Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Образовательные правоотношения.

Часть 1. Правовой статус обучающихся и их родителей.

Основные понятия:участники образовательных отношений,обучающийся, правовой статус, воспитанники, учащиеся, студент, аспирант, адъюнкт, ординатор, ассистент-стажер, экстерн, слушатель, ответственность, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, способы защиты права, комиссия по урегулированию споров

Вопрос для обсуждения

1. Участники образовательных отношений: понятие, виды.

2. Права обучающихся: понятие, виды:

а) академические права;

б) социальные права и порядок их предоставления

3. Обязанности и ответственность обучающихся: понятие, виды дисциплинарных взысканий. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

4. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.

5. Защита прав обучающихся и их родителей.

 

Задание на СРС.

a. Приведите классификацию прав и свобод обучающихся.

b. На основании статей федерального закона «Об образовании в РФ», постройте схему «Правовой статус обучающихся».

c. Отразите в виде схемы порядок применения дисциплинарных взысканий к обучающимся.

Решите правовые задачи

1. Классный руководитель 5 «в» класса гимназии № 6 Самсонова, когда ей стало известно о том, что ученика ее класса Ильина систематически избивают родители, мальчик голодает, не получает медицинской помощи, обратилась за разъяснениями в окружное управление образования. Ее интересовал вопрос, может ли школа обратиться в суд с заявлением о лишении родителей Ильина родительских прав.

В каком порядке это должно быть осуществлено? Какие документы необходимы для этого и в чем заключается ее участие в процессе как классного руководителя? Ответьте на поставленные Самсоновой вопросы. Охарактеризуйте систему мер, направленных на обеспечение развития детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Сестра Варламова является ребенком-сиротой, ей исполнилось 23 года. Она поступила в техникум учиться. Будет ли ей выплачиваться государственное обеспечение и до какого времени?



Нормативные акты

1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

2. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ с изм. и доп.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ с изм. и доп.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изм. и доп.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- с изм. и доп.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63- ФЗ с изм. и доп.

9. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008 с изм. и доп.//Российская газета. – 2011.- 4 июля.

10. Федеральный закон от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» с изм. и доп.

11. Федеральный закон от 4 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изм. и доп.

12. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».

13. Федеральный закон от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»//Российская газета.- 2013.- № 136.- 26 июня.

 

Рекомендуемая литература

1. Анохин С. М., Анохина Н. Ф. Информационно - психологическая безопасность российских детей // Народное образование. - 2013.-№3 - С. 14 - 20. 2. Батурина А.С. Дети с девиантным поведением – субъекты права на образование со специальным правовым статусом //Право и образование.-2011- № 4. 3. Батурина А.С.Специализированные учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в создании условий реализации конституционного права на образование //Право и образование.-2011. -№ 3. 4. Болотова Е. Л. Права ребенка в школе / Е. Л. Болотова. – 2-е изд., стер. – Москва : Информационно-методический центр «Арсенал образования», 2011. – 91 с. 5. Булатов Р.Б. К вопросу обеспечения прав несовершеннолетних органами муниципальной власти в сфере образования // Научные труды РАЮН. Вып. 12: в 2 т. Т. 1. - М.: Юрист, 2012. - С. 458-463. 6. Васильева Н. В. Права молодежи в сфере образования : пособие / Васильева Н. В.; Правительство Москвы, Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы, Гос. Учреждение г. Москвы «Центр правовой и информационной помощи молодежи «Выбор», Науч.-консультационный центр «Обучение в течение всей жизни». – М. : МАКС Пресс, 2010. – 11 с. 7. Васильева Л.Л. Кто защитит права ребёнка в школе? // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 58-64. 8. Гацко, М.Ф. О социально-правовых гарантиях при предоставлении детям военнослужащим мест в дошкольных образовательных учреждениях // Право в вооруженных силах. –М., 2009.- № 5.- С. 48-52. 9. Голованов, Д.А. Право на образование в контексте практики Европейского суда по правам человека // Ежегодник российского образовательного законодательства. Дошкольное и общее образование: совершенствование правового регулирования и управление. -М.: ФГУ «ФЦОЗ», 2009.- Т. 4. Вып. 1.- С. 125-149. 10. Дьяконова О.Г., Мотехина М.В. Проблемы правового регулирования судебной защиты прав потребителей возмездных (платных) образовательных услуг // Российский судья. – 2012.- № 1. - С. 20-23. 11. Зайцева Н.В. Одарённые дети в России: государственная политика//Народное образование.- 2013.- №3.- С.1-13.  

12. Куров С.В.Характеристика юридической защиты прав и законных интересов субъектов сферы образования //Право и образование.-2011. -№ 10.

13. Кучмаева О.В., Сабитова Г.В., Петрякова О.Л.Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы// Народное образование.- 2013.- №7.- С.56-60.

14. Левушкин А.Н. Право детей на воспитание и образование и обязанность родителей по реализации данных прав //Право и образование-.2011. -№ 10.

15. Матюшева Т.Н. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением – субъекты права на образование со специальным социальным статусом //Право и образование-.2011.- № 3.

16. Матюшева Т.Н. Соотношение общего, специального и индивидуального в статусе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением //Право и образование.- 2011.- № 2.

17. Матюшева Т.Н. Обеспечение условий получения основного общего образования детьми – конституционная обязанность родителей (лиц, их заменяющих) //Право и образование .- 2010.- № 5.

18. Матюшева Т.Н. К вопросу об ограничениях в механизме реализации конституционного права на образование детей с девиантным поведением //Право и образование.- 2010.- № 3.

19. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с нарушениями в развитии: опыт Европы и России : извлечения из нормативно-правовых актов с комментариями / Российский гос. Пед. Ун-т им.
А. И. Герцена; авт.-сост.: Э. Бенуа и др. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 143 с.

20. Обеспечение прав детей на образование : нормативы, рекомендации / авт.-сост. Т. Г. Гричаникова. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2010. – 121 с.

21. Ожиганова М.В. Государственная политика в сфере обеспечения реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья //Право и образование. -2013.- №3.

22. Осипцова Ж.П.О допуске и правовых ограничениях на занятие педагогической деятельностью //Народное образование. -2011.- №6. – С.56-65.

23. Права и возможности детей-инвалидов на получение образования, социальную реабилитацию и интеграцию в общество : статьи научно-практической конференции социальных работников и иных специалистов, занятых предоставлением услуг семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам : сборник / М-во образования и науки РФ, Фил. Гос. Образовательного учреждения высш. Проф. Образования «Российский гос. Социальный ун-т» в г. Ставрополе; под общ. Ред. Гударенко Р. Ф. –Ставрополь : ООО «Мир данных», 2010. – 204 с.

24. Пуляева Е.В. Социальные выплаты в образовательной сфере: анализ правового обеспечения//Журнал российского права. -2011.- №9.

25. Романов А.Н.Конституционно-правовое положение несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями по действующему законодательству //Народное образование.- 2013.- №2.- С.32-37.

27.Статус участников образовательного процесса: состояние и модернизация: монография / Агафонова Н. Н., Брехач Р. А., Сысуев Ю. Б. – Пермь, 2011. – 215 c.

28. Путило Н.В. Правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов Российской Федерации //Право и образование.-2012.-№7.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.