Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационные формы и стратегии международного прямого инвестирования.





Прямые иностранные инвестиции - это тот вид иностранных инвестиций, который применяется в мировой практике в наибольшем богатстве самых разнообразных форм.

Самые распространенные формы прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой – это дочернее предприятие и совместное предприятие.

Дочернее предприятие инвестора предполагает два варианта стратегии развития: создание предприятия «с нуля» и покупка предприятия в стране, принимающей капитал.

Создание предприятия «с нуля» имеет множество преимуществ для иностранного инвестора:

- может стать более дешевой формой прямого проникновения, так как контроль над размерами и уровнем вовлечения в экономику страны-реципиента более интен­сивен;

- это наиболее подходящий способ выхода на зарубежные рынки для малых фирм, которые имеют огра­ниченные финансовые ресурсы;

- позволяет при создании включать наиболее со­временные методы и технологии производства;

- не предполагает унаследование проблем приобретаемой национальной фирмы (фабрики, завода и пр.);

- не составляет проблемы с выбором места для внедряющейся фирмы и может быть найден участок с минимальной стоимостью;



- может сопровождаться предоставлением субсидий или налоговых скидок ввиду поддержки правительства в странах внедрения.

Однако стратегия создания дочернего предприятия в стране-реципиенте иностранного капитала путем покупки существующего предприятия также имеет немало преимуществ:

позволяет осуществить быстрое проникновение на иностран­ный рынок;

дает гораздо более быструю отдачу на используемый капитал;

может предупредить действия фирмы-конкурента;

помогает избежать ряда культурных, юридических и управленческих проблем;

позволяет приобрести ключевые активы, такие как: управ­ленческие навыки, торговые марки или сети распределения;

не нарушает существующего конкурентного соотношения в стране-реципиенте инвестиций.

Совместное предприятие как вторая наиболее распространенная форма ПИИ в странах с переходной экономикой базируется на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют предприятие, которое обычно размещается в род­ной стране одного из партнеров[7].



Существует ряд причин, по которым компания считает выгод­ным создать совместное предприятие:

экономия финансовых вложений обоих партнеров и сниже­ние затрат;

быстрое овладение каналами распределения, что уменьшает расходы на маркетинг;

сохранение независимости двух сторон.

Структура совместных предприятий бывает двух типов.

Недолевые совместные предприятия. Это предприятия, в кото­рых одна сторона предоставляет услуги другой. Сторона, предостав­ляющая услуги, обычно занимает более сильные позиции в управ­лении совместным предприятием, чем другая, однако подобная форма не очень широко распространена.

Долевые совместные предприятия. Такие предприятия предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером. В данном случае существует множество вариаций с точки зрения вложения финансов, передачи технического и другого опыта.

Совместные предприятия обеспечивают участникам бизнеса ряд преимуществ. Во-первых, партнеры могут дополнять друг друга и благодаря этому сни­жать риск, связанный с ведением бизнеса; примером может быть маленькая компания, которая обладает технологией, но не имеет производственных мощностей. Она, наиболее вероятно, войдет в соглашение с другой компанией, которая такими мощностями располагает. Во-вторых, фирма, имеющая ограниченные денежные средства, но зна­чительный международный опыт, может составить команду с ком­панией, у которой достаточно средств, но мало опыта. В-третьих, совместное предприятие обеспечивает быстрый доступ к сетям распределения продукции. В-четвертых, совместные предприятия обладают высокой адаптивностью, поэтому их создание является часто используемым средством организации предпринимательства в странах с формируемой рыночной экономикой.



Кроме рассмотренных форм прямых иностранных инвестиций, в мировой практике сложились и другие, классифицируемые в теории как инвестиционные соглашения, среди которых выделяют:

1) соглашения о поручительской переработке сырья на давальческой основе и сборке готовых изделий из деталей и узлов заказчика[8];

2) проекты на компенсационной основе, предусматривающие прямое предоставление иностранной компанией оборудования, технологии, технического содействия или кредитов на приобретение перечисленных выше необходимых элементов производственного процесса[9];

3) лизинг, или долгосрочная аренда;

4) лицензионные соглашения - форма, приобретающая первостепенное значение в международных экономических отношениях. Она заключается в передаче иностранным инвестором патентованной информации, ноу-хау, промышленных образцов и полезных моделей, товарных знаков и знаков обслуживания и получении им согласованного вознаграждения после освоения импортером объекта соглашения и получения связанной с этим прибыли;

5) соглашения под возвращаемый залог. Ряд стран успешно реализует программы, в соответствии с которыми иностранные инвесторы могут создавать местные сборочные предприятия с использованием местных сборочных компонентов. На них осуществляется сборка или другие операции, а затем готовая продукция (вся или большая часть) реэкспортируется. Как правило, эти местные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлины на производственные затраты и готовую продукцию. Для того чтобы гарантировать, что они реэкспортируют свою продукцию, эти фирмы должны оставить в таможенном органе залог, который возвращается им при экспорте готовой продукции. Такая форма сотрудничества особенно широко применяется в легкой промышленности;

6) концессия, при которой производится передача частным национальным и (или) иностранным инвесторам на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны-реципиента капитала отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности принимающего капитал государства;

7) соглашения о разделе продукции – это соглашения о капиталовложениях в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, причем капиталовложениях крупных, рассчитанных на длительный период (рисунок 5).

 

 

 


Рисунок 5. Схема раздела продукции

 

8) соглашения о сдаче предприятия под управление. Многие компании обладают уникальным опытом в области организации управления предприятиями. Особенно это важно в сфере услуг (гостиницы, общественное питание, транспорт и др.). При этом необходимые знания передаются национальным менеджерам, то есть осуществляются "инвестиции в людей";

9) договор о франшизе (франчайзинг) – это деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товар­ный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения опера­ций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о фран­шизе связан со сбытом.

Часто франшиза используется в розничной торговле, гостиничном деле, работе закусочных (например, McDonald's). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем - процентов с при­были. В обмен на это предоставляющая привилегию сторона обеспечит необ­ходимую помощь и в то же время может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества. В случае прямого инвестирования вознаграждение выплачивается после налаживания деятельности и получения прибыли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.