Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика стимулирования притока иностранных инвестиций





Третья структурная часть государственной политики привлечения иностранных инвестиций - этополитика стимулирования притока иностранных инвестиций. Главная её цельвоздействовать на направ­ление, величину и характер инвестиционных потоков. Можно выделить три направления реализации данной политики:

1) повышение имиджа принимающей страны. Данное направление осуществляется на основе распространения рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ;

2) предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятель­ности. Такой пакет обычно включает: информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различ­ных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, по­лучение разрешений и др. Во многих странах высокую эффективность по предоставлению перечисленных услуг показали Агентства по содействию иностранным инвестициям;

3) предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.

Все три направления реализации политики стимулирования потоков иностранных инвестиций имеют огромное значение в успехе принимающих капитал стран. Однако последнее направление разнообразно в количестве различных инструментов и активно применяется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, поэтому его следует рассмотреть более подробно.



Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут особо поощрять:

- иностранные инвестиции, положительно влияющие на состояние пла­тежного баланса (инвестиции в импортозамещающие и экспортно-ориентированные отрасли, сферу туризма);

- инвести­ционные проекты, особо значимые для развития национальной эконо­мики (проекты с передовой технологией, отсутствующей в стране; ка­питалоемкие проекты, проекты в менее развитые регионы страны и пр.)

При этом льготы предоставляются инвесторам, как правило, при вы­полнении ими следующих условий: содействие росту занятости населения; содействие малому и среднему предпринимательству; проведение НИОКР в принимающей стране; содействие проведению региональной политики; содействие расширению экспорта.



Мировая практика показывает, что предприятие с иностранным учас­тием может получить статус приоритетного и право иметь дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством в отношении: характера техно­логии, количества занятых из числа лиц местного населения, размера капиталовложений, максимальных цен на продукцию, производимую для нужд внутреннего рынка, и др.

Секретариатом ЮНКТАД разработана классификация методов сти­мулирования иностранных капиталовложений, включающая три груп­пы стимулов: фискальные льготы; финансовые льготы; прочие льготы.

Первая группа - фискальные стимулы - подразделяются на следующие формы:

1. снижение ставки налога на прибыль;

2. налоговые каникулы;

3. увеличение сумм амортизационных отчислений;

4. налоговые кредиты;

5. инвестиционные и реинвестиционные скидки;

6. разрешение последующего зачета потерь, полученных в первый пе­риод работы, в счет будущих прибылей;

7. сокращение взносов в социальные фонды;

8. сокращение суммы налогооблагаемой прибыли в зависимости от количества работающих и других расходов на рабочую силу;

9. стимулы, связанные со снижением ставки НДС, включая уменьше­ние налога на прибыль или предоставление кредитов в связи с повышением доли местного сырья или промежуточной продукции;

10. снижение экспортных пошлин;

11. сокращение налоговых ставок на специальные поступления инос­транной валюты, в том числе за экспорт произведенных товаров;

12. сокращение налогообложения экспортно-ориентированного про­изводства.



Вторая группа – группа финансовых стимулов включает в себя:

1. прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, про­изводственных или маркетинговых расходов конкретного инвестици­онного проекта;

2. субсидированные займы;

3. гарантии на предоставляемые займы;

4. гарантированные экспортные кредиты;

5. участие государственного капитала в инвестициях в проекты с вы­соким коммерческим риском;

6. правительственное страхование льготных кредитов, предоставля­емое для некоторых видов риска. Например, при изменении курса ва­люты, девальвации или по некоммерческим рискам — экспроприации, изменении политического строя страны и др.

Третья группа методов стимулирования иностранных инвестиций — прочие льготы — подразде­ляется на:

1. субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфра­структуры инвестиционного проекта;

2. субсидирование услуг, в том числе помощь в нахождении источ­ника финансирования, разработке проектов, предоставление информа­ции о конъюнктуре рынков, наличии сырья, помощь в подготовке кад­ров, предоставление технических возможностей для развития ноу-хау или улучшение контроля над качеством;

3. заключение преференциальных государственных соглашений;

4. закрытие рынка для последующего прихода других производите­лей или предоставление монопольных прав на производство тех или иных товаров;

5. защиту от импортной конкуренции;

6. специальные программы в отношении предоставления иностран­ной валюты (в том числе по специальным валютным курсам), гаранти­рование риска при получении иностранных займов, концессий по кре­дитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации до­ходов и капитала.

Как свидетельствует мировой опыт, развивающиеся и страны с переходной экономикой в большей степени используют методы стимулирования иностранных инвестиций фискального характера, в то время как развитые страны применяют в полной мере финансовые стимулы.

Среди налого­вых льгот наиболее популярными в использовании являются: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные став­ки таможенных пошлин.

Самые распространенные налоговые льготы — налоговые каникулы — представляют собой от­срочка от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня полу­чения первой объявленной прибыли предприятием с иностранными инвестициями. Срок и условия предоставления налоговых каникул в раз­ных странах может значительно различаться. Как правило, они предоставляются на срок от 2 до 10 лет.

Нередко государственные и местные власти применяют одновремен­но систему налоговых каникул и снижение налоговых ставок.

Налоговые каникулы имеют следующие особенности:

- благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высокие при­были и вкладывают капитал независимо от наличия или отсут­ствия подобных льгот;

- обеспечивают высокие льготы для ухода от налогообложения и предотвращают возможность применения трансфертных цен;

- период действия налоговых каникул, хотя и формально ограни­ченный, может быть использован в целях злоупотребления путем перерегистрации фирмы под другим названием;

- если срок налоговых каникул слишком ограничен, это стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для при­нимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестицион­ными проектами.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита, который представляет собой вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов ком­пании, возможно, с условием использования этого кредита для после­дующих капиталовложений. Например, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% расходов пред­принимателей на НИОКР.

Система инвестиционных скидок в форме сниженных налоговых ста­вок применяется аналогично практике налогового кредита в форме снижения став­ки налога на прибыль. Разновидностью инвестиционных скидок может быть уменьшение кор­поративного налога на половину разницы между расходами на Н И О К Р текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов с учетом роста цен.

В системе использования инвестиционной скидки и налого­вого кредитанеобходимо выделить два существенных недостатка:

- обе формы налоговых стимулов нацелены на выбор в пользу крат­косрочных капиталов, так как в дальнейшем предоставление ин­вестиционной скидки или налогового кредита станет возможным при каждом обновлении активов;

- приоритетные предприятия могут попытаться злоупотребить специ­фикой рассматриваемых форм налоговых стимулов путем купли-про­дажи тех же активов, чтобы потребовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, или выступая в качестве агента по покупке для предприятий, не име­ющих статуса приоритетного.

Весьма популярна ииспользуется всеми категориями стран не только по отношению к иностранным, но и национальным инвесторам ускоренная амортизация — операция, при которой часть прибыли по­падает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привле­чения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два основных пре­имущества:

- обходится дешевле для предприятия, поскольку, увеличивая амортизационные отчисления, предприниматели повышают размер издержек производства и уменьшают прибыль, облагаемую налогами;

- если ускоренная амортизация предоставляется на временной ос­нове, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Следующий вид фискальных льгот для иностранного инвестора - инвестиционные субсидии, которые рассматриваются в мировой практике как разновидность инвестиционных ски­док или налоговых кредитов. Однако предоставление их является проблема­тичным, так как имеет риск для бюджета в отношении доходных поступле­ний. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом, в форме снижения налоговых ставок.

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исклю­чения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и счи­таются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.

Странами также применяется метод ликвидации или уменьшения ставок таможенных пошлин. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлинный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат таможенных пошлин, акцизов и налогов с продаж с импортных товаров, которые реэкспортируются после доработки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.