Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания и решение типовых задач





 

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее: выявление роли и значения графических методов изображения статистических данных; освоение техники постро­ения различных графических изображений; аналитическое зна­чение графиков.

При выявлении роли и значения графических методов изоб­ражения статистических данных необходимо обратить внима­ние на то, что графические методы в статистике являются спо­собом наглядного изображения результатов статистической свод­ки и обработки массового материала. При правильном постро­ении графики обладают выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению. В ряде случаев графики являются незаменимыми средствами анализа, исследования и выявления закономерностей статисти­ческих данных.

При освоении техники построения различных графических изображений следует тщательно разобраться в различных мето­дах построения графиков, что достаточно подробно изложено в учебнике.

Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая дает наиболее наглядный аналитический результат.



Несмотря на многообразие видов графических изображений, каждый график должен включать следующие элементы: графи­ческий образ; поле графика; масштабные ориентиры и систему координат.

Графический образ– геометрические знаки, совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются стати­стические величины. Поле графика представляет собой простран­ство, в котором размещаются геометрические знаки.

Масштабные ориентирыстатистического графика опреде­ляются масштабом и масштабной шкалой. Масштабстатисти­ческого графика – это мера перевода числовой величины в гра­фическую (рис. 5.1), а масштабная шкала– линия, определен­ные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала состоит из линии (носителя шкалы) и ряда поме­ченных на ней точек, расположенных в определенном порядке. Носитель шкалы может быть представлен прямой или кривой линией. Поэтому шкалы называются прямолинейными и криво­линейными (круговые и дуговые).



Рис. 5.1. Масштабы

 

Шкалы могут быть равномерными и неравномерными (рис. 5.2). Одним из видов неравномерной шкалы является логарифмичес­кая. На этой шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам.

Рис.5.2. Масштабные шкалы: а) равномерные; б) неравномерные

Для размещения геометрических знаков в поле графика не­обходима система координат. Наиболее распространенной при построении статистических графиков является система прямоу­гольных координат. При этом наилучшее соотношение масштаба по осям абсцисс и ординат 1,62 : 1, известное под названием «золотое сечение», а для других видов диаграмм нейтральным размером диаграммы является квадрат, получающийся из отношения 5/8, где 5 – высота площади диаграммы, а 8 – площадь его основания.

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб (рис. 5.1), тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и то же значение. Построить шкалу – это значит на задуманном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Длина отрезка равномерной масштабной шкалы

 

Для наглядного изображения циклического изменения во времени строятся линейные графики в полярной системе коор­динат. Они носят название радиальных диаграмм. В радиаль­ных диаграммахрадиусы обозначают периоды времени, а ок­ружность - величину изучаемого явления (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Числовые интервалы в полярной системе координат



 

На статистических картах пространственная ориентировка задается контурной сеткой, определяющей те территории, к ко­торым относятся статистические характеристики.

В результате изучения данной темы студенты должны научить­ся строить различные виды диаграмм, статистических карт и уяснить, что в диаграммахцифровые данные чаще всего изображаются в виде линий и геометрических фигур (плоскостных и объемных). В статистических картахцифровые данные изоб­ражаются путем нанесения на контурные географические карты условных знаков в виде точек, различной штриховки или рас­краски, диаграммных знаков.

Рассмотрим построение основных видов диаграмм на конк­ретных числовых примерах.

На столбиковых диаграммахстатистические данные изоб­ражаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников.

При построении столбиковых диаграмм необходимо выполнять следующие требования: 1) шкала, по которой устанавливается высота столбика, должна начинаться с нуля; 2) шкала должна быть, как правило, непрерывной; 3) основания столбиков должны быть равны между собой; столбики могут быть размещены на одинако­вом расстоянии друг от друга, вплотную один к другому или на­плывом, при котором один столбик частично накладывается на другой; 4) наряду с разметкой шкалы соответствующими цифро­выми надписями следует снабжать и сами столбцы.

Например, изобразим графические данные о численности населения России за 1959 - 1997 гг., млн. чел.: 1959 г. – 117,5; 1970 г. – 130,1; 1979 г. – 137,6; 1989 г. – 147,4; 1990 г. – 148,0; 1997 г. – 148,0.

На горизонтальной оси поместим основания шести столбиков на расстоянии 0,5 см друг от друга. Ширина столбиков – 1 см. Масштаб на вертикальной оси – 10 млн.. чел. на 1 см (рис. 5.5).

годы

Рис. 5.5.Численность населения России за 1959-1997 гг.

Полосовые диаграммысостоят из прямоугольников, распо­ложенных горизонтально (полосами, лентами). В этом случае масштабной шкалой будет горизонтальная ось. Принцип их по­строения тот же, что и столбиковых.

В отличие от столбиковых или полосовых диаграмм в квад­ратных и круговых диаграммах величина изображаемого явле­ния выражается размером площади.

Чтобы построить квадратную диаграмму,необходимо из сравниваемых статистических величин извлечь квадратные кор­ни, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональ­ными полученным результатам.

Например, необходимо построить квадратную диаграмму для сравнения грузооборотов железнодорожного, речного и автомобиль­ного транспорта за 1997 г. (цифры условные). Для построения ди­аграммы нужно извлечь квадратные корни из следующих величин: грузооборот железнодорожного транспорта – 1195 млрд. т-км; грузооборот морского транспорта – 305; грузооборот внутреннего водного транспорта – 87 млрд. т-км. Это составит соответственно 34,6: 17.5: 9,3. Чтобы построить по этим данным квадраты, необхо­димо выбрать масштаб. Примем 1 см за 5 млрд. т-км. Сторонами квадратов на графике будут отрезки, пропорциональные получен­ным числам (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Грузооборот некоторых видов транспорта в одном из регионов

за 1997 г.

Круговые диаграммыстроятся аналогично. Разница состо­ит лишь в том, что на графике вычерчиваются круги, площади которых пропорциональны квадратным корням из изображаемых величин.

Диаграммы фигур-знаковпредставляют собой графические изображения в виде рисунков, силуэтов, фигур, соответствую­щих содержанию статистических данных. Они отличаются от других видов диаграмм тем, что отдельные величины на них изображаются определенным количеством одинаковых по размеру и типу фигур.

Например, для изображения динамики производства стираль­ных машин в России один рисунок условно примем за 700 тыс. шт. стиральных машин. Тогда число машин: в 1993 г. в размере 5877 тыс. шт. должно быть изображено в количестве 5,5 рисун­ка: в 1994 г. в размере 2107 тыс. шт. – 3,0 рисунка; в 1995 г. в размере 1293 тыс. шт. – 1,8 рисунка; в 1996 г. в размере 761 тыс. шт. – 1,01 рисунка (рис. 5.7).

Рис.5.7. Динамика производства стиральных машин в России в 1993-1996 гг.

 

Секторные диаграммыудобно строить следующим обра­зом: вся величина явления принимается за 100%, рассчитывают­ся доли отдельных его частей в процентах. Круг разбивается на секторы пропорционально частям изображаемого целого. Таким образом, на 1% приходится 3,6°. Для получения центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,6°.

Например, изобразим графически данные о структуре валово­го внутреннего продукта по видам первичных доходов (в текущих ценах) России за 1994 и 1995 гг.: в 1994 г. оплата труда наемных работников 41,0%, валовая прибыль экономики и валовые смешан­ные доходы 50,0, чистые налоги на производство и импорт 9%; в 1995 г. соответственно 33,0%; 57,0 и 10,0%. Построим два круга одинакового радиуса. По данным о структуре валового внутренне­го продукта для построения секторов определим центральные углы: для 1994 г. центральные углы составили 147,6° (41,0·3,6); 180,0° (50,0·3,6); 32,4° (9,0·3,6); для 1995 г. – 118,8° (33,0·3,6); 205,2° (57,0·3,6); 36° (10,0·3,6). При помощи транспортира разделим кру­ги на соответствующие секторы (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Структура валового внутреннего продукта по видам первичных доходов (в текущих ценах)

 

Если данные о структуре какого-либо явления выражаются в абсолютных величинах, то для нахождения секторов необхо­димо 360° разделить на величину целого, а затем частное от деления последовательно умножить на абсолютные значения частей.

Для одновременного сопоставления трех величин, связанных между собой таким образом, что одна величина является произ­ведением двух других, применяют диаграммы, называющиеся «знак Варзара».

Знак Варзарапредставляет собой прямоугольник, у которо­го один сомножитель принят за основание, другой – за высоту, а вся площадь равна произведению.

Например, произведение посевной площади и урожайности дает валовой сбор. Если в прямоугольнике одну сторону брать пропорционально посевной площади, а другую – урожайности, то площадь прямоугольника и представляет собой знак Варзара, т.е. валовой сбор.

Линейные диаграммышироко применяются для характе­ристики изменений явлений во времени, выполнения плановых заданий, а также для изучения рядов распределения, выявления связи между явлениями. Линейные диаграммы строятся на коор­динатной сетке. Геометрическими знаками в линейных диаграм­мах служат точки и последовательно соединяющие их отрезки прямой, которые складываются в ломаные кривые.

Например, при помощи линейной диаграммы можно изобразить данные о производстве легковых автомобилей за 1992-1997 гг., тыс. шт. (цифры условные).

1992 1993 1994 1995 1996 1997

344 529 730 917 1100 1200

В прямоугольной системе координат нанесем на ось абсцисс показатели времени, а на ось ординат – данные о производстве автомобилей (рис. 5.9). Масштаб – 1 см = 200 тыс. шт. Из гра­фика видно, что положение кривой определяется не только дан­ными о производстве автомобилей, но и интервалами времени между датами.

Нередко на одной линейной диаграмме приводятся несколь­ко кривых, которые дают сравнительную характеристику дина­мики различных показателей или одного и того же показателя для разных территорий. Методика построения таких кривых не отличается от построения графика на рис. 5.9.

Рис.5.9. Динамика производства легковых автомобилей в одном из регионов за 1992-1997 гг.

Ряды распределения чаще всего изображаются в виде поли­гонаили гистограммы.Полигон строят в основном для изобра­жения дискретных рядов. При его построении на оси абсцисс откладываются значения варьирующего признака, а на оси ординат – абсолютные или относительные численности единиц сово­купности (частоты или частости). Полигон на рис. 5.10 построен на основании (условных) данных о распределении семей по числу детей.

Рис. 5.10. Полигон распределения семей по числу детей в одном из регионов в 1997 г. (цифры условные)

 

Гистограмма распределения применяется чаще всего для изображения интервальных рядов. Для ее построения по оси абсцисс откладываются интервалы признака, а по оси ординат – численности единиц совокупности. На отрезках, изображающих интервалы, строят прямоугольники, площади которых пропорци­ональны численностям единиц (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Гистограмма распределения заводов в одной из отраслей по стоимости основных производственных фондов в 1997 г. (цифры условные)

В ряде случаев для изображения вариационных рядов исполь­зуется кумулятивная кривая (кумулята).Для ее построения зна­чения варьирующего признака откладываются на оси абсцисс, а на оси ординат помещаются накопленные итоги частот или частостей (рис. 5.12).

Рис. 5.12. Кумулята распределения семей по числу детей в одном из регионов в 1997 г. (цифры условные)

 

Если поместить на оси абсцисс накопленные частоты, а на оси ординат нарастающие итоги значений группировочного признака, то в этом случае мы получим кривую, называемую кривой концентрации (глава 11).

Для графического изображения взаимосвязи между явле­ниями на оси абсцисс необходимо поместить значения при­знака-фактора, а на оси ординат – значения признака-результата (рис. 9.1, глава 9).

Разновидностью линейной диаграммы является радиальная диаграмма,которая применяется для изображения рядов дина­мики при наличии в них сезонных колебаний. Построение ради­альной диаграммы разберем на следующем примере.

Имеются данные (условные) о продаже творога на колхоз­ных рынках одного из городов региона в 1997 г.:

Месяцы I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Итого за год
Количество творога, т

 

Определим среднемесячную продажу творога. Она составляет 43,3 т.

Вычертим круг с радиусом, равным среднемесячному пока­зателю (R = 43,3 т). На горизонтальном диаметре построим шкалу, взяв длину радиуса, равную 2,7 см. Следовательно, . Затем весь круг разделим на 12 радиусов (соответственно числу месяцев в году). На радиусе сделаем отметку согласно масштабу исходя из приведенных данных за каждый месяц. Данные, которые превысили среднемесячный уровень, отмеча­ются за пределами окружности на продолжении радиуса. Отмет­ки различных месяцев соединяются между собой (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Продажа творога на колхозных рынках

в одном из городов в 1997 г.

 

Картограммыделятся на фоновые и точечные. Например, с помощью фоновой картограммы можно изобразить плотность населения на 1 км2 по областям страны.

При построении точечной картограммыграфическим изоб­ражением статистических данных являются точки, размещенные в пределах территориальных единиц.

Принцип построения картодиаграммызаключается в том, что на контурной карте составные части какой-либо диаграммы размещаются на площади, отведенной определенному террито­риальному подразделению страны (а на картах мира или частей света – определенной стране). Например, если необходимо пост­роить картодиаграмму производства кирпича по областям Рос­сии за 1997 г. с использованием столбиковой диаграммы, то надо столбик, высота которого отражает объем производства кирпича в данной области, разместить на том месте, которое отведено для нее на карте. Выбирая масштаб, нужно следить за тем, что­бы столбики не выходили за пределы своих областей.

Задачи и упражнения

 

5.1. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе заключенных браков населением России, тыс. чел.:

1990 1991 1992 1993 1996

1320 1277 1054 1107 867

5.2. По данным о протяженности электрифицированных ли­ний железных дорог (на конец года) постройте диаграммы: 1) ленточные; 2) структурные:

 

 
Протяженность электрифицированных линии железных дорог (на конец года), тыс. км 33,4   37,3   38,0   38,8  
В процентах к общей эксплуатационной длине железных дорог 39,3   42,8   43,6   44,8  

5.3. При помощи квадратной диаграммы сопоставьте следу­ющие данные о городском жилищном фонде в России за 1980-1995 гг. (млн. м2 общей площади):

1980 1985 1990 1995

1291,2 1491,7 1719,6 1915,1

5.4.По данным о численности работников научных органи­заций (тыс. чел.) в России за 1990-1995 гг. постройте столби­ковые и секторные диаграммы:

 

Годы     Все работники основной деятельности   В том числе
специалисты, выполнявшие научные исследования и разработки вспомогатель­ный персонал прочие  
1943,4 1227,4 512,5 203,5
1677,8 1079,1 416,6 182,1
1532,6 984,7 382,2 165,7
1315,0 778,8 379,4 156,8
1106,3 640,8 291,3 174,2
990,7 572,6 260,0 158,2

 

5.5. По данным о структуре потребительских расходов насе­ления России постройте диаграммы, изображающие структуру. Укажите, к какому виду графиков они относятся.

 

 
Все потребительские расходы 100,0 100,0 100,0
В том числе:      
продукты питания 36,1 46,9 49,0
непродовольственные товары 45,8 40,1 34,8
алкогольные напитки 5,0 2,9 2,5
оплата услуг 13,1 10,1 13,7

5.6. Имеются данныео выпуске учащихся из общеобразова­тельных школ всех видов, тыс. чел.:

 

Годы   Окончил основную школу Окончил среднюю (полную) школу
всего   в том числе всего   в том числе
дневную вечер­нюю дневную вечер­нюю

 

Постройте диаграммы:

а) столбиковые;

б) секторные.

5.7. По данным о грузообороте по видам транспорта общего пользования в России за 1990-1995 гг. постройте диаграммы:

а) квадратные;

б) круговые;

в) секторные.

(млрд. ткм)

 
Все виды транспорта 5889,6 3562,5 3532,6
В том числе:      
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный морской
внутренний водный
воздушный 2,6 1,5 1,6

 

5.8. С помощью фигур-знаков изобразите графически данные о производстве телевизоров цветного изображения в одном из регионов России в 1994-1997 гг., тыс. шт.:

1994 1995 1996 1997

4717 3672 3987 2189

5.9. Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о реализации минеральных удобрений сельскохозяйствен­ными предприятиями в России, тыс. т:

1990 1992 1993 1994

10828 5510 3721 1398

5.10.Постройте знаки Варзара по следующим данным.

Вклады населения в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации в 1996 г. (на начало года):

Число вкладов, млн. 226

Сумма вкладов, млрд. руб. 51144,6

Средний размер вклада, руб. 226297

5.11.Имеются данные о посевной площади, валовом сборе и урожайности отдельных зерновых культур (в хозяйствах всех категорий; цифры условные):

 

Годы Показатели    
Валовой сбор зерновых культур (в весе после доработки), млн. т 98,3 99,1
В том числе:    
пшеница яровая 19,2 16,3
ячмень яровой 22,0 24,4
овес 12,6 11,6
Урожайность зерновых культур (в весе после доработки), ц с 1 га 15,9 16,3
В том числе:    
пшеница яровая 11,9 11,5
ячмень яровой 14,9 16,5
овес 12,8 13,8
Посевная площадь под зерновыми культурами, тыс. га
В том числе:    
пшеница яровая
ячмень яровой
овес

 

Изобразите приведенные в таблице данные при помощи ди­аграмм: а) квадратных; б) круговых; в) столбиковых; г) знаков Варзара. Самостоятельно определите, по каким показателям ка­кие диаграммы строить.

5.12.Постройте линейные графики по данным о продукции топливно-энергетической отрасли за 9 месяцев 1997 г. в одном из регионов России (цифры условные). Все кривые нанести на одну диаграмму.

 

Месяцы Показатели Ян­варь Фев­раль Март Ап­рель Май Июнь Июль Ав­густ Сен­тябрь
Электроэнергия, млрд. кВт-ч 90,3   79,1   82,9   68,6   62,7   57,5   58,3   59,6   61,8  
Нефть, включая газовый конденсат, млн. т 26,3   24,2   26,2   24,9   26,2   25,3   26,0   26,0   25,0  
Газ естественный, млн. м3 57,0   51,2   55,2   48,8   48,9   43,4   44,0   44,0   43,2  
Уголь, млн. т 23,8 23,4 24,2 20,3 19,7 20,1 20,0 20,6 21,0

 

Какие выводы можно сделать, рассматривая построенную диаграмму?

5.13.Дана динамика производства отдельных видов продук­ции промышленности строительных материалов в одном из ре­гионов России за 9 месяцев 1997 г. (в процентах к соответству­ющему периоду предыдущего года; цифры условные).

 

Месяцы Показатели Ян­варь Фев­раль Март Ап­рель Май Июнь Июль Ав­густ Сен­тябрь
Цемент
Строительный кирпич 99,9
Шифер

 

Постройте линейные графики (все кривые нанесите на одну диаграмму). Сделайте выводы по полученной диаграмме.

5.14.Имеются следующие данные, характеризующие дина­мику развития внешней торговли Российской Федерации:

(млн. долл. США)

Годы   Внешнеторговый оборот   В том числе
экспорт импорт

 

Постройте линейные графики (все кривые нанесите на одну диаграмму). Сделайте выводы на основе полученной диаграммы.

5.15. Продажа основных продуктов на рынках одного из горо­дов по месяцам 1997 г. характеризуется следующими данными:

Месяцы Продукты I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI   XII  
Картофель, тыс. т 2,4 3,7 3,8 5,5 5,2 9,7 14,9 11,7 14,0 11,4 6,6 6,5
Овощи, тыс. т 2,2 2,9 3,3 4,1 8,4 7,9 20,4 15,8 15,5 6,5 3,6 2,9
Мясо, т
Молоко, тыс. т

 

Постройте радиальные диаграммы: а) по картофелю; б) по овощам; в) мясу; г) молоку. Проанализируйте сезонный характер изменения продажи продуктов.

5.16.Постройте радиальную диаграмму по данным о произ­водстве шоколада и шоколадных изделий по одному из конди­терских объединений по месяцам 1997 г., т:

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

970 880 974 1010 850 930 460 730 947 965 880 920

5.17.По данным, характеризующим денежные доходы насе­ления в Российской Федерации по месяцам за 1992-1994 гг. в расчете на душу населения в долларах США, постройте спираль­ную диаграмму:

Годы Месяцы
Январь 4,3 20,5 64,8
Февраль 7,3 23,7 72,8
Март 11,2 26,3 79,8
Апрель 12,7 26,7 88,4
Май 16,3 26,4 82,6
Июнь 21,4 30,6 93,0
Июль 25,8 39,0 99,3
Август 24,2 50,1 104,3
Сентябрь 21,5 54,3 101,4
Октябрь 17,1 54,5 86,2
Ноябрь 17,2 65,9 89,4
Декабрь 26,8 93,8 114,6

5.18.Постройте радиальную и спиральную диаграммы по Данным об объемах продажи творога на рынках сельхозпродук­тов города:

(тыс. кг)

Годы Месяцы        
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

 

5.19. Имеются следующие данные о распределении общего объема денежных доходов населения России за январь-сентябрь 1994-1995 гг.:

 
Денежные доходы – всего 100,0 100,0
В том числе по 20%-ным группам населения:    
первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,5
вторая 9,9 10,2
третья 15,2 15,2
четвертая 22,5 22,4
пятая (с наивысшими доходами) 47,0 46,7

 

Постройте график Лоренца и установите, в каком направле­нии изменилась концентрация общего объема денежных дохо­дов населения за этот период.

5.20. По областям Центрально-Черноземного района РФ на 01.01.96 г. имеются следующие данные:

Области Территория, тыс. км2 Численность населе­ния, тыс. чел.
Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская 27,1 52,4 29,8 24,1 34,3 1469,0 2504,0 1348,0 1250,0 1310,0
Итого 167,7 7881,0

 

Постройте картограмму «Плотность населения Центрально-Черноземного района РФ по областям на 01.01.96 г.»: а) точеч­ную; б) фоновую. Что показывает построенная картограмма?

5.21. По 16 административным районам одной из областей имеются данные, характеризующие посевные площади озимого ячменя и его урожайность в 1997 г.:

№ района   Посевная площадь, тыс. га Урожайность озимого ячменя, ц с 1 га   № района   Посевная площадь, тыс. га Урожайность озимого ячменя, ц с 1 га  
14,1 17,5 15,9 31,6
9,2 20,1 2,6 18,1
10,2 36,1 9,3 24,3
3,1 27,2 17,4 26,3
3,3 28,1 19,9 28,2
2,4 16,1 21,7 22,5
11,1 16,4 12,1 19,5
9,9 32,3 4,1 16,9

 

Постройте: а) картограмму с помощью штриховки для характеристики изменения урожайности в районах области; б) точечную картограмму для характеристики размещения посевов ячменя в районах.

Указание. Схематическую карту области и размещение на ней районов сделайте по собственному усмотрению.

5.22. По 10 районам области имеются следующие данные о производстве некоторых видов продукции за 1997 г.:

№ района   Зерно, тыс. ц   Молоко, тыс. ц Мясо в живом весе скота, тыс. ц
крупного рогатого свиней  
95,1 14,8 1,7 13,9
122,3 14,5 1,6 13,8
393,9 58,0 7,7 10,3
220,6 40,1 4,5 5,5
53,3 15,0 1,6 0,7
31,1 14,5 0,8 0,9
290,8 37,7 4,5 8,4
119,8 38,9 3,4 9,2
267,1 46,8 5,7 15,5
314,5 44,8 4,4 11,5

 

Постройте картодиаграмму, изобразив: а) производство зерна с помощью столбиковых диаграмм; б) производство молока при помощи квадратных диаграмм; в) производство мяса в живом весе с помощью круговых диаграмм.

Указание. Схематическую карту области постройте про­извольно.

5.23. По данным задачи 6.26 о распределении населения по продолжительности проживания в месте постоянного жительства постройте полигон и гистограмму распределения.

5.24. По данным о распределении численности рабочих одной из отраслей промышленности по тарифным разрядам за 1997 г. постройте полигон распределения:

Тарифный разряд 1 2 3 4 5 6

Численность рабочих, % к итогу 4,3 12,1 20,6 32,4 24,0 6,6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.