Итоговый контроль (тесты)
1. Истинными гормоном является:
а) инсулин;
б) норадреналин;
в) ацетилхолин;
г) ГАМК.
2. Локальным гормоном является:
а) инсулин;
б) глюкагон;
в) норадреналин;
г) гистамин.
3. Медиатором является:
а) йодтиронины;
б) инсулин;
в) ацетилхолин;
г) глюкагон.
4. К белково-пептидным гормонам относится:
а) глюкокортикостероиды;
б) соматотропин;
в) тироксин;
г) серотонин.
5. К липидным гормонам относится:
а) глюкокортикостероиды;
б) соматотропин;
в) тироксин;
г) серотонин.
6. К гормонам, производным аминокислот, относится:
а) глюкокортикостероиды;
б) соматотропин;
в) тироксин;
г) соматостатин.
7. Продуктом аденилатциклазной реакции является;
а) цАМФ;
б) цГМФ;
в) цУМФ;
г) цТМФ.
8. Внутрь клетки проникают:
а) глюкокортикостероиды;
б) катехоламины;
в) инсулин;
д) соматотропин.
9. Производным тирозина является:
а) ацетилхолин;
б) адреналин;
в) соматостатин;
г) гистамин.
10. В щитовидной железе образуются:
а) адреналин;
б) йодтиронины;
в) антидиуретический гормон;
г) глюкокортикостероиды.
11. Повышение секреции йодтиронинов вызывает:
а) базедову болезнь;
б) кретинизм;
в) микседему;
г) сахарный диабет.
Инсулин
а) активирует липолиз;
б) активирует липогенез;
в) активирует синтез холестерина;
г) повышает ЛПНП в крови.
13. Снижение уровня инсулина сопровождается развитием гипергликемии, так как:
а) активируется гликолиз;
б) активируется глюконеогенез;
в) активируется пентозофосфатный путь;
г) активируется синтез гликогена.
14. Снижение уровня инсулина при сахарном диабете сопровождается накоплением НЭЖК,так как:
а) активируется липолиз;
б) активируется липогенез;
в) активируется b-окисление жирных кислот;
г) активируется биосинтез жирных кислот;
15. К развитию атеросклероза у больных сахарным диабетом приводит:
а) активация липолиза;
б) активация липогенеза;
в) активация синтеза холестерина;
е) усиленный кетогенез.
16. Причиной повышения остаточного азота крови при сахарном диабете является:
а) активация синтеза белка;
б) активация гликолиза;
в) снижение синтеза мочевины;
г) активация дезаминирования аминокислот.
17. Катехоламины активируют:
а) липолиз;
б) пентозофосфатный путь
в) синтез белков;
г) синтез жирных кислот.
18. Катехоламины активируют:
а) синтез белка;
б) синтез жира;
в) синтез креатина;
г) дезаминирование аминокислот.
19. Глюкокортикостероиды активируют следующие процессы липидного обмена:
а) липогенез;
б) b-окисление жирных кислот;
в) синтез жирных кислот;
г) распад кетоновых тел.
20. Глюкокортикостероиды активируют следующие процессы белкового обмена:
а) синтез белков в мышечной ткани;
б) синтез креатина;
в) синтез мочевины;
г) декарбоксилирование аминокислот.
21. Под действием глюкокортикостероидов происходят следующие изменения:
а) активация гликолиза;
б) активация синтеза гликогена;
в) ингибирование распада гликогена;
г) активация глюконеогенеза.
22. Повышение уровня глюкокортикостероидов является фактором риска развития атеросклероза, потому что:
а) активируется липолиз;
б) активируется кетогенез;
в) активируется синтез холестерина;
г) активируется липогенез.
23. К гормонам стресса относятся:
а) йодтиронины;
б) либерины;
в) инсулин;
г) катехоламины.
24. Са2+ является вторым посредником в действии:
а) ПГЕ;
б) простациклинов;
в) тромбоксанов;
г) лейкотиенов.
25. Развитию ишемической болезни сердца способствуют:
а) ПГЕ;
б) тромбоксаны;
в) простациклины;
г) лейкотриены.
26. Осложнения, возможные при приеме глюкокортикоидов:
а) отеки;
б) низкий диурез;
в) стероидные язвы в желудке;
г) рахит.
27. При сахарном диабете:
а) заторможен синтез мочевины;
б) усилен синтез аминокислот;
в) усилен синтез кетоновых тел;
г) усилен синтез жирных кислот.
28. Внутриклеточным рецептором для ионов кальция является:
а) белок кальмодулин;
б) белок альбумин;
в) белок ферритин;
г) белок глобулин.
29. В синтезе катехоламинов из тирозина первым метаболитом является:
а) норадреналин;
б) адреналин;
в) дофамин;
г) диоксифенилаланин (ДОФА).
30. Для синтеза катехоламинов необходимы витамины:
а) В1;
б) Д
в) РР (в форме НАДФН);
г) К.
31. В мозговом веществе надпочечников вырабатывается:
а) адреналин;
б) глюкокортикостероиды;
в) половые гормоны;
г) глюкагон.
32. Субстратом для аденилатциклазы является:
а) АТФ;
б) ГТФ;
в) АДФ;
г) УТФ.
33. Катехоламины через α1-адренорецепторы вызывают:
а) сокращение гладкой мускулатуры;
б) расслабление гладкой мускулатуры;
в) активацию липолиза;
г) снижение кровяного давления.
34. Расслабление гладкой мускулатуры бронхов вызывает:
а) адреналин;
б) цАМФ;
в) норадреналин;
г) глюкоза.
35. Катехоламины через α2-адренорецепторы вызывают:
а) калоригенный эффект;
б) снижение высвобождения норадреналина из нервных окончаний;
в) повышение частоты сердечных сокращений;
г) распад гликогена.
36. В центральном отделе симпато-адреналовой системы вырабатывается:
а) адреналин;
б) дофамин;
в) соматотропин;
г) тиреотропин.
37. Симпатическими нервными окончаниями выделяются:
а) адреналин;
б) норадреналин;
в) дофамин;
г) ацетилхолин.
38. Концентрацию цАМФ в клетке можно увеличить:
а) активируя аденилатциклазу;
б) ингибируя фосфорилазу;
в) активируя фосфодиэстеразу;
г) активируя протеинкиназу.
39. Через β2-адренорецепторы катехоламины вызывают:
а) сокращение гладкой мускулатуры;
б) расслабление гладкой мускулатуры;
в) активация липолиза;
г) увеличение артериального давления.
40. Через β1-адренорецепторы катехоламины вызывают:
а) активацию ГНГ;
б) распад гликогена;
в) калоригенный эффект;
г) снижение кровяного давления.
41. Соматотропный гормон вызывает гипергликемию, так как:
а) способствует высвобождению глюкагона;
б) усиливает работу гликогенсинтетазы;
в) тормозит ГНГ;
г) изменяет проницаемость клеточной мембраны для глюкозы.
42. Резкая отмена глюкокортикостероидов опасна, так как они:
а) снижают кровяное давление;
б) снижают синтез собственных глюкокортикостероидов;
в) вызывают аллергические реакции;
г) тормозят синтез глюкозы.
43. Посредником в действии гормонов, не проникающих через клеточные мембраны, является:
а) глюкоза;
б) рибоза;
в) жирные кислоты;
г) цАМФ.
44. Недостаток всех кортикостероидов приводит:
а) к аддисоновой болезни;
б) к карликовости;
в) к кретинизму;
г) к акромегалии.
45. Люди пожилого возраста чаще болеют диабетом:
а) сахарным инсулинзависимым;
б) сахарным инсулиннезависимым;
в) несахарным;
г) стероидным.
46. Глюкокортикостероиды применяют при лечении:
а) гипотонии;
б) сахарного диабета;
в) гипергликемии;
г) аллергических заболеваний.
47. При лечении глюкокортикостероидами возможны осложнения:
а) тяжелая форма вирусного гепатита;
б) сахарный диабет;
в) панкреатит;
г) гипотония.
48. Под действием липооксигеназы образуются:
а) лейкотриены;
б) ПГЕ;
в) ПГF;
г) тромбоксаны.
49. цГМФ вызывает следующий эффект:
а) расслабляет гладкую мускулатуру кишечника;
б) изменяет проницаемость клеточных мембран;
в) увеличивает диурез;
г) снижает иммунные реакции.
50. В гипоталамусе вырабатываются:
а) тиреолиберины;
б) йодтиронины;
в) соматотропин;
г) глюкагон.
51. Под действием циклооксигеназы образуются:
а) простациклины;
б) йодтиронины;
в) лейкотриены;
г) соматостатины.
52. Арахидоновая кислота образуется при действии:
а) аденилатциклазы;
б) фосфолипазы А2;
в) липооксигеназы;
г) циклооксигеназы.
53. Тромбоксаны вызывают:
а) агрегацию тромбоцитов;
б) дезагрегацию тромбоцитов;
в) расслабление гладкой мускулатуры;
г) препятствуют воспалению. .
54. Аспирин вызывает "разжижение" крови и назначается больным, перенесшим инфаркт миокарда, так как он:
а) тормозит действие циклооксигеназы;
б) тормозит действие фосфолипазы А2;
в) тормозит действие липооксигеназы;
г) активирует липооксигеназу.
55. Кретинизм возникает при недостаточном образовании у детей:
а) йодтиронинов;
б) катехоламинов;
в) инсулина;
г) соматотропина.
56. В отличие от гипофизарных карликов у кретинов кроме небольшого роста имеется:
а) повышенный основной обмен;
б) гипохолестеринемия;
в) деформация скелета;
г) гипергликемия.
57. Акромегалия возникает при избыточном образовании у взрослых людей:
а) йодтиронинов;
б) соматотропина;
в) глюкокортикостероидов;
г) инсулина.
58. Причинами отеков при микседеме является усиление образования:
а) глюкуроновой кислоты;
б) гиалуроновой кислоты;
в) хондроитинсульфата;
г) гепарина.
59. У больных гипертиреозом не возникает атеросклероза потому, что у них:
а) снижен синтез холестерина;
б) усилен синтез жира;
в) усилен синтез глюкозы;
г) усилен синтез белка,
60. Потребление кислорода повышают:
а) катехоламины;
б) глюкагон;
в) инсулин;
г) альдостерон.
61. 62. Гормональный рецептор – это:
а) специфический белок;
б) участок ДНК;
в) углевод;
г) фосфолипид.
62. Лептин – это гормон:
а) щитовидной железы;
б) поджелудочной железы;
в) жировой ткани;
г) гипофиза.
63. При недостатке ДОФамина усиливается секреция:
а) пролактина;
б) йодтиронинов;
в) инсулина;
г) паратгормона.
64. Действие гормонов происходит по эндокринному механизму, если:
а) гормон доставляется к мишени с помощью крови;
б) гормон выделяется в синаптическую щель;
в) гормон выделяется в межклеточную жидкость;
г) гормон действует на клетку, в которой образовался.
65. Действие гормонов происходит по паракринному механизму, если:
а) гормон доставляется к мишени с помощью крови;
б) гормон выделяется в синаптическую щель;
в) гормон выделяется в межклеточную жидкость;
г) гормон действует на клетку, в которой образовался.
66. Действие гормонов происходит по аутокринному механизму, если:
а) гормон доставляется к мишени с помощью крови;
б) гормон выделяется в синаптическую щель;
в) гормон выделяется в межклеточную жидкость;
г) гормон действует на клетку, в которой образовался.
67. Гигантизм возникает при гиперпродукции в детском возрасте:
а) СТГ;
б) катехоламинов;
в) глюкагона;
г) инсулина.
68. цАМФ является аллостерическим активатором:
а) протеинкиназы а;
б) протеинкинсзы g;
в) кальмодулинзависимой протеинкиназы;
г) тирозиновой протеинкиназы.
69. Источником Са2+ в цитозоле при возбуждении клетки является:
а) лизосомы;
б) ядро;
в) межклеточная жидкость;
г) пероксисомы.
70. Общим эффектом для эйкозаноидов является:
а) проокислительное действие;
б) провоспалительное действие;
в) агрегация тромбоцитов;
г) сокращение гладких мыщц.
71. Болезнь Иценко-Кушинга связана:
а) с опухолью аденогипофиза;
б) с гиперсекрецией инсулина;
в) с гипофункцией щитовидной железы;
г) с гипофункцией надпочечников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биологическая химия: учебник /под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. –
2. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. –
3. Мари Р. и др. Биохимия человека: в 2-х Т. М.: Медицина, 2004 –
4. Элиот В., Элиот Д. Биохимия и молекулярная биология. – М.:Изд-во НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2000. –
5. Руководство к практическим занятиям по биохимии /сост. С.К. Антонова, Л.М. Воробьева, А.Д. Климова и др. – Красноярск, 2003. –
6. Таксанова Е.И. Особенности обмена веществ и детоксикационная функция печени: методические рекомендации для студентов 2 курса /Е.И. Таксанова, А.Б. Салмина. – Красноярск, 2006. –
Оглавление
Тема № 1. Введение в биохимический практикум. Физико-химические методы в биохимии. Химия аминокислот, пептидов и белков. Определение белка в сыворотке крови биуретовым методом 3
1. Основные понятия и положения темы............................................................................... 3
1.1. Объект биохимических исследований........................................................................ 3
1.2. Выражение результатов биохимических исследований.......................................... 4
1.3. Физико-химические методы в биохимии................................................................... 4
1.4. Аминокислоты................................................................................................................ 6
1.5. Пептиды. Белки.............................................................................................................. 8
2. План изучения темы........................................................................................................... 10
2.1. Исходный уровень знаний.......................................................................................... 10
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию............................................ 11
2.3. Лабораторная работа. Определение белка в сыворотке крови биуретовым методом 11
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................... 13
3. Итоговый контроль (тесты)................................................................................................. 14
Тема № 2. Ферменты. Биохимическая диагностика острого панкреатита: определение активности амилазы в сыворотке крови и моче.......................................................................................................... 16
1. Основные понятия и положения темы............................................................................. 16
1.1. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Активный центр ферментов 16
1.2. Механизм действия ферментов................................................................................. 17
1.3. Свойства ферментов.................................................................................................... 17
1.4. Определение активности фермента.......................................................................... 19
1.5. Изоферменты................................................................................................................ 19
1.6. Регуляция активности ферментов.............................................................................. 19
1.7. Регуляция ферментативных цепей............................................................................ 21
1.8. Классификация ферментов......................................................................................... 21
1.9. Использование ферментов в медицине................................................................... 21
2. План изучения темы........................................................................................................... 21
2.1. Исходный уровень знаний.......................................................................................... 21
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию............................................ 22
2.3. Лабораторная работа. Биохимическая диагностика острого панкреатита........... 22
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................... 23
3. Итоговый контроль (тесты)................................................................................................. 25
Тема № 3. Биологическое окисление. Определение активности каталазы......................... 31
1. Основные понятия и положения темы............................................................................ 31
1.1. Понятие о катаболизме, анаболизме, биологическом окислении........................ 31
1.2. Этапы катаболизма..................................................................................................... 32
1.3. Окислительное декарбоксилирование пирувата..................................................... 32
1.4. Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот, цикл лимонной кислоты).................. 33
1.5. Дыхательная цепь........................................................................................................ 35
1.6. Механизм окислительного фосфорилирования...................................................... 37
1.7. Сопряжение и разобщение в дыхательной цепи.................................................... 37
1.8. Нефосфорилирующее (свободное) окисление......................................................... 38
1.9. Тканевые и возрастные особенности окислительных процессов.......................... 38
2. План изучения темы........................................................................................................... 39
2.1. Исходный уровень знаний.......................................................................................... 39
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию............................................ 39
2.3. Лабораторная работа «Определение активности каталазы в слюне».................. 40
2.4. Защита лабораторной работы:................................................................................... 41
3. Итоговый контроль (тесты)................................................................................................. 42
Тема № 4. Углеводный обмен. Определение серогликоидов............................................... 51
1. Основные понятия и положения темы............................................................................. 51
1.1. Функции углеводов...................................................................................................... 51
1.2. Переваривание и всасывание углеводов................................................................. 52
1.3. Роль печени в обмене углеводов............................................................................... 52
1.4. Образование активной формы глюкозы и значение этой реакции...................... 52
1.5. Обмен гликогена.......................................................................................................... 53
1.6. Гликолиз. Значение. Регуляция................................................................................ 54
1.7. Глюконеогенез. Значение. Регуляция...................................................................... 55
1.8. Пентозофосфатный путь (ПФП)................................................................................... 56
1.9. Глюкоза крови............................................................................................................... 57
1.10. Патология углеводного обмена................................................................................ 58
2. План изучения темы........................................................................................................... 59
2.1. Исходный уровень знаний.......................................................................................... 59
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию (контрольные вопросы:... 59
2.3. Лабораторная работа................................................................................................... 60
3. Итоговый контроль (тесты)................................................................................................ 62
Тема № 5. Липидный обмен. Биохимическая диагностика атеросклероза: определение общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности. Расчет коэффициента атерогенности 73
1. Основные понятия и положения темы............................................................................. 73
1.1.Функции липидов.......................................................................................................... 73
1.2.Обмен ацетил-КоА........................................................................................................ 80
1.3. Липопротеины.............................................................................................................. 82
2. План изучения темы........................................................................................................... 86
2.1. Исходный уровень знаний.......................................................................................... 86
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию............................................ 86
2.3. Лабораторная работа «Биохимическая диагностика атеросклероза».................. 87
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................... 88
3. Итоговый контроль (тесты)................................................................................................. 90
Тема № 6. Обмен белков и аминокислот. Биохимическая диагностика заболеваний печени: определение активности аминотрансфераз.................................................................................................... 98
1. Основные понятия и положения темы............................................................................. 98
1.1. Функции белков............................................................................................................ 98
1.2. Переваривание белков................................................................................................ 98
1.4. Декарбоксилирование аминокислот..................................................................... 101
1.5. Дезаминирование аминокислот.............................................................................. 102
1.6. Переаминирование (трансаминирование) аминокислот..................................... 103
1.7. Окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты.................................. 104
1.8. Восстановительное аминирование......................................................................... 104
1.9. Непрямое дезаминирование аминокислот............................................................ 104
1.10. Источники аммиака и пути его обезвреживания................................................ 105
1.11. Обмен ароматических аминокислот..................................................................... 107
1.12. Синтез креатина....................................................................................................... 108
2. План изучения темы......................................................................................................... 108
2.1. Исходный уровень знаний........................................................................................ 108
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию.......................................... 108
2.3. Лабораторная работа. Биохимическая диагностика заболеваний печени........ 109
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................. 111
3. Итоговый контроль (тесты)............................................................................................... 112
Тема № 7. Азотистые вещества крови. Пигментный обмен. Желтухи. Определение билирубина 123
1. Основные понятия и положения темы........................................................................... 123
1.1. Переваривание нуклеопротеинов............................................................................ 123
1.2. Обмен нуклеотидов................................................................................................... 124
1.3. Строение гемоглобина.............................................................................................. 126
2. План изучения темы......................................................................................................... 133
2.1. Исходный уровень знаний........................................................................................ 133
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию.......................................... 133
2.3. Лабораторная работа. Определение билирубина в сыворотке крови................ 134
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................. 135
Тема № 8. Биохимия регуляций. Биохимическая диагностика сахарного диабета......... 140
1. Основные понятия и положения темы........................................................................... 140
1.1. Механизмы клеточной ауторегуляции.................................................................... 141
1.2. Классификация межклеточных регуляторов........................................................... 141
1.3. Механизмы действия межклеточных регуляторов................................................ 142
1.4. Механизм регуляции эндокринных желез через гипоталамус-гипофиз............ 144
1.5. Белково - пептидные гормоны................................................................................. 144
1.6. Йодтиронины (трийодтиронин и тетрайодтиронин)............................................. 148
2. План изучения темы......................................................................................................... 153
2.1. Исходный уровень знаний........................................................................................ 153
2.2. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию.......................................... 153
2.3. Лабораторная работа. Биохимическая диагностика сахарного диабета............ 154
2.4. Защита лабораторной работы.................................................................................. 157
3. Итоговый контроль (тесты)............................................................................................... 159
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................... 168
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|