Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ





 

Таможенный тариф является важнейшим комплексом инструментом государственного регулирования внешней торговли. Применение тарифа представляет собой процесс таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций.

Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами.

Существует несколько подходов к определению Таможенного тарифа: 1) Таможенный тариф отождествляется с таможенной пошлиной. Этот подход встречается в непрофессиональной литературе (учебник по экономической теории, по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности). В этом случае отождествляется огромное целое с его маленькой частью или элементом. 2) Содержательный. В этом случае изучается содержание, структура, виды, функции и принципы применения таможенного тарифа в реальной практике. 3) Таможенный тариф как специальный государственный нормативный документ. В России таможенный тариф и любые изменения в нем утверждаются специальными постановлениями Правительства страны. Таможенный тариф – нормативный документ федерального уровня в области таможенного дела[6].



В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существуют несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенные тарифы как инструмент торговой политики используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта. Одной из важных функций таможенного тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров[16].



Таможенные тарифы изменяются в соответствии с объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле.

Перестройка таможенных тарифов происходит следующим образом: во-первых, уменьшаются и частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия; во-вторых, образуются двусторонние или региональные таможенно-тарифные объединения с беспошлинным режимом торговли (всеми товарами или определенными группами товаров) между странами-участницами; в-третьих, прогрессирует унификация структуры таможенных тарифов и отдельных областей таможенного дела.

Таможенный тариф имеет следующие признаки: 1) Таможенный тариф – это комплексный инструмент государственного регулирования внешней торговли; 2) Инструмент экономического регулирования или экономического воздействия на параметры внешней торговли; 3) Таможенный тариф базируется на специальных классификациях товаров как объектов внешней торговли, как объектов тарифного регулирования. В России в качестве такого классификатора применяется ТН ВЭД; 4) Таможенный тариф в любой стране имеет особую нормативно – правовую базу применения; 5) Таможенный тариф содержит коды товаров в соответствии с их местом в ТН ВЭД. Содержит наименования товаров, подлежащих таможенному обложению; 6) тарифы содержат определенное количество видов и уровней ставок таможенных пошлин[9, с.156].



Элементы таможенного тарифа

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы и привилегии.

Таможенная пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения[10, с.351].

Ставка таможенной пошлины – это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов[10,с.351].

Система группировки товаров – это распределение товаров по определенным группам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной на основе общемировой практики классификации товаров[10,с.351].

Таможенная стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная за товар на момент пересечения им таможенной границы.

Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлин, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Таможенные преференции – это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.

Рассмотри более подробно составные элементы таможенного тарифа.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными. Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.

Таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Применение антидемпингового тарифа предусмотрено международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран – членов ГАТТ в 1967г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции. Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них – взимание процента от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Прежде всего, тарифы делятся на простые и сложные. Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.

Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Автономный – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими государствами или союзами других государств. Особенности: 1) решение об отводе и вводе принимается государством самостоятельно в соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает как носитель таможенного суверенитета. 2) правовая база такого тарифа – исключительно национальные нормативно-правовые документы. 3) государство в этом случае присоединяется к международным соглашениям по вопросам предоставления тарифных преференций и другим проблемам тарифного регулирования. 4) решение о введении каких-либо ставок или видов пошлин принимают уполномоченные органы государства без каких-либо консультаций с уполномоченными органами стран-внешнеторговых партнеров. 5) такой тариф часто являлся способом реализации внешнеторговой политики – протекционизма в области внешней торговли. 6) этот тариф часто применялся в условиях недостаточной открытости национальной экономики отдельных стран, которые характеризовались реализацией курса на эк. замкнутость или закрытость. Эти тарифы характеризовались следующими особенностями: а) высокая средненоминальная ставка тарифа; б) высокая средневзвешенная ставка тарифа; в) активное применение фискальных и заградительных тарифных пошлин; г) достаточно активно для защиты внутреннего рынка использовались особые таможенные пошлины, вводимые на основе специальных расследований[6].

Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза[9].

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит: 1) обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин). 2) может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины. 3) может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени. Одним из примеров интегрированного тарифа является один из тарифов Европейского союза – тарик.

Запретительный таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины. Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин[9].

Использование этого тарифа уменьшает ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.

По виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф.

Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

По количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не дает возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учетом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.

Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.

Тарный таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.

Транзитный таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.