Сделай Сам Свою Работу на 5

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РБ.





 

Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство, с 1992 г. является членом МВФ и входит в ряд других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Основой денежной и национальной валютной системы является белорусский рубль. Сегодня он подчиняется правилам ограниченной конвертируемости, но страна решает стратегическую задачу перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов в 2000 г. был введен единый курс белорусского рубля. Законодательством установлены порядок осуществления международного платежного оборота и использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка и состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности Республики Беларусь. Национальная валютная система взаимосвязана с внутренней денежной, кредитной и финансовой системами.



В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].

Принятие Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.

В целом новый белорусский Закон основывается на тех же принципах, что и Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Поэтому планируемый российско-белорусский валютный союз принципиально не изменит механизм валютного регулирования и валютного контроля, заложенный в Законе.

Законом текстуально изменено понятие валютных операций. При этом может сложиться впечатление, что валютными операциями (соответственно попадающими в орбиту валютного регулирования) отныне признаются не только фактическое использование валютных ценностей, но и сами договоры (сделки), которыми предусматривается такое использование. Если руководствоваться этой логикой, то отныне сам факт заключения договора, предусматривающего расчеты в инвалюте, является валютной операцией. Но ведь заключение договора не всегда приводит к его исполнению, в частности, к использованию валютных ценностей.



Под сделкой, предусматривающей использование валюты, ценных бумаг и т. д., можно понимать совокупность операций, составляющих такое использование для достижения единой цели сделки. Соответственно валютной операцией будет не отдельная такого рода операция, а вся их цельная совокупность Характерным здесь будет сравнение с российским валютным законодательством, где под валютной операцией понимается не сделка, предусматривающая использование валютных ценностей, а отдельная операция.

К текущим валютным операциям Законом отнесены операции неторгового характера. Ранее они назывались переводами неторгового характера. Очевидно нынешний термин «операции шире, чем «переводы, и включает как безналичные перечисления, так и выплаты наличных денег. К неторговым операциям отнесено отныне получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение. Следует обратить внимание, что перечень операций неторгового характера не является исчерпывающим. Но если ранее этот перечень определял Нацбанк, то отныне к неторговым операциям помимо прямо указанных в ст.6 Закона относятся и иные операции, определяемые Президентом или по его поручению Совмином, а также международными договорами Беларуси [1].



В целом проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в ряде случаев поставлено под более жесткий контроль.

Во-первых, расширился перечень валютных операций, рассматриваемых как капитальные, за счет отнесения к ним: а) операций по приобретению пая в имуществе нерезидентов (видимо, речь идет о приобретении пая в кооперативах и подобных юридических лицах, не имеющих во многих странах уставных фондов); б) операций по приобретению ценных бумаг не только нерезидентов (что ранее понималось под портфельными инвестициями), но и резидентов (правда, сразу же Законом разрешено проводить операции с ценными бумагами, выпущенными резидентами, без разрешений Нацбанка); в) переводов не только в счет приобретения недвижимости, но и прав на нее. В частности, отныне осуществление резидентами расчетов с нерезидентами по договорам аренды недвижимости, находящейся за пределами Беларуси (например, при содержании резидентом представительства за границей), требует разрешения Нацбанка как валютная операция, связанная с движением капитала.

В силу части 5 ст. 10 Закона не требуется разрешения Нацбанка для осуществления вкладов нерезидента в инвалюте, белорусских рублях, ценных бумагах в инвалюте или рублях в уставный фонд юридического лица-резидента.

Во-вторых, если ранее Нацбанк имел возможность давать общие разрешения на проведения тех или иных валютных операций, связанных с движением капитала, без дополнительного оформления разрешения в каждом отдельном случае и без иных дополнительных процедур контроля за их проведением, то в настоящее время перечень капитальных операций, осуществляемых без разрешения, устанавливается Законом [1]. Нацбанк может установить, что для отдельных капитальных операций (кроме прямо указанных в Законе) не требуется разрешения Нацбанка, но только при условии, что такие операции будут подвержены контролю в иных формах — будут проводиться в уведомительном и (или) регистрационном порядке.

В то же время правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, для физических лиц и для нерезидентов значительно упрощены. И наконец, нерезидентам вообще не нужно разрешений для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала (ч. 2 ст.10 Закона). Кроме того, упрощены правила проведения капитальных операций при обслуживании госдолга, в бюджетных отношениях.

Что касается валютных операций между резидентами-юридическими лицами, то здесь Закон более жесток. Такие операции можно проводить в случаях, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Обращает на себя внимание, что речь в Законе идет не вообще об актах законодательства, а именно об актах валютного законодательства (понятие таких актов предусмотрено ст.2 Закона) [1].

По-прежнему, органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля — Комитет госконтроля и ГТК [8, с.21]. Впрочем такая система в любой момент может быть изменена Президентом, которому по Закону предоставлено право определять систему органов валютного регулирования и валютного контроля. Впервые Закон определил, что включается в понятия «валютное регулирование» и «валютный контроль» (ст.1 Закона), а также определил основные направления валютного контроля (ст.23 Закона) [1].

Таким образом, проводить проверки соблюдения валютного законодательства и осуществлять иной валютный контроль налоговые органы Законом не уполномочены, за исключением случаев, когда порядок проведения валютных операций непосредственно влияет на решение налоговых вопросов, либо когда это предусмотрено актами более высокой юридической силы, чем Закон о валютном регулировании

Таким образом, валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте. В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.