Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности исполнения судебных актов органами Федерального казначейства





 

Одной из важнейших основных функций Федерального казначейства является функция исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие полномочия и функции Федерального казначейства при выполнении данной государственной функции следующие:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (глава 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 99н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений».

4. Приказ Федерального казначейства от 26 сентября 2007 г. № 5н «О порядке ведения учета и осуществления хранения по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств».



Процедура исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начинается с момента поступления исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) в орган Федерального казначейства.

Разработанный Регламент, определяет последовательность организации исполнения судебных актов органами Федерального казначейства. В соответствии с утвержденным Регламентом под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Регламент устанавливает, в частности, перечень необходимых документов, требуемых от взыскателя, определяет порядок перечисления денежных средств в пользу взыскателя, регулирует формы контроля над процессом организации исполнения государственной функции. В приложениях к Регламенту приведены реквизиты адресов, телефоны и адреса электронных сайтов управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также образцы заявлений взыскателя.



Административный регламент устанавливает:

1. Общие положения.

2. Требования к порядку организации исполнения государственной функции:

- порядок информирования о правилах организации исполнения судебных актов;

- сроки при организации исполнения государственной функции;

- перечень оснований для отказа в организации исполнения государственной функции;

- перечень необходимых документов, требуемых от взыскателя, для организации исполнения государственной функции, порядок их представления;

- требования к местам исполнения организации государственной функции.

3. Административные процедуры организации исполнения государственной функции:

- прием и регистрация в Журнале входящей корреспонденции исполнительных документов (документа, отменяющего либо приостанавливающего исполнение требований судебного акта);

- регистрация исполнительных документов в Журнале учета и регистрации исполнительных документов, формирование отдельного тома в пределах дела по номенклатуре дел;

- осуществление правовой экспертизы исполнительного документа (документа, отменяющего либо приостанавливающего исполнение требований судебного акта или возобновляющего исполнение исполнительного документа);



- возврат взыскателю либо в суд исполнительного документа без исполнения;

- уведомление должника о поступлении исполнительного документа;

- учет информации должника;

- учет представленного должником копии запроса-требования;

- перенаправление в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета подведомственному учреждению копий документов, необходимых для исполнения требований исполнительного документа, выплаты по которому имеют периодический характер;

- перечисление денежных средств в пользу взыскателя;

- учет документов, подтверждающих исполнение (частичное исполнение) требований исполнительного документа, минуя лицевой счет должника, открытый в органе Федерального казначейства;

- приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника или подведомственного учреждения, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений;

- уведомление взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа;

- приостановление и возобновление исполнения требований исполнительного документа;

- завершение организации исполнения требований исполнительного документа.

4. Порядок и формы контроля над процессом организации исполнения государственной функции.

5. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых в процессе организации исполнения государственной функции.

В приложении к Административному регламенту приведена блок-схема процесса исполнения государственной функции органами Федерального казначейства по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

При регистрации поступившего исполнительного документа органом Федерального казначейства проводится правовая экспертиза, в ходе которой проверяются как сам исполнительный документ, так и документы приложения (к исполнительному листу) – копия судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (рис. 30).

Рис. 30. Схема возврата исполнительных документов, поступивших

в орган Федерального казначейства, без исполнения

 

Если правовой экспертизой будет установлено несоответствие поступившего пакета документов законодательству Российской Федерации, орган Федерального казначейства возвращает его взыскателю либо суду, предъявившему исполнительный документ, без исполнения со всеми поступившими приложениями.

В случае отсутствия в данном органе Федерального казначейства должника по исполнительному документу, взыскателю возвращается предъявленный пакет документов. Взыскатель имеет возможность получить информацию об открытых лицевых счетах бюджетополучателей в органах Федерального казначейства на сайтах территориальных органов Федерального казначейства в разделе «Информация для взыскателя». Центральный аппарат Федерального казначейства не исполняет исполнительные документы по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

Следующим этапом при положительном результате правовой экспертизы является уведомление должника о поступлении исполнительного документа. После получения Уведомления должник в установленный срок предоставляет в орган Федерального казначейства:

- информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа;

- Заявку на кассовый расход на оплату требований исполнительного документа.

На основании представленных документов осуществляется перечисление должником денежных средств в пользу взыскателя. Это является результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов.

Нормативными документами разработаны механизмы по реализации органами Федерального казначейства функции исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом различных особенностей.

Одной из особенностей процедуры исполнения предъявленных исполнительных документов, является право органа Федерального казначейства приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения при неисполнении должником требований исполнительного документа.

На уровне Правительства Российской Федерации с 2005 г. ведется мониторинг выполнения главными распорядителями средств федерального бюджета судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. С этой целью установлена обязанность главных распорядителей средств федерального бюджета представлять отчетность об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Указанные сведения предоставляются одновременно с представлением квартальной и годовой бюджетной отчетности в Федеральное казначейство.

На уровне Федерального казначейства также было принято решение установить отчетность об исполнении исполнительных документов, предъявляемых в органы Федерального казначейства. Цели принятия такого решения были следующие:

- наладить контроль и учет исполняемых органами Федерального казначейства исполнительных документов;

- осуществление сверки информации, представляемой главными распорядителями средств федерального бюджета, с Министерством финансов Российской Федерации;

- оценка нагрузки на органы Федерального казначейства в связи с исполнением исполнительных документов;

- выявление наиболее искоемких главных распорядителей средств федерального бюджета (выявление причин, по которым данные главные распорядители средств федерального бюджета не исполняют исполнительные документы, с целью улучшения ситуации, связанной с исполнением исполнительных документов и снижения числа исполнительных документов, находящихся на остатке);

- выявление пробелов в законодательстве и последующая их ликвидация.

С внедрением Административного регламента в работе Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации отмечены положительные моменты в организации исполнения судебных актов. В тоже время в процессе применения данного документа возникают вопросы, которые требуют дополнительного уточнения и нормативного закрепления.

В настоящее время главными задачами, которые реализует Федеральное казначейство в части исполнения требований судебных актов, является:

- создание и постоянное совершенствование системы мониторинга организации исполнения органами Федерального казначейства требований судебных актов о взыскании сумм с получателей бюджетных средств, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства;

- упрощение и четкая регламентация процессов, определенных Административным регламентом, с целью создания наиболее понятной для взыскателя процедуры исполнения полученных им в судебных органах исполнительных документов.

Федеральное казначейство осуществляет просветительскую работу с взыскателями. Оборудованы информационные стенды с исчерпывающей информацией для взыскателей во всех Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, размещена на Интернет-сайте информация, связанная с организацией исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений в разделе «Информация для взыскателей», в частности:

- перечень документов, подлежащих направлению взыскателем в орган Федерального казначейства для исполнения судебного акта;

- информация о порядке определения на соответствие исполнительного листа, судебного приказа и копии судебного акта судов общей юрисдикции, а также исполнительного листа и копии судебного акта арбитражных судов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;

- формы заявлений, подлежащих направлению взыскателем в орган Федерального казначейства для исполнения судебного акта;

- порядок предъявления документов в орган Федерального казначейства;

- список получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении и территориальных отделах (открытая часть);

- перечень типовых наиболее часто задаваемых взыскателем вопросов и ответы на них;

- перечень судебных органов, в которые может обратиться взыскатель для обжалования действий (бездействия) органа Федерального казначейства и его должностных лиц.

Для прозрачности организации исполнения органами Федерального казначейства требований судебных актов о взыскании сумм с получателей бюджетных средств размещение в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти является необходимым условием эффективного функционирования государственного механизма.

Возможности размещения информации о ходе организации исполнения судебных актов на Интернет-сайте не ограничиваются только лишь обратной информационной связью с взыскателями. Выделяют ряд направлений, которые необходимо развивать, пользуясь возможностями Интернет–ресурсов:

1. Оптимизация предоставления отчетности. Учитывая, что отчетность является одним из важных элементов управленческого процесса, подготовка полного и достоверного отчета представляется достаточно трудоемким процессом, занимающим достаточно длительное время. Применение для этих целей ежедневной выгрузки данных на сайт может являться одним из механизмов для составления и предоставления отчетности в Центральный аппарат Федерального казначейства. Использование такого способа получения отчетов позволит Федеральному казначейству располагать максимально актуальной информацией о работе территориальных органов для дальнейшего анализа их деятельности; что позволит координировать работу территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в режиме реального времени, и располагать сведениями о ходе выполнения требований исполнительных документов главными распорядителями бюджетных средств.

На уровне непосредственно территориального органа Федерального казначейства использование данных о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов позволит сделать осуществление внутреннего контроля еще более эффективным. Ввиду прозрачности работы по данному направлению деятельности все неточности или нарушения будут объективно выявлены и устранены в максимально короткие сроки.

2. Взаимодействие с судебными органами. Процесс исполнения судебного решения является одной из стадий судебного процесса. Развитие возможностей Интернет–ресурсов, в том числе для создания информационных массивов о ходе исполнения судебных актов, отразится на качестве осуществления правосудия. Многие вопросы в ходе исполнения решений судов (исполнительного производства) напрямую регулируются судебными органами. Наличие у судебных органов полной, достоверной информации о ходе исполнения судебного акта, полученной с официального Интернет–ресурса существенно сокращает время рассмотрения процессуальных вопросов, возникающих в ходе исполнения судебных актов, тем самым сокращает и общий срок судебного разбирательства и, соответственно, сокращает риски обращения в судебные органы за компенсацией нарушенного права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнения судебного права в разумный срок. Кроме того, подобная открытость увеличивает доверие органов судебной власти к органам, осуществляющим организацию исполнения судебных актов, тем самым сокращая количество принятия отрицательных судебных актов, в отношении органов Федерального казначейства в ходе исполнения судебных актов.

3. Взаимодействие со службой судебных приставов. Активное использование возможностей Интернет ресурсов позволяет существенным образом улучшить качество взаимодействия, что, в конечном итоге, улучшает и качество предоставления государственной услуги - организации исполнения судебных актов. Рассматриваются возможности интегрирования программных продуктов, используемых органами Федерального казначейства и подразделениями Федеральной службы судебных приставов. Активное взаимодействие с судебными органами и с Федеральной службой судебных приставов позволит эффективно и в полном объеме исполнять требования судебных актов, а также исключит возможность злоупотребления правом для участников этого процесса. Одним из реальных этапов такого перспективного взаимодействия может являться отражение на сайте информации о законодательно установленном порядке предъявления, исполнения и отзыва исполнительных документов как через органы Федерального казначейства, так и через органы Федеральной службы судебных приставов.

Размещение информации о ходе исполнения требований исполнительных листов является дополнительным шагом воплощения в жизнь проекта «Электронный исполнительный документ», который позволяет существенно сократить время исполнения судебного акта, сократить злоупотребления со стороны отдельных взыскателей в части взысканий с публично-правовых образований по такой категории дел, как компенсация права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Использование современных программных продуктов и новых информационных технологий в работе территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации дает возможность по осуществлению государственной функции по организации исполнения требований судебного акта в рамках соответствия установленным требованиям.

 

Контрольные вопросы

1. Нормативные правовые акты, регулирующие полномочия и функции Федерального казначейства при выполнении государственной функции по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.