Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамика групп, определенных разделяющим признаком





Имеются группы, образованные по признаку Xq (например, при делении общей совокупности опрошенных по ответам на вопрос о социальном положении, месте жительства и т.п.).Полученные таким образом группы сравниваются друг с другом по степени близости по другому признаку Хz. Это могут быть вопросы, касающиеся структуры свободного времени, уровня заработной платы, отношений между людьми и т.д.

Допустим, что по признаку Xq возникло tq групп вида .

Каждый из объектов (i = 1,2,…,tq) может попасть в градацию или в комплекс градаций по признаку Хz. Причем некоторые из этих градаций могут совпадать с градациями, в которые попали объекты из других групп , поэтому группы в целом могут быть похожи друг на друга по Хz.

Ниже рассматривается случай, когда меры различия между группами объектов и (i,j = 1,2,…,tq) могут меняться во времени.

Запишем матрицу мер близостей, элементы которой зависят от времени

 

 

Измерение элементов матрицы Q(τk) производится в момент τ1, τ2,…, τn, где τ1 – дата первого замера и τn – дата последнего замера. Определим величину изменения меры различия по признаку Хz между группами объектов и за время от τk до τk+1, как ∆ijk+1) = Qijk+1) – Qijk); i = 1,2,…,tq; j = 1,2,…,tq (13)



Возможен следующий случаи:

а) Qijk+1) > Qijk), т.е. различие по Хz между группами и увеличивается. Тогда ∆ijk+1) > 0.

б) Qijk+1) = Qijk), т.е. различие по Хz между группами и не изменилось. Тогда ∆ijk+1) = 0.

в) Qijk+1) < Qijk), т.е. различие по Хz между группами и уменьшилось. Тогда ∆ijk+1) < 0.

Определим скорость изменения различия между группами и как

Очевидно, что, чем короче период, за который происходит изменение в близости между группами, тем выше скорость изменения.

Учитывая, что Qijk+1) ≤ 1, нетрудно получить

Здесь ∆τ = τk+1 – τk. Отрицательный знак скорости означает сближение групп и по признаку Хz, положительный – наоборот, удаление групп и друг от друга по признаку Хz.

Запишем матрицу скоростей Тk+1), давшую полную картину динамики близости между группами объектов в момент времени τk+1 (k = 2,3,4,…,n)

 

 

 

Предлагаемый метод регистрации социальных изменений во времени наиболее удобен в случае большого количества групп , т.е. при больших τq, так как именно в этом случае, когда исследователь сталкивается с большим количеством числовой информации, необходимо введение мер ∆ijk+1) и Тijk+1), построение матриц ∆(τk+1) и Тk+1) с последующей фильтрацией для дальнейшего изучения процессов с наибольшим изменением за период ∆τ, т.е. быстропротекающих процессов.



Последнее реализуется с помощью задания порога для величин ∆ijk+1) или Тijk+1), которые разрешается выводить на печать ЭВМ.

 

Изменение мер во времени и образование "Супергрупп"

Предполагается, что имеется множество групп объектов , образованных по признаку Хq отличающихся друг от друга по признаку Хz. Меры близости между этими группами в разные моменты времени фиксируются с помощью ряда матриц Q(τk) k = 1,2,…, n. Пусть в момент времени τk имеется матрица мер различия Q(τk) вида (12) для множества исходных групп и обобщенная мера различия , характеризую

 

 

щая различие [1] между всеми группами объектов . (i = 1,2,..., tq) одновременно. Так как со временем парные меры различия между группами объектов меняются, то естественна зависимость от времени обобщенной меры

,

где - отношение информации, даваемой признаками Хq о признаке Хz в момент времени τk, к величине энтропии признака Хz, в момент времени τk.

Если в фиксированный момент времени τk, используя матрицу мер различий Q(τk) между группами, объединять последовательно самые похожие по Хz группы объектов в единые комплексы, то на некотором шаге такого объединения обобщения мера близости достигает максимума.



Полученные таким образом комплексы, состоящие из исходных групп, будем называть супергруппами. Так как на каждом шаге такого объединения возрастали, то можно утверждать, что полученные супергруппы будут больше отличаться друг от друга по признаку Хz, чем группы исходного множества . Пример такого объединения при фиксированном моменте времени τk изображен на рис. 6.

 

 

Здесь стрелками показано, каким образом исходные группы объектов были объединены в супергруппы.

Учитывая, что парные меры близости Qijk) между исходными группами объектов и изменяются во времени, можно утверждать, что объединение в супергруппы в момент τk не обязательно должно совпадать с объединением в супергруппы в момент τk+1. Так, группа (см. рис. 6), входящая в супергруппу в момент τ1 может к моменту τ2 настолько "приблизиться" по Хz к группе , что в этот момент будет выгоднее образовать супергруппу ( , ). чем оставлять в (см.рис.7).

 

На рис. 7 изображен граф, вершины которого представляют супергруппы. Если группа в момент τ2 находилась в супергруппе ( , ) и в момент τ3 она перешла в ( , , ). то это фиксируется в виде дуги, направленной от вершины графа, соответствующей супергруппе ( , ), к вершине графа супергруппы ( , , ). Чтобы установить состав супергруппы, необходимо просмотреть все дуги, входящие в вершину графа, изображающую эту су-

 

 

пергруппу. Совокупность исходных групп, названия которых надписаны над этими дугами, составит структуру супергруппы.

Состав супергрупп, образованных в момент τ, записывается над вершинами графа, соответствующими этим супергруппам.

Имея граф типа, изображенного на рис. 7, можно проследить "траекторию" каждой исходной группы во все моменты τk (k = 1,2,…, n). Образование супергрупп необходимо, так как среди множества исходных групп могут оказаться либо одинаковые, либо очень сходные по Хz группы.

Объединение таких групп нужно для упрощения в дальнейшем исходного множества групп .

Например, нет необходимости рассматривать отдельно исходные группы и (см. рис. 7), так как во все моменты они входят вместе в одни и те же супергруппы.

Образование супергруппы может послужить сигналом для детального исследования близости по Хz между исходными группами, входящими в супергруппы, а также причин, приведших к объединению групп в супергруппу.

Если группы, образующие супергруппу в момент τk, состоят из людей, то может встать вопрос о формах единства этих групп людей в реальной жизни, информация о которых не была вложена в предварительное исследование.

 

 

Литература

1. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., "Прогресс", 1963.

2. Rajeki C. Transaction of the third Prague conferense. – Information theory statistical decision function and random processes. Prague, 1962, 1962, p.583

5. Вопросы статистической теории распознавания. 1967.

4. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального я интегрального исчисления. "Физматгиз, 1965.

 

 

Е.Е. Горяченко

ОБРАБОТКА РАНТОВЫХ ШКАЛ И ВЫДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ГРУПП*

Проблема выделения типичных групп возникает в ряде социологических исследований. В данной статье предлагается один из возможных подходов к ее разрешению, который реализуется путем обработки ранговых шкал. Изложение методических вопросов проводится на примере решения конкретных задач выделения типичных групп по социально-психологическим характеристикам.

Используются следующие рабочие термины:

типичная группа – социальная группа, максимально связанная с другими социальными группами по своему отношению к различным социальным объектам;

конформизм – выражение единомыслия различных групп, примыкающих по своей установке к типичной группе;

нон-конформистская группа – социальная группа, установки которой резко отличны от установок других групп.

Предложенные термины достаточно общеприняты. Специфично лишь определение, данное типичной группе. В нем типичная группа определяется через отношение к другим группам. Более распространены другие варианты определений. Согласно одному из них, типичной считается такая группа, которая максимальна по численности; в соответствии с другим, типичной называют такую группу, которая хотя в настоящее время и малочисленна, но обладает большим влиянием, и весьма вероятно быстрое увеличение её численности в самом ближайшем будущем и т.д. Однако нам кажется, что именно определение типичной группы через отношения ее с другими группами, во-первых, устраняет некоторый налет субъективности, неявно присутствующий во втором определении, и, во-вторых, снимает ориентацию только на прошлый опыт, существующую при определении типичной группы как группы максимальной по численности.

 

 

задачу выделения типичных групп можно сформулировать следующим образом: по материалам конкретных социологических исследований, выраженных с помощью ранговых шкал, требуется определить типичную группу, социальные группы, с ней связанные (конформистские), и нон-конформистские группы.

Методика, предлагаемая в работе, может использоваться для выделения типичных групп при обработке ранговых шкал, построенных различными путями:

а) можно использовать ранговую шкалу при сборе социологической информации, когда респондентами ранжируются отобранные признаки или объекты;

б) ранговая шкала может строиться по некоторым характеристикам собранной социологической информации.

В данном случае ранговая шкала строилась по результатам обработки балльных шкал (по интенсивности данного признака или объекта в исследуемой совокупности).

В анкете по эстетической осведомленности был поставлен вопрос о любимых и нелюбимых писателях, художниках и т.д. Подсчитав число лиц, назвавших любимым (или нелюбимым) определенный вид искусства по каждой группе, получили выраженное количественно отношение к данному виду искусства внутри определенной группы. Сравнивая эти количественно выраженные отношения между собой, строился престижный ряд разных видов искусства в группе.

Такая же операция была проведена и по ответам на вопросы о любимых писателях и художниках.

Распределение писателей по рангам в группах опрашиваемых позволяет сравнить отношение к заранее выделенным, определенным писателям в разных группах молодежи. Из всех писателей, названных в числе любимых, были выделены прежде всего писатели из школьной программы, как встречающиеся в большинстве анкет:

Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Горький, Шолохов, Маяковский. В каждой из групп, выделенных по объективным признакам (пол, возраст, степень урбанизации), данные писатели располагались в разном порядке по частоте называния их любимыми.

Ранжирование названных шести писателей позволило перейти к определению тесноты связи в мнениях групп. Выборочными мерами тесноты связи или степени согласованности двух групп

 

 

служат коэффициенты ранговой корреляции. Эти коэффициенты инвариантны относительно парестановки элементов выборки, поэтому оценивая ранговую корреляцию, результаты ранжирования можно записать в виде подставовки

где xi – порядковый номер i -того индивидуума, присваиваемый ему 1 - й группой;

yi – порядковый номер i -того индивидуума, присваиваемый ему 2-й группой.

x1,…,xn; y1,…, yn – перестановки первых n натуральных чисел. Тогда xk yk = dk – разность рангов двух групп. Значение d дает удобную меру тесноты связи между 1-й и 2-й группами. Если все dk = 0,то соответствие полное. Однако мы не можем взять d за меру тесноты соответствия, так как , ибо каждая из которых представляет собой сумму первых n натуральных чисел. Поэтому мерой тесноты соответствия в данной работе служил коэффициент корреляции рангов ρ. Мы не останавливаемся на вычислительных аспектах коэффициентов ранговой корреляции. Вопросы ранговой корреляции достаточно подробно изложены в работах Юла и Кендэла [1], Мота [2] Ван дер Вардена [4].

Коэффициент корреляции рангов изменяется от -1 до +1. Корреляция считается полной и ρ =+1, когда оба порядковых ряда номеров полностью совпадают, т.е. мнения двух групп совершенно одинаковы.

Если же мнения двух групп полностью противоположны, т.е. ранги таковы, что 1,2,...,n, присвоенные первой группой, соответствуют точно n,(n-1),...,1 рангам, присвоенным 2-й группой, то ρ = -1.

В случае независимости мнений двух групп друг от друга порядковые номера является величинами независимыми и М(ρ) = 0.

 

 

Совокупность социальных групп, примыкающих к типичной группе, определяется выделением статистически значимого сходства, находящего свое отражение в достаточно высоких положительных значениях коэффициента ρ (см. табл. 1)*

Принцип кодировки групп следующий:.

первый знак (пол) – 1 – юноши, 2 – девушки;

второй знак (степень урбанизации) – 1 – крупный город, 2 – мелкий город, 3 – село;

третий знак (возраст) – 1 – восьмиклассники, 2 – выпускники средней школы, 3 – студенты 1 курса НГУ;

четвертый знак – 1 – ученик ЛФМШ, 0 – не ученик ЛФМШ.

По таблице 1 можно выделить значимые положительные связи. Обычно значимые связи выделяются по таблицам, в которых фиксирован уровень значимости. Однако существующие таблицы

 

 

для определения значимости ранговых коэффициентов корреляции рассчитаны только для случая ранговых шкал, построенных при помощи упорядочения одним человеком некоторого набора объектов. В связи с отсутствием таблиц, для ранговых шкал, построенных другими способами (например, одним из тех, которые изложены в начале статьи), мы были вынуждены допустить некоторый произвол. Значения коэффициентов выше 0,8 включительно считались статистически значимыми, а значения коэффициентов ниже 0,8 статистически не отличными от 0. Руководствуясь таким принципом, можно представить структуру статистически значимых связей в виде графа (см. рис. 1).

Расположение вершин графа (групп) по числу значимых связей позволяет формально выделить типичную группу, с которой по своему отношению наиболее тесно связаны все прочие группы. Для данной совокупности – это девочки-восьмиклассницы села.

Аналогичным образом выделяются и нон-конформистские группы.

 

 

В табл.2 представлена структура значимых отрицательных связей.

 

Изобразим значимые отрицательные связи в виде графа (см. рис. 2).

Как видно, в данном исследовании нон-конформистские группы не имеют своей типичной группы. Это должно встречаться, как правило, в большинстве исследований, поскольку в самом определении нон-конформистской группы содержится указание на ее специфичность.

В принципе, после некоторого анализа структуры групп, связанных с типичной группой, можно сказать, что наиболее значимым при исследовании отношения молодежи к данным писателям является

 

 

фактор – степень урбанизации, вторым по значимости выступает возраст и наименьшее влияние оказывает пол.

Коэффициенты конкордации W, характеризующие согласованность мнений внутри целой совокупности групп, подтверждают эту гипотезу (см. табл. 3). Коэффициенты конкордации в отличие от коэффициентов ранговой корреляции изменяются в интервале (0; 1), а не (-1; 1), т.е. полная согласованность или несогласованность не антисимметричны. Если, например, группа Х полностью расходится во мнениях с группами Y и Z, то мнения Y и Z должны быть полностью согласованны.

В данном случае выделяются группы, обладающие общим признаком – признаком одного пола, одного возраста, одной степени урбанизации. Значение коэффициента конкордации, вычисленного по группам, объединенным по одному из трех факторов, показывает степень влияния каждого из них.

Таблица 3

 

  Общий Пол Возраст Степень урбанизации
Юноши Девушки Школники Студенты Крупный город Мелкий город Село
8 кл. 11 кл.
W 0,34 0,32 0,48 0,62 0,68 0,80 0,78 0,94 0,80

 

Примененная схема выделения типичных групп достаточно обща . На практике могут встретиться случаи, когда отсутствуют типичные группы. Так, при исследовании отношения (установок) различных групп школьников к отдельным сторонам профессии учителя по пятибалльной шкале оценивались следующие утверждения:

"Работа учителя:

а) интересна,

б) нужна обществу,

в) творческая,

г) благородна,

д) требует высшего образования,

е) обогащает знаниями,

ж) хорошо оплачиваема,

з) спокойна,

и) пользуется уважением у людей,

к) дает много свободного времени".

 

 

Эти стороны профессии учителя были проранжированы по медиане, рассчитанной на основе балльной шкалы, для отдельных групп школьников. Таблица коэффициентов выглядит следующим образом:

Таблица 4

 
  0,91 0,86 0,79
    0,77 0,88
      0,70
       

 

Принцип кодировки следующий:

первый знак (пол) – 1 – мальчики, 2 – девочки;

второй знак (степень урбанизации) – 1 – город, 2 – село.

Граф значимых положительных связей выглядит следующим образом:

Очевидно, что в данном случае типичной группы нет. Тем не менее можно сказать, что отношение мальчиков к отдельным сторонам профессии учителя более едино, чем мнение девочек.

В практике конкретных социальных исследований могут встретиться случаи отсутствия нон-конформистских групп. Например, такая ситуация обнаружена при исследовании отношения от-

 

делных групп молодежи к шести русским художникам-классикам: Репину, Шишкину, Серову, Васнецову, Левитану, Сурикову.

Матрица коэффициентов корреляции рангов приведена в табл. 5.


Принципы построения ранговой шкалы и кодировка групп те же, что и в первом примере. И хотя можно выделить референт-группу (см. рис. 4), которой являются мальчики мелкого города – выпускники средних школ, тем не менее нельзя найти ни одной нон-конформистской группы, поскольку в табл. 5 нет отрицательных значений коэффициента.

 

 

Предлагаемая схема выделения типичных групп по социально-психологическим характеристикам путем обработки ранговых шкал, как показано на примерах, может служить программой подготовительных работ по эмпирическому выделению социальных типов в различных сферах человеческого сознания.

 

 

Литература

1. Юл Дж. Э., Кендэл М.Дж. Теория статистики. М., Госстатиздат, 1960.

2. Налимов В.В., Чернова Н.А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М., "Наука" 1966.

3. Мот В. Статистические предвидения и решения на предприятии. М., "Прогресс", 1966.

4. Ван дер Варден. Математическая статистика. М., 1960.

5. Математические методы в современной буржуазной социологии. М., "Прогресс", 1966.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.