Сделай Сам Свою Работу на 5

Музея ( Монигетти, Шохин; 1877). Исторический музей на Красной площади (Шервуд, Семенов; 1883).





Верхние торговые ряды (1888 г.), ныне ГУМ, кот сочетаются с соб. Василия Блаженного и Палатами старого английского двора и бояр Романовых XVI - XVII веков. Автором проекта был архитектор А. Померанцев, выигравший конкурс на застройку восточной части Красной площади.

Рядом с Историческим музеем находится здание городской думы (архитектор Д. Чичагов; 1892 г.).

1895 -1917 - творчество Щусева:

-Собор в Почаевской Лавре (Украина) - традиции русского севера

- восстановление церкви в Овруче

- Казанский вокзал.

- Собор на Куликовом поле ^ *

- Марфо-Мариинская обитель Покровский.

- творческая переработка русского зодчества.

-Церковь на Шлисенбургских пороховых заводах.

-собор Фёдоровской Богоматери (покровительнице Романовых)

- Покровская ц. в селе Похомовка под Киевом.

Дом-музей В. Васнецова, деревянный теремок художник В. Васнецов разработал сам в 1892 году в духе любимых

им русских народных сказок. Васнецову принадлежат постройки в Абрамцеве: небольшая каменная церковь (1882) и

Одним из самых известных творений в неорусском стиле Васнецова-архитектора является фасад здания знаменитой Третьяковской галереи (1902 - 1903).



 

з

 

Aft

 

СШ

 

----------- v-r7 * v ^ — У

 

сказочная "избушка на курьих ножках" (1885).

 

Шехтель - ярославский вокзал.

 

 

Особое место занимал "русский стиль", основоположником стал Тон, воскресивший в церковном строительстве мотивы моек, зодчества 15-17 в. Последователем Тона выступил арх. Н. Е. Ефимов (ансамбль Новодевичьего монастыря, 1849-61). Арх. Горностаева (Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1856-57, Питер).

ЭКЛЕКТИКА.К началу 1840-х годов (при Николае 1) классицизм как стиль себя исчерпал. Отход архитектуры от классицизма был исторически закономерным. Новые жизненные потребности, смена художественных идеалов и новые возможности, которые давала развивающаяся строительная техника.

Новые типы построек: фабрики, вокзалы, пассажи, доходные дома.

Переворот произвело появление новых строительных материалов: железобетона и металлических конструкций, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины.

новые элементы — эркеры и широкие окна-витрины.



многостилье эклектики.

Сформировались определенные стилистические направления: неоготика, неоренессанс, второе барокко.

Национальное направление воплотилось в обращении к наследию русской архитектуры допетровской поры (16— 17 веков) и к опыту народного деревянного зодчества.

Русско-византийский стиль ограничивался в основном культовыми зданиями, фасады в духе «второго барокко» или неоренессанса встречаются и в особняках, и в доходных домах, и в зданиях общественного назначения.

В целом по сравнению с классицизмом эклектика отличалась гораздо более широким спектром композиционных

приемов.

В России эклектика доминировала довольно длительное время примерно с 1830 по 1890 год.

Большой Кремлёвский дворец (1838—1849) по повелению Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Ф. Ф. Рихтер).

Один из первых проектов строительства был разработан архитекторами Баженовым и Казаковым ещё во 2 пол. 18 века по приказу Екатерины И. Но тогда эти планы так и не были реализованы.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XV — XVII веков:

 

 


Грановитая палата, Теремной дворец, дворцовые церкви. Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Согласно задумке Николая I дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так его пять парадных

 

залов

 

Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский

 

названы в честь орденов



 

Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Те же мотивы и в Оружейной палате (архитекторы К. Тон, Д. Чичагов; 1851 г.)

 

Наиболее известное здание, воплотившее в камне мотивы русского орнамента, главный корпус Политехнического музея ( Монигетти, Шохин; 1877). Исторический музей на Красной площади (Шервуд, Семенов; 1883).

Верхние торговые ряды (1888 г.), ныне ГУМ, кот сочетаются с соб. Василия Блаженного и Палатами старого английского двора и бояр Романовых XVI - XVII веков. Автором проекта был архитектор А. Померанцев, выигравший конкурс на застройку восточной части Красной площади.

Рядом с Историческим музеем находится здание городской думы (архитектор Д. Чичагов; 1892 г.).

 

Дом-музей В. Васнецова, деревянный теремок художник В. Васнецов разработал сам в 1892 году в духе любимых им русских народных сказок. Васнецову принадлежат постройки в Абрамцеве: небольшая каменная церковь (1882) и сказочная ’’избушка на курьих ножках" (1885).

Одним из самых известных творений в неорусском стиле Васнецова-архитектора является фасад здания знаменитой Третьяковской галереи (1902 - 1903).

Известный чайный дом, или дом А. Перлова на Мясницкой, своим декором должен был подчеркнуть социальный статус и престиж домовладельца. Вместо этого получилась забавная китайщина и бутафория (арх. Клейн), по заказу купца А. Перлова, поставлявшего китайский чай.

Наиболее выдающимся архитектором периода эклектики (историзма) в Москве считают Константина Тона (1794 - 1881). С его именем связаны поиски национальной русской самобытности в архитектуре 1830 -1850 годов. Проекты: Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты.

Другой знаменитый проект К. Тона храм Христа Спасителя. Зодчий разработал проект храма в русско-византийском стиле в 1831 году. Строительство продолжалось более сорока лет под руководством сильнейшей группы архитекторов: Каминского, Резанова, Свиязева. Росписью внутреннего убранства занимались лучшие художники. Чтобы органично связать культовое сооружение с первым музеем Отечественной войны 1812 года, К. Тон изобрел круговую галерею вокруг храмового пространства, где были увековечены имена героев. Крестообразный в плане (по византийским традициям) пятиглавый собор стал крупнейшим сооружением Москвы высотой 102 м. В 1931 году храм был взорван, на его месте планировали построить Дворец Советов (проект не осуществлен).

не менее известная постройка Константина Тона колокольня Симонова монастыря (1835 ) высотой 94,5 м. Черты псевдорусского стиля присутствуют и в здании Ленинградского вокзала в Москве (1852 г.). Тону было доверено создание самых первых железнодорожных вокзалов в России. Тон построил здание Малого театра (1840) и Инвалидный дом в Измайлове. В этих постройках отдан приоритет канонам классического стиля. Казанский вокзал в Москве по проекту Щусева (1913 -1940).

В церковных постройках А.В.Щусев - большой знаток Новгорода и Пскова - смело воспроизводил образную сущность средневековых храмов этих городов. Из культовых произведений Щусева: храм-памятник на Куликовом поле (1913 г.), (победа над монголо-татарскими полчищами в 1380), церковь Марфо-Мариинской обители на Б.Ордынке в Москве (1908 - 1912).

Щусев, построив гостиницу в итальянском городе Бари (1913 - 1914) и Русский выставочный павильон в Венеции (1914 г.). Оба эти сооружения являются примерами национального ретроспективизма неорусского стиля.

 

 

БИЛЕТ № 5, ВОПРОС №1 Архитектура Микенской цивилизации. Микены, Тиринф, Троя.

Архитектура Эгейского (Крито - Микенского) мира.

Эгейская цивилизация возникла среди народов населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии. Условно архитектуру Эгейского мира делят на 3 периода:

Троянский период: 4-3 тыс. до н.э.

Критская (Миносийская) культура: 18 - 14 вв. до н.э.

Микенский период: 14-2 вв. до н.э.

Критская (Миносийская) культура. В 18 в. до н.э. (эпоха бронзы) выходцами из Малой Азии на острове Крит и прилегающих островах, а также Пелопоннес, где находились города Микены и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, где находилась Троя была заложена новая культура. Центром эгейской культуры был остров Крит.

По легенде основателем государства был Минос, сын Зевса и Европы.

Всего на островах насчитывалось около 90 - 100 городов с население по 2-4 тыс. чел. Расположенные на склонах гор, города имели нерегулярную планировку, стихийную застройку из террасных домов. В центре таких городов находился дворец правителя. В центре таких городов находился дворец правителя. Одним из таких центров-дворцов является открытый археологом Эвансом в начале 20 в. Кносский дворец.

Критский дворец (ок. 2 тыс. лет до н.э.). По легенде у царя Миноса и его жены родился полубык-получеловек Минотавр. Чтобы скрыть позор, царь построил дворец в виде лабиринта. ( с греческого лабрис - топор).

Кносский дворец был сооружен на месте более древних построек. Дворец постоянно достраивался и перестраивался, что было связано с многочисленными землетрясениями в этом районе. Ориентирован по сторонам света. Это был единый комплекс зданий, сгруппированный вокруг большого прямоугольного внутреннего двора (50x28 м.). Здания 2-3 этажа террасами спускаются по склону и имеют множество длинных залов, тупиковых коридоров. Многочисленные складские помещения расположены на первом этаже, на 2 и 3 этажах находятся культовые и парадные помещения. Жилые помещения, комната царицы и парадный зал (стены украшены изображениями лабрисов) выделены в отдельный восточный блок, к которому ведет портик-лестница. На окраинах находились жилища слуг и рабов, мастерские, птичники. В западной части дворцовое святилище, 22 большие кладовые, тронный зал. Главное помещение дворца - тронный зал, в центре которого находится тронный зал, каменные скамьи, стены украшены фресками (религиозные сцены, морские сюжеты). Основные орнаменты - лабрис, бычьи рога, меандр.

Дворец выложен из камня, верхние этажи с применением деревянных конструкций. В целях повышения сейсмоустойчивости, во дворце использовали особый тип колонн: приземистые, с широкой капителью и расширением вверху. База и капитель выкрашивались в черный цвет, а ствол в красный. Перекрытия изготовлялись из круглых балок. Стены зданий дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками с изображениями растений и животных.

Дворец имел высокую степень благоустройства: водопровод, канализацию, уборную с водосливом.

Города Крита. Хорошо изучены город Горпия? и г. Фест. Также как и в Кноссе центром являлся дворец. Город располагался ниже дворца. Городская планировка планировка была достаточно путаной, узкие, причудливо извивающиеся улочки. Дома каменные с использованием бревенчатых каркасов. Выступающие балки раскрашивали. Дома 1,2 этажные. Часть имели нижний полуподвал. На 1 этаже располагались рабочие мастерские, кухня, кладовые; на 2 этаже - жилые, спальные комнаты. Города соединялись между собой мощеными дорогами.Города и дворцы Крита не имели укреплений

Около 1450 г. до н. э. критская цивилизация, в результате стихийных бедствий прекратила свое существование (произошло извержение вулкана Санторин, сопровождалось землетрясением). С территории материковой Греции сюда вторгаются микенцы. Частично восстановлен кносский дворец, который через 50 лет был сожжен и заброшен окончательно. В 1100 г. конец минойской цивилизации.

После гибели критской культуры центр эгейской цивилизации переместился на Пелопоннесский полуостров, где в это время быстро начала развиваться микенская культура, которая к этому моменту насчитывала уже несколько веков развития и испытала на себе сильное влияние Крита. В 2000 г. до н.э. в Грецию вторгаются племена ахейцев (микенцев). Приблизительно в 1600 г. до н.э. ахейская цивилизации достигла своего рассвета. Города - Тиринф, Фивы, Спарта, Афины,

 

Охромеон, Йок, Троя, Милет. Самый крупный из них - Микены.

В отличие от неукрепленных городов Крита с их огромными дворцовыми комплексами, города микенской цивилизации

г

были укреплены мощными крепостными стенами циклопической кладки, а храмовые постройки и дворцы образовывали священный участок акрополя. Акрополь - расположенная на возвышенности городская крепость, религиозно-политический центр города.

Дворцовые постройки имели свободную планировку с отдельными осевыми композициями зданий, составлявшими единый комплекс с учетом рельефа и пейзажа. Одним из наиболее сохранившихся акрополей находится в г. Тиринф. Акрополь в Тиринфе, расположенном в 13 км. от Микен, на холме, возвышавшемся на 20 м над окружающей местностью. Его стены, сложенные из огромных каменных блоков (1 х 1 х 2-3 м), а масса некоторых из них-12 т. Стены, как и в Микенах, имели земляное заполнение между двумя рядами каменной кладки, но еще более мощные, толщина 17 м. Подлинная высота стен неизвестна. Высота сохранившихся фрагментов достигает 11-17 м.(? в толще стены находились ложные своды, кладовые и галереи).

Планировка царского дворца. Занимал более высокую часть крепости и попасть туда можно было только минуя 3 ворот и 2 пропилей. Дворец имел несколько открытых дворов: большой и малый мегарон. В центре ансамбля находится крупный (9,75x11,75 м.) двухнефный мегарон с 4 опорами по главной оси. Это единственный отдельно стоящий храм эгейской культуры. Колонны перестильного двора перед храмом и дворцовые колонны более стройны по сравнению с критскими и тщательнее отделаны. Стены дворца обильно украшены фресками (сильное критское влияние - обилие морских сюжетов, с так же сцены на светские сюжеты). У подножия находился нижний город, оснащенный сложной системой входов.

В начале 12 в. вожди микенской Греции объединяются и создают своеобразный союз для похода против Трои (7). Одним из крупнейших акрополей этого периода является микенский акрополь.

 

 

Микенский акрополь (2-я половина 11 в. до н.э.)

Стены Микен были сложены из громадных известняковых блоков, грубо обработанных с заполнением из глины, смешанной с мелкими камнями и землей. Толщина стен 5 - 6 м. Стену венчал парапет в виде зубцов из кирпича-сырца. Наряду с циклопической кладкой стен местами имелась кладка из обработанных каменных блоков, как, например, участок стены возле главных Львиных ворот, ведущих в акрополь. Ворота имеют пролет 3,5 м и ложный свод высотой 6 м. Треугольник над пролетом ворот занят здесь большой треугольной плитой со скульптурным рельефом в виде двух львиц, охраняющих колонну дорического ордера. Рельеф Львиных ворот — единственный пример монументальной скульптуры в

 

эгеиском искусстве.

Ворота находятся перед площадью собраний, посередине корой - могилы героев, царские погребения. Это так называемый могильный круг А - огромная территория с шахтами гробниц. Эта часть территории вошла в сосав акрополя после его расширения в 250 г до н.э. Периметр новой стены составил 5 -7 м. В центре площади круг из каменных плит, посередине - алтарь с чашей. Недалеко - 4-угольная шахта и на глубине 5,5 м - захоронения трех воинов. Чуть дальше еще 5 могил. Могильный круг В - новые захоронения вне территории акрополя.

Дворец микенских царей (с одним внутренним двором - мегароном) занимал доминирующее положение в акрополе. Он перестраивался и расширялся в 13 в. до н.э. Был меньше кносского, сохранился гораздо хуже. Состоит из большого внутреннего двора, в который выходили двери всех остальных помещений. Центральный зал - мегарон

Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окруженный колоннадой. Стены двора были побелены и по ним шел широкий фриз с фресковой живописью. Входные колонны большого мегарона тоже были раскрашены. Колоны деревянные. Так же во дворце находились жилые покои царя и царицы.

Погребальные сооружения крито-микнской культуры по форме восходят к древнейшим мегалитическим сооружениям.

Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Это «шахтные могилы», высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху, и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, с ложным куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н.э. «сокровищница Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны. Над сокровищницей насыпан земляной курган. Высота ее - 13 м, диаметр - 14,5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м., ширина -6 м. Вход в камеру перекрыт тяжелым камнем, а над ним устроен разгрузочный треугольник, сейчас пустой. Портал входа оформляют тонкие мраморные колонны.

В районе Микен - царские гробницы. Они были двух систем: групповые с шахтными захоронениями, окруженные каменными стенами, и одиночные в виде толосов, перекрытые сводами. И те и другие имели в плане круглую форму.

Основным типом жилища на протяжении всего времени крито-микенской культуры и позже оставался мегарон.

Перед входом находился двухколонный портик. Портик часто находился в антах; ант - сильно выступающий торец продольных стен греческого и дорического дома или храма. За ним - продомос. Далее - одно или несколько жилых помещений. Посередине - очаг. Стены украшались росписью. Освещение через дверь, дым уходил через отверстие в потолке.

В XIII в. до н. э. Микенская цивилизация достигла расцвета. Победоносная война с Троей, обладание большими богатствами - все это содействовало росту городов. Однако под напором дорийцев, пришедших с севера, в конце XIII в. до н. э. Микены, Тиринф, Пилос и другие города пришли в упадок. Однако она не исчезла бесследно, поскольку именно в ней был заложен фундамент будущего развития греческой цивилизации.

Почти одновременно с развитием микенской культуры на противоположном берегу Эгейского моря и на островах Лесбос и Лемнос существовала культура Троады.

Главным поселением Троянского царства была Троя (Иллион). Наиболее раннее поселение 3000-2500 гг. до н. э. на холме Гиссарлык Это поселение было укреплено толстыми трехметровыми стенами, из сырцового кирпича на каменном основании, были хорошо укрепленные ворота. Жилые дома состояли из одного помещения с очагом. Поселение погибло в результате пожара.

Троя возвдилась на протяжении нескольких веков на одном и том же месте. Было насчитано около 8 культурных слоев, которые сохранили культурные памятники в сравнительно хорошем состоянии. Всего 9 городов. Самый последний - римская Троя. Из самых древних слоев сохранилась Троя-2, которая представляла цитадель с укрепленными воротами и стенами, внутри которой находились жилые и культовые сооружения.

Гомеровская Троя (6 или 7). На вершине находился дворец царя Приама. Камерное сооружение с 2-этажной центральной частью, к которой примыкали 2 одноэтажных крыла. В центральной части на первом этаже располагался мегарон, очаг и трон царя Приама. Потолок поддерживали массивные деревянные колонны. Позади тронного зала располагалась сокровищница Приама. Второй этаж занимали жилые комнаты (дети царя Гектор и Парис). В одноэтажных крыльях располагались жилые комнаты царя и царицы. Крыши дворца деревянные и плоские, обмазаны глиной.

Дворец окружала стена Акрополя, в котором находились дома приближенных к царю людей. Ниже акрополя располагался город, укрепленный крепостной стеной циклопической кладки с башнями. Центральная главная башня высилась рядом со Скейскими воротами, Рядом находился колодец. Территория города была достаточно густо заселена.

Основным типом жилых сооружений являлся мегарон - вытянутое по продольной оси прямоугольное или овальное помещение без окон, с отверстием в потоке, образованном перекрещенными балками, опирающимися на стены и столбы. Каркас деревянный с заполнением из кирпича-сырца. Крыши плоские со световым колодцем, который одновременно служил дымоотводом. В центре находился круглый очаг или жаровня. Тип мегарона оказал большое влияние на развитие древнегреческой архитектуры: его схема легла в основу греческих храмов.

Изучение Эгейского мира началось с раскопок на холме Гиссарлык г. Трои (Илиона) Генрихом Шлиманом в конце 19 века.

 

 

Билет N 5. Вопрос 2. Ампир в России, ансамбли К.Росси в СПб.

 

Не меняя стиля в целом, классицизм XVIII века сменился ампиром начала XIX. Термин «ампир» происходит от французского империя. На стенах ампирных построек декоративные мотивы: лавровые венки победителей, символы воинской славы — мечи, копья, щиты, шлемы. Главной целью официальной архитектуры становится прославление военных побед.

Ампир(от фр.-«империя») .Является своеобразным отражением римской классики. Его главной целью было прославление победы России над Наполеоном. Декоративные мотивы: лавровые венки, символы воинской славы - мечи, копья, щиты, шлемы.

На рубеже создания нового стиля стоит творчество Тома де Томона- здание Биржи(1804-10) на стрелке Васильевского острова. Имеет простую форму поднятого на подиум дорического периптера. Огромные полуциркульные окна в тимпанах фронтонов, обрамленные рустованными наличниками, широкая наружная лестница, подводящая к колоннаде. В плане господствует главный зал для биржевых операций(41х23м). По обеим сторонам главного фасада - 2 ростральные колонны с гигантскими статуями морских божеств у их цоколей. Позже были достроены здания таможенных складов.

Основателем стиля считается К.И.Росси.

К.И.Росси(1775-1849). В 1803-1804 гг. учился в Италии. 1806 г. - был назначен архитектором «Кабинета Его Величества», а в 1809 г. - «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего- неоготические Екатерининская ц. и надстройка кремлевской Никольской башни деревянный театр на Арбатской площади,- практически ничего не сохранилось. В 1809 г. - обновил Путевой дворец Ек.П в Твери, выстроенный Казаковым. Работал и в малых городах (Торжок,Рыбинск и др.), проектируя много зданий разного назначения,

 

занимаясь планировкой в целом.

В 1815 г. вернулся в СПб и стал главным архитектором Комитета для строений гидравлических работ. В 1816-18 гг. реконструировал усадьбу Аничкова дворца, поставив вдоль одной из сторон будущего Александрийского театра два симметричных парковых павильона. 1818-22 гг. - Росси завершает перестройку дворца и перепланировку Елагинского парка. Крупные градостроительные работы начались строительством Михайловского дворца(Русский музей, 1819-25) с перепланировкой и застройкой прилегающего участка. Это сооружение усадебного типа. Дворцовый комплекс состоит из высокого центрального здания в глубине парадного двора и двух, связанных с ним и выступающих боковых корпусов с внутренними световыми дворами. Фасад центрального здания имеет рустованный первый этаж, выше - колонны коринфского ордера с выступающим портиком. Во втором этаже применены полукруглые окна с полуколоннами. Интерьеры дворца богато оформлены, но без излишеств,- богатство придает барельефный фриз, идущий между капителями. Перед зданием запроектирована большая площадь и Михайловская улица, ориентированная на центральный портик фасада. 1837 г. -пожар,- сохранились парадная лестница и интерьер Белого зала. В 1914-16 гг.Л.Н.Бенуа достраивает западный корпус. Длина здания - 315 м.

Александрийский meamp(1828-1834) иТеатральная улица(ныне театр А.С.Путкина и ул. К. Росс и), главный фасад обращен к Невскому проспекту, перед ним- небольшой сквер с площадью. За театром - ул.Росси(220 м). Здание театра представляет собой компактный прямоугольный в плане объем. В центральной части находятся пятиярусный зрительный зал и сцена с металлическими перекрытиями. Оригинальная конструкция металлических перекрытий лож в виде арочных стропильных ферм характеризует Росси, как новатора в области инженерии. Фасады театра объеденены общим членением и деталями коринфского ордера. Аттик украшен барельефом и увенчан квадригой Аполлона. Здание несколько раз горело, поэтому от интерьеров практически ничего не осталось. Улица имеет симметричные фасады и застроена административными зданиями, частично верхние этажи были жилыми. Четкое регулярное построение пространства и единая тема ордеров на фасаде объединяют здание театра, пл.Ломоносова с министерскими корпусами, театральную площадь, Аничков дворец и Публичную библиотеку.

С Росси сотрудничали скульпторы Демут-Малиновский и Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александрийского театра.

Здание Главного штаба на Дворцовой пл.(1819-29). Напротив Зимнего дворца. Комплекс из двух, расположенных по дуге трехэтажных корпусов Сената и Синода, объединенных триумфальной аркой, перекинутой над проездом на площадь(посвящена победе в войне 1812 г.). Здание парадно и торжественно. Спокойная пластика противопоставлена пышному убранству Зимнего дворца.

Главные работы: Триумфальная арка, Елагин дворец с оранжереей и павильонами, Михайловский дворец(Русский музей),Сенат и Синод, павильоны при Аничковом дворце, Главный штаб, Александрийский театр, Театральная ул.(ул.Росси), Марсово поле, павильон «Кофейный домик» в Летнем саду, павильон-пристань в Михайловском саду, библиотечная галерея при дворце в Павловске( 1822-24), Николаевские чугунные ворота с оградой(1826). Одна из последних работ - колокольня Юрьева мон. (1838-41).

Здание Сената и Синода— памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управленияРоссийской империи: Сената иСвятейшего Правительствующего Синода. Автор здания — архитектор Карл Росси (1775—1849; последнее его крупное произведение).

Здание Сената и Синода—. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Автор здания — архитектор Карл Росси (1775—1849; последнее его крупное произведение). 24 августа 1829 было заложено

 

 

здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века: дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И. Старовым в духе классицизма С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид. Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания — статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, — созданы скульпторами Степаном Пименвым, Николаем Пименовым, Василием Демут- М ал и но веки м. и С. Соколовым.

 

Питер. На последнем этапе классицизма- в k.XVIII в.- 30 х гг.ХГХ в. продолжалось создание архитектурных ансамблей городов и формирование площадей. Целью архитекторов СПб было завершение художественного образа города в классическом стиле. Выдающиеся архитекторы XIX в. А.Д.Захаров и А.Н.Воронихин(ранние работы- интерьеры Строгановского дворца, дача Строганова и др.; Казанский собор( 1801-11),Горный институт( 1806-11)) создали в СПб великолепные здания в стиле классицизм, играющие огромную роль в формировании ансамблей центральной части города.

Отечественная война 1812 г. делит период зрелого классицизма на 2 этапа: I. 1800-1812 гг.;11. 1812-1830 гг.,- Москва. После войны 1812 г. обостряются проблемы жилищного строительства. Многие города разрушены, в Москве сохранилась лишь 1/6 застройки. В 1813 г. была организована «Комиссия для строений города Москвы», которая разработала проект реконструкции города, сохранивший в основном сложившуюся радиально-кольцевую структуру города. Вокруг Кремля и Китай-города было запроектировано «ожерелье» крупных площадей, которые вместе с Красной площадью должны были создать новую по масштабу систему центра. Осуществление этого замысла началось с реконструкции Красной площади. Главная роль в ее перестройке принадлежала

О.И.Бове(ансамбль Театральной площади (1821)), на которого было возложено общее руководство всем Московским строительством.БИЛЕТ №6, ВОПРОС №1 Архитектура классической Греции. Афинский акрополь

 

 

Античная греческая культура сложилась на Балканском полуострове в результате вторжений и перемещений эхейских, дорийских, ионийских и других племен, получивших общее название «эллины».

Греческие племена образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с Древним Востоком, объединившими под своей властью много разных народов, греческие города-государства были очень малы. Полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.

История Древней Греции прошла следующие ступени своего развития.

1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - начало «темных веков», распад родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Появление первых примитивных памятников изобразительных искусств.

2. Архаика (период образования рабовладельческих го родов-государств) (7-6 вв. до н. э.). Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры.

3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества. Классика - это время высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах.

4. Эллинистический период (конец 4 - сер. 1 в. до н.э.) - наступила утеря гражданских свобод. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы.

Древнегреческую архитектуру отличает: простота, ясность композиции, гармоничность, пропорциональность и пластичность связи архитектуры и скульптуры. Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в гармонии с природной и социальной средой. Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно вводить свои сооружения в окружающий пейзаж.

Архаика. В эпоху темных веков и ранней архаики местом поклонения служили святилища. Был развит тотемизм: предметом поклонения служили старые деревья (священные рощи), камни и т.д. Одним из крупных культурных центров этого периода были Дельфы.

 

Со временем здесь ставятся алтари, где приносятся жертвы. Позже появляются храмовые сооружения, которые первоначально были деревянными. Позднее на смену деревянному и глиняному дому приходит каменный.

 

Храмы обычно

 

ь городской площади - агоры или укрепленного замка - акрополя и имели вид мегарона (тип храма в

 

антах) с жертвенником внутри на месте очага. Впервые жертвенник выносится во двор перед храмом в Спарте в двухнефном храме Артемиды (9-8 вв. до н.э.). Впоследствии выносить алтарь перед храмом на всеобщее обозрение сохранился.

Использование в строительстве леса, мрамора, легко обрабатываемого известняка, и замена кирпича-сырца каменными блоками

 

приводит к стандартизации строительных элементов, складываются определенные типы греческих храмов: храм в антах, простиль (перед

 

фасадом 4 колонны), амфипростиль (появляется дополнительное помещение - сокровищница; оформляются 2 фасада 4-колонным портиком), периптер (со всех сторон окружен колоннадой), диптер (2-а ряда окружавших храм колонн), псевдодиптер, толос (сооружение центрического типа, окружен колоннадой). Храм состоял из 3 помещений: связанных друг с другом помещений наоса( целы) и оп исто дома; пронаос (сокровищница) имел отдельный вход. Храмы ориентировались на восток. В греческих храмах не было окон,- освещение через дверь.

t

Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.

Типы храмов: был дистиль, или «храм в антах». Состоит из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами ставились две колонны (поэтому дистиль - двухколонный).

Второй, - простиль. Сходен с антовым, но на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип - амфипростиль. Это двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся на переднем и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2р + 1, где р - количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

Существовал в Греции еще один вид храма - круглый периптер, где святилище - целла имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Храмы штукатурились и расписывались сложными композициями на мифологические темы. Колонны оставались неокрашенными. Ордерная система сложились в VII в. до н. э. (стилобат- площадка, колонны, состоящие из: базы, ствола и капители).

 

ъ

 

сновной конструктивной системой становится ордерная стоечно- балочная. В архаический период складываются дорический и

 

ионический ордера. Пример доричского ордера - Парфенон, Пропилеи, храм Зевса в Олимпии: исщкческий-ордер^хдам Артемиды в Эфесе, который относят к одному из чудес света.

В период архаики впервые в истории мировой архитектуры появляются здания общественного назначения: булевтерии (здание для заседания совета старейшин), лесхи (школа), стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. Основное помещение - андрон - предназначалось для пиров и трапез.

В центре города располагались общественные сооружения - народное собрание, городской совет, гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). Площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Возникновение регулярной планировки греческих городов связывают с имен ем уроженца города Милета архитектором и математиком _ Гипподамом (система с пересекающимися под прямым углом улицами и равныщлхрямоугольными кварталами. По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Александрия Египетская),). Который жил и работал в V в, до н,

 

э.

 

 

Архитектура классического периода.В начале 5 в до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции. Военно- политичские и экономические успехи способствуют расцвету Спарты, Сиракуз и Афин. В Греции получает развитие новая форма государственного устройства - рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии и архитектуры. В архитектуре окончательно складывается и получает развитие модульная система и стандартизация элементов здания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.