Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Организационно-юридические характеристики образовательного процесса





Вопросы для обсуждения

1. Гигиенические требования к организации образовательного процесса.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

3. Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ.

4. Формы реализации образовательных программ и формы получения образования.

5. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.

6. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему «Образовательный процесс в России»

2. Составьте памятку требованиям к организации учебного процесса для работников образовательной организации.

 

Решите правовые задачи.

1.На собрании родителей учеников второго класса гимназии № 47 г.Уфы было подписано обращение к директору гимназии с требованием обеспечить здоровые и безопасные условия для обучения младших школьников. В частности, в обращении указывалось, что занятия физкультурой проводятся в спортивном зале, в котором во второй половине дня делают ремонт, поэтому в зале пахнет краской. Учитель физкультуры после занятий рекомендует детям выпить дома по стакану молока для улучшения самочувствия. Родители также просили установить для детей более щадящий режим обучения, указав, что дети учатся шесть дней в неделю, причем два раза в неделю по пять уроков, в остальные дни – по четыре урока, а в субботу проводится «подвесной» урок информатики (до начала первого урока первой смены). В результате дети не высыпаются, у некоторых участились головные боли, ослаблен иммунитет.



Какие меры должен предпринять директор?

2. В общеобразовательных учреждениях г. Н. в феврале был объявлен карантин по гриппу. Он продолжался в течение двух недель. Для восполнения пропущенных занятий директор школы № 113 предложила на педагогическом совете отменить весенние каникулы и организовать дополнительные занятия (по одному – два урока сверх обычного расписания).

Оцените предложения директора с точки зрения их соответствия законодательству об образовании.

3. Студентка Никифорова поступила на юридический факультет на дневную форму обучения. Первые полгода она обучалась в первую половину дня, затем - во вторую половину дня. Не противоречит ли это договору, в котором указано, что она поступала на дневное обучение?



 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ с изм. и доп.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

 

Литература

1. Александров А. А. Уровневая система, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования России / М-во образования и науки Российской Федерации, Учеб.-методическое об-ние вузов России по унив. политехническому образованию, Московский гос. технический ун-т им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т. / А. А. Александров. – Санкт-Петербург : Изд-во политехнического ун-та, 2010. – 197 с.



2. Бердашкевич А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения //Народное образование. -2008. - №2. -С.62-68.

3. Бурлакова И. И. Управление качеством образования как объект правового регулирования // Право и образование. – М., 2010. – № 2. – С. 18–23.

4. Ворожейкина О. Л. Сравнительные исследования основных образовательных программ высшего профессионального образования России и ФРГ : учебно-методическое пособие / О. Л. Ворожейкина; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов нац. исслед. технол. ун-та МИСИС. – М. : Исследовательский центр проблем качества и подготовки специалистов, 2010. – 82 с.

5. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения : (из опыта работы школ развивающего обучения) / А. Б. Воронцов и др.; Московский центр качества образования.– М. : Московский центр качества образования, 2010. – 271 с.

6. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов : рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов / Н. Ф. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Нац. исслед. технологического ун-та МИСиС, Донской гос. технический ун-т. – М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 129.

7. Долгов К.А., Долгов А.П., Скрыпников А.В. Об отдельных аспектах правового регулирования образовательного процесса // Евразийский юридический журнал. ? 2012. ? № 45. ? С. 90-92.

8. Жибинов С. Б., Тарнавский Г. А. Информационные и правовые аспекты проекта дистанционного обучения на базе технологий cloud computing // Пра во и образование. – М., 2010. – № 1. – С. 90–99.

9. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с нарушениями в развитии: опыт Европы и России : извлечения из нормативно-правовых актов с комментариями / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; авт.-сост.: Э. Бенуа и др. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 143 с.

10. Степанова М.И. Новые гигиенические требования к организации учебного процесса //Народное образование. -2011.- №6. – С.45-49.

11. Ульянцева Ю.С. Нормативно-правовая характеристика дистанционных образовательных услуг в Российской Федерации //Право и образование.- 2012.-№8.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации : материалы парламентских слушаний, 19 февраля 2009 года / Федеральное собр. Российской Федерации, Гос. Дума / сост. : Б. Г. Бигуаа, З. И. Базарова. – М. : Изд. Гос. Думы, 2010. – 86 с.

13. Феклин С.И. Ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере образования. //Народное образование.- 2011.№9. – С. 140-145.

 

Тема 8.Правовое регулирование общего образования.

Вопросы для обсуждения.

1. Правовое регулирование дошкольного образования:

2. Правовое регулирование общего образования.

3. Прием на обучение по общеобразовательным программам

4. Аттестация обучающихся по общеобразовательным программам

 

Задание на СРС

1. Работа в группах.

Задание. «Предложения по развитию системы общего образования»: Определите, работая в группах, те меры, которые будут содействовать развитию региональной системы общего образования по одному из направлений. Предложения распределите на 3 группы: меры, которые могут быть реализованы на уровне региона; меры, которые могут быть реализованы на уровне муниципалитета; меры, которые могут быть реализованы на уровне образовательного учреждения.

2. Дайте характеристику стандартам дошкольного и общего образования.

Решите правовые задачи

1. Ребенок Оболенской обучается в начальной школе-детском саду. Оболенская обратилась с заявлением в школу по микрорайону о приеме в 5 класс в следующем учебном году.
Администрацией школы ей было отказано, в связи с тем, что классы укомплектованы по 25 человек и принять его по окончании учебного года школа может только в том случае, если освободится место. Правомерно ли отказ администрации школы?

2. Администрация школы отказала в принятии в 1 класс ребенка Кондратьевой А., аргументируя тем, что школа «не по прописке» и не по месту проживания, и потребовала справку из домоуправления с места жительства. Правомерны ли действия администрации школы?

3. Родители ученицы 11 класса лицея № 5 Ивановой подали на имя директора лицея заявление с просьбой освободить их дочь от итоговой аттестации по химии и математике, ссылаясь на то, что она является победительницей Всероссийской Олимпиады школьников по этим предметам. Директор в беседе с ними порекомендовала взять медицинскую справку о том, что сдача экзаменов не возможна по состоянию здоровья, мотивируя это тем, что так будет легче добиться разрешения Управления образования округа. Присутствующая при разговоре завуч посоветовала девочке сдать экзамены, подчеркнув, что лицей участвует в эксперименте по проведению единых государственных экзаменов и Ивановой легче будет поступить в медицинскую академию, сдав экзамены в лицее.

Соответствуют ли законодательству разъяснения директора и завуча? Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Ивановой?

5. Студент медучилища сдает ЕГЭ и собирается поступать в медицинский вуз. Нужно ли ему в обязательном порядке сдавать ЕГЭ по математике, как выпускники школ, если этот предмет не требуется для поступления?

 

Нормативные акты

1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

2. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.

3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 июля 2013 г. № 1113-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования».

5. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2013 г. № 438 «Об утверждении формы соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах российской федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, формы отчета уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о достижении значения показателя результативности предоставления указанной субсидии и формы отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Постановление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

7. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N 08-548 "О приеме в общеобразовательные учреждения" //Вестник образования.-№12, июнь.- 2013.

Республиканская программа развития образования на 2009-2013 гг.

Указ Президента Республики Башкортостан. О стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы

Примерное положение об организации гувернерской службы на базе дошкольного образовательного учреждения (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому)

 

Литература

1. Бердашкевич А. П. Основные параметры бюджетных ассигнований на школьное и дошкольное образование ///Народное образование.- 2013.- №1.-С.11-14.

2. Левковская Н.Г. Начальная школа как агент первичной правовой социализации// Право и образование. 2012.- №10.

3. Куров С.В. Безопасность и защита прав в сфере образования // Право и образование. - 2012. - № 9. - С. 4-13.

4. Куров С.В. Механизм защиты прав субъектов сферы образования // Юрист ВУЗа. — 2012. — № 7. — С. 5-13.

4. Куров С.В. Проблемы правового регулирования безопасности в сфере образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 7. – М.: ФГБУ «ФЦОЗ», 2012. – С.

5. Матюшева Т.Н. Конституционные основы свободы выбора родителями (лицами, их заменяющими) образовательных учреждений и форм получения образования детьми в Российской Федерации //Право и образование. -2013.- №4.

6. Правовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений (при переходе в новый статус): учебное пособие / [авт.-сост. : Погребняк Л. П.]. - Москва Пед. о-во России. – 2012. – 379 с.

7. Фалюшина Л.И. Три этапа кризиса государственной системы дошкольного образования // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2012.- № 1. - С. 52-52.

8. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием : учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2011.

9. Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2012.-№2. - С. 4 - 12.

10. Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2012. -№2.- С. 4 - 12.

Тема 9. Правовое регулирование профессионального образования

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия среднее профессиональное образование.

2. Допуск лиц к освоению образовательных программ среднего профессионального образования.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

4. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

5. Права обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» (Зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29443)

5. Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное"//Российская газета", N 161, 25.07.20

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» (Зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29443)

Решить казус

Выбрав организационно-правовую форму для колледжа, пять педагогов-предпринимателей должны решить какие документы и в какой регистрирующий орган им следует подать для регистрации колледжа как юридического лица. Дайте правильный ответ начинающим предпринимателям.

литература

Карамышева Н.М. Региональный рынок труда и система профессионального образования: проблемы взаимодействия и регулирования // Вестник Башкирского университета. .- 2012. - Т. 17. -№ 1(I). - С. 632-635.

Лавров М. Е. Интеграция СПО и дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. - 7. - 2013. - С. 46 - 49.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.