Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы организации исполнения бюджета по доходам

4.1. Этапы исполнения бюджетов по доходам и участники формирования доходной части бюджета

 

Разграничить доходы между бюджетами на единых принципах таким образом, чтобы их объема было достаточно для финансового обеспечения самостоятельности органов власти всех уровней, невозможно. В России исторически сложились существенные различия в экономическом и социальном развитии регионов, поэтому обеспечить равные возможности для всех территорий только путем использования разграничения доходов не представляется возможным. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, наряду с разграничением доходов применяется распределение доходов и перераспределение средств между бюджетами

Доходы от налогов, сборов, реализации и использования государственного (муниципального) имущества, использования природных ресурсов, оказания органами государственной власти или органами местного самоуправления платных услуг, денежных взысканий (штрафов), а также прочие неналоговые доходы бюджета изначально централизуются на федеральном уровне на счетах, открытых органам Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, с последующим их распределением по бюджетам в соответствии с нормативами отчислений в бюджеты, установленными бюджетным законодательством.

Указанные доходы являются доходами общего покрытия, которые в соответствии со ст.35 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут быть взаимоувязаны с конкретными расходами бюджета. Полномочия по учету и распределению (перечислению) поступающих от плательщиков средств, являющихся доходами бюджетов, на единые счета бюджетов возложены на органы Федерального казначейства.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рис. 10).

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.



К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Рис. 10. Состав доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Этапы исполнения бюджета по доходам между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации при казначейском исполнении бюджета определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации. К ним относятся:

1. Зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет.

2. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

3. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

5. Перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Участниками формирования доходной части бюджета являются:

- налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;

- Центральный Банк Российской Федерации, учреждения банка России и коммерческие банки;

- финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- органы Федерального казначейства;

- главные администраторы (администраторы) поступлений.

К главным администраторам (администраторам) поступлений относятся: главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Понятие «администратор доходов» введено с 1 января 2005 г., до этого момента администраторами всех доходов бюджетной системы являлись (преимущественно) налоговые органы. Они осуществляли администрирование федеральных, региональных и муниципальных платежей. Министерством по налогам и сборам осуществлялся сбор информация по всем поступившим доходам с целью обеспечения учета обязательств плательщиков, а также системного контроля и составления отчетности. С 2002 г. налоговые органы прекращают администрировать часть доходов, оставив за собой контроль за поступлением налоговых платежей, платежей за счет единого социального налога, налогам по специальными налоговыми режимами, а также небольшого перечня неналоговых доходов, связанных с деятельностью налоговых органов по предоставлению ими определенных сведений и информации, функциями по взысканию штрафов и других денежных взысканий.

В 2003 г. на территории некоторых субъектов Российской Федерации одновременно с изменением порядка заполнения информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы были определены дополнительные администраторы доходов (кроме налоговых органов):

- финансовое управление субъекта Российской Федерации - поступление неналоговых платежей, зачисляемых непосредственно в бюджет субъекта Российской Федерации;

- финансовые органы муниципалитетов области – поступление местных неналоговых платежей;

- территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации – поступление федеральных и региональных имущественных неналоговых платежей.

С 2004 г. расширен круг неналоговых доходов, за счет которых формируется федеральный бюджет, с одновременным ростом количества новых администраторов поступлений: федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и подведомственные им учреждения, оказывающие платные услуги. С 2005 г. урегулирован вопрос присвоения кодов администраторов доходов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Утвержденный Министерством финансов Российской Федерации «Порядок учета и распределения поступлений органами Федерального казначейства» позволил регламентировать вопросы взаимодействия с администраторами поступлений.

Ежегодно утверждаются законами (решениями) о соответствующем бюджете перечни главных администраторов поступлений; закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за главными администраторами поступлений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В прил. 10 приведен перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Роль главных администраторов поступлений в бюджетном процессе сложно переоценить, поскольку они ответственны за организацию системы сбора доходов и представление финансовым органом информации, необходимой для составления проектов бюджетов по доходам на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

4.2. Распределение и учет поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства

 

В нашей стране реализован механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, уплачиваемые плательщиками налоги и сборы не могут быть без дополнительной процедуры распределения быть зачислены в доход соответствующего бюджета. Например, налогоплательщик уплачивает налог на доходы физических лиц (федеральный налог), который впоследствии, согласно нормативу распределения, поступает в доход бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Полномочиями по распределению поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации возложены на органы Федерального казначейства.

Нормативные правовые акты, регулирующие полномочия и функции Федерального казначейства по распределению поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, следующие:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральные законы о федеральном бюджете.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В целях организации учета и распределения поступлений в бюджеты органам Федерального казначейства, а именно, Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации открыты счета в учреждениях Банка России на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». На счетах, открытых Федеральному казначейству в банке отражаются операции по перечислению нефтегазовых доходов федерального бюджета и нефтегазовых трансфертов, а также учитываются поступления в иностранной валюте. На отдельном счете органа Федерального казначейства, открытом Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства в банке учитываются и распределяются между бюджетами таможенные иные платежи от внешнеэкономической деятельности.

После открытия соответствующих счетов Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации информацию о реквизитах счетов необходимо довести до каждого плательщика налогов и сборов (рис. 11).

плательщики

Рис. 11. Порядок доведения реквизитов счетов и информации по заполнению расчетных документов до плательщиков налогов и сборов

Органы Федерального казначейства доводят реквизиты счетов до администраторов поступлений в бюджет, а они, в свою очередь, сведения о реквизитах счетов и информацию, необходимую для заполнения расчетных документов, до плательщиков.

Поступления, подлежащие зачислению на счета, применяемые для учета поступлений в российской валюте в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами:

- федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

- иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

После проведения операций по распределению поступивших доходов, органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов осуществляют перечисление на единые счета соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

- 40105 «Средства федерального бюджета»;

- 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»;

- 40204 «Средства местных бюджетов»;

- 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации»;

- 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации»,

- 40403 «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»;

- 40404 «Территориальные Федеральные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации».

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

В связи с тем что доходы бюджета подлежат распределению в соответствии с установленными нормативами, а также отражению на лицевых счетах администраторов поступлений, возникает необходимость для автоматизированной обработки информации. Количество администраторов поступлений, с которыми взаимодействуют органы Федерального казначейства, составляет более 56 тыс. Среднемесячное количество осуществляемых платежных операций по учету и распределению доходов составляет порядка 25 млн [24].

В базу данных прикладного программного обеспечения, обеспечивающего автоматизированный учет и распределение доходов, заносятся нормативы распределения поступлений между бюджетами, администраторы поступлений и закрепленные за ними виды (подвиды) доходов. Указанные показатели устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации. Также данная информация может быть представлена соответствующими финансовыми органами.

Схематично проведение операций по распределению поступивших доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства представлено на рис. 12.

Рис. 12. Распределение органами Федерального казначейства поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

 

К процедуре распределения доходов между бюджетами предъявляются определенные требования:

1. Поступившие доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации максимально оперативно и корректно (при условии корректного заполнения платежных документов плательщиками и предоставления соответствующей информации администраторами доходов и финансовыми органами).

2. Возврат (зачет) излишне/ошибочно уплаченных платежей осуществляется в максимально короткие сроки.

3. Информация о поступивших доходах предоставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной [24].

В процессе учета и распределения органами Федерального казначейства поступлений между бюджетами используются следующие документы – основания:

- расчетные документы:

а) прилагаемые к выписке по счету № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;

б) по поступлениям, зачисленным в бюджет, минуя счет органа Федерального казначейства;

– документы администраторов поступлений в бюджет:

а) Заявки на возврат (прил. 11);

б) Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа;

в) документы на перечисление (взыскание) из бюджетов;

г) иные документы, содержащие информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации;

– документы налоговых органов:

Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступлений, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных, подлежащих возмещению) сумм налогов и сборов;

– документы финансовых органов:

на перечисление (взыскание) из бюджетов;

– справки органов Федерального казначейства.

Процедура учета поступлений в бюджетную систему и последующее их распределение между бюджетами представляет собой определенную последовательность действий органов Федерального казначейства:

1. Получение из банка выписки по счету № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

2. Группировка поступлений за операционный день по кодам бюджетной классификации.

3. Распределение сгруппированных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации поступлений между бюджетами.

4. Перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах – основаниях, за исключением документов на перечисление (взыскание) из бюджетов.

5. Перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах-основаниях.

6. Расчет поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных администраторами поступлений в бюджет и (или) финансовыми органами.

7. Оформление справок органов Федерального казначейства.

8. Перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом рассчитанных сумм на перечисление (взыскание) из бюджетов.

9. Оформление Заявок и расчетных документов:

– на возврат средств плательщикам поступлений в бюджет;

– на перечисление поступлений в бюджеты и др.

10. Формирование Запросов на выяснение принадлежности платежа для администраторов поступлений в бюджет.

11. Отражение проведенных операции на соответствующих лицевых счетах.

12. Формирование информации о поступлениях:

– для администраторов поступлений;

– для финансовых органов.

13. Формирование для главных администраторов поступлений сводной информации по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов.

Взаимодействие с администраторами доходов начинается с открытия им в органах Федерального казначейства лицевых счетов администраторов доходов. Администратору доходов открывается лицевой счет с признаком 04, при этом в рамках лицевого счета у администратора доходов бюджета может быть несколько лицевых счетов по кодам типов бюджетов в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей.

Взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет в пределах возложенных на них полномочий (рис. 13).

 

 

 

Рис. 13. Схема ведения лицевых счетов администраторов доходов

 

В соответствии с заключенным соглашением осуществляется взаимообмен информацией по электронной почте или на бумажном носителе. В рамках современных технологий ведется активная работа по установке системы электронного документооборота, то есть обработка информации проводится в автоматическом режиме с применением электронно-цифровой подписи и т.д.

Помимо обмена информацией органами Федерального казначейства постоянно проводится сверка поступивших доходов, разъяснительная работа; сотрудники принимают участие в совместных совещаниях и семинарах, в том числе и выездных.

На лицевом счете администратора поступлений отражаются следующие операции: поступление средств, возвраты средств, зачеты (уточнения), неисполненные возвраты, неисполненные зачеты (уточнения).

Органами Федерального казначейства предоставляются администраторам поступлений бюджета следующие документы:

1. Справка о перечислении поступлений в бюджеты – предоставляется один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным или по обращению администратора – ежедневно на следующий рабочий день после формирования Справки при наличии совершенных операций по администрируемым доходам.

2. Выписка из Сводного реестра поступлений и выбытий (прил. 12) – предоставляется на следующий рабочий день после получения из учреждения банка выписки и приложенных к ней документов на основании письменного запроса администратора поступлений в бюджет.

3. Запрос на выяснение принадлежности платежа с приложением первичных документов – направляется органом Федерального казначейства при наличии на счетах органов Федерального казначейства невыясненных поступлений предполагаемому администратору поступлений в бюджет не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Запроса при наличии в расчетных документах информации о предполагаемом администраторе поступлений в бюджет.

4. Выписка из лицевого счета администратора поступлений в бюджет (прил. 13) с приложением первичных документов – предоставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Выписки из лицевого счета при отражении на лицевом счете совершенных операций.

5. Приложение к Выписке из лицевого счета администратора поступлений в бюджет – предоставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования приложения к Выписке из лицевого счета по письменному запросу администратора поступлений.

6. Отчет о состоянии лицевого счета администратора поступлений в бюджет – формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков нарастающим итогом на первое число месяца, следующего за отчетным и предоставляются не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем. Предоставляется раз в месяц или за период по письменному запросу администратора.

Для главного администратора доходов (на основании запроса) предоставляется один раз в месяц Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора.

Финансовым органам орган Федерального казначейства (на основании запроса) направляет Сводная ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

Сверка отчетных данных органов Федерального казначейства с отчетными данными администраторов поступлений в бюджет, а также с финансовыми органами может осуществляться по мере обращения администратора поступлений в бюджет или финансового органа в органы Федерального казначейства, но не чаще, чем ежемесячно. В случае выявления расхождений между отчетными данными органа Федерального казначейства и администратора поступлений в бюджет или финансового органа устанавливаются причины указанного расхождения и принимаются меры по их устранению.

 

4.3. Актуальные проблемы организации исполнения бюджета по доходам

 

Процедуры учета и распределения доходов бюджетов четко регламентированы нормативными документами, основным из которых является Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». В тоже время следует отметить следующие проблемы организации исполнения бюджета по доходам:

1. Наличие невыясненных поступлений на счетах, применяемые для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, открытых Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Основной причиной, по которой суммы платежей, перечисленные на счета Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, относят к невыясненным поступлениям – это несоблюдение плательщиками установленных требований, в части указания в платежных поручениях на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства необходимых реквизитов и показателей и, как следствие, отсутствие у органов Федерального казначейства возможности однозначно определить лицевой счет, на котором подлежат отражению поступившие суммы и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации.

В случае указания плательщиками номера счета органа Федерального казначейства с ошибкой, возможно, что перечисленная сумма либо:

- попадает на счет, не принадлежащий органу Федерального казначейства (плательщик самостоятельно осуществляет мероприятия по возврату указанных средств);

- попадает на счет, принадлежащий органу Федерального казначейства, но не предназначенный для учета перечисленных средств (указанные средства учитываются как невыясненные поступления и подлежат уточнению или возврату плательщику).

Возможны несоблюдения плательщиками требований по заполнению полей платежных поручений на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства:

- указание ошибочного (искаженного) наименования администратора поступлений;

- отсутствие или неверное указание номера лицевого счета администратора поступлений;

- указанный лицевой счет администратора поступлений открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;

- отсутствие кода бюджетной классификации Российской Федерации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;

- не указание в полях платежного документа «ИНН» и (или) «КПП» администратора поступлений или указание ИНН и (или) КПП администратора поступлений, не принадлежащих администратора поступлений, указанному в поле «Получатель»;

- отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении;

- отсутствие администратора поступлений в Сводном реестре участников бюджетного процесса.

Нормативным документом определено, что поступления относятся к невыясненным в случае:

- если в расчетном документе указаны значения ИНН и КПП получателя – администратора поступлений в бюджет и не указаны или ошибочно указаны иные реквизиты получателя – администратора поступлений в бюджет;

- если в расчетном документе указан код бюджетной классификации, но при этом не указаны или указаны несуществующие ИНН и КПП получателя – администратора поступлений в бюджет, либо администратор поступлений в бюджет, которому ранее был направлен Запрос на выяснение принадлежности платежа, отказался от указанных поступлений;

- если в коде бюджетной классификации, указанном в расчетном документе, указан код главы главного администратора поступлений в бюджет, подведомственный администратор поступлений в бюджет которого находится на территории субъекта Российской Федерации и невозможно определить администратора поступлений в бюджет, которому необходимо направить Запрос на выяснение принадлежности платежа, (либо администратор поступлений в бюджет, которому ранее был направлен Запрос на выяснение принадлежности платежа отказался от указанных поступлений).

В начале процедуры выяснения принадлежности поступлений, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, формируется «Запрос на выяснение принадлежности платежа». Данный Запрос на выяснение принадлежности платежа направляется предполагаемым администраторам поступлений в бюджет. После того, как предполагаемый администратор поступлений получил Запрос на выяснение принадлежности платежа с приложением документов, то для уточнения такого платежа он формирует и направляет в орган Федерального казначейства «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа». После этого операция по уточнению платежа отражается на лицевом счете данного администратора поступлений. И по результатам обработки всех документов администратору поступлений направляется выписка из лицевого счета (рис. 14).

 

Рис. 14. Процедура выяснения принадлежности поступлений, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям

 

Перечень оснований для отнесения платежей к невыясненным поступлениям:

- отсутствие расчетного документа;

- ИНН, КПП, код бюджетной классификации отсутствуют или не соответствуют требованиям;

- ОКАТО по поступлениям, частично или полностью зачисляемым в местный бюджет, отсутствует или не соответствует требованиям;

- поступления, не подлежащие зачислению на счета органов Федерального казначейства или подлежащие зачислению на счет другого органа Федерального казначейства;

- отсутствие полномочий по администрированию поступившего платежа;

- не открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по администрированию доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

- в поле «Назначении платежа» отсутствует информация, позволяющая однозначно определить принадлежность субсидии/субвенции к коду цели.

Сложная и разветвленная схема уточнения невыясненных поступлений требует четких, оперативных действий, как со стороны органов Федерального казначейства, так и со стороны участников бюджетного процесса. Формируя запрос в адрес предполагаемого администратора поступлений, органы Федерального казначейства являются инициаторами движения документов по уточнению невыясненных поступлений. Оперативность уточнения зависит от конкретного получателя запроса, а также качества оформления документа для проведения уточнения.

Объективными причинами наличия невыясненных поступлений на счетах, применяемых для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, открытых Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, являются:

- ошибки плательщиков и кредитных организаций в оформлении платежных поручений на перечисление платежей в бюджет;

- недостаточно оперативная работа администраторов поступлений по уточнению платежей;

- неполное закрепление доходных источников в нормативных правовых актах администраторов поступлений.

2. Наличие поступлений на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, минуя счета, открытые Управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, применяемые для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами.

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации предусматривает, что все проведенные на распределительных счетах органов Федерального казначейства операций подлежат отражению на соответствующих лицевых счетах администраторов поступлений. Централизация всех доходов бюджетов на территории субъекта Российской Федерации на одном счете Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации для их дальнейшего распределения на единые счета бюджетов обеспечивает оперативный учет данных поступлений, своевременное и полное перечисление всех поступивших платежей в бюджеты, а также оперативное предоставление информации об указанных поступлениях заинтересованным пользователям – администраторам поступлений и финансовым органам.

На практике имеются случаи, когда плательщики при перечислении платежей в бюджеты вместо счета Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» указывают реквизиты единых счетов бюджетов (например: № 40204 «Средства местных бюджетов»).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.