Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика регулирования иностранных инвестиций





Инвестиционный режим – это только одна структурная часть государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Второе структурное направление - это политика регулирования иностранных инвестиций с целью получения макси­мума прибыли на единицу вложенного капитала. Она ориентирована на получение эффективности от иностранных инвестиций, поступающих в страну, и состоит из мероприятий, частично ограничивающих деятельность экономических субъектов с иностранным капиталом. Введение различного типа ограничений вызвано следующими причинами:

- опасения стран по поводу установления излишне высокого зару­бежного контроля над национальной экономикой;

- опасения потери части национального достояния;

- стремление содействовать участию местных жителей в руковод­стве компаний, содействовать росту их занятости;

- желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.

Традиционно формы государственного регулирования притока иностранных ин­вестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые.

К прямым (формальным) формам государственного регулирования притока иностранных инвестиций относят методы и средства, регулирующие при­ток иностранных инвестиций на основе законодательных норм и правил. К таким методам относят:



- порядок регистрации и лицензирования деятельности компаний с иностранными инвестициями;

- законодательные или иные ограничения на долю зарубежной соб­ственности и её контроль в отдельных отраслях;

- требования, связанные с торговыми аспектами инвестиций;

- требования в отношении условий производственной деятельности компаний, соблюдения экологических норм и т.д.

Причем, прямые ограничения по степени регламентации деятельности инвестора могут быть подразделены на: абсолютные ограничения, включающие в себя определение максималь­ной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью компании, и относительные ограничения (требования в отношении най­ма местной рабочей силы, проведения НИОКР в принимающей стране, передачи торговой марки материнской компа­нии и др.).



К скрытым (неформальным) формам государственного регулирования притока иностранных инвестиций относят ограничения на при­ток иностранных инвестиций, которые представляют собой барье­ры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, деятельностью политических и социально-культурных организаций и т.д. Например, система перекрестного владения акциями финансово-промышленной группы по типу японских кейретсу является серьезным институциональным препятствием для иностранных инвесторов. Для кейретсу характерно:

- совместное владение собственностью фирм, входящих в одну предпринимательскую группу на основе систе­мы участия и/или обмена должностными лицами и директорами;

- большинство входящих фирм являются формально независимы­ми, а не филиалами материнской компании;

- действует закрытая система купли/продажи акций, когда фирмы, входящие в группу, владеют определенной долей акций других компа­ний;

- контроль диверсифицирован, т.е. ни одна из компаний не имеет полного контроля над всей предпринимательской группой. Группа от­личается низкой степенью централизации;

- разделение собственности и управления, то есть собственность находит­ся в руках конкретной семьи, а компаниями управляют профессиона­лы.

Мировая практика показывает, что регулирование иностранных инвестиций является прерогативой государства и может выражаться в следующих методах.

1. Разрешение (регистрация) на инвестиционную деятельность иностранной фирме выдается государственными структурами при соблюдении обязательных требований. Количество таких требований может способствовать приливу капитала или, наоборот, тормозить его. Например, в Нидерландах выдача разрешений – это несложная процедура: иностранные фирмы, создающие филиал, обязаны в течение одного месяца предоставить местному регистру компаний сведения о владельцах и директорах, заверенную копию устава компании. В Мексике предварительное разреше­ние на допуск инвестиций требуется только в том случае, если иност­ранные капиталовложения превышают 10% стоимости проекта.



2. Лицензированиеявлялось основной формой государственного конт­роля над допуском инвестиций во многих странах до начала — середины 80-х гг. Требование лицензирования может действовать: в отрасле­вом разрезе, с учетом объема вкладываемых инвестиций; доли иностранного инвестора в уставном капитале. Например, в Австралии лицензирование деятельности иностранных инвесторов требуется в случаях при­обретения ими 15% и более уставного фонда австралийской компании и если совокупная стоимость активов превышает 5 млн. австрал. долл. В Южной Корее подлежат лицензированию прямые иностранные инвестиции, вкла­дываемые в телекоммуникации, здравоохранение, горнодобывающую индустрию, издательское дело, оптовую торговлю. Срок выдачи лицен­зии Министерством финансов — 30 дней.

3. Процентное ограничение доли иностранного инвестора, главным образом, в отдельных отраслях принимающей экономики. В Мексике доля иностранного участия ограничивается 49% в уставном фонде предприятия в 19 сферах, в т.ч. в спутнико­вой связи, средствах массовой информации, перевозках пассажиров, в сельском хозяйстве. На Филиппинах доля иностранного инвестора ограничена 40%, если отрасль, в которую вкладывается капитал, находится в следующем списке: банковское дело, строительство, земельная собственность, эксп­луатация природных ресурсов, морское судоходство, общественный транспорт; доля иностранного инвестора в сфере рекламы ограничена 30%.

4. Запрет на вложение ПИИ применяется очень редко и ограничен в ос­новном отраслями военно-промышленного комплекса, газо- и водоснаб­жения и некоторых других стратегических направлений. В Мексике - это 17 отраслей, в Республике Корея — 7 отраслей, на Филиппинах — опто­вая торговля, торговля рисом и кукурузой, эксплуатация природных ре­сурсов небольшими фирмами, оборонные отрасли, образование, СМИ; в Таиланде — недвижимость, законодательство, реклама, строительство.

5. Требования защиты окружающей среды. Национальное законодатель­ство многих государств определяет сферы, вложения в которые требуют предварительной экспертизы, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.

6. Процедурные ограничения могут иметь различный характер. Они связа­ны, например, с порядком регистрации компании в местном реестре, необходимостью предоставления соответствующих документов, опре­деления стоимости регистрации и др.

7. Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минималь­ного периода инвестиционных вложений, по истечении которого раз­решается перевод прибыли и капитала из принимающей страны.

8. Ограничения, свя­занные с наймом иностранной рабочей силы, связаны с порядком выдачи виз, сроком пребывания иностранных работников и консультантов и т.д.. Такие ограничения актуальны, когда руководящие работники филиалов транснациональных компаний – исключительно иностранцы с соответствующими полномочиями и заработной платой, то есть имеет место дискриминация со стороны иностранного инвестора по отношению к национальным работникам. На Филиппинах использовалась такая практика: иностранный инвестор, имеющий регистра­цию в стране, может использовать иностранных граждан на работе в качестве советников, руководящего и инженерно-технического персо­нала в течение 5 лет, начиная со дня регистрации организации с иностранными инвестициями.

Перечисленные методы могут использоваться правительствами в различных комбинациях. Но их воздействие на объем и эффективность иностранных инвестиций должно быть согласовано с элементами инвестиционного климата, а также методами политики стимулирования иностранных инвестиций в страну-реципиент.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.