Сделай Сам Свою Работу на 5

О МОДЕДИРОВАНИИ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ





Начало трудовой деятельности, вступление молодого человека в самостоятельную жизнь после окончания школы сопровождается глубоким качественным изменением его социального статуса. Отныне его социальный статус определяется системой тесно взаимосвязанных элементов, основные из которых следующие:

а) занятие или характер выполняемой работы;

б) получаемое за эту работу вознаграждение – заработная плата;

в) социально-психологические аспекты быта и повседневной жизни.

Адаптация молодого человека к этому социальному статусу означает его приспособление ко всем трем элементам статуса.

Это чрезвычайно сложный процесс.

Поступив на завод или в колхоз, на фабрику или в учреждение, молодой человек получает свое рабочее место. Оно опре-

 

 

деляет круг операций, которые ему придется совершать, навыков, которые ему надо приобретать, степень сложности мастерства, которым ему предстоит овладеть, Успешность адаптации к характеру выполняемой работы во многом зависит как от условий на предприятии, так и от его прошлого опыта – практического и психологического.

Исследования показывают, что вследствие различных причин субъективного и объективного характера молодые люди оказывается по-разному подготовленными к началу трудовой деятельности. Одни еще в школе знали, что они пойдут работать, и в той или иной мере готовились к этому, другие пришли на производство в силу случайных обстоятельств, не расставаясь с мыслью о поступлении на дневное отделение вуза или техникума. Одни еще в период обучения в школе в той или иной степени были знакомы с профессией, производственным процессом, предприятием, где им предстоит работать, для других это знакомство начинается только после поступления на работу. Одни ознакомились со многими профессиями и выбирали из них профессию для себя, другие имели весьма смутное представление о профессиях вообще и о той, по которой они начали работу, в частности. Склонности, способности и возможности (психологические, физиологические и т.п.) одних совпадают с требованиями, предъявляемыми профессией, у других расходятся и т.д.



Так же разнообразны и условия, в которые попадает молодой рабочий на предприятии (возможности для обучения профессии, получения разряда, повышения квалификации, создания бытовых условий, вовлечения в общественную жизнь; отношение к нему со стороны администрации, общественных организаций, товарищей по работе и т.д. и т.п,).



Начало трудовой деятельности порождает у человека новые права и обязанности, развивает у него чувство самостоятельности, ответственности. В немалой степени этому самоутверждению способствует получение вознаграждения за выполняемую работу – заработная плата. Молодой рабочий понимает, что работа – это источник средств к существованию. Надо содержать себя, помогать родителям, а вскоре появится и собственная семья.

Сложность адаптации к этому элементу статуса состоит в том, что начинающий рабочий должен научиться правильно распоряжать-

 

 

ся своим заработком и, главное, чтобы смысл своей работы, профессии не сводить только к заработку.

С первых же шагов начинающий рабочий попадает в новую, непривычную для него обстановку. На работе все отличается от того, к чему он привык в школе: здесь иные повседневные занятия с присущими им ритмом, режимом, направленностью и распорядком дня, другой коллектив со своим характером взаимоотношений, системой взглядов и ценностей. Чтобы успешно функционировать в новой обстановке, молодой человек вынужден частично или полностью изменять свои привычки, мнения, представления, устанавливать деловые и личные контакты с новыми людьми разного возраста, обладающими по отношению к нему различной мерой власти, прав и обязанностей. Одновременно ему приходится пересматривать свои отношения и связи со сверстниками, продолжающими учебу в школе или других учебных заведениях. Эти условия отныне становятся неотъемлемой частью социально-психологических аспектов его жизни.



Как уже отмечалось, адаптация к социальному статусу означает приспособление ко всем трем элементам статуса.

Моделирование этого процесса возможно только при учете всех его разноплановых характеристик, что на данном этапе неосуществимо. Используя разработанные на сегодняшний день методы, можно построить модели лишь отдельных элементов, составных частей процесса адаптации.

В нашей социологической литературе процесс вступления молодежи в самостоятельную жизнь понимается как адаптация только к труду, т.е. как адаптация к первому из приведенных выше элементов статуса – характеру выполняемой работы.

Отдавая отчет в том, что такое понимание существенно сужает проблему, и считая необходимостью постановку задачи об адаптации также и к двум другим элементам статуса, мы делаем попытку моделирования адаптации молодежи к труду, т.е. в традиционном русле.

В качестве основного признака, определяющего адаптацию молодежи к труду, понимаемую как адаптацию к характеру выполняемой работы, мы берем трудовые навыки, полученные молодежью к моменту окончания средней школы.

 

Формирование трудовых навыков происходит в различных социальных институтах; в семье, школе, общественных организациях и т.д.

Степень участия этих институтов в формировании трудовых навыков у молодежи небезразлична для общества, так как изменение степени участия этих институтов приводит к изменению структуры трудовых навыков у молодежи, вступающей в общественное производство; затраты на формирование трудовых навыков различны по каждому институту;

изменяя степень участия различных институтов, можно добиться ускорения процесса адаптации молодежи к труду и уменьшения общественных затрат в этом процессе.

В одном из социологических исследований* нами были выявлены трудовые навыки выпускников средних школ, полученные ими в семье, школе и прочих социальных институтах (в Домах пионеров, в кружках, у друзей и т.д.). Полученные выпускниками навыки можно условно свести в три большие группы. Это навыки, имеющие преимущественное значение для производства, в домашнем хозяйстве, для отдыха, развлечения и т.п.

Для социального планирования должны быть отобраны навыки, имеющие преимущественное значение для производства. Затем они объединяются в группы навыков, требующихся в следующих отраслях народного хозяйства: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании, в просвещении; в государственном и хозяйственном управлении.

Мы считали, что оптимальной была бы такая структура трудовых навыков (см. табл. 1), которая соответствовала бы структуре занятых в народном хозяйстве (по отраслям).

Таблица 1

  Трудовые навыки Занятые в народном хозяйстве (по РСФСР)
Промышленность
Строительство
Сельское хозяйство
Торговля и общественное питание
Просвещение
Государственное и хозяйственное управление
Итого

 

 

Из табл. 1 следует, что структура полученных трудовых навыков не соответствует структуре занятых в народном хозяйстве.

Нами решается следующая задача: в каких институтах следует формировать те или иные трудовые навыки, чтобы общая сумма навыков соответствовала структуре занятых в народном хозяйстве. При этом мы должны произвести в некотором смысле минимальные изменения в сложившейся структуре формирования трудовых навыков.

При формализации задачи введены следующие обозначения:

pij – вероятность того, что будет получен навык j в институте i (фактическая структура навыков);

– степень участия i -того института в формировании трудовых навыков;

– доля j -того навыка в общем числе отобранных навыков;

qj – доля j -того трудового навыка, потребная для народного хозяйства (см. табл. 1);

qij – планируемая вероятность того, что навык j будет получен в институте i (структура навыков, требуемая для народного хозяйства, т.е. );

q'ij – планируемая вероятность получения навыка j в институте i, обеспечивающая минимальное отклонение от сложившейся структуры навыков. В общем виде требование, предъявляемое к q'ij, можно записать следующим образом:

 

 

f{∆(pij, q'ij)} = minf{∆(pij, qij)}

где ∆(pij, qij) – некоторая функция, описывающая различия в, соответствующих долях навыков.

Делая сильные допущения, мы считаем, что нужно минимизировать общую сумму отклонений pij и qij. Тогда предыдущая формула запишется так:

В таком случае мы можем использовать методы линейного программирования, причем вместо минимизации приведенной выше линейной формы максимизируется

Строго говоря, оптимальные структуры при и при не всегда будут совпадать. Однако они удовлетворяют условию, записанному в общей форме, а этого вполне достаточно для качественных выводов.

Конкретные расчеты производились по материалам социологического исследования, выявившего структуру формирования трудовых навыков у выпускников средних школ (см. табл. 2).

В верхних половинках клеток – pij, в нижних – q'ij.

Для качественных выводов нам наиболее интересен средний столбец. Сравнение pij и q'ij в этом столбце позволяет выдвинуть некоторые соображения относительно деятельности школ в формировании трудовых навыков.

Школа должна усилить свою деятельность в формировании трудовых навыков для следующих отраслей:

сельского хозяйства (q'ij pij = 83);

просвещения (q'ijpij = 82);

торговли и общественного питания (q'ijpij = 12).

 

 

Таблица 2

Совершенно очевидно, что необходимо различать формирование трудовых навыков у юношей и девушек. Соответственно должна быть дифференцирована и деятельность школы.

В следующих таблицах приведен оптимальный вариант формирования трудовых навыков у юношей (см. табл. 3).

У юношей особенно необходимо воспитывать в школе трудовые навыки, которые нужны в промышленности (q'ijpij = 28), в строительстве (q'ijpij = 2), в сельском хозяйстве (q'ijpij = 33)

У девушек – в строительстве (q'ijpij = 58), в сельском хозяйстве (q'ijpij = 37); в торговле и общественном питании (q'ijpij = 41) и в просвещении (q'ijpij = 54).

 

 

Таблица 3

 

Таблица 4

 

 

Предложенная схема может быть скорректирована по различным показателям в зависимости от того, с какой совокупностью школьников мы будем иметь дело при социальном планировании.

В качестве примера одного из таких объективных признаков был взят средний душевой доход в семье выпускника. Исследуемая совокупность выпускников была разделена на 3 группы по среднему душевому доходу: I группа – с минимальным доходом, II группа – со средним и III – с максимальным. При этом существенно изменяются pij, что можно видеть из табл. 5.

Очевидно, что и оптимальное решение при изменении среднего душевого дохода будет меняться.

Можно поставить задачу описания (по материалам массовых обследований) статистической связи между pij и некоторыми объективными показателями с тем, чтобы в дальнейшем все pij рассчитывались по показателям, а не по данным анкетных обследований.

Табл. 5 показывает, что при получении трудовых навыков следует учитывать фактор дохода. Ранее было произведено разделение совокупности по полу. Допустим, возможно выявить такое разделение выпускников по группам, чтобы в каждой наблюдались устойчивые вероятности как приобретения навыков вообще, так и получения их в данном социальном институте.

Получив такое разбиение совокупности выпускников по 1, 2, ..., t годам, мы могли бы прогнозировать структуру трудовых навыков t + 1 года по относительным изменениям в численностях выделенных нами групп. Разумеется, имеет смысл переходить к изучению лишь устойчивых, прогнозируемых факторов. Такими как раз и являются параметры: "пол" и "доход на 1 человека в семье".

Поскольку предлагаемая модель – первая попытка социального планирования в формировании трудовых навыков, совершенно очевидно, что она не лишена недостатков. К ним следует отнести:

1) Слишком крупное агрегирование трудовых навыков. В дальнейшем следует привязывать трудовые навыки не к отраслям, а к отдельным профессиям или группам сквозных профессий;

2) Следует выделять в отдельный институт, формирующий трудовые навыки, общественные организации типа Дворцов пионеров, оборонно-спортивных обществ и т.д.;

 

 

Таблица 5

отрасль Группы по доходам Институт
Семья Школа Прочие
юшоши девушки общая юшоши девушки общая юшоши девушки общая
Промышленность I
II
III
Строительство I
II
III
Сельское хозяйство I
II
III
Торговля и общественное питание I
II
III
Просвещение I
II
III
Государственное и хозяйственное управление I
II
III

 

3) Использование в матрице планирования непосредственно pij, а не функций от них делает модель довольно грубой, поскольку различия между самими pij, как правило, очень существенны. Вероятно в матрице планирования следует использовать не pij, а нормированные значения величин log pij

 

 

Что касается возможностей моделирования двух других элементов социального статуса, то их учету мешают весьма существенные причины: многообразие и сложность связей, образующих эти элементы, отсутствие методов получения достоверной информации и ее квантификации. Необходима длительная целенаправленная работа для разрешения этих проблем. Только после этого можно будет ставить вопрос о моделировании всех элементов социального статуса и адаптации к нему.

Таким образом, построена простая модель, показывающая направление, в котором следует изменить структуру формирования трудовых навыков, чтобы получить распределение трудовых навыков, соответствующее нуждам народного хозяйства.

Дальнейшее усовершенствование предложенной модели позволит проводить расчеты по распределению затрат на формирование отдельных групп трудовых навыков в школе и общественных организациях.

Работа над построением этой модели показала, что предложенная модель может быть использована для планирования также и других социальных процессов, в частности планирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства на данный момент или на перспективу.

Так, с помощью этой модели можно планировать:

а) подготовку квалифицированных рабочих по конкретным профессиям. в зависимости от форм обучения (бригадно-индивидуальное ученичество, курсы, профессионально-технические училища и т.п.);

б) подготовку специалистов разных уровней квалификации (рабочие, техники, инженеры) для конкретной отрасли народного хозяйства, экономического района, стабильных или новых производств.

В качестве критериев в обоих случаях могут выступать количество работников по профессиям и уровню квалификации, сроки стоимость обучения.

Применение модели для планирования подготовки кадров позволит:

а) исключить многие недостатки, отмеченные в рассмотренном нами случае планирования формирования трудовых навыков;

 

 

б) ввести временные и стоимостные показатели;

в) использовать материалы отчетных и плановых органов вместо анкетных материалов.

Все это облегчит применение моделей для социального планирования.

 

 

Г.В. Розанов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.