Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА)

Первым официальным шагом, направленным на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 году. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники [10, стр. 423].

Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. Соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х годов. Первоначально речь шла только об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. В 80-е годы президенты Р.Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, -- Северной Америки. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA). Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран: ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и канадских банков в США и ряд других положений [10, стр.426].



Одновременно в 80-е - начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. Однако существовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров и нежелательной иммиграции. Мексика, проводившая политику протекционизма, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал.

Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов повлияло на ускорения принятия решения о создании Североамериканской зоны свободной торговли. В это время активизировались интеграционные процессы в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, возросла конкуренция со стороны Японии, происходили социально - экономические реформы в странах Латинской Америки. Это привело к тому, что в августе 1992 года было достигнуто предварительное соглашение и 17 декабря 1992 г. оно было подписано тремя лидерами Дж. Бушем, канадским премьер - министром Брайаном Мурлони и мексиканским президентом Карлосом Салинасом де Гортари. Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли было ратифицировано законодательными органами трех стран и вступило в силу 1 января 1994г [5, стр.278].

Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Так, для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно является составной частью стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей, а именно: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран - соседей [27].

Наименьшее сопротивление встретила идея НАФТА в Мексике. Мексика как страна слаборазвитая и сравнительно бедная (по отношению, естественно, к Северной, но отнюдь не к Латинской Америке), по общему мнению, объективно выигрывает больше остальных участников соглашения. Цели Мексики состояли в том, чтобы с помощью НАФТА ускорить реформы и темпы экономического роста, модернизировать страну и укрепить позиции на внешних рынках в условиях глобализации. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок, увеличения потока инвестиций (включая возврат мексиканских капиталовложений), а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

В Канаде процесс переговоров о заключении договора с Мексикой не был однозначным. 54 % канадского населения недвусмысленно высказывались против "Североамериканского общего рынка" и только 29% безусловно поддержали его. В аппозицию вошли мелкие и средние предприниматели, часть более крупного бизнеса, а также профсоюзы. Больше всего канадцев беспокоила перспектива переориентации значительной части торгово-промышленной деятельности США с Канады на Мексику. В этом случае остро встает вопрос занятости, поскольку многие американские предприятия, действующие сейчас на территории Канады, могут предпочесть ей выгоды, которые сулит НАФТА в Мексике. Кроме того, наплыв значительно более дешевых мексиканских товаров принесет немалые убытки местным производителям. Однако заинтересованность Канады в заключении НАФТА была связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран [23].

Основные цели Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли были определены в статье 102 Договора. Ключевыми моментами соглашения являются:

«снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;

значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;

обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения».

Была разработана программа по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений была устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором - в течение 5 лет; на третьем - течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе - в течение 15 лет.

На первом этапе США должны немедленно устранить 84 % тарифов на мексиканский экспорт, за исключением «нефтяного экспорта» и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % -- на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары.

На втором этапе США и Канада ликвидируют тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли 80 % мексиканского «нефтяного экспорта». Мексика, в свою очередь, должна устранить тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США и Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе США и Канада планировали снятие тарифных ограничений на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадского экспорта.

В течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит оставшийся 1 % тарифных ограничений на импорт особых «чувствительных» товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и птицу -- для Канады; фрукты и овощи -- для США) [5].

Необходимо учитывать также необходимость устранения нетарифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров между странами. Устраняются такие барьеры в торговле, как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

Согласно НАФТА «если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ» [2, стр.285].

В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода доля североамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %).

В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности.

На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли:

- недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления;

- снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий);

- свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям;

- экспроприация только в соответствии с международным правом;

- право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения [22, стр.243].

Включение в программу НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые. Исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя:

· комиссию по свободной торговле,

· Секретариат

· комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам, торговле и конкуренции,

· рабочие группы: по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства;

· двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д. [10, стр.427].

Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая «следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации». Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно.

Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН).

По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров;

если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров [2, стр. 287].

Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.

В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как видно, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле после переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях - 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Была разработана четкая организационная структура для эффективного претворения в жизнь положений Североамериканского соглашения о свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие к заключению этого соглашения , нашли свое отражение не только в области свободной торговли и , следовательно, можно говорить о распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие сферы экономики и политики в Североамериканском регионе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.