Часть 2. Правовой статус педагогических работников
Основные понятия:педагогический работник,научно-педагогический работник, трудовой договор, эффективный контракт, должность, квалификация, рабочее время и время отдыха, дисциплинарная ответственность педагогического работника, материальная ответственность, аттестация педагогических работников, конфликт интересов педагогического работника.
Вопросы для обсуждения.
1.Особенности правовой регламентации труда педагогических работников:
а) право на занятие педагогической деятельностью;
б) регулирование рабочего времени и времени отдыха;
2. Меры социальной поддержки педагогических работников.
3. Права и обязанности педагогических работников. Ответственность педагогических работников.
4.Аттестация педагогических работников: понятие, значение, порядок прохождения.
6. Способы защиты прав педагогических работников.
Задание на СРС
1. На основе статей главы 5 Федерального закона « Об образовании в РФ» заполните таблицу «Права, свободы и ответственность педагогических работников»
2. Покажите в виде схемы порядок привлечения педагогических работников к дисциплинарной ответственности.
Решите правовые задачи.
1. Во время прохождения очередного медицинского осмотра у учителя начальных классов Михайловой обнаружили туберкулез. В течение шести месяцев она находилась на излечении в больнице, затем была переведена на работу библиотекарем. Не согласившись с переводом, Михайлова перестала выходить на работу и была уволена за прогул.
Оцените правомерность увольнения. Какие ограничения установлены для занятия педагогической деятельностью в связи с состоянием здоровья?
a. Отработав в колледже десять лет, преподаватель химии Алексашина обратилась к директору с заявлением о предоставлении ей длительного отпуска продолжительностью шесть месяцев, обосновывая свою просьбу ухудшением состояния здоровья и ссылками на ст. 47 Федерального закона об образовании.
Что должен ответить директор на это заявление? В каком порядке может предоставляться длительный отпуск работникам образования?
Нормативные акты
1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
2. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изм. и доп.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63- ФЗ с изм. и доп.
6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" //Собрание законодательства РФ, 19.08.2013, N 33, ст. 438.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)»
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209
"О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
Литература
1. Абалдуев В.А. О «зарплатной» политике России в сфере высшего образования и ее правовом оформлении // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 6.- С. 29-34.
1.Болотова Е.Л.Правовое положение классного руководителя //Народное образование.- 2013.- №5.-С. 69-74.
2. Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. Показатели, критерии и диагностический инструментарий для оценки деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя // Классный руководитель. - 5. - 2013. - С. 8 - 94.
3. Ванюков И. В. Трудовые отношения в школе: правовой аспект / И. В. Ванюков. – М. : Сентябрь, 2011. – 224 c.
4. Дащинская З.П., Насонкин В.В. Правовой статус педагогических работников: сравнительный анализ правового регулирования в субъектах Российской Федерации // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 7. – М.: ФГБУ «ФЦОЗ», 2012.
5. Ларюшкин С. Права и социальные гарантии педагогических работников в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и Законом «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 //Народное образование.- 2013.- №2.- С.52-55.
6. Михалкина Е., Скачкова Л., Гапоненко Н. Анализ норм труда профессорско-преподавательского состава // Юрист вуза.-2012.- № 11.
7. Осипцова Ж.П.О допуске и правовых ограничениях на занятие педагогической деятельностью //Народное образование. -2011.- №6. – С. 56-59.
8. О международно-правовом статусе учителей и преподавательских кадров высших учебных заведений On the international legal status of teachers and higher education teachind personnel: On the international legal status of teachers and higher education teachind personnel / НОУ ВПО «Акад. права и упр. (ин-т)», Каф. ЮНЕСКО «Психология и педагогика высш. Образования»; авт.-сост. Н. М. Канаев. – Москва : Акад. права и упр., 2011. – 175 с. -65.
9. Путило Н.В. К вопросу о новых тенденциях в регулировании правового статуса педагогических работников на уровне федерального законодательства //Ежегодник российского образовательного законодательства.. Том 7, 2012. (декабрь).
10. Уруков В. Н., Урукова В. М. Основания и условия предоставления годичного отпуска преподавателям государственных высших учебных заведений // Право и экономика. – М. : Юрид. Дом «Юстицинформ», 2010. –№4.- С.55-58.
11. Хмельков С. Б. Хранение поурочных планов учителя. Выполнение функций классного руководителя. Законодательные ограничения на занятия трудовой деятельностью в образовательных учреждениях для лиц из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, ранее имевших судимость. Аттестация для установления первой квалификационной категории. Педагогический стаж, учитываемый для досрочного назначения пенсии. Порядок распределения учебной нагрузки учителей. Назначение трудовой пенсии // Народное образование. - №1. - 2013. - С. 140 - 142.
12. Шумилина Т.О. Режим работы и продолжительность рабочего времени педагогических работников: нормативно-правовое регулирование //Народное образование.- 2013.- №1.- С.143-146;№5.- С.154-156.
13. Шумилина Т.О. Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам// Народное образование.- 2013.- №7.- С.114-118.
Тема 5. Управление системой образования
Вопросы для обсуждения:
1. Управление системой образования: понятие, структура, задачи управления.
2. Компетенция Российской Федерации в области образования.
3. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования.
4. Компетенция муниципальных органов управления.
Задание на СРС.
1.Составьте схему, отражающую взаимодействие органов управления образованием.
2. Нарисуйте схему организации управления вузом и охарактеризуйте компетенцию каждого из органов управления. Для подготовки данного задания используйте как федеральное законодательство, так и локальные правовые акты (устав высшего учебного заведения, где Вы учитесь).
3. . Заполните таблицу, используя соответствующие статьи Закона РФ «Об образовании». Определите общее и особенное в полномочиях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере общего образования.
№ п/п
| Компетенция Российской Федерации в области образованием
| Компетенция органов субъектов РФ
| Компетенции органов местного самоуправления в области образования
| Компетенция образовательного учреждения
|
|
|
|
|
| 4.Сравните особенности управления государственным и негосударственным образовательным учреждением.
5.Постройте схему управления образовательным учреждением.
Решите правовые задачи.
1..В общеобразовательном учреждении группа родителей обучающихся предложила сформировать попечительский совет, наделив его широкими полномочиями в области организации учебного процесса, в области проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, организации и проведения их досуга, а также привлечения и использования дополнительных финансовых средств. Директор вынесла обсуждение этого вопроса на заседание педагогического совета, пригласив туда представителя управления образования округа.
Какие разъяснения должен дать представитель Управления образования? Составьте Положение о попечительском совете школы-гимназии, основываясь на Примерном положении, утвержденном Постановлением Правительства.
3. К директору школы № 15 Терентьевой обратились родители обучающихся с просьбой включить их представителей в состав попечительского совета школы. Она разъяснила им, что формирование совета будет осуществлено на предстоящем общем собрании школы, назвав дату и место его проведения. В назначенный час представители родительского комитета явились в актовый зал школы, но там не было свободных мест, в связи с чем они не смогли принять участие в формировании попечительского совета и решили обратиться за консультацией по этому вопросу.
Куда родители могут обратиться за консультацией? Каков статус попечительского совета и порядок его формирования?
Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- 2009.- 21 января.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-с изм. и доп.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Литература.
1. Михайлов М.В., Ишкильдина Г.Р., Калимуллина Г.И., Даянова Э.М. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учеб. пособие. - Уфа, 2008.
2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М., 2009.
3. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС – Пресс, 2008. 399 с.
4. Апоницкий С. В., Николюкин С. В. Основные направления взаимодействия Правительства РФ и подведомственных ему образовательных учреждений высшего профессионального образования // Юридическое образование и наука. – М. : Юрист, 2010. – № 3. – С. 32–35.
5. Балахонов Г. Г. Модели управления образовательными системами : монография / Г. Г. Балахонов. Бийск: Алт. гос. акад. образования, 2010. – 128 с.
Болотова Е.Л. Правовое обеспечение государственно-общественного управления школой //Народное образование.- 2013.- №1.- С. 15-21.
6. Братановская М. С. Общественная система управления образованием: правовые основы организации и деятельности // Вестник Саратовской государственной академии права. – Саратов : Изд-во СГАП, 2010. – № 3 (73). – С. 60–63.
7. Ванеев О. Н. К проблеме участия общественности в управлении муниципальными образовательными учреждениями // Право и образование. – М., 2010. – № 7. – С. 17–24.
8. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях : информационно-справочные материалы / Депаратмент образования г. Москвы, Московский гуманитарный пед. ин-т. – М. : МГПИ, 2010. – 55 с.
9. .
10. Кананыкина Е. С. Делегирование и локальное нормотворчество Великобритании в сфере образования // Государственная власть и местное самоуправление. – М. : Юрист, 2010. – № 6. – С. 23–26.
11. Кананыкина Е. С. Разграничение полномочий в сфере управления образованием в Германии // Административное и муниципальное право. – М. : Nota Bene, 2010. – № 4 (28). – С. 16–31.
12. Кананыкина Е. С.Структура органов управления высшим образованием в Великобритании // Административное и муниципальное право. – М. : Nota Bene, 2010. – № 2 (26). – С. 49–54.
13. Кац А.М.Правовой статус руководителя школы //Народное образование.- 2013.- №2.-С. 45-51.
14. Кирилловых А. А. Регулирование высшего образования: от децентрализации к координационной централизации // Право и образование. – М., 2010. – № 6. – С. 28–39.
15. Козырин А. Н., Корф Д. В., Ялбулганов А. А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право, 2010. – № 3. – С. 43–62.
16. Котова Е. В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях : методическое пособие / Е. В. Котова.– Санкт-Петербург : КАРО, 2010. – 220 с.
Кочергина Е.В. Правовое регулирование управления школой. Обзор основных положений Закона «Об образовании в РФ //Народное образование .-2013.- №6.-С.173-180.
| | | 17. Помогалова Ю. В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс. – М. : Юрист, 2010. – № 4. – С. 29–33.
18. Понкин И. В. Эволюция правового статуса ректора вуза во французском законодательстве // Юрист ВУЗа. - 2010. – № 1. – С. 6–9.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|