Сделай Сам Свою Работу на 5

Двусторонние соглашения о взаимном переливе капитала.





Двустороннее регулирование движения капитала между странами до 60-х гг. ХХ века осуществлялось на основе подписания Договоров о дружбе, сотрудничестве, торговле и мореплавании. Во второй половине ХХ века с ростом инвести­ционных вложений в экономику бывших колоний и зависимых стран, добившихся политической независимости, возникла необходимость заключения нового типа соглашений — со­глашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций – с тем, чтобы снизить экономические и политические риски для инвестиций из развитых стран. Значительный рост соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций пришелся на 80—90-е гг., которые охватывают период глобальной либерализации движения капитала между странами.

Преимущества двустороннего уровня регулирования международных инвестиций объясняются:

- реализацией принципа избирательностиправ и обязанностей непосредственно между двумя странами в конкретной области – взаимных инвестиций;

- возможностью прямого воздействия на рост объема взаимных инвестиций для целей экономического раз­вития договаривающихся стран (что особенно существенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой);



- признанием правомочности национального законодательства принимающего государства в отношении определения порядка до­пуска и функционирования иностранных инвестиций;

- предоставлением сторонам возможности менять положения со­глашения в одностороннем порядке при наступлении чрезвычай­ных обстоятельств (в частности, вводить запрет на перевод при­были при хроническом дефиците платежного баланса, при угрозе национальной безопасности).

Резкий рост количества соглашений овзаимном поощрении и защите иностранных инвестиций привел к необходи­мости разработки соответствующего типового договора, который имеет четыре базовых условия:

- условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах, требующие справедливого и равно­правного режима, в качестве которого на сегодняшний день всемирно признан нацио­нальный режим;

- условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроп­риации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности:



- условия перевода прибыли и доходов за рубеж требуют, как правило, беспрепятственного перевода;

- условия, определяющие порядок разрешения споров. Цель таких условий — обеспечить признание догова­ривающимися странами выполнения арбитражных решений, при­нимаемых при разрешении споров.

После включения особых условий в типовой договор и подписания договаривающимися сторонами он приобретает силу закона, позволяющего обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.

Содержание двусторонних инвестицион­ных соглашений между отдельными группами стран имеет свою специфику:

ü между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой и странами остального мира акцент делается на решении проблемы взаимосвязи инвестиционных вложений с экономическим развитием принимающего государства;

ü между промышленно развитыми странами с рыночной экономикойв основу по­ложены задачи регулирования принципов и норм конкуренции, расширения обмена информацией, расширения прозрачности нацио­нального законодательства договаривающихся сторон.

Инвестиционные соглашения, как правило, включают семь основных разделов: предмет соглашения и срок его действия; условия допуска инвестиций в принимающую страну; условия режима в отношении инвесторов; порядок перевода прибыли и капитала за рубеж; условия экспроприации и выплаты компенсации; порядок разрешения споров между сторонами контракта; порядок разрешения споров между инвестором и принимающим государством.



Итак, практика заключения двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций является условием для либерализации движения капитала в форме инвестиций между странами.

Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения.

Важную роль в международной инвестиционной деятельности играют различия в став­ках налогообложения в разных странах. Исходя из налогового сувере­нитета каждое государство имеет право взимать налоги с доходов, полученных от зарубежной деятельно­сти. В результате возникает ситуация, когда одна и та же сумма прибыли подлежит двойному налогообложению — сначала в стране — источнике получения, а затем в стране — резиденции материнской компании.

Подобная ситуация связана с действием двух принципов налогооб­ложения: принципа территориальности и принципа резиденции. Прин­цип территориальности (или взимания налога у источника) требует взи­мания налогов с доходов или с экономической деятельности юридичес­ких и физических лиц, полученных в конкретной стране (т.е. государство имеет право на обложение налогами доходов, которые были получены на его территории). Напротив, принцип резиденции (или принцип об­ложения мировых прибылей) действует в отношении налогообложения глобальных доходов, полученных компанией в разных странах. В пос­леднем случае страна резиденции (т.е. место, где зарегистрирована дан­ная компания) реализует право налогового суверенитета облагать нало­гами доходы «своих» компаний.

Для разрешения такой противоречивой ситуации страны используют практику заключения межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения, основные положения которых включают:

- определение детальных правил распределения доходов, подлежащих полному и ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;

- уточнение принципов ведения коммерческих операций между неза­висимыми друг от друга участниками в рамках внутрифирменных отношений ТНК;

- правила, освобождающие от налогообложения, или правила пре­доставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-источнике их получения;

- правила недискриминации, взаимной помощи и об­мена информацией между налоговыми властями договаривающих­ся сторон;

- совместные процедуры разрешения споров при уре­гулировании проблемы двойного налогообложения;

- условия оказания помощи в сборе налогов.

Конечный эффект налоговых соглашений связан с ограничением прав договаривающихся сторон взимать налоги. Для этого соглашения определяют способы избежания двойного налогообложения, в качестве которых чаще всего используются: система освобождения от налогообложения и система налогового кредита.

Система освобождения от налогообложения, заключается в том, что страна резиденции полностью освобождает от нало­гообложения соответствующие виды доходов, полученных из зарубежных источников, или наоборот, происходит освобождение от налогообложе­ния в стране — источнике получения доходов. Освобождение действует только в отношении активных доходов — прибыли и др. С пассивных доходов — процентов, роялти, дивидендов взимаются налоги (но по сниженным ставкам, размеры которых определяются в дву­сторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения).

Система налогового кредита подразумевает, что страна резиденции разрешает уплату налогов с доходов от зарубежной деятельности в стране — источ­нике их получения. Поэтому полученные за рубежом доходы вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли материнской компании.

Таким образом, соглашения об избежании двойного налогообложе­ния имеют целью снизить риск двойного налогообложения, и умень­шить масштабы трансфертного ценообразования.

Регулирование международной инвестиционной деятельности региональными соглашениями и международными экономическими организациями.

Региональное регулирование движения международных инвестиций осуществляется в рамках многосторонних соглашений на различных уровнях интеграции. Наиболее известные интеграционные объединения содержат детализированные условия взаимных инвестиционных режимов (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.), закрепленные отдельными соглашениями или протоколами. Договорами остальных интеграционных группировок предусматривается либерализация на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций.

Либерализация взаимных (внутрирегиональных) инвестиций включает:

полную отмену ограничений на взаимные инвестиции, за исключением таких ограничений как, ограничения по защите платежного баланса от спекулятивных потоков капитала;

национальный режим на стадии допуска инвестиций, за исключением чувствительных и стратегических отраслей;

• либерализацию на основе договоренностей, достигнутых в рамках ВТО (либерализация сферы услуг и допуска в принимающую экономику иностранных инвестиций, поставляющих услуги);

• создание общих рамок защиты прав собственности инвесторов;

• совместную процедуру разрешения споров

Экономическая интеграция оказывает различное воздействие на рост импортируемых и экспортируемых инвестиций в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочной перспективе торговая и инвестиционная либерализация стимулирует внутрирегиональную торговлю и инвестиции (статический эффект). В долгосрочной перспективе - динамический эффект — растет инвестиционная привлекательность стран-членов группировок на основе создания единого более крупного потребительского рынка, свободного от торговых и инвестиционных ограничений

На рост взаимных инвестиций в интеграционной группировке в краткосрочном и долгосрочном периодах оказывают влияние следующие факторы: форма интеграционной группировки; характер предполагаемой либерализации; интенсивность взаимных торговых и инвестиционных связей при подписании соглашения; уровень экономического развития стран, входящих в группировку; их взаимное соответствие; степень открытости национальных экономик; уровень конкурентоспособности; уровень экономической взаимодополняемости и взаимозависимости.

Наивысший уровень регулирования международной инвестиционной деятельности осуществляется международными экономическими организациями, среди которых особо значимая роль принадлежит Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Всемирному банку, Всемирной торговой организации и некоторым агентствам в системе ООН.

Одним из направлений деятельности ОЭСР, в состав которой входит 30 наиболее развитых стран мира, является содействие либерализации инвестиций между странами-участницами. К основ­ным документам ОЭСР, связанным с инвестиционной сферой, отно­сятся:

- Кодекс либерализации капиталов;

- Кодекс либерализации невидимых текущих операций;

- Декларация об иностранных инвестициях и многонациональных Корпорациях и Руководящие принципы для многонациональных корпораций.

Эти документы определяют стандартные режимы и защиту иностранных инвесторов в принимающих странах и рекомендуют распространение национального режима на стадии допуска и функционирования инвестиций, свободную репатриацию прибыли и капитала, прозрачность правил, механизм консультаций, свободный режим деятельности ТНК. При этом зарубежные инвесторы должны учитывать особенности экономической и социальной политики принимающей страны, вопросы защиты экологии и прав потребителей, совершенствование конкуренции и недопущение ограничительной деловой практики, принятие норм налогообложения, условий труда, бухгалтерской отчетности и др.

Всемирный банк (ВБ) занимается проблемами инвестиционного регулирования главным образом в сфере стимулирования притока ин­вестиций в страны с повышенным уровнем риска — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Можно выделить следую­щие направления деятельности Всемирного банка:

• предоставление целевых кредитов на строительство промыш­ленных предприятий, инфраструктурных объектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Международный банк реконструкции и развития — МБРР, Международная финансовая корпорация — МФК, Международная ассоциация развития — MAP),

• гарантирование инвестиций в странах с повышенным уровнем риска (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций МИГА);

• содействие в разрешении инвестиционных споров (Междуна­родный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС и

МИГА);

• техническое содействие в привлечении зарубежных инвестиций я развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (МИГА и Консультативный совет по иностранным инвестициям (ФИАС).

Международное агентство по гарантиям инвести­ций (МАГИ)создано в 1988 г. МАГИ страхует инвесторов от таких некоммерческих рис­ков, характерных для развивающихся стран, как отмена конвертируемости валюты, опасность на­ционализации и политических переворотов. Кроме того, МИГА оказывает техническое содействие в стимулировании привлечения иностранных инвестиций в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, а также содействует разрешению споров до обращения сторон в судеб­ные органы (МЦУИС).

До создания МИГА эту нишу занимали государственные организа­ции и частные страховые компании, предоставлявшие гарантии ино­странным капиталовложениям от политических рисков.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)создан в 1966 году. Выполняет функции арбитра по устранению разногласий между иностранным инвестором и принимающей капитал страной. МЦУИС также издает многотомное собрание инвестиционных законов и инвестиционных договоров всех стран-членов.

ФИАС, созданный в 1985 г. призван оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в привлечении зарубежных инве­стиций, разработке законодательной базы, направлений и средств ин­вестиционной политики и стратегии. Консультативная помощь ФИАС ведется по четырем основным направле­ниям:

содействие в разработке законодательной базы и правил регули­рования на основе постоянных обзоров правового климата страны, ре­комендаций по сокращению ограничений на долю зарубежного уча­стия, конвертируемости валют, возможности покупки иностранцами земельных участков, защите интересов инвесторов в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями;

регулирование административных барьеров — проведение ис­следований экспертами ФИАС по бюрократическим и прочим ограничениям административного характера, их выявлению, постепенной гармонизации и повышению прозрачности;

рекомендации по применению инвестиционных льгот, состав­ляемые на основе оценки эффективности тех или иных льгот;

содействие в привлечении инвестиций, что существенно влияет на решения о вложении капитала, его объем и направления и помогает национальным структурам, занимающимся подобными вопросами, разработке стратегий, направленных на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей по привлечению и использованию ПИИ.

В системе ВТО существует многосторонний механизм, частично регулирующий международные инвестиции. Он представляет собой Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах (Agreement on Trade-Related Investment Measures - TRIM). Соглашение признает, что некоторые инвестиционные меры (требования о содержании местных компонентов или привязка размеров импорта предприятия к размерам ее экспорта) не соответствуют требованиям ВТО о национальном режиме и отмене количественных ограничений на торговлю. За устранением такого рода мер странами, подписавшими соглашение, осуществляет мониторинг Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Наблюдательные функции за развитием международного инвестирования осуществляет также Комиссия Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (1993). Секретариат ЮНКТАД выполняет в Секретариате ООН функции подразделения, отвечающего за координацию всех вопросов, относящихся к прямым иностранным инвестиция и транснациональным корпорациям.

ЮНКТАД ведет свою работу, используя следующие каналы: дискуссии на межправительственном уровне, деятельность по оказанию технической помощи, семинары, рабочие совещания и конференции. ЮНКТАД изучает взаимосвязи торговли и инвестиций, проводит исследования правовой базы иностранных инвестиций, разрабатывает системы статистической отчетности, которая позволила бы улучшить сопоставимость информации о прямых инвестициях, осуществляемых ТНК.

Среди специализированных организаций в системе ООН можно перечислить и те, которые осуществляют кредитование и техническую помощь, используя инвестиционные механизмы (долгосрочность и адресность). Среди таких организаций - нижеследующие.

Фонд развития капиталовложений (UN Capital Develop­ment Fund, UNCDF) создан в 1966 г. для оказания содей­ствия развивающимся странам в экономическом развитии через предоставление дополнительных источников финан­сирования, грантов и кредитов.

Программа развития Организации Объединенных Наций, ПРООН, предоставляю­щая многоотраслевую финансовую, экономическую и тех­ническую помощь в целях стимулирования развития раз­вивающихся государств планеты.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) основана в 1966 г. с целью координа­ции и стимулирования промышленного развития в первую очередь развивающихся государств, содействия в реструк­туризации промышленного производства, внедрения но­вых технологий, реализации совместных проектов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.