Сделай Сам Свою Работу на 5

БИЛЕТ №22, ВОПРОС №1 Римские форумы.





Императорские форумы в Риме — ансамбль памятников архитектуры. Их строительство шло примерно 150 лет (с 46 до н. э. по 113 н. э.) в период ранней Римской империи.. Часть императорских форумов погребена под улицей Виа деи Фори Империали. Ансамбль представляет собой несколько пространств, симметрично организованных по продольной оси. Планировка близка к храмовым комплексам Древнего Египта.

Комплекс императорских форумов:

1. Форум Романум - рыночная площадь с навесом(плохо сохранилась)

2. Форум Цезаря 46 г. до н. э - представлял собой торговые ряды, где при Августе были построены таберны - биржи для деловых сделок.

3. Форум Августа 2 до н. э. постройка: храм Марса Ультора и арками для отдыха.

4. Форум Нервы (проходной), 98 г. постройка: Храм Минервы

5. Храм Мира (Форум Веспасиана), 75 г.

6. Форум Траяна (126x126 м) с конной статуей Трояна, колонной Трояна, храмом Гению Трояна и базиликой Ульпия (112 г.), библиотеками.

Самый первый ф Романум формировался постепенно: одни здания сносились, на их месте строились другие, более величественный облик форум приобретает к концу 1 тыс. до н.э.(в императорский период) Планировка ф ассиметрична. Все последующие форумы строятся по заранее утвержденному плану, быстро и имели симметричную композицию. Форумы примыкали друг к другу в самом центре города, формируя ансамбль римских форумов.



ФОРУМ РОМАНУМ (800 г. I века до н.э.). Древнейшая площадь, расположенная у подножия Палатинского холма. Площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Планировка асимметрична, т.к. складывается в разные исторические периоды.

Постройки на форуме Романуме: храмы: Виспассиана, Сатурна,цезаря, весты, канкордии(согласия), цезаря, кастра и полукса. Базилики: эмилия, Юлия. Табуларий (гос.архив),памятники в честь побед: Ростральная колонна, Арка септимия севера (3 в. н.э.).Курия(здание для заседания сената) Ф- сердце Рима, там стоял камень«миллий», от которого велся отсчет дорог до любого уголка Римской империи.



Форум Цезаря — первый из императорских форумов Рима. Построен Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. Построен Цезарям по обету, данному при битве с помпеями. Прямоугольный участок, ориентирован с-ю, обнесенный стеной с воротами в южной стене, внутри по периметру колоннада.В северной части форума располагались храм Венеры-Родоначальницы (мифологическая мать Энея, потомки Ром и Ромул) и Серебряная базилика, своего рода античная биржа. В центре площади - конная статуя Цезаря из позолоченной бронзы. Во II веке при императоре Траяне форум полностью перестроили, а после пожара в 283 году при Диоклетиане отстроили заново.

Форум занимал территорию 170 на 75 м, сегодня находится частично под сквером и Виа деи Фори Империали. В настоящее время форум представляет собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон арочной галереей, в центре находятся руины храма Венеры (три колонны коринфского ордера с балками), а также бронзовая скульптура Цезаря (копия одной из мраморных статуй императора).

Форум Августа ..) — второй из четырех императорских форумов Рима (125 м в длину и шириной 118 м.).

Форум был построен по заказу императора Октавиана Августа и примыкал к форому Цезаря. Построен по обету, данному Августом перед битвой с Кассием и Брутом,- убийцами Цезаря. Прямоугольный, ориентирован с з-в. По периметру форум окружала высокая 33 метровая стена, которая изолировала его от города. С внутренней стороны вдоль стен проходит колоннада. С севера и юга в ограде 2-е полукруглые экседры. В конце площади в ее торце располагался храм Марса Ультора (мстителя), освяшен во 2 г. н. э. Храм был построен из каррарского мрамора, по плану похожему на храм Венеры на форуме Юлия Цезаря; в центре находилась статуя Августа. В нем располагались картины с изображением Александра Македонского. Отделан драгоценными сортами мрамора, камня, бронзой. На этот форум пускали не всех римлян. Форум по своей отделке напоминал интерьер богатого дома.



Форум служил для восхваления императора, восстановившего старые традиции. С этой целью в полукруглых нишах (экседрах) были выставлены статуи Энея, несущего своего отца на плечах, и Ромула, по преданию сына Марса, а также статуи важных мужей республики. На постаменте каждой статуи была отображена информация о жизни и деяниях этого человека. В центре плошади перед храмом находилась статуя Августа на колеснице.

На сегодняшний день сохранилась лишь часть форума Августа: несколько колонн храма и лестница; Коллеция артефактов, а также часть полукруглой ниши (экседра) с Форума Августа находятся в (Дом рыцарей Родоса). При Муссолини переднюю часть форума перестроили в Виа деи Фори Империали; археологические исследования при этом не проводились.

Форум Нервы — третий из четырёх императорских форумов Рима. Строительство этого форума было начато при императоре Домициане, однако закончено лишь в 98 году при Нерве и назван в его честь.

 

 

Форум располагался между Форумом Августа и форумом Мира императора Веспасиана, отсюда название : форум — «проход» или «пассаж» (120 на 45 метров). Форум также соединял Аргилет (улица или жилой район Древнего Рима) и Римский Форум.

В плане - очень вытянутый прямоугольник, по периметру с внутренней стороны колоннада На форуме Нервы находился небольшой храм, посвященный Минерве ( гр. Афина, у римлян - покровительница ремесел). Разрушен в 1606 году по приказу папы Павла Удля строительства фонтана Acqua Paola и капеллы Борджа в Санта Мария Маджоре), а также колонного зала. До наших дней сохранились лишь 2 гранитные колонны (так называемые Colonacce — Огромные колонны), часть стены и рельеф с изображением Минервы. Большая часть этого форума также погребена под улицей Виа деи Фори Империали.

Форум Мира (форум Веспасиана)- построен императором Веспасианом в 71-75 гг. н.э. в честь победы над иудеями и покорении Иерусалима. На месте рынка. Квадрат в плане с внутренней колоннадой по периметру, с 4 прямоугольными экседрами на западной и восточной стенах. Со стороны южной стены - Храм Мира, по сторонам храма - 2-а здания : городская префектура, на стене огромный мраморный план Рима; библиотека, там хранились трофеи иудейской войны из храма ц. Соломона (семисвечник, серебряные трубы)

Центральный - форум Траяна(самый крупный и последний). Расположен к северу от форума Августа. Состоит из нескольких открытых и закрытых пространств. Главный вход находится в триумфальной арке, которая была встроена в стену, окружающую форум. Проядя через нее раскрывался бширный перистильный двор (пространство, окруженное со всех сторон колоннадой) с экседрами и конной статуей императора в центре. С северо-запада замыкался базиликой Ульпия, расположенной поперек площади. За базиликой расположен открытый внутренний двор, где возвышается колонна Трояна на мраморном кубическом основании. Увенчана статуей императора Трояна. Колонна с дорической капителью высотой 33 м. состоит из 17 мраморных барабанов с цветными рельефами, спирально обвивающими колонну, на них изображены римские воины-победители в Дакийской войне. Внутри - винтовая лестница. Толщина стены 1,80 м. Форум Трояна строился несколько десятилетий и окончательный вид приобрел к 112-117 гг.К базилике примыкали латинская и греческая библиотеки.

 

 

Билет N 22. Вопрос 2. Владимиро-Суздальская архитектура X11-XV вв.

 

Характерные черты:

-начало расцвета относится кХН в.(правление Долгорукого)

-крепостной характер сооружений -основной материал - белый известняк

- скульптурное убранство церквей сочетает в себе резьбу по камню, характерную для Армении и Закавказья, элементы «западных» романских традиций и русских ремесел: деревянную резьбу и народную вышивку -«щелевидные» окна -расширение церквей книзу

-праздничность внутреннего и внешнего убранства, богатый декор.

Достаточно удаленный регион Киевской Руси. Основывается племенами мирян. В княжение Владимира Святого Ростовская земля принимает святое крещение. В Ростове строится соборная церковь - подлинное чудо деревянной архитектуры. При Владимире

 

Мономахе началось каменное строительство одной из первых церквей - Успенскогзхобора в Суздале (крестово-купольный,

 

одноглавый, из плинфы, 1101-1104). Юрий Долгорукий - регион сильно заселяется, как следствие появляются новые города и крепости. Юрий Долгорукий основывает Переяславль-Залесский (сейчас- Переславль), Дмитров, Юрьев-Польской, Москву (1147 г. - первое упоминание о городе, 1156 г.- значительное расширение, обнесение деревянными крепостными стенами, земляными валами).

Каменное строительство. Вместо Ростова Суздаль становится новой столицей. Юрий Долгорукий расширяет укрепления города, строит новый городской собор (у старого провалились верха). Второй каменный храм - в Кидекше-Борису и Глебу,- храм- крепость,представлял собой мощный куб стремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом. Строили каменные храмы и в других городах - Георгиевский собор в Юрьев- Польском(распологался в "ополье",- изначально город назывался Юрьев-Опольской); в городце Остерском (в районе Чернигова; сохранились лишь фрагменты алтарной апсиды); Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Фасады этих храмов

просты, скупы и лаконичны, минимум декора ("суровые воины").

Рожденственский собор в Суздале (Юрий Долгорукий) -1148 г.(При Юрии Долгоруком строили белокаменные соборы, а не из плинфы,- при нем сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество.) Крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный. С западной стороны - хоры. Особенность - на уровне второго яруса - дверь, т.к. он был связан деревянным переходом с княжеским теремом. Купол - шлемовидный (заменен). В целом, собор дошел до наших дней без изменений.

В 1155 г. - Юрий Долгорукий захватывает Киев. После его смерти земли перешли сыну - Андрею Боголюбскому (был правой рукой отца, прекрасным воином, обладал великой доблестью). Андрей тайно покидает Киевские земли, дарованные отцом, забирает икону из Вышгорода и увозит во Владимир. Андрей желает царствовать в своих Ростово-Суздальских землях. Решает переменить столицу - Владимир на Клязьме. Желал быть самовластным, не желая делить власть с младшими братьями, изгнав их (одним из них был Всеволод Большое Гнездо). Так же он выбрал Владимир из-за красоты местоположения - огромная гора, возвышающаяся на Клязьме (напоминает местоположение Киева).

Город увеличился в несколько раз. К западу то него возводится новый город, а к востоку - Ветчаной город(здесь жили в основном бедные люди). Новые городские укрепления, размер которых поражал воображение: земляные валы высотой в 15 м с деревянными стенами и башнями. У крепостных стен было двое ворот - в Новый город вели Золотые ворота с надвратной Ризо- Положенской церковью. В Ветчаной город вели - Серебряные ворота.

Строительные работы при Андрее Боголюбском:

1. Новый город

2. Золотые ворота

3. Иринины ворота

4. Медные ворота

5. Волжские ворота

6. Церковь Спаса на дворе князя Андрея Боголюбского

7. Ветчаный город

8. Серебряные ворота

9. Церковь Покрова на Нерли(1165),- недалеко от княжеских палат. Изящная одноглавая церковь; гармоничные пропорции, трехчастное деление фасада.

Андрей возводит новый собор, в знак того, что его город - стольный.

^Первые Золотые ворота - в резиденции императора Деоклитиана в Силите(город в Долмации); затем - в Иерусалиме; в Константинополе; в Фессалониках ( второй по величине город Византийской империи; их было два- Старый и Новый); и наконец - в Киеве.

1156-60 гг. Андрей Боголюбский возводит грандиозный Успенский собор. Одноглавый(гипотеза - первоначально глав было 5), шестистолпный, крестовокупольный, трехнефный; в свое время - самое высокое сооружение Руси ( на месте деревянной церкви Богородицы).

Владимир - крупнейший и богатейший город, претендующий на первенство.

После смерти князя вспыхивает междоусобица, и князем становится Всеволод НЕ Большое Гнездо. 1185 г. - пожар испепелил почти

 

 

весь город. Сгорел и Успенский собор (выгорел изнутри), спасли лишь школу Успения Богородицы. Всеволод ремонтирует собор. После пожара собор дал трещину - его расширяют посредством возведения с трех сторон двухъэтажной галлереи, и четырех световых глав - собор становится пятиглавым. Детинец обносится каменной стеной - для предотвращения пожаров. Над воротами - церковь святых Иоакима и Анны. Рядом с княжьим двором - замечательный храм - собор Св. Дмитрия Салунского.

Строительный работы при Всеволоде:

1.Обстройка Успенского собора -1185-1189 гг. Был обстроен с 3-х сторон 2 нефами и притвором. Между первоначальными стенами и новыми возникла галерея, которая в дальнейшем стала использоваться как усыпальница. Огромная протяженность фасадов. Устремленные ввысь белокаменные стены были перехвачены арочным поясом. Над высокими узкими окнами в кладку стен были вставлены скульптурные украшения. Широкое применение золота в отделке храма. Икона Богоматери византийского письма. Сохранились росписи различных эпох(артель мастеров во главе с Рублевым нач.15 в.)

2. Дмитриевский собор во Владимире (1194-97). Цель - прославление князя и державы. В составе ансамбля великокняжеского дворца. Однокупольный, 4-хстолпный. В плане - греческий крест. Более просторен и широк, чем ц.Покрова на Нерли,- нет такого стремления ввысь. Декор аналогичен более ранним храмам, но гораздо богаче. Все верхние части стен снаружи, закомары и даже межоконные поверхности барабана покрыты скульптурным рельефом, в котором немногочисленные библейские сюжеты переплетаются с обильными изображениями сказочного характера (львы, барсы, фантастические птицы, затейливый орнамент, образующий сложные композиции). В центральной части всех трех фасадов среди птиц и зверей помещен царь Давид с гуслями - композиция, связанная в древнерусском искусстве с прославлением красоты и совершенством мироздания. Группа рельефов над правым окном южного фасада образует композицию «Вознесенние Александра Македонского». Симметрично ей на северном фасаде помещен скульптурный портрет Всеволода в окружении сыновей. Сохранились остатки фресок «Страшного суда»ХМ в. Широкие пилястры с полуколонками фасадов подчеркивают вертикальный ритм сооружения, что находит свое продолжение в тонких колонках барабана купола, обрамляющих узкие щелевидные окна. Но этот ритм гасится плавными дугами закомар, тяжелым шлемом купола и аркатурным поясом.

3. Рожденственский собор Рожденственского монастыря -1192-1196 гг. Белым он на самом деле не был, а был пестро раскрашен(местами с применением позолоты).

Успенский Княгинин монастырь - основательница Мария Шваровна, жена Всеволода.

Каменная церковь Воздвижения на Торгу -1218 г.

Строительные работы Всеволода и его потомков:

- обстройка Успенского собора, расширение и восстановление -Дмитриевский собор

- каменная стена детинца с надвратной церковью Иоакима и Анны

- Рожденственский собор Рожденствеского монастыря

-Успенский Княгинин монастырь(был разобран около XIII в. и на его месте возведен монастырь в раннемосковском стиле)

- церковь Воздвижения на Торгу

При Юрии Всеволодовиче перестроили собор Рождества Богородицы в Суздале (был построен Юрием Долгоруким). Верхние ярусы переложили заново, новая деколировка придается окнам, резьба, аркатурный пояс.(1222г.). Современный вид собора относится к XV в..

Золотые ворота во Владимире.

Построены в 1158-1164 гг. князем Андреем Боголюбским по образу киевских, только выше.

Ризоположенская церковь. Башня из белого камня с проездной аркой. С двух сторон примыкали земляные валы с башнеобразными пристройками.

Боголюбово. Загородный княжий двор. Был деревянный Боголюбовский замок 1158-1164 гг. - Боголюбовская резиденция на берегу реки Нерли. Старица реки Нерли - старое русло реки. В плане - правильный многоугольник, с ломаной южной стороной, обращенной к старице Нерли. Главная постройка - Дворей князя Андрея. В центре - церковь Рождества Богородицы. Дворец с церковью был соединен переходами с лестничными башнями, по одному из которых можно было выйти к крепостной стене.

Перед храмом стоял киворий(сень над водосвятной чашей) с водосвятной чашей - парадная часть княжеской резиденции. Резиденцию окружала каменная крепостная стена с башнями и воротами, стоявшая на земляном валу. Толщина 1.5 м, длина 1км. Автор - Лан Франко из Ломбардии. Присутствуют черты романской архитектуры. Ламбардское окно.

Церковь Покрова на Нерли, 1165 г. В память сына князя Андрея, скончавшегося от боевых ран?в честь победоносного похода владимирских войск в 1164 г.на булгар?посвящен празднику Покрова Богородицы? Расположена в 1 км от великокняжеской резиденции, на месте слияния рек Нерли и Клязьмы. Очень низкий берег стал причиной больших подготовительных работ по увеличению(в высоту) платформы(монументальная каменно-деревянная). Фундамент выполнен из булыжного камня на глубине 1.6 м и опирается на слой глины. Над фундаментом - основание из тесаного камня в виде стен высотой 3.7 м. Снаружи эти стены засыпаны искусственным холмом и утрамбованы, т.е. основание находится на глубине 5.3 м. Для отвода воды внутри проложены каменные желоба. Построена из белого камня. Основные опорные столбы, поддерживающие барабан купола, крестчатого сечения. Входы обработаны романскими порталами, окна - уступчатым профилем и как бы раскрываются наружу. Посередине высоты стен - аркатурный поясок из тонких колонок, опирающихся на выпущенные из стен консоли в виде масок. Наружные поверхности стен расчленены вертикально на 3 части по каждому фасаду при помощи тонких полуколонок с изящными капителями. Завершение стен закомарами отвечает очертанию полуцилиндрических сводов. В композиции преобладает вертикальность. Декоративная обработка барабана под куполом - орнаментальные пояски из зубчатых треугольников - мережки, и поясом из полукруглых кокошников. Окна окаймлены аркатурами на тонких полуколонках. В системе декора сочетаются русские и некоторые элементы романского стиля(перспективный портал). Заметны и восточные мотивы - рельефы на камне сходны с

 

 

армянскими. Скульптурные украшения немногочисленны, расположены в полукружиях закомар. Четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм. Расширен книзу. Имеет щелевидные окна. Ранее имел торжественный и монументальный вид. П- образная галерея с западной, северной и южной сторон. На галерею попадали по лестнице, была также пристань, вымощенная белым камнем. Лишь случайность сберегла его от исчезновения. В 1803 г.шлемовидная глава была заменена на луковичную Георгиевский собор 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском. Основан Юрием Долгоруким. К XIII в. храм обветшал. В XV в. обрушился - был восстановлен не той высоты, с изменными пропорциями. Стал грузным и приземистым. Реставратор - Василий Ермолин(первая реставрация). "Каменная сказка" - его покрывало белокаменное кружево. "Лебединая песня" Владимиро-Суздальской земли.Билет № 23, ВОПРОС №1

 

 

Схема ответа:

1. Филиппо Брунеллески - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

- капелла Пацци (банкирский дом) при церкви Санта Кроче во Флоренции.

2. Леон Баттисто Альберти - церковь Санта Андреа в Мантуэ

3. Донате Браманте - Темпьетто при монастыре Сан Пьетро ин Монтарио.

- Проект собора св. Петра (разработки Рафаэля, Антонио де Сангало мл.

4. Микеланждело ~ соб св. Петра.

5. Лоренцо Бернини - площадь перед собором Св. Петра.

 

Развитие архитектуры в этот период связано с развитием интереса к античным традициям. В аббатстве Сан-Галли (Швейцария) обнаружили рукопись теоретика Витруви «10 книг об архитектуре». Развивается новая наука археология. Обмеры уцелевших памятников и руин. Появляются первые увражи по аттике.

Родоначальник Возрождения - арх. Брунеллеки. Прошел обучение в ювелирном цехе. Участвовал в конкурсе на создание дверей флорентийского Баптистерия. Сочетал талант скульптора, художника, архитектора, инженера. Первая крупнейшая работа - проект создания грандиозного восьмигранного купола, возведенного над собором Санта Мария дель Фьоре (1420 - 1436) Памятник поздней готики. Перекрыл пространство в 42 м. Архитектурные новшества: для облегчения веса купол был сделан пустотелым. Возведен без применения лесов. Основа купола - 8 ребер, связанных опоясывающими каменными кольцами. Стены барабана были укреплены металлическими связями. Купол венчает фонарь, скрепляющий конструкцию. Общая высота собора 114 м. Переход от готичной стрельчатой системы к барочно-купольной.

Капелла Пацци во Флоренции - легкость и миниатюрность. При церкви Санта Кроче во Флоренции в 1430 г.

Маленькая капелла поставлена в глубине узкого и длинного двора. Покрыта куполом (конструкция схожа с куполом Санта Мария дель Фьоре, позднее эта система распространилась во всем мире). Фасад здания - шестиколонный коринфский портик, который перекрыт цилиндрическим сводом, с большим средним пролетом по центру - арка, за ней свод, купол которого скрыт аттиком. Главный объем капеллы перекрыт зонтичным куполом на парусах. Обильный декор: плоскости внутренних стен членятся пилястрами и нишами, в арках применен ленточный орнамент, в цилиндрических сводах - кессоны, в парусах и боковых пролетах - медальоны, гербы, в куполе портика - круглые кессоны. Цветные майолики выполнены Лукой дела Роббиа после смерти Брунеллески.

Леон Баттиста Альберти (1404 - 1472) архитектор, теоретик.

Сант-Андреа в Мантуе (нач. 1470 г.- завершен после смерти автора). Вместо традиционной 3-х нефного строения - однонефное, по сторонам которого - капеллы. Неф перекрыт кессонированным. Над пересечением нефа и недолыиого трансепта - купол. Западный фасад решен в традициях римской архитектуры и напоминает арку. Пилястры придают небольшому сооружению впечатление грандиозности.

Донате де Анжело Браманте. Начал работать в Милане, переехал в Рим. Первая постройка в 1502 г. церковь Темпьетто во дворе Сан Пьетро ин Манторио: круглое в плане сооружение, опоясанное колоннадой, ограждающим парапетом и увенчанное куполом. Колоннада римско-дорического ордера. Здание установлено на небольшой цоколь из 3-х ступеней.

Собор св. Петра в Риме. - В свое время был самой грандиозной базиликой христианского мира. Перестройка удовлетворяла современным вкусам, была более грандиозной, пвшной. Папа Юлий 2 поручил работу архитектору Браманте, который разработал проект купольного центрического здания в форме равноконечного креста. Начались работы по возведению «нулевого цикла», но вскоре они были остановлены, т.к. в 1513 г. Умер папа, а в 1514 - сам Браманте. Был проведён архитектурный конкурс, Рафаелем было предложено вернуться к типу базилики, но в традиции Возрождения (базилика не имеет силуэта), для решения этой проблемы архитектор Антонио де Сангалло младший предложил тип базилики, но с западного фасада с двумя высокими многоярусными башнями. Победил Микеланджело, предложивший центричный, купольный, крестообразный в плане храм. Начало строит, работ с 1547 г. Микеланджело по поручению папы Павла 3 возглавляет строительство. Ко времени смерти М. собор возвели до карниза барабана. Купол достраивают по модели М. зодчие Джакомо де ла Порта и Доменико Фонтана.

Формирование площади вокруг собора. Ещё Браманте предложил окружить собор перестелем (замкнутой колоннадой). Микиланджело предлагал квадрат, окруженный колоннадой, раскрытой в сторону города, к реке Тибр. От главного портала собора вниз спускалась монументальная лестница. Площадь вокруг собора была сооружена в 17 веке, по проекту Лоренцо Бернини. К этому времени к западному фасаду собора был пристроен монументальный портик работы Карла Модерна.

Проект Бернини. - композиция из 2х площадей, трапециевидной и овальной, которая примыкала к трапециевидной.

f *

Размеры грандиозные. Длина овальной площади 200 м, ширина 130 м. Трапециевидная в длину ок 125 м. Площади имели наклон в сторону р. Тибр. В центре овальной площади было устроено небольшое возвышение. Центр Овальной площади фиксировался обелиском, установленным в 1586 г. архитектором Доменико Фонтана по оси собора. На овальной площади по сторонам обелиска поставлено 2 декоративных фонтана. Вдоль границ площадей проходили грандиозные колоннады, начинавшиеся от стен собора. В 1667 арх. Фонтана выпустил трактат в котором раскритиковал проект площади Бернини. Архитектор предложил вариант достройки площади Бернни: перед овальной площадью необходимо достроить авнплощадь, которая постепенно сужалась в направлении моста Ангелов (мост через Тибр, который ведёт к замку Ангелов, ранее мавзолей Адриана). При входе на аванплощадь располагалась высокая колокольня.

 

 

подводят вплотную к архитектуре

 

Альберти теоретик, 10 книг об арх, тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446—1451, построен Б. Росселлино по планам А.) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной гладким рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456—70), А. использовал в облицовке традиции инкрустациоиного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы А., и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447—68, переделана из готического храма), церкви Сан- Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472—94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. В Сант-Андреа, попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров — большого и малого Высокого Возрождения. 1 неф^ по бокам часовни.

Браманте Донато (1444—1514) в Милане познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе - перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан- Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же осуществлены центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) создал хор и средокрестие, увенчанное лёгким куполом. В Ватикане Им созданы двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, и завершенный огромной нишей двор Бельведера. До конца жизни проектировал и строил собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне- ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.

Брунеллески Филиппо (1377—1446) Санта Мария дель Фьоре - 1296 г. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1331 г. гильдия торговцев шерстью взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы. Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол. Работа по возведению купола началась в 1420 году. Брунеллески сконструировал купол (из положенного "в елку” кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Купол облицован кирпич но-красным и изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром около 43 метров завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года). Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. В здании воспитательного дома (1421-44) Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. Старая сакристия (1428) церкви Сан-Лоренцо - квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами . Удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422-46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены, из грубо отёсанных блоков дворец Питти (начат в 1440) и более камерный дворец Пацци-Куаратези (до 1445).

Микеланджело Буонарроти (1475—1564), монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. 1523-34 Микеланджело воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей). С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора св. Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме - трапециевидный план; она замыкается дворцом Сенаторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается античный конный монумент Марка Аврелия. При жизни Микеланджело была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти Микеланджело Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.

Палладио Андреа (1508-1580) Первое значительное произведение Палладио - так называемая Базилика в Виченце: Палладио обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549). Там же Палладио возвёл

 

илл

 

кирпичные

 

оштукатуренным

 

архитектором

 

Джорджо Маджоре, 1565-80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл

 

 

Билет N 23. Вопрос 2. Архитектура Киева X - XIII вв.

Древнейшее укрепление на горе Замковой (Киселевка). Предположительно, это летописная гора Щековица. Основатели - Кий, Хорив, Щек и сестра Лыбедь (Щековица, Хоривица, Киев и река Лыбедь( к западу от города)). Киев - небольшое поселение, укрепленное рвом и деревянным валом. В центре города располагалось языческое святилище, - каменная, круглая в плане, платформа с 4 выступами. Напротив каждого выступа - изображение божеств пантеона, в центре - Перун. Город находился на торговом пути "Из варяг в греки"(Балтика-Днепр-Черное море-Царьград(Константинополь)). Город растет. Владимир Святой расширяет территорию, возводит новые укрепления - город Владимира. Трое проездных ворот. При Владимире происходит крещение Руси, за что он и получает прозвище "Святой". Статую Перуна свергают и бросают в Днепр. До крещения Руси в Киеве была церковь Св. Ильи, был еврейский и арабский кварталы. После принятия христианства началось строительство православных церквей греческими мастерами.

Первую после крещения Десятинная церковь(посвященную Успению Богородицы) строят на территории Владимира,- 989-996 гг. Была построена по указанию князя Владимира после крещения киевлян. На ее строительство и содержание Владимир отдавал 10-ю часть своих доходов, что и дало церкви название. Строился греческими мастерами по константинопольскому образцу. Храм был построен из плинфы на толстых прокладках известкового раствора. Стояла на высоком берегу Днепра, подверженному оползням, поэтому под фундамент в виде свай использовали толстые просмоленные бревна из дуба. Шестистолпный, трехнефный, с галереей по периметру, с лестничной башней, по которой поднимались на хоры. Крестовокупольный. Основу составлял квадрат, расчлененный четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на воет, апсидой. Как первый большой храм Киева имела вместительное помещение для готовящихся к крещению, нартекс, или как его стали называть на Руси- притвор; 25 золоченых глав. К центральной части примыкали 4 придела(церкви меньших размеров, находящиеся в основном объеме здания), вокруг них - гульбища. Интерьер,- резные беломраморные колонны и карнизы, мозаичный пол из цветного мрамора, яшмы, малахита. Высокие резные окна с цветным стеклом. Снаружи прямоугольный объем членился на фасадах "лопатками" на отдельные вертикальные части, которые позже по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов. В XIII в. горел и рухнул. В XV в.был восстановлен. До нас дошел лишь фундамент.

При Ярославе Мудром Киев расширяется. Новый обширный район получил название "город Ярослава"(к Западу и Юго-Западу от Киева). На месте деревянного Софийского монастыря(княгиня Ольга, 958 г.) Ярослав строит каменный Софийский собор- 1037-54гг..Посвящен Св.Софии - премудрости Божьей. По размерам и величине храм значительно превосходит Десятинную церковь,- площадь собора -1925 кв.м.Крестовокупольный, пятинефный,шестистолпный, тринадцатиглавый, с галереей по трем сторонам(сев.,зап.,юг), с двумя лестничными башнями. Главы храма, постепенно повышаясь к центральному, образовывали пирамидальную композицию. Развитые хоры с широкими лестницами, уступчатое повышение коробковых сводов обеспечивает лучшую передачу распора от центра купола на стены, устройство разгрузочных полуарок в наружной галерее, столбы крещатые, пластически выделены купол и апсиды. Кладка стен в нижней части каменная, выше выполнена из полос серого камня и плинфы на цемянке. Техника строительства - утопленная плинфа. Камень замазывался раствором, а кирпич оставался неоштукатуренным. Для лучшей акустики применяли в кладке сводов полые горшки.

Первоначально собор был пятинефным и окружен одноэтажными открытыми гульбищами, которые были заделаны, а вместо них устроены 6 и 7 нефы. В к.XI в. над ними был сооружен второй этаж и пристроен второй ряд галерей, а также «Полуденная» и «Полуночная» башни.

В XVII — XVIII вв.были проведены реставрационные работы: для укрепления устроены контрфорсы; «византийская» кладка была оштукатурена. Изменился характер «шлемовидных» куполов (они приобрели «грушевидную» форму, характерную для украинского барокко), добавилось еще 6 куполов (19), были заделаны галереи, появился деревянный резной иконостас.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.