Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ





Закон трех фазисов исторического развития. — Речная эпоха. — Зарождение

цивилизации на берегах великих рек — в Египте, в Халдее, в Индии и в Китае. —

Морская эпоха. — Эпоха океаническая, или всемирная.

До сих пор достоверно неизвестно, в какой географической среде,

т.е. в каких физико-географических условиях, возникла первичная

цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории

человеческого рода. Все древние народы вели свою историю с

самого начала мира, и каждый из них с детской гордостью

запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те

обстоятельства, при которых появился данный народ.

Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно

поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих

цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями

рек Тигр и Евфрат.

При современном состоянии наших знаний Египет является, без сомнения,

наиболее древней страной в смысле культуры. Однако это свидетельство не есть

еще безусловная истина, а только вероятность, так как сохранение древнейших

памятников в Египте обусловливается многими внешними причинами; быть может,



еще ранее египетской культуры в другой какой-либо области Земли была более

древняя цивилизация, памятники которой исчезли бесследно благодаря целому

ряду неблагоприятных обстоятельств. Не все древние народы имели в своем

распоряжении одинаково прочные строительные материалы. В самом деле, что

такое халдейские кирпичи и черепицы в сравнении с каменными глыбами

египетских пирамид? Затем, климат различных стран не в одинаковой степени

способствует сохранению произведений человеческих рук. Наконец, известно, что

у некоторых древних народов, например у индусов вплоть до буддийского периода,

не было обычая возводить грандиозные здания, развалины которых поражают нас в

Египте. Это отсутствие памятников эпохи, предшествовавшей буддийскому

периоду Индии, нисколько, однако, не помешало Боклю — по моему мнению,

несколько легкомысленно — утверждать, что культурные традиции индусов

охватывают больший период времени, чем у остальных народов Азии.



Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи

цивилизации и культуры в одном месте, так сказать, в одном общем очаге или же

различные культуры и возникли и зародились независимо и отдельно друг от

друга? Существуют основания предполагать, что между Египтом и Юго-Западной

Азией существовала связь еще в доисторические времена, но ни характер, ни

значение этой связи еще не удалось точно определитьi. Что касается до взаимных

отношений в древности между ассиро-вавилонской цивилизацией, с одной

стороны, и цивилизацией Индии и Китая, с другой, то они до сих пор не

установлены. Известно, что между двумя великими западными цивилизациями

(египетской и ассиро-вавилонской) и двумя восточными (индийской и китайской)

отсутствует хронологическая преемственность; между ними мы видим как бы

пропасть в десять — пятнадцать столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой

об общем происхождении культуры на земном шаре. Говоря вообще, вопрос о

происхождении цивилизации на Земле один из самых темных. Утверждают,

например, что халдейская цивилизация зародилась под влиянием черных кушитов,

которые населяли в доисторические времена всю область от внутренней Африки до

берегов Индостана; другие ученые приписывают происхождение цивилизации

азиатской континентальной расе, называемой монгольской, или туранской, к

которой принадлежало и племя «ста семей», пришедшее откуда-то с запада на

берега Хуанхэ и положившее здесь начало китайской цивилизации. Высказывается

и такое мнение, что египетские иероглифы и китайское письмо зародились из



одного источника, но доказательства, приводимые в подтверждение этой теории,

по моему мнению, малоубедительны.

Сходство и даже аналогичность изображений в Египте и Китае таких явлений

и понятий, как, например, небо, горы, солнце, свет, день и т.п., объясняются вполне

просто. Наблюдая, что дерево изображается в египетских иероглифах под видом

рисунка кипариса, а в китайском письме под видом другого какого-то большого

растения, или узнав, что понятие «власти» изображалось на берегах Нила в виде

человека с кнутом в руке (быть может, с классическим курбачом из

гиппопотамовой кожи), тогда как в Китае понятие «власти» изображалось в виде

человека с бамбуковой палкой, мы еще не имеем никакого права выводить отсюда

заключение, что древние египтяне и китайцы только воспроизводили

заимствованное из какого-то более древнего письма условное обозначение

«власти». Напротив, нам следовало бы признать, что и те и другие только

находились под непосредственным внушением и воздействием действительности.

Еще очень недавно известный голландский синолог Шлегель в интересной

работе об «Уранографии [описание неба] древних китайцев» стремился доказать,

что астрономы древнего Востока почерпнули свои первые астрономические

познания из того же источника, из которого заимствовали свои знания и древние

халдейские маги. Если факты, подтверждающие это предположение, могут быть

обоснованы достаточно прочно, если будет найдено средство объяснить или же

свести на нет отсутствие синхронизма между моментами зарождения двух

западных и двух восточных цивилизаций, то явится возможность без особенных

затруднений принять гипотезу о существовании в весьма отдаленное от нас время в

Центральной Азии единого очага цивилизации, осветившего древний мир на запад

вплоть до Ливийской пустыни и на восток — до берегов Великого океана.

Наиболее древней китайской легендой, в которой говорится о сношении

китайцев с западными народами, следует считать легенду о принце или короле Му-

Ванге, отправившемся на быстром скакуне посетить «мать западных царей»,

обитавшую в горах Куэнь-Лунь. Официальная и столь малодостоверная

хронология Небесной империи относит эту более или менее баснословную поездку

к довольно скромной исторической дате: именно она утверждает, что это

случилось приблизительно за тысячу лет до христианской эрыii, т.е. к периоду,

когда цивилизации Африки и Западной Азии уже процветали в странах, соседних

со Средиземным морем.

Сношения Индии с Западной Азией имели место в еще более близкие к нам

времена; история не сохранила никаких следов сношений Индии с Западной Азией

до эпохи первого вторжения в Индию Салманасараiii в IX веке до начала нашей

эрыiv. Только начиная с этой эпохи на ассиро-вавилонских памятниках начинают

попадаться изображения слонов и носорогов, как известно не встречающихся ни в

Египте, ни в Месопотамии, но зато вполне характерных для Индии.

Если теперь, оставив в стороне неразрешимый в настоящее время вопрос о

происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю

историю человечества, начиная с эпохи легендарного основателя египетского

царства Менеса, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода,

или три фазиса, развития цивилизации, которые протекали каждый в своей

собственной географической среде.

Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах

больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла

китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за

пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на

берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотамской долины;

наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или

«созданием» Нила.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к

морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в истории

развития цивилизации, которую можно назвать морской эпохой, или

средиземноморской, так как цивилизация охватила главным образом берега этого

внутреннего морского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и

Европой. Начало этому второму периоду положили финикийцы, которые еще за

десять веков до начала нашей эры основали многочисленные города на берегах

Средиземного моря. Финикийцы колонизовали острова Средиземного моря и

усеяли своими богатыми факториями берега Северной Африки. Между прочим,

они основали Великий Лептис, Гадрумет, обе колонии Гиппо; они выходили на

своих кораблях за Геркулесовы столбы (Гибралтар), основали на берегу Атлантики

колонию Гадес (Кадис) и, по всей вероятности, бывали даже на Канарских

островахv.

Карфаген, что значит «Новый город» — Новгород, будучи основан

приблизительно за восемьсот лет до начала нашей эры, почти тотчас же сделался

наиболее деятельным очагом новой цивилизации, носящей ясно выраженный

средиземноморский характер. Всем известна заслуга финикийцев в области

мореходства, однако главная заслуга финикийских федераций перед человечеством

заключается в том, что они передали в руки греков и народов Италийского

полуострова священный светоч цивилизации, взятый ими у египтян и ассиро-

вавилонянvi.

Прованс и Иберийский полуостров также до некоторой степени подверглись

прямому культивирующему влиянию Финикии и Карфагена, но зажили

исторической жизнью гораздо позднее, после покорения этих стран римлянами.

Вступление на историческую арену финикийских федераций было началом

для западного мира новой великой цивилизации международного характера,

носившей черты морской культуры, совершенно отличной от древних

цивилизаций, бывших изолированными друг от друга и имевших речной характер.

Финикия, Греция и Рим — вот главные представители этой новой фазы

цивилизации.

Период упадка настал для Греции только через шесть веков после начала этой

фазы, а для римской цивилизации и вообще народов, расселившихся по берегам

Средиземного моря, даже несколько позднее. Но этот упадок имел относительный

характер; Эрнест Ренан убедительно доказал, что наука и искусство греков

главенствовали в Европе и оказывали влияние на европейскую культуру вплоть до

падения Византийской империи. В эпоху Возрождения, и даже позднее, в Италии

сохранились многочисленные остатки прежнего величия Греции, католический

Рим вырос из пепла пожарища, зажженного варварами, и на заре нового

исторического периода городские республики Апеннинского полуострова еще

продолжали жить традициями классических олигархий эпохи владычества

финикийцев.

Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй

период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с

исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и

самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и,

разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.

После разрушения Серапеума и уничтожения Александрийской библиотеки

христианскими монахамиvii, после убийства знаменитой женщины древнего мира

— математички и философа Гипатии — и установления папской теократии в Риме

и теократии патриархов на востоке дух аскетизма, казалось, почти погасил свет

цивилизации и погрузил средиземноморский мир в мрак варварства и

невежестваviii.

Но в наиболее опасный момент семиты. Передней Азии еще раз явились на

помощь арийской Европе; арабы, обращенные в ислам, тесня перед собою

ливийцев и берберов, прошли победителями весь африканский берег Средиземного

моря и основали на Иберийском полуострове Мавританское государство,

послужившее для всей Европы в то время единственным убежищем философской

мысли, науки, искусств и промышленности.

Средиземноморский период всемирной истории охватывает не только те

народы, которые сгруппировались на берегах обширного Средиземного моря,

расположенного между Европой и Африкой и представляющего наиболее удачный

образец внутреннего бассейна, но цивилизация в этот период распространяется и

по берегам других «средиземных» морей. В этот период развития цивилизации

культура снова расцветает и на берегах Персидского залива. В эпоху расцвета

цивилизации в бассейне Средиземного моря древние города Багдад и Бассора

[Басра] сделались одними из главных центров того великого движения, главным

результатом которого было магометанское движение арабских кочевников на

запад. Когда знаменитый эл-Тарик переправился через пролив, носящий в

настоящее время его имя (Гибралтар — пролив эл-Тарика), он положил основание

Мавританскому государству на Иберийском полуострове и вместе с тем передал

европейской средиземноморской цивилизации дар от ее скромной соперницы на

Востоке. Крестовыми походами, этим колоссальным народным движением,

христианский Запад отплатил Востоку и в свою очередь перенес в Азию элементы

европейской цивилизации, но ни одно из основанных в это время в Леванте

«франкских» государств не имело столь славной истории, как мусульманские

государства Валенсии, Гранады и Кордовы.

Географически континентальная Бвропа соприкасается со Средиземным

морем лишь берегами Прованса, и замечательно, что ей пришлось выступить во

втором периоде развития всемирной цивилизации именно благодаря латинскому

влиянию на ту область Галлии, которая прилегает к побережью Средиземного

моря. Вплоть до эпохи средних веков народы континентальной Европы выступают

на исторической арене лишь как члены или враги Римской империи; и даже в

средние века они живут исторической жизнью лишь постольку, поскольку им

удалось спасти при крушении древнего мира те культурные ценности, которые они

приобрели у Рима и Греции; культ их носит греко-семитический характер, а их

государственное устройство отмечено элементом цесаризма. Их наука арабского

или еврейского происхождения, а искусство — византийского. Только одна

архитектура составляет в этом отношении исключениеix.

Но континентальная Европа, сделавшаяся благодаря перемещению оси

цивилизации центром культурного мира, которого она еще недавно была только

частью, обладала также и своими внутренними морями, которые и дали новое

направление всемирной цивилизации в ее европейскую фазу. С внутренними

европейскими морями, находящимися на севере, освещенными не столь ярким

солнцем, как южные моря, с их большими притоками — Рейном, Сеной, Дунаем и

т.д. — соединено все, что наши средние века знают свежего, самобытного,

свободного.

На берегах Северного моря в этот момент не замедлили образоваться

второстепенные цивилизации Англии, рейнской дельты, Дании, а на Балтийском

море — Швеции, Ливонии, России. На большом континентальном пути,

соединяющем Балтику с Черным морем, вырастают республики: Польша, Литва,

Украина.

Средние века в Европе и в Передней Азии представляются нам просто как

эпизод огромного исторического периода развития цивилизации, который начался

с эпохи основания финикийских федераций. На Дальнем Востоке дело сложилось

несколько иначе: там арио-индийская цивилизация, будучи надолго задержана в

своем развитии на многочисленных притоках двух великих рек полуострова

Индостан, только с большим трудом пробилась к внутреннему морскому бассейну,

притом сравнительно небольшому и открывавшему пути лишь к Малайскому

архипелагу и Индокитаю.

В свою очередь китайцы вынуждены были научиться регулировать капризное

течение рек Хуанхэ и Янцзы раньше, чем распространить сферу своего влияния на

побережье Желтого, Кохинхинского [Восточно-Китайского] или Тонкинского

[Южно-Китайского] морей. Во время I этого поступательного движения китайцам

приходилось одерживать мирные победы не столько над соседними, менее

культурными народами, которых они, так сказать, впитывали в себя, подвигаясь к

тропику Рака и к океану, сколько над участками пахотной плодородной земли,

находившимися в бассейнах Голубой и Желтой рек.

Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, т.е.

цивилизация, развившаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно

погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более

обширную, морскую цивилизацию. Город Александрия не замедлил возникнуть у

устья Нила, как только почва для его возникновения оказалась достаточно

подготовленной и соседние нации стали иметь возможность заняться мирной,

упорядоченной работой. Однако уже истощенный народ бывает иногда не в

состоянии победоносно пройти эту новую стадию развития; он может уже не

обладать достаточным запасом энергии и жизненности, и центр цивилизации

переходит в другую область. Так было и в данном случае: Александрии не суждено

было сделаться центром морской египетской цивилизации; она не была даже чисто

египетским городом; главными хозяевами Александрии были греки; энергии

египтян хватило лишь на исполнение части мировой культурной задачи.

Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек, могли быть

только первобытными, изолированными и отличными друг от друга, и, наоборот,

когда цивилизации распространялись с берегов рек на побережья морей, они

становились способными к распространению, к дальнейшему развитию и

постепенно охватывали целый ряд народов, приобретая международный характер.

Способность цивилизации к передаче и распространению, весьма уже развитая при

начале средиземноморского периода, идет все более и более увеличиваясь, по мере

того как она переходит с побережьев внутренних морей на берега океана.

Но всякий океан, в особенности Атлантический, есть не что иное, как более

обширное внутреннее междуматериковое море. Всякое внутреннее море является

океаном в миниатюре. Хотя вообще все исторические подразделения имеют чисто

условный и относительный характер, тем не менее установился более или менее

освященный веками обычай устанавливать границу между средними веками и

новым временем: демаркационной линией этих двух исторических периодов

является, как известно, открытие Нового Света Христофором Колумбом. Это

событие является одним из величайших в истории человечества. Результатом этого

открытия явилось быстрое падение средиземноморских наций и государств и

соответственный быстрый рост стран, расположенных на побережье

Атлантического океана, т.е. Португалии, Испании, Франции, Англии и

Нидерландов. Народы этих стран не замедлили воспользоваться географическими

выгодами своих стран, и центры цивилизации переместились с берегов

Средиземного моря на берега Атлантического океана. Константинополь, Венеция и

Генуя потеряли свое значение, и во главе культурного движения стали Лиссабон,

Париж, Лондон и Амстердам.

Этот новый и последний период всемирной истории, период цивилизации

океанической, молод сравнительно с двумя предшествующими периодами

цивилизации: речным и средиземноморским. Но тем не менее в этом периоде мы

уже можем установить некоторые подразделения. С момента наступления новых

веков и вплоть до второй половины XIX столетия из всех пяти океанов,

омывающих нашу Землю, один только Атлантический океан служил главной

ареной развития цивилизации. Но за последние тридцать летx дело обстоит

несколько иначе: быстрый экономический прогресс Калифорнии и Австралии,

открытие портов Китая и Японии для международного обмена, большое развитие

китайской эмиграции, распространение русского влияния на Маньчжурию и Корею

окончательно присоединили Тихий океан к области мировой цивилизации.

Тем не менее я не нахожу возможным дать название этому второму периоду

современной истории периода тихоокеанического, так как подобное название

слишком неудачно выражало бы наиболее характерную черту совершающегося у

нас на глазах развития цивилизации. Победа Великого океана над Атлантическим

не означает еще того, что Атлантика перестает играть какую бы то ни было более

или менее значительную роль, как это произошло при победе Атлантики над

Средиземным морем.

Наоборот, характерной чертой современного исторического периода является

то, что благодаря прорытию Суэцкого каналаxi Атлантический и Великий океаны

как бы сблизились друг с другом и, кроме того, лежащий между ними Индийский

океан преобразуется как бы в большое внутреннее море. Индийский океан

приобретает в наше время все большее и большее значение. Наконец, новейшие

путешествия Норденшельда вдоль северных берегов Сибири и восточных берегов

Азииxii показывают, что культурная ценность Северного Полярного океана отнюдь

не равняется нулю, как это полагали раньше. Кто знает также, какое будущее

хранит история для Антарктического океана, до сих пор остающегося вне общего

потока цивилизации?

Капризное на первый взгляд и случайное передвижение центра цивилизации

из одной страны в другую в разные эпохи, изменение в течение истории

культурной ценности различных географических областей в действительности

представляются явлениями строго закономерными и подчиненными порядку.

Географическая среда эволюционирует во времени, она расширяется вместе с

прогрессом цивилизации. Ограниченная в начале исторического периода не

особенно обширными бассейнами больших рек, уже названных мною, эта среда в

известный момент охватывает побережья внутренних морей, а затем

распространяется на океаны, охватывая мало-помалу все обитаемые области

земного шара.

Германский ученый Бёттигер в своем большом труде о Средиземном море

первым высказал эту идеюxiii; в предисловии к этому труду он говорит:

«Средиземное море послужило той переходной географической средой, где

произошел переход древних речных цивилизаций, речного культурного мира,

представителями которого и до сих пор являются Китай и Индияxiv, к

океаническому периоду наших дней». Таким образом, продолжает он,

географическая среда, в которой развивается цивилизация — речная,

средиземноморская и океаническая, — имеет своим характерным признаком воду;

вода оказывается животворящим и оживляющим элементом не только в природе,

но и истинной двигательной силой в истории (die eigentliche ugkraft in der

Weltgeschichte). He только в области геологических явлений и в мире растений, но

и в истории животных и человека вода является силой, побуждающей цивилизацию

развиваться и переходить из области речных бассейнов и долин на берега морей и

океанов.

Подводя итоги всему сказанному выше, мы можем разделить всю историю

человечества на следующие периоды.

I. Древние века, речной период. Он охватывает собою историю четырех

великих цивилизаций древности — Египта, Месопотамии, Индии и Китая, —

возникших в бассейнах великих рек. История этих четырех цивилизаций не

синхронистична: восточная группа (Индия и Китай) с самого начала своего

возникновения несколько запаздывает в своем развитии сравнительно с двумя

западными цивилизациями (Ассиро-Вавилония и Египет). При дальнейшем

подразделении, которое мною будет сделано, я имел в виду исключительно эти две

последние цивилизации, которые, развившись в более благоприятных

географических условиях, перешли сравнительно быстро в фазу морской

цивилизации и оказали большое влияние на Европу и европейские народы.

В периоде древних речных цивилизаций можно различить две эпохи:

1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до начала

нашей эрыxv;

2) эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов,

начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся

вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций

приблизительно около 800 года до начала христианской эры.

II. Средние века, средиземноморский период. Этот период охватывает

двадцать пять веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется в

свою очередь на две следующие эпохи:

1) эпоха Средиземного моря, во времена которой главные очаги культуры

одновременно или поочередно представлены крупными олигархическими

государствами Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Рима при цезарях, вплоть

до Константина Великого;

2) эпоха морская, начинающаяся со времени основания Византии

(Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягиваются Черное море, а затем

Балтийское. Эта эпоха охватывает собою весь период средних веков.

III. Новое время, или период океанический, характеризующийся заметным

перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики.

Этот третий период развития цивилизации, несмотря на свою молодость по

сравнению с двумя предыдущимиxvi, может быть разделен также на две эпохи:

1) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента «золотой

лихорадки» в Калифорнии и Аляске, широкого развития английского влияния в

Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов

Китая и Японии;

2) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дниxvii.

Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности

единый процесс, вполне соответствует также и трем последовательным фазисам

социальной эволюции, и трем восходящим ступеням органической эволюции в

природе.

Главная задача настоящей книги и заключается в том, чтобы выяснить и

отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых

различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов,

предоставляя некоторым из них верховенство над другими народами. Проблема,

поставленная нами, слишком обширна, чтобы ее можно было разрешить силами

одного только человека и в одной небольшой книге. Вследствие этого в настоящем

произведении я ограничусь лишь рассмотрением вопроса о развитии

первоначальной цивилизации в речных бассейнах, которые я уже называл много

раз на предыдущих страницах.

С первых проблесков зари исторических времен эти реки (Нил, Тигр и

Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы) наложили на жителей, населявших берега

этих рек, своего рода ярмо исторической необходимости: народы, обитавшие в

бассейнах названных рек, самими физико-географическими условиями были сразу

прочно привязаны, как пленники к колеснице Джаггернаутаxviii, к цивилизации и

прогрессу.

i Египетская мифология с ее культом Осириса имеет общую почву с мифологией

Сирии и Месопотамии

ii См. цитированную уже статью Васильева

iii Сh. Lаssen. Indische Alterthumskunde. Bd. IV. Leipzig, 1874

iv Имеется в виду ассирийский царь Салманасар III, правивший с 859 по 825 (824) г.

до н.э., совершавший военные походы в Мидию и Урарту и обложивший данью

финикийских торговцев и Израильское царство

v По мнению Авезака (P. A v e z а с. Les lies africaines), Тенерифе некогда в глазах

финикийцев был последним из Геркулесовых столбов. Страбон рассказывает, что

финикийцам были даже знакомы и Азорские острова. В описании путешествия

вокруг Африки карфагенянина Ганнона действительно упоминается о каком-то

острове, откуда неслось благоухание и над которым высилась громадная гора, но

возможно, что эти горы были пик Камеруна, так как Ганнон упоминает о

встреченных гориллах и шимпанзе, которые уже не встречаются севернее

Гвинейского залива

vi Основываясь на немногих остатках финикийского искусства, некоторые ученые

утверждают, что в развитии Финикии играла роль только ассиро-вавилонская

цивилизация и что роль Египта в этом отношении была равна почти нулю. Но зато

другое бессмертное создание финикийского гения — изобретение алфавита — есть

не что иное, как видоизменение египетских письмен для выражения звуков других

языков. По моему мнению, влияние Египта на народы Греции и Италии передалось

главным образом через финикийцев, тогда как ассиро-вавилонские влияния

[непосредственно] проникли в Грецию

vii В 391 г. христианами-фанатиками в Александрии был разрушен храм Сераписа

(Серапеум), где размещалась большая часть Александрийской библиотеки. Остатки

библиотеки исчезли в VII—VIII вв. во время господства в Египте арабов

viiiJ. Drареr. Les conflits de la science et de la religion. Paris, 1875; V. Duruy. Histoire

des Romaines... Vol. V. Paris, 1880

ix Е. Нavet. Le Christianisme et ses origines. Paris, 1884. Но мне кажется, что автор

этого переводного труда несколько преувеличивает ту долю вклада еврейского

народа, которую он внес в христианство, и не указывает на средиземноморское

происхождение христианской религии. Различные секты гностиков, возникновение

которых считается более поздним, чем христианство, были, скорее, остатками

средиземноморского мистицизма, сопротивление которому оказывалось со

стороны только евреев, но вместе с Филоном Александрийским евреи-христиане

были также увлечены общим течением. Проповеди и «деяния» апостолов были не

чем иным, как рядом попыток эллинизации еврейской религии и попыток ввести

идеи эллинского мира в иерусалимскую синагогу. Интересно заметить, что слово

Chreiste (Хреист), греческий перевод египетского слова Oun-Ouphr, является одним

из имен Сераписа. Krystos александрийских философов и Христос евангелистов

смешиваются до такой степени, что совершенно невозможно установить долю

каждого из них в образовании христианского учения. Император Адриан в своем

знаменитом письме из Александрии определенно говорит, что поклонники

Сераписа называют себя христианами

x писано в 1888 г

xi Суэцкий канал был открыт в 1869 г

xii Имеется в виду самое известное путешествие Норденшельда на пароходе «Вега»

в 1878—1879 гг. — из Атлантики вдоль северных берегов Евразии в Тихий океан (с

зимовкой).

xiii С. Вottiger. Das Mittelmeer. Leipzig, 1859

xiv Ученый автор, по моему мнению, недостаточно ценит роль Индии и Китая в

истории человечества. Мы увидим ниже, что Индия, например, представляет собою

пример подлинно великой цивилизации, «недоношенной», однако, в силу

неблагоприятных особенностей своей географической среды. Наоборот, Китай,

хотя и следующий с большим опозданием за общим культурным течением", тем не

менее перешел границу, отделяющую первый период (речной) человеческой

истории от второго, или средиземноморского, и в настоящее время находится у

порога океанического периода. Вообще закон трехчленного географического

развития имеет гораздо более общее значение, чем это предполагает Бёттигер

xv G. Masрего. Цит. соч

xvi Геологические периоды, точно так же как и периоды социально-географические,

становятся короче, по мере того как мы удаляемся от первобытных времен

xvii Эта эпоха цивилизации, в которую сейчас вступает человечество, более всего

заслуживает наименование интернациональной, так как интернационализм,

международное общение народов и международное объединение трудящихся

являются наиболее характерными фактами для нашего времени. — Прим.

Н.Лебедева

xviii Джаггернаут (Джагганатха) — одно из воплощений (аватар) бога Вишну.

Поклоняющиеся Джагганатхе бросаются под его колесницу, считая за счастье

погибнуть под нею

Глава седьмая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.