой хронологии» лишний повод усомниться в «адекватности» современной науки.[9]

Камень «Воротишин хрьстъ»[править | править вики-текст]

 

 

А. П. Сапунов
Воротишин камень.[7]

Камень «Воротишин хрьстъ» находится в селе Камено Вилейского района Минской области на берегу реки Вилии. Он предствляет из себя самородную глыбу тёмного гранита конусообразной формы высотой около трёх метров. На камне высечен шестиконечный крест и надпись «Воротишин хрьстъ». Как и у Борисовых камней вверху по сторонам креста присутствует надпись «IС ХС НИКА».

К. П. Тышкевич сообщает об этом камне одну легенду, говорящую о том, что «…будто за много веков до нас, живший здесь крестьянин, в первый день Светлаго Христова Воскресенья, сохою запряженною двумя быками пахал в этом месте свое поле. Господь, желая наказать его за нарушение торжественного праздника, обратил в этот камень крестьянина и быков запряженных в соху.»[10]

Этот камень — единственный из Двинских или Борисовых камней, сохранившийся на своём первоначальном месте.

Рогволодов камень[править | править вики-текст]

 

 

Рогволодов камень в церкви Бориса и Глеба, 1896 г.[11]

Основная статья: Рогволодов камень

В 1792 году у деревни Дятлово в 18 километрах от Орши был найден монументальный памятник древнерусскойэпиграфики XII века — так называемый Рогволодов камень. На камне был высечен шестиконечный крест и надпись:«В лето 6679 месяца мая в 7 день доспен крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именемРогволоду сыну Борисову».[12]

Генарал Е. Ф. Канкрин, изучавший Рогволодов камень в октябре 1818 года, увлечённый предпринятыми исследованиями, «взял меры об отыскании и осмотре» других камней в северной Белоруссии. Через непродолжительное время он прислал графу Румянцеву ещё одно письмо с описанием Борисовых (Двинских) камней, находящихся в бассейне Западной Двины. Отдельно в этой записке Канкрин отмечает, что так как один из камней сильно пострадал после того как «надзиратель водных путей подпоручик Дебональ разорвал его порохом», то он предпринял меры о «пресечении подобного вандализма» связавшись с окружным начальником водных сообщений и двинским полицмейстером. Таким образом открытие Рогволодова камня для широкой общественности послужило толчком к активному изучению других камней с древними надписями в данном регионе, их защите и сохранению для потомков.[13]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.