Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет №17, Вопрос №1 Европейский классицизм 17 - нач. 18 вв. Ансамбль Дома инвалидов в Париже, Собор Св. Павла в Лондоне.





Начиная с середины 17 века и до конца 17 века во всех странах Западной Европы и особенно во Франции и Англии начинает формироваться капитализм. Буржуазия отстаивает свои экономические и политические права. Идеалами становится разумность, ясность, порядок и простота, в связи с чем происходит обращение к античной культуре. Период развития искусства с середины XVII в. до первой трети XIX века получил название классицизма. Классицизм в архитектуре XVII века развивался по 2-м направлениям: следование традициям эпохи Возрождения и обращение к венецианской культуре Андреа Палладио характерно для Англии и Голландии; во Франции следовали римским традициям эпохи барокко. Создатель теории классицизма - немецкий ученый Иоганн И. Винкельман, основатель истории искусств как науки и автор многочисленных трудов по Древнему Риму.

Многочисленные войны, которые Франция вела в XVII в. на протяжении почти всего столетия, оставили тягостное наследие в виде огромной массы искалеченных людей. Было решено создать специальную больницу-общежитие для инвалидов войны. Первый камень в основание Дома инвалидов заложили в 1670 г. Однако реально строительство началось лишь год спустя, после завершения конкурса на лучший проект. Выбор пал на архитектора Либерала Брюана. Завершилось строительство в 1676 г. Так, в центре французской столицы возник ансамбль Дома инвалидов — обширный комплекс зданий, включающий в себя казармы на 7 тыс. человек, монастырь и церковь Св. Людовика.



С годами Дом инвалидов превратился в пантеон военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) находятся гробницы маршалов Франции.

Центром всего ансамбля, безусловно, служит собор, построенный в 1679—1706 гг. по проекту архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, крупнейшего французского зодчего конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Собор Дома инвалидов стал последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара — в 1708 г. архитектор скончался. После его смерти отделку собора завершил архитектор Робер де Котт.



Собор Дома инвалидов — квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Фасад храма украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 м. Он стоит в ряду самых значительных купольных сооружений мира, таких как собор Святого Петра в Риме, храм Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, собор Святого Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге. Его силуэт является одним из наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно найденным пропорциям.

Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу».

Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей Франции.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 г., но только в 1840 г. его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 г.



Торжественное оформление гробницы выполнил архитектор Л.-Т. Висконти. Чтобы не разрушать цельности внутреннего пространства и не закрывать алтарь, он решил создать под куполом заглубленную открытую крипту, в центре которой и разместить надгробие императора. Для изготовления надгробия был выбран красный порфир, привезенный из Карелии, так как именно такой камень употреблялся для императорских надгробий в античном Риме, надгробие установили на пьедестал из зеленого гранита.Прах Наполеона был замурован в шесть гробов: первый — из жести, второй — из красного дерева, третий и четвертый — из свинца, пятый — из эбенового дерева, а шестой — из дуба. Г робы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, в крипте собора установлены двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)... Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына — Орленка, умершего в Вене в 1832 г.

Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так в центре французской столицы появился ансамбль Дома инвалидов - обширный комплекс зданий, включающий в себя приют для инвалидов, собор, церковь Св. Людовика. Он протянулся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. Огромная Эспланада, обустроенная в 1704-1720 годах, длиной 487 метров и шириной 250 метров, тоже стала элементом ансамбля. А на орудийной площадке перед Домом инвалидов сегодня стоят 18

старинных, еще XVI-XVII веков, орудий так называемой "Триумфальной батареи", салют из которых производится только в честь особо торжественных событий.

Собор святого Павла (англ. St. Paul's Cathedral) — кафедральный собор в Лондоне, резиденция епископа Лондона. Расположен на холме Ладгейт.

Истории известно пять соборов святого Павла, существовавших в разное время, но находившихся в одном и том же месте:

первый (деревянный) собор был построен в 604 г. и сгорел в 675 г.;

второй (каменный) собор был построен в 685 г. и в 961 был разрушен викингами во время очередного набега на Лондон;

третий (каменный) собор был построен в 962 г. и сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 г.;

четвертый (каменный) собор (известный также как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был заложен в 1087 г. и освящен в 1240 г.. Это был один из крупнейших соборов тогдашней Европы: его длина составляла около 180 метров, ширина - 30 метров,

 

 

высота шпиля - почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 г. во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти приняли решение о строительстве на его месте нового здания;

пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена (англ. Christopher Wren). Работы были начаты в 1675 г. и завершены в 1708 г.

В ходе проектирования Рену пришлось фактически трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал строительство достаточно крупной церкви на фундаменте сгоревшего четвертого собора. Этот проект был отклонен практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе святого Павла. Однако, этот проект был также отклонен как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал строительство достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утвержден и в июне 1675г. начались строительные работы, однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Именно таким декоративным изменением и оказался пристроенный к основному проекту купол Собора святого Павла, сформировавший существующий образ Собора и ставший одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол Базилики святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности ее акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается ее стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 - в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол (англ.

Great Paul) и Большой Том (англ. Great Тош)) - в юго-западной башне.

Собор святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Первым удостоился чести быть захороненным в Соборе святого Павла его архитектор — Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice («Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг»). Из наиболее заметных фигур, покоящихся в Соборе святого Павла, следует отметить герцога Веллингтона, адмирала Нельсона, сэра Александра Флеминга.

В современном Лондоне на фоне многочисленных зданий, возведённых уже в XX столетии, выделяется гигантский купол собора Святого Павла, построенного в 1675— 1710 гг. по проекту Кристофера Рена. Он вырос на руинах средне векового собора, сгоревшего в страшном пожаре 1666 г.

Главный фасад собора выполнен в стиле классицизм и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофера Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения). Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть — конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трех частная конструкция купола — уникальное для XVIII в. инженерное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности, он послужил образцом для церкви Святой Женевьевы (Пантеона) в Париже, построенной в 1757—1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.

 

 

Билет N17. Вопрос 2. Московское зодчество XVI - первой половины XVII вв. Храм Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади, слободские храмы, жилые и торговые каменные постройки.

Объединение и централизация русского государства в XVI в. способствовало быстрому росту городов на крупных торговых путях, городов-крепостей на подступах к Москве. Москва в это время окружают 3 пояса оборонительных сооружений. Это каменные стены Китай-города, Белого города и дубовых стен на земляных валах, окружающих посад. В к 15в при Иване 3 в Москве ведется как деревянное, так и каменное строительство итальянскими зодчими, а также русскими мастерами. Важнейшее место в 16 в. занимает церковное зодчество. Типы храмовых построек этого пер.:

1. Классический тип: пятиглавый, 6(4) столпый храм (Успенский, Архангельский собор. М.Кремля) Смоленский собор Новодевичьего монастыря (построен в честь отвоевания Смоленска у литовцев при Василии 3);Собор Хутинского монастыря, под Новгородом; Успенский с. в Ростове Великом.

2. Одноглавые бесстолпные храмы: (церковь. Трифона в Напрудном конец15-начало16 века; Старый собор Донского монастыря.) Широко применяется в небольших поселениях

3. Шатровые храмы: в 16 веке церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке (по высоте как колокольня Ивана Великого.); церковь. Преображения в селе Остров; церковь Козьмы и Домиана в Муроме Первый каменный шатровый храм- ц. Вознесения в Коломенском( «вверх на деревянное дело»-2 версии - до этого времени строились шатровые, но деревянные церкви, либо сначала был каменный шатровый храм, потом деревянные). Архитектор достоверно неизвестен, но на фасаде арабскими цифрами был написан 1532г., следовательно, архитектор европеец (т. к. на Руси были буквенные цифры+летоисчисление шло от сотворение мира). Построен в честь рождения Ивана 4. Первоначально храм окружала открытая галерея, позже закрытая. У южной стены располагался белокаменный царский трон, с которого открывался потрясающий вид. В плане крест, увенчанный 8 гранным объемом (шатром). С него начинается строительство подобных храмов.

4. Многостолпные храмы : церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в подмосковном селе Дьяково

была посвящена его святому покровителю и приурочена к его венчанию на царство в январе 1547 г. Посвящена венчанию Ив.4 на царство (находится напротив церкви Вознесения в Коломенском). Это композиция из пяти вгранных столпов, центральный гораздо выше остальных. Боковые столпы соединены П- образной галереей. Над западным входом - арочная звонница псковского типа (звонилась с земли).

(Типы главок: 1/Зсферы, шлемовидная, луковичная, свечеподобная).

Вершина зодчества 16 в.

Собор Покрова на рву ( Троицкий Собор, Храм Василия Блаженного).1555-1561Построен по приказу Ивана 4 в честь взятия Казани в 1552. По царскому указу храм первоначально должен был быть 8ми столпный. В центральном самом высоком шатре располагался Престол Покрова Пресвятой Богородицы (на следующий день после этого праздника взяли Казань). Но архитектор (2 версии: Барма и Постник; Постник и Яковлев) добавил еще 1 столп. Снаружи пояс обходных галерей, Храм поставлен на высокие подклети.

Резко отличался от того храма, который мы видим ныне. Был красно-кирпичный с белокаменными деталями с розетками из желто-синих изразцов. Купола были низкие 1/3 сферы. Выглядел строже. Вокруг центрального шатра находился пояс малых главок. У храма была высокая 2х ярусная колокольня псковского типа, увенчанная 3 шатрами. После Смутного времени внешний вид храма значительно изменился: прежние главки заменили массивные пестро-раскрашенные луковицы, фасады пестро расписаны растительным и декоративным орнаментом. Храм стал ярче, как сейчас. Разобрали звонницу, пристроили шатровую колоколенку в юго-восточном углу.

В начале 17 в - Смутное время. Новая династия, Михаил Федоровича Романов - Возобновление каменного строительства. В архитектуре используются уже сложившиеся типы храмов. Напротив Кремля в честь освобождения от интервенции возводится Казанский Собор. Особой популярностью пользуются шатровые храмы, встречаются и композиции из нескольких шатров: Зх шатровая Успенская церковь Апексеевкого монастыря. «Дивная» в Угличе; 2х шатровая Адигитриевская ц. в Вязьме; Храм Алексеевкого монастыря(на месте Храма Христа Спасителя); Церковь Покрова в Медведкого 1634-1636(вотчина Пожарского); Архангельский собор в Нижнем Новгороде (Минин похоронен); церковь Рождества Богородицы в Путинках 1649-1652 (сохранился у Пушкинской площади)-5 шатровая: 3 шатра(1 световой,2-нет), 1- глухой над пределом, 1-над колокольней. В некоторый храмах шатер начинает играть не конструктивную, а декоративную роль. Конец строительства шатровых храмов, а также граненных алтарных апсид положил патриарх Никон (каноническим стал считаться 5 главый храм )Но пределы и колокольны строить шатром не запрещено! Характерно для 17 в:

1. Ассиметрия архитектурных форм и декоративной отделки. Окна располагались на разном уровне, разных размеров...наличники, пилястры разной ширины...

2. Многоцветие: если в 16 в.- строго, торжественно, то в 17- буйство красок, цвета -красный фасад с белокаменными деталями

-разные цвета на выступающих элементах декора (церковь Николая Чудотворца в Хамовниках)

-в наружной отделке изразцы (собор в Измайлово; Храмы в Ярославле).

Торговые постройки

В наиболее крупных торговых городах вместо деревянных торговых рядов (пожары) строятся каменные огромные гостиные дворы, предназначенные для хранения, продажи товара, проживание купцов.

Крупные: Московский Гостиный двор, располагался на месте Гума,

Архангелогородский двор в Архангельске- в плане неправильный прямоугольник, разделенный на 3 части. Центральная часть - крепость, по сторонам которого располагались немецкие и русские гостиные дворы.

 

 

Корпуса Гостии. Двора 2х этажные (1- для хранения товаров;2- жилые помещении). С внутренней стороны все помещения соединялись общей галереей. На углах - 6 башен ( в случае чего-роль крепости),сохранился частично.

 

16-17 в- большое число каменных жилых домов в Москве: Палаты Юсуповых, дьякона Аверкия Кириллова; красные и белые палаты на Кропоткинской площади; английское подворье на Варварке; дом боярина Романова на Варварке...

 

Типология: по своей планировке каменный дом повторял дом деревянный и имел трехчастную структуру(в центре сени, с двух сторон примыкали жилые помещения).Дом стоял на подклетах. 1-ый полуподвальный/подвальный этаж для хозяйственных нужд(хранение продуктов, ледники) перекрывался сводами. Над подклетями располагалось собственно жилье, светлица, горница. Каменные этажи служили жильем в зимнее время, там была печь с изразцами. Каменный этаж венчал 1/2/3 этажа из дерева( летнее жилье). Верхнюю часть опоясывала деревянная галерея-гульбище. Дер. этаж венчала тесовая деревянная/металлическая кровля с чердаками. В дом попадали через крыльцо, венчающая надстройка над крыльцом - рундук.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.