Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ.





Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь в прошедшем 2010 году за счет установления более благоприятного инвестиционного климата расширилась по сравнению с предыдущими годами.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,3 % от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным. По сравнению с 2008 и 2009 годами: 28,9 и 31,5 процентов соответственно, т. е. удельный вес инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,85 %.

За 2010 г. в экономику республики поступило более 5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 г. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд долларов США [4].

Инвестиции в основной капитал в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г. [3].

Происходит постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 % в 2008 г. до 0,47 % в 2010 г.) .

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (53,2 % от всех поступивших инвестиций), промышленность (22,8 %), торговля и общественное питание (14,6 %). Прямые иностранные инвестиции составили 61,3 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2009 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 15,5 %. В 2010 г. поступление портфельных инвестиций составило всего 1,8 млн долларов США, или 0,02 % от всех поступивших иностранных инвестиций.



Таким образом, небольшая доля портфельных инвестиций отражает боязнь инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаге белорусских учреждений.

Предпочтение Беларуси в качестве страны-реципиента инвестиций, как показал 2010 г., отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе - Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие.

Инвестиции в основной капитал в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г.



Таким образом, 2010 г. отметился неплохим результатом: выросло число инвестиционных проектов, увеличилось количество инвестиций в основной капитал, в прямые иностранные инвестиции. Но все же проблема привлечения иностранного капитала продолжает оставаться острой и актуальной. Так, текущие результаты 2010 г., к сожалению, оставляют желать лучшего, т.к. не демонстрируют запланированного роста по сравнению с 2009 г.. Если на сегодняшний день доля иностранных инвестиций составляет 1,7 % в общем объёме, то показатель прошлого года был равен 1,5 %. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля иностранного капитала незначительно выросла в общем количестве инвестированных средств, объем средств из иностранных источников на 8,1 % ниже прошлогоднего уровня.

Таким образом, инвесторы продолжают с опаской оценивать белорусский рынок и не спешат выходить на него. Ухудшение отношений с Россией также не способствует повышению уровня инвестиционной привлекательности страны, т.к. делает ситуацию ещё более неопределенной, тем самым повышая риски инвесторов.

Следовательно, инвестиционный климат Республики Беларусь оставляет желать лучшего. Несмотря на неплохие результаты инвестиционной деятельности в прошедшем 2010 г., большой заинтересованности в Республике Беларусь как в стране-реципиенте иностранных инвестиций не было отмечено.

Перспективные направления улучшения инвестиционного климата РБ

Улучшение инвестиционного климата - одна из основных задач экономики Республики Беларусь. Необходимо определить приоритетные направления по усилению инвестиционной привлекательности страны.



Создание государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации" должно положительно повлиять на общий уровень инвестиционной привлекательности, так как, учитывая мировой опыт, подобные организации повышают уровень доверия и при правильном функционировании привлекают большую часть поступающего в страну иностранного капитала. Однако, к сожалению, нельзя сказать, что уже достигнуты определенные положительные результаты от его деятельности в Беларуси, так как агентство начало свое функционирование лишь 25 августа 2010 года, т.е. прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было оценивать какие-либо результаты. Так же камнем преткновения остается вопрос о том, какие объекты могут быть приватизированы. Список предприятий, с которыми государство готово расстаться, либо условия их продажи на сегодняшний день не соответствует спросу иностранных инвесторов. Как показали недавно проведенные конкурсы по продаже 5 белорусских ОАО, их приватизация закончилась ничем и ни на один из объектов не было подано заявок от иностранных инвесторов [5].

Важный шаг в данном направлении -- принятые в текущем году решения на высшем уровне. Так, с 1 января 2011 года вступает в силу Указ Президента Беларуси № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», подписанный 1 сентября 2010 года. Документом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности. Семь из них включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Из перечня лицензируемой деятельности исключены самые массовые виды -- розничная торговля и общественное питание, на долю которых приходится более 50% выдаваемых лицензий [1].

Указом упрощена процедура получения лицензий и введена многоступенчатая процедура лишения, которая защищает лицензиата. Она предусматривает не автоматическое лишение лицензии при мелких нарушениях, а систему предупреждений. Отменяется лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы. В отношении 16 видов деятельности срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Люксембургский банк "Хэвилланд" планирует сотрудничать с БПС-банком по созданию фонда прямых иностранных инвестиций, который позволит создать в Беларуси более благоприятный инвестиционный климат. Предполагается, что создаваемый фонд прямых иностранных инвестиций будет формироваться за счет привлечения средств инвесторов, проявивших желание инвестировать в экономику Беларуси. Фонд будет вкладывать денежные средства в акционерный капитал компаний различных отраслей экономики Беларуси, которые отличаются высоким потенциалом роста. Это развивающиеся частные производственные компании, высокотехнологичные, инновационные компании, компании по оказанию услуг, компании финансового сектора, гостиничного бизнеса, а также создаваемые и существующие розничные сети [6].

Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы в сфере налогообложения. 7 сентября 2010 г. Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла в первом чтении проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Он предполагает упрощение порядка взимания основных налогов и увеличение инвестиционных льгот, а также улучшение налогового администрирования. Из налоговых выплат субъектов хозяйствования будут исключены пять обязательных платежей. Общий объем снижения налоговой нагрузки на экономику страны оценивается на сумму более 700 млрд рублей.

Кроме того, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», который предусматривает дальнейшие меры по защите прав инвесторов [6].

Таким образом, направлений по улучшению инвестиционного климата

предостаточно, необходимо лишь только активно их реализовывать. Главными приоритетами являются улучшение нормативно-правовой базы, упрощение системы налогообложения, бухучета, новые формы финансовой и банковской поддержки, а также решения по актуальным вопросам системы ценообразования и заработной платы в стране.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.