|
Задачи ко второму учебному модулю
Задача № 1. Оцените максимально возможную концентрация растворенного О2 в воде при 25оС, если константа Генри равна 2 . 10–8 моль/л. Полученную величину сравните с нормируемой для природных вод и укажите причины в различии полученных значений.
Задача № 2. Оцените величину рН атмосферных осадков при растворении в них атмосферного СО2. Влиянием других кислых газов пренебречь. В оценках принять константу диссоциации угольной кислоты:
Н2СО3 Н+ + НСО3–.
Задача № 3. Оцените рН дождей в г. Иваново, где основной вклад в закисление атмосферной влаги (уменьшение рН) дает диоксид серы. Средняя концентрация диоксида серы в приземном слое воздуха составляет 30 мкг/м3, константа Генри равна 5,4 моль/(л . атм), а константа скорости диссоциации (Н2SО3 Н+ + НSО3–) составляет 2,7 . 10–2 моль/л. Выполните аналогичные расчеты для г. Череповца, где средняя концентрация SO2 достигает 1 мг/м3. Рассчитайте парциальные индексы загрязнения атмосферы в двух городах и сделайте соответствующие выводы.
Задача № 4. Оцените концентрацию карбонат-иона при растворении атмосферного СО2 в природных водах при температуре 25оС. В оценках принять: константа Генри КГ = 3,4 . 10–7 моль/ л . Па; К1 = 4,5 . 10–7 моль/л; К2 = 4,7 . 10–7 моль/л; рН = 10.
Задача № 5. Рассчитайте концентрацию бикарбонат-иона при растворении атмосферного СО2 в природных подах при 20оС. В качестве справочных данных принять: количество СО2 в атмосфере составляет 0,0343% (объемных), константа Генри КГ = 3,4 . 10–7 моль/ л . Па; К1 = 4,5 . 10–7 моль/л; К2 = 4,7 . 10–7 моль/л; рН = 7.
Задача № 6. Оцените, какой объем воды условно потеряет кислород, если в замкнутый водоем в результате аварии попало 100 кг бензола. Константа Генри равна 1,26 . 10–8 моль/л . Па.
Задача № 7. Что произойдет с популяцией парка в замкнутом водоеме, если в последний произошел залповый выброс фенола в количестве 20 кг? Равновесная концентрация растворенного в воде О2 до выброса составляла 10 мг О2/л. Объем водоема 10000 м2.
Задача № 8. Оцените последствия для популяции рыб замкнутого водоема, если в последний начали сбрасывать сточные воды крахмалопаточного завода. В сточных водах содержится 60 мг/л сахаров (С12Н22О11). Мощность сброса за контрольный период составила 1000 м3. Равновесная концентрация О2 в водоеме до сброса сточных вод – 9 мг/л, объем водоема – 10000 м3.
Задача № 9. Оцените максимально возможное количество биомассы, которое может быть получено при фотосинтезе в случае отсутствия поступления в водоем других углеродсодержащих соединений, в том число и СО2, если в процессе фотосинтеза величина рН среды изменилась с 7 до 10 единиц. В оценках принять: при рН = 7, щелочность 1 мг-экв/л, а при рН = 10 щелочность – 4 мк-экв/л, К1 = 4,47 . 10–7 моль/л; К2 = 4,68 . 10–11 моль/л; рН = 10.
Задача № 10. Постройте диаграмму – рН для железа, если его среднегодовая концентрация в водоеме составляет 0,1 мг/л, а основные равновесия записываются следующим образом:
1) Fe3+ + ® Fe2+, = 13;
2) Fe(OH)2 (тв) ® Fe2+ + 2OH–, k2 = 2 . 10–15;
3) Fe(OH)3 (тв) ® Fe3+ + 3OH–, k3 = 6 . 10–38;
4) Fe(OH)3 (тв) + ® Fe(OH)2 (тв) + OH–, = –9,48.
Оцените основные формы нахождения соединений железа в поверхностных и придонных слоях воды, если средняя глубина водоема составляет 12 м.
Задача № 11. Определите основную форму нахождения Al в поверхностных слоях воды водоема при значении рН = 5 и рассчитайте его содержание в этой форме, если образование растворимых форм алюминия в природных водах ограничить следующими реакциями:
1) Al(OH)3 + 3H+ ® Al3+ + 3H2O, k1 = 5,1 . 109;
2) Al(OH)3 + H+ ® Al(OH)2+ + H2O, k2 = 4 . 101;
3) Al(OH)3 + H2O ® Al(OH)4– + H+, k3 = 1 . 10–14.
Задача № 12. Оцените величину рН дождей в промышленном районе, где основной вклад в закисление атмосферной влаги дает SO2. Парциальное давление SO2 в атмосфере равно 5 . 10–9 Па, константа Генри равна 5,4 моль/л . атм, а константа скорости диссоциации сернистой кислоты – 2,7 . 10–2 моль/л.
Задача № 13. Что произойдет с популяцией карпа в замкнутом водоеме, если в последний произошел залповый сброс фенолов в количестве 25 кг. Равновесная концентрация растворенного кислорода в воде до сброса составляла 8 мг O2/л, объем водоема – 10000 м3. Оцените максимальный уровень загрязнения воды в водоеме.
Задача № 14. Средние концентрации неорганических соединений азота и фосфора в озере Вазель Южского района ивановской области в 1996 г. составили, г/м3: 1) аммоний солевой – 1,21; 2) нитрит – 0,12; 3) азот нитратов – 2,0; 4) фосфаты (в пересчете на Р) – 0,235. Содержание хлороформа в этот же период времени колебалось в пределах 34-60 мг. Средняя глубина озера равна 1 м. Рассчитанная средняя плотность потоков из донных отложений неорганического азота и фосфора составляет, соответственно, 1,5 и 0,7 г/м2 . год. Во-первых, обоснуйте оптимальное соотношение азота и фосфора в природных водах, это значение сравните с экспериментальными и сделайте соответствующие выводы. Во-вторых, рассчитайте время оборота азота и фосфора в системе вода – донные отложения и сделайте выводы о развитии процессов эвтрофирования. В-третьих, оцените категорию трофического состояния озера Вазаль.
Задача № 15. Определите форму нахождения соединений железа в воде, если последняя характеризуется следующими показателями: рН = 7, ре = 10 (концентрация железа в воде 10–4 моль/л).
Задача № 16. Оцените максимальную концентрацию 2,3,7,8-тетрахлорбензопарадиоксина (ТХДД) в воде, если его содержание в атмосферном воздухе составляет около 0,13 мг/м3, константа генри равна 0,2 моль/л . Па. Оцените возможные каналы выведения ТХДД из природных вод.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ
для самостоятельного решения
1.
| Ион
| Млн –1
| %0
| ммоль/л
|
| Na+
| 5,8
| 0,0058
| 0,25
|
| Mg2+
| 3,4
| 0,0034
| 0,14
|
| Са2+
|
| 0,020
| 0,50
|
| К+
| 2,1
| 0,0021
| 0,054
|
| Сl–
| 5,7
| 0,0057
| 0,16
|
| SO
|
| 0,012
| 0,12
|
| HCO
|
| 0,035
| 0,57
| 2.СО2(1000)М(0,1/0,97) ; 3. 28,3 г; 4. М = 34,3 г/л; класс вод с повышенной соленостью; 5. Гидрокарбонатные воды кальциевой группы третьего типа; 6. 1,28 . 10–4 моль; 7. Вторая вода более агрессивна; 8.Q = 0,22 < 1, следовательно, будет идти процесс растворения гипса; 9. Ангидрит более устойчив; 10.СF = 19,3 мг/л, что в 26 раз превышает ПДК; 11.Общая жесткость равна 7,8 . 10–2 моль/м3, что соответствует 0,22 немецких градусов жесткости, 0,39 французских градусов жесткости и 3,90 американских градусов жесткости; жесткость карбонатная равна 0,020 моль/м3, вода относится к группе очень мягких вод; 12.рН 6,9; DрН = 1,3; 13. рН 4,9; аСO2= +16%; aSО2= +93%; aNH3= –9%; 14. рН 5,7: SO , HSO ; рН 4,5: HSO ;15.При рН 7: [СО2(р-р)] = 3,37 . 10–4 моль/л; [HCO ] = 1,5 . 10–3 моль/л; РСО2= 1,11Па; при рН 10,5: [НСО ] = 2,21 . 10–4 моль/л; [СО ] = 4,80 . 10–4 моль/л; 16.m = 34,2 мг/л; 17.рН 10,9; 18.Щ = 2,84 . 10–3 моль/л; Ж = 9,24 . 10–3 моль/м3; вид – солоноватые, класс – сульфатные, 2-й THn;
(l/30)[SO4(62,6)HCO3(18,8)Cl(18,6)]/[Na(39,5)Ca(30,4)Mg(30,l)];19.рН = 11,4;20.Щ = 5,48 . 10–3 моль/л; Ж = 5,48 . 10–3 моль/м3; 21.рН = 9,3; 22.h = 0,18 м за 1000 лет; 23.См. штриховые линии на рис. 13; 24. = 0,49; 25. = 13,3; D = 2,5; 26. РО2= 10–67 атм; 27.1340 мг/л; 28.V= 59,6 м3; 29.m = 0,22 кг; V = 145 л.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды. Пер. с англ. – М.: Мир, 1999. – 271 с.
2. Исидоров В.А. Экологическая химия: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Химиздат, 2001. – 304 с.
3. Гусакова Н.В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, . – 192 с.
4. Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Химиздат, 1999. – 144 с.
5. Мур Док., Рамамурти С. Тяжелые металлы в природных водах: контроль и оценка влияния: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 287 с.
6. Экологическая химия. Под ред. Ф. Корте. Пер. с англ. – 2004. – 396 с.
7. Человек и его среда обитания. Под ред. Г.В. Лисичкина и Н.Н. Чернова. – 2004. – 460 с.
8. Хенсе М., Харренмойс П., Янсен Е., Арвин Э. Очистка сточных вод. Под ред. Л. Дернера. Пер. с англ. – 2004. – 400 с.
9. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды. Справочные материалы / Под ред. Т. В. Гусевой. – М.: Социально-экологический союз, 2000. – 148 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 2.Равновесные парциальные давления паров воды в воздухе
при различных температурах
Температура, 0С
| Парциальное давление паров воды
| Мм рт.ст.
| Атм
| Па
|
| 4,58
| 6,02 . 10–3
| 607,81
|
| 6,54
| 8,60 . 10–3
| 871,78
|
| 9,21
| 12,12 . 10–3
| 1227,69
|
| 12,79
| 16,83 . 10–3
| 1704,91
|
| 17,54
| 23 . 10–3
| 2338,08
|
| 23,76
| 31,26 . 10–3
| 3167,21
|
| 31,82
| 41,87 . 10–3
| 4241,61
|
Таблица 3.Константы Генри (Кг) для некоторых газов при температуре 298 К
Газ
| КГ, моль/(л . атм)
| Газ
| КГ, моль/(л . атм)
| СО2
| 3,3 . 10–2
| NH3
| 89,1
| SO2
| 5,34
| H2O2
| 1 . 105
|
Таблица 4.Константы Генри (KГ) для кислорода при различных температурах
Т, К
| KГ
| моль/л . атм
| моль/л . Па
|
| 0,00191
| 1,88 .10–8
|
| 0,00130
| 1,28 .10–8
| Таблица 5. Изменение стандартной энергии Гиббса ( )
при образовании некоторых веществ и ионов в водном растворе
при давлении 101,3 кПа и температуре 298 К
Вещество или ион
| , кДж/моль
| Вещество или ион
| , кДж/моль
| Н2О(ж)
| –237,23
| CO2(Г)
| –394,37
| СаСО3 (кальцит)
| –1128,35
| MgCO3 (магнезит)
| –1012,15
| CaSO4 (ангидрит)
| –1323,90
| CaSO4 . 2Н2О (гипс)
| –1799,8
| CaF2 (флюорит)
| –1168,46
| Fe2C3 (крист.)
| –740,34
| FезО4 (крист.)
| –1014,17
| Са3РО4
| –3884,9
| Са2+
| –552,70
| Mg2+
| –455,24
| CO
| –527,60
| НСО
| –586,56
| SO
| –743,99
| F–
| –279,99
| Fe2+
| –84,88
| Fe3+
| –10,53
| Таблица 6.Изменение стандартной энтальпии ( )
при образовании некоторых веществ и ионов в водном растворе
при давлении 101,3 кПа и температуре 298 К
Вещество или ион
| , кДж/моль
| Вещество или ион
| , кДж/моль
| Н2О(ж)
| –285,83
| СаСО3 (кальцит)
| –1209,83
| CaSO4 (ангидрит)
| –1436,28
| CaSO4 . 2Н2О (гипс)
| –2027,70
| MgCО3 (магнезит)
| –1095,85
| CO
| –676,64
| SO
| –909,26
| F-
| –333,84
| Са2+
| –542,66
| Mg2+
| –461,75
| Таблица 7.Константы диссоциации угольной и сернистой кислот
по первой (К1)и второй (К2)ступеням диссоциации при различных температурах
Кислота
| T, К
| К1
| К2
| H2SO3
|
| 2,7 . 10–2
| 1 . 10–7
| Н2СО3
|
| 4,45 . 10–7
| 4,69 . 10–11
| Н2СО3
|
| 3,02 . 10–7
| 2,75 . 10–11
| Таблица 8.Константа а, характеризующая радиус гидратированного иона в модифицированном уравнении Дебая – Хюккеля
при давлении 101,3 кПа и температуре 298 К (А = 0,5058; В = 0,3281 . 108)
Ион
| а
| Ион
| а
| SO
| 4,6 . 10–8
| Са2+
| 6,0 . 10–8
| F–
| 3,5 . 10–8
| Sr2+
| 5,0 . 108
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Физико-химические процессы в гидросфере ………………………
|
| 1. Аномальные свойства воды и состав природных вод ………….
|
| 2. Способы классификации природных вод ……………………….
|
| 3. Основные процессы формирования химического состава
природных вод …………………………………………………….
|
| 3.1. Процессы растворения газов в природных водах …………..
|
| 3.2. Процессы растворения твердых веществ в природных
|
| водах …………………………………………………………...
|
| 3.3. Жесткость природных вод ……………………………………
|
| 4. Кислотно-основное равновесие в природных водоемах ………..
|
| 4.1. Карбонатная система и рН атмосферных осадков ………….
|
| 4.2. Растворимость карбонатов и рН подземных и
|
| поверхностных природных вод ……………………………...
|
| 4.3. Карбонатное равновесие в океане …………………………..
|
| 4.4. Щелочность природных вод …………………………………
|
| 4.5. Процессы закисления поверхностных водоемов …………...
|
| 5. Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере ……
|
| 5.1. Окислительно-восстановительное равновесие ……………..
|
| 5.2. Взаимосвязь между окислительно-восстановительными и
|
| кислотно-основными характеристиками природных вод ….
|
| 5.3. Редокс-буферность природных вод ………………………….
|
| 5.4. Особенности окислительно-восстановительных процессов
|
| в озерах ………………………………………………………...
|
| 5.5. Особенности окислительно-восстановительных процессов
|
| в океане ………………………………………………………..
|
| 5.6. Особенности окислительно-восстановительных процессов
|
| в подземных водах ……………………………………………
|
| 5.7. Окислительно-восстановительные условия и миграция
|
| элементов ……………………………………………………...
|
| Контрольные вопросы ……………………………………………….
|
| Задачи для самостоятельного решения …………………………….
|
| Модуль № 2.Физико-химические процессы в гидросфере ………
|
| Ответы на задачи для самостоятельного решения ………………...
|
| Литература ……………………………………………………………
|
| Приложение …………………………………………………………..
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|