Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет №18 Вопрос №1 Архитектура Франции 18 в. Пантеон, площадь Согласия, Елисейский дворец.





 

Временем расцвета раннего классицизма во Франции считается вторая половина XVII века. Архитектурная жизнь Франции этого периода была отмечена 2-я большими работами: восточный фасад Королевского дворца в Париже - Лувра и садово-парковый ансамбль в Версале.

В середине XVIII века буржуазия стала главной силой в новых общественных процессах, ее^ идеология определяет развитие просвещения, культуры и архитектуры. Вновь появляется интерес к архитектуре Древней Греции, связанный с новыми археологическими находками. Крупными произведениями архитектуры нового стиля классицизма стали работы архитекторов Жака Жермена Суфло (1713-1780), Жака Анже Габриеля (1698 - 1782) и др.

Пантеон (фр. Pantheon) — архитектур но-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции

Здание было построено архитектором Ж. Суффло, который использовал в качестве вдохновения римский Пантеон. Фундамент был заложен в 1758 году, и здание было закончено учеником Суффло архитектором Ронделе в 1789 г. Первоначально слово “Пантеон” использовали древние греки, обозначая этим словом храм или место, посвященное всем богам. Затем смысл Пантеона стал пониматься как усыпальница выдающихся людей. После великой французской революции 1789 революционные власти вообще и Учредительное собрание в частности превратили церковь Святой Женевьевы в некрополь для погребения “великих деятелей эпохи свободы Франции”. Император Наполеон в 1806 году вернул здание католической церкви, но это продолжалось только до 1885 года. Пропорции храма: 110 м в длину и 83 м в высоту.С главного фасада - это монументальная композиция из мощного коринфского ордера с богатым резным фронтоном, на котором изображен аллегорический сюжет, представляющий Францию между Свободой и Историей. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным 20 метровым куполом на барабане , напоминающим купол собора Св. Павла в Лондоне. Купол имеет тройную оболочку. Барабан купола окружён кольцом коринфских колонн. 425 ступеней ведут на вершину собора, откуда открывается великолепная панорама города.



Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) —^центральная площадь Парижа и выдающийся памятник градостроительства >похи классицизма.



 

воФр анции( после о щади в Бордо). К моменту в Париже уже существовали две

 

совершенно разные, но каждая по-своему элегантная и изысканная, площади - Вогезов и Вандомская

Площадь имени Людовика XV была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом"дворца Тюильри (с востока) по заказу самого короля его первым архитектором Габриэлем в 1755 г, проект которого выиграл в конкурсе. Оригинальность его проекта заключалась в том, что площадь была полностью открыта, и только в северной ее части стояли два великолепных дворца. Два дворца предназначались для размещения официальных гостей королевства, но по своему назначению никогда не использовались. Со временем один из них оыл продан герцогу Крийону й оставался во владении семьи до н XX века, где позднее открыта самая фешенебельная и по сей день гостиница Парижа "Крийон". Во втором дворце сначала располагался королевской склад мебели. Под мебелью короли подразумевали картины Рафаэля, доспехи, украшенные драгоценными камнями, ковры из галерей Лувра и даже алмазы. Небольшую часть занимала квартира Марии- Антуанетты, где она останавливалась, бывая в Париже. С 1792 года в здании разместилось морское министерство, сюда на работу устроился молодой чиновник Ги де Мопассан. Нравы его коллег послужили основой творчества писателя.

В 1763 году состоялось торжественное открытие.В своем первозданном великолепии площадь просуществовала 30 лет. Площадь первоначально представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй, символизирующих главные города Франции. Посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля.С северной стороны были возведены элегантные здания Морского министерства и отель де Крийон. В 1787-90 гг. через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывш. Бурбонский дворец).



Во время Великой Французской революции статую короля на площади сменила гигантская гильотина. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее — Дантон и Робеспьер. В те времена это место называлась Площадью Революции. Своё нынешнее наименование площадь получила в залог примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 г.

В 1795 году гильотину убрали, площадь в очередной раз переименовали, теперь она стала называться площадью Согласия. По предложению художника Давида это место заняли статуи "Укротйтели коней", более известные как "Кони Марли", созданные в 1745 году для украшения дворца Людовика XIV в парижском пригороде Марли. В XIX веке оригинал был переведен в Лувр. Сегодня копия этой скульптурной группы украшает въезд на Елисейские поля.

В 1831 г. египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск Рамзеса И. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 г. и, по решению короля Луи-Филиппа, был установлен в центре площади Согласия. На постамент нанесены диаграммы, иллюстрирующие процесс доставки 23-метрового 250-тонного сооружения из

 

Египта во Францию. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное навершие обелиска появилось только в 1998 году.

Еще через несколько лет архитектор Гитторф установил по бокам обелиска два фонтана, созданных по подобию фонтана святого Петра в Риме, украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей, а также восемнадцатью ростральными колоннами, а на каждом углу площади появились статуи, символизирующие восемь главных городов страны. На площадь Согласия выходят еще два здания, стоящие в Тюильрийском саду: на углу улицы Риволи - здание Г ал ерей современного искусства, а рядом с набережной Сены - музей «Оранжери», где выставлены поздние работы Клода Моне и некоторых его современников.

На углу площади Согласия и улицы Буасси-д'Англа (rue Boissy-d’Anglas) находится здание посольства США, построенное в 1930-1933 годах. В XIX веке на этом месте стоял особняк, где в 1828-1842 годах располагалось посольство России.

 

 

Русский след. В доме № 3 по Королевской улице находится знаменитый парижский ресторан «Maxim’s», открытый в 1891 году Максимом Гайяром в доме, принадлежавшем министру Людовика XVIII, губернатору Одессы герцогу Ришелье. В начале XX века частыми посетителями ресторана были принц Уэльский, граф Орлов, граф Галицын, маркиза де Дион и др.

В феврале 1923 году в отеле «Крийон» остановился Сергей Есенин со своей женой Айседорой Дункан, но из-за своего скандального поведения Есенин был выдворен не только из отеля, но и из Франции.

Елисейский дворец — резиденция президента Французской республики в Париже. В Елисейском дворце происходят также заседания Совета министров Франции. ^

Он расположен в непосредственной близости к Елисейским полям в следствие чего он и получил свое название.

Дворец был построен в 18 веке для графа Эвре, изначально он имел название особняк. Со стороны Елисейских полей был щзведен сад.__

Построен архитектором Арман-Клодом Молле в 1718—1722 в стиле Регентства. После смерти графа в 1753 г. приобретён Людовиком ХУдля госпожи де 11омпадур, а после смерти последней в 1764 г. перешёл к дальним родственникам короля. За время, когда дворец принадлежал мадам де Помпадур, он значительно преобразился. Здесь был улучшен второй этаж и сад был дополнен большим количеством аллей, лабиринтом и гротом.

в 1773 году дворец был проданШпсоля Божону. А тот, в свою очередь, сильно изменил идворец и сад. В английском стиле был оформлен сад и были переделаны малые аппартаменты под галерею для большой коллекции живописи. Полученный облик Елисейского дворца сохранился и по сей дены

После Николя Божона дворец еще много раз передавался из рук в руки частных лиц. Так продолжалось до 1808 года, когда маршал Иоаким Мюрат, который был последним частным владельцем Елисейского дворца, передал его Императору Наполеону 1.При Наполеоне I впервые использовался для нужд правительства. В 1816 г. куплен Людовиком XVIII. В 1848 сделан официальной резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта, который в 1852 г. провозгласил себя императором Наполеоном III и занял обычную монаршую резиденцию в Тюильри. Сам же Елисейский дворец был перестроен по распоряжению императора в 1853—1867 архитектором Лакруа, и с того времени его внешний вид не менялся.

На сегодняшний день в Елисейском дворце располагается личный кабинет президента Франции, также отсюда президент может управлять ядерными боеприпасами и воздушными силами. Также здесь проходят заседания Совета министров.

Для обычных посетителей двери Елисейского дворца открываются лишь раз в году, в начале сентября.

 

 

Билет N 18. Вопрос 2. Монастыри-крепости и оборонительные сооружения Москвы XV-XVIIbb.

 

Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро^мойголбского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах(Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей- крепостей'^ Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Сигмонов и др. Вторая укрепленная линия

 

монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский мон.,Коломенский, Серпуховской кремли и др.

Во времена правления Ивана 3 Марк Фрязин и Пьетро Солари перестраивают Московский Кремль с 1485 - 1495. Перестройка начинается в 1485 г. с~Т айницкой~(Чешковой) башни - зодАнтон Фрязин. Впоследствии^

 

строительстве крепостных стен принимали Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Построена 21 башня, периметр стен превысил протяженность 2 км.

В 1508 - 1510 гг. зодчий Алевиз Новый устраивает ров^ отделив Кремль от Красной площади. 1599-1600 Кремль обносят дополнительными стенам: 2-е со стороны Красной площади, 1-а со стороны Москвы реки и 1-а со стороны Неглинной.

1534 г. Петрок Малой начинает строительство вокруг Великого посада дерево-земляной стены, получившей название Китай-город (жердевая плетеная стена), через год началась замена кирпичными стенами с башнями, продолжавшеёсядоТ538 г. Протяженность 2,5 км., 14 башен, из них (ГсГпроездными воротами. Китай-город использовля как военно-оборонительное сооружение, но более современной крепостными стенами, были ниже Кремлевских, но значительно шире, башни больше, 3-и яруса бойниц нижнего, верхнего и навесного боя. Башни значительно выступают вперед, обеспечивая обстрел перекрестным огнем. Г-образный проезд в башнях, облегчал их защиту. Сохранилась часть у гост. «Россия», у Третьяковских ворот, и на театральной площади. 1585-93 Федор Конь возводит стену Белого города, протяженностью около 9 км. 27 башен, из них 10 ,

веер 18

 

проездных, конструкцийповторяет стены'и башни КйТай-города_ Г-образные башж^ машикули снесены в.

 

1591-92 после разгрома под стенами Москвы хана Казы-гирея город обнесен 4 самой протяженной крепостной стеной -.Скооодом (дерево-земленой. 5 км.1 Имел 37 башен, из них 12 проездных. В 30 гг 17 в. южную стены усилили бастионами - р-н Замоскваречья. Снос стен после 1812 г.

Монастыри. С юга Москву опоясывало полукольцо Монастырей, защищавших подступы к столице

 

. Нпводввиний монастырь.крайний западный форпост столицы. Основан в 1524 г.Василием III. Основан в честь присоединения к Русскому государству Смоленска. Центр монастыря - монументальный пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. Щестиярусная колоко7ТБня~в~нарышкинском стиле высотой в 72 m(k.XVII в),в то время самая высокая колокольня в Москве rionne 1/тяЦа Великого.'. Деревянные стены замёнены на кирпичные в K.XVI - нач.ХУИвв. Монастырь превратился в крепость, охраняемый стрелецким гарнизоном. Крепостные стены и башни были возведеныТтрйЪорисе Годунове по подобию Кремлевских. В последней четверти XVII в.башни монастыря, утратив военное значение,были перестроены и позднее украшены ажурными завершениями (вместо зубцов с бойницами). Вместо зубцов на башнях возводятся декоративные беседки с большими оконными проемами, украшенными резными белокаменными наличниками. Рядом с монастырем расположено Новодевичье кладбище, Большой Новодевичий пруд и сквер.

 

Донской монастырь. Основан в 1591 г. Ф§дором Ивановичем и Борисом Годуновым, в честь победы над крымским ханом Казы-Гиреем; на месте, где находился стан русских войск и походнаяГЦерковь с иконой Донской Божьей Матери. 1686 г,- был обнесен каменной крепостной стеной. За образец были взяты стены и башни Новодевичьего монастыря на ср-ва Аверкия Кириллова. Колокольня и трапезная старого собора возведены в честь победы русских войск над турками (1678).

Ланилов монастырь. Самый древний - основан в 1282 г.князем Даниилом Московским. Каменные стены и башни'- к.лУН в. Не отличался особой мощью.

 

Андроников монастырь. 1356 г. на реке Яузе. Основан митрополитом Алексием. Андроник - ученик Сергия Радонежского и первый настоятель. Крепостные каменные сооружения монастыря были возведены в K.XVII - нач.ХУШ вв. Их особенностью является наличие «защитного кармана», заглубленного внутрь монастырской территории, с помощью него осуществлялась лучшая защита ворот. (После сноса ц. Спаса но Бору, древнейшим собором стал Спасский собор Андронниковского монастыря.) Особенность - карман перед святыми воротами.

 

монастыря. Первоначально располагадеяв-московском^ кремле вокруг Ц. Спаса на бору. Был перенесен на современное место по указу Ивана III в 1480 г. Каменные стены и башни построены в 1640 гг?

 

Симонов монастырь. Защищал с юго-востока. Основан в 1377. По преданию здесь находятся захоронения героев Куликовской оитвы (ц.Рождества Богородицы). 1591 г. - надвратная церковь ( в честь победы над Казы- Гиреем). 1630-40 гг. - крепостные стены с башнями (самый мощный). Башня - Дуло - самая большая башня в

 

 

Москве. 1680 г.- башни крепостных стен увенчали декоративными шатрами. В 1930 г. большая часть построек была взорвана. Сохранились 3 башни и трапезная в стиле нарышкинского барокко, сушило (зернхранилище)

 

Постройка кремлевских стенначалась с южного участка, обращенного к Москве-реке. За 10лет Кремль был превращен в мощную крепость, возведенную по последнему слову европейской фортификации. 19июля (?28*мая?) 1485г, Антон Фрязинзаложил на месте старых Чишковых (или Шешковых) ворот башню, а под ней вывел «тайник», т. е.'скрытый под землей ход к реке, позволявший беспрепятственно снабжать защитников Кремля водой в случае неприятельской осады. От этого тайника произошло название башни Тайниикая.

В 1487 г. была построена угловая Бекпемшпевская стрельница, а в 1488 г. заложена выше по течению реки другая стрельница с тайником, на месте старой Свибловой башни.В 1490 г. поставили две стрельницы: одну - у Боровицких, я другую - у Кпистянтинп-Бпениндких ворот: одновременно была построена стена от Свибловой стрельницыдо Боровицких ворот. Этими работами была закончена постройка кремлевских стен, обращенных к

 

Москве-реке. В следующем году приступили к постройке укреплений восточного фасада, составлявшего вторую сторону треугольника кремлевских стен. В 1491 г. заложили две стрельницы: Фроловскую (Спасская башня) и

 

Никольскую в 1492 г.— крайнюю угловую стрельницу с тайником, который вел к реке неглиннои, а также стену, соединявшую Фроловскую стрельницу с Никольской.

Наибольшие трудности представляла постройка стен западной части Кремля, расположенной по высокому берегу Неглинной, где необходимо было предварительно произвести сложные работы по укреплению береговой возвышенности. Кроме того, правый берег Неглинной был густо застроен деревянными церквами и жилыми дворами, что при небольшой ширине речки было опасно в пожарном отношении и давало врагу хорошее укрытие во время осады крепости. В 1493 г. повелением великого князя определили расстояние от стены до дворов в 109 саженей. Расстояние в 109 саженей (232,5 метра) примерно равнялось дальности - полета стрелы. С постройкой стены по Неглинной сомкнулся треугольник укреплений Кремля.

В 1508 - 10 гг. после возведения последних стен и башен производились работы по устройству водяногорва_ шедшего вдоль восточной стены Кремля и соединявшего Неглинную с Москвой-рекой (Алевиз Новый). Ров, по данным 1701 г., имел ширину в подошве отТ до 16 саженей, вверху -17 саженей и глубину - ор4 1 /6 до 6 саженей. Вода поступала из Неглинной и удерживалась во рву посредством шлюзов.

Длина всего обвода Кремля составляла 2270 м. В плане линия стен, если исключить небольшую кривизну, представляла фигуру, почти равнобедренного трёугольника. Но в то же время каждая сторона имела ряд небольших исходящих и входящих углов, чем достигалось хорошее фланкирование подступов. Всего таких углов (кроме вершины треугольника) насчитывалось около 25. На основании обследования и раскопок можно . предполагать, что не только фундамент, но и вся нижняя часть стены были сложены из белого камня (постепенно, при ремонте выкрошившихся наружных частей она была облицована кирпичом).

В соответствии с рельефом местности высота стен колебалась в пределах от 8 до 17 метров. Наиболее высокие стены были построены с восточной стороны, не имевшей естественной водной преграды. Наоборот, с северо-западной стороны, где подход затруднялся руслом болотистой Неглинной, стены заметно понижались. Толщина стен была почти одинаковой (4-5 метров). Наверху стен была устроена довольно широкая площадка, защищенная зубцами, которая "служила для обхода стен поверху. С внешней стороны защитники крепости могли быть прикрыты парапетом с зубцами, часть которых имела прорези для стрельбы.

На каждой стороне треугольника стен было воздвигнуто по 7 башен (считая угловые для каждой стороны). Таким образом, всего было построено 18 башен, некоторые были проездными. В настоящее время проездными являются башни: Боровицкая и Троицкая - на северо-западной, Фроловская (Спасская) и Никольская - на восточной стороне.

Каждая башня с точки зрения условий обороны представляла собой как бы самостоятельную крепость. Она могла бы защищаться и в том - случае, если бы соседние участки крепостной стены были заняты противником. В толще стены на всем ее протяжении были устроены внутренние ходы, которые соединяли между собой все башни.

 

Д

 

Впереди проходных башен были построены для прикрытия ворот «отводные стрельницы» в виде невысоких квадратных башенок. Через водяной ров, проходивший с восточной стороны, были переброшены у Фроловских и Никольских ворот подъемные деревянные мосты. Для цепей подъемных мостов были сделаны особые щели в башнях. Троицкая башня соединялась с противоположным берегом Неглинной каменным мостом, опиравшимся на арочное основание; по бокам моста были устроены парапеты с зубцами.

Позднейшие перестройки несколько изменили первоначальный вид Кремля, хотя основная часть его сохранилась от 15 в. Башни сначала не имели высоких перекрытий, сооружение которых относится к 17 в., и заканчивались площадкой с зубчатыми прямоугольными выступами и низкой конусообразной кровлей, дававшей прикрытие защитникам и предохранявшей верхнюю часть башен от разрушения. Деревянная кровля шла также вдоль всей стены.

Система обороны Кремля была связана с сетью подземных сооружений - тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и, может быть, ценностей, а часть - для обеспечения защитников водой (тайники к Москве-реке, и внутренние колодцы).

С точки зрения военно-инженерного искусства московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение соответствующее всем требованиям оборонительной техники 15 века.

 

 

Билет 19 Вопрос 1. Венеция. История развития города. Ансамбль площади св. Марка. ^

Город возник на островах обширной лагуны, отгороженных от моря косой Лидо. Основу территории Венеции составляют коль ко крупных островов: Риальто и Ольвиоло, которые разделены протоком, названным Большим каналом. С первых

 

занимались

 

повышение уровня острова. Всего 118 островов, разделенных 134 кан

 

Для

 

мостов.

 

>го моря. Венецианцы создали флот, благодаря которому

 

Город превратился в один из крупнейших портов успешно защищались от противников Сердце Венеции - гит, св. Марка.

1. Ансамбль площадейперед собором Сан-Марко.

Формировался ансамбль в 4 этапа. 1-ый: X-XI вв. в это время Венеция выходит из-под власти Византии. На площади

ПОСВЯЦЩНЩЯ-СВ,

 

св.Марка, рядом с базиликой св. Феодора (Сан-Теодоро), еще вЪизантийский период строит

 

Марку - покровителю Венеции. Рядом расположен дворец Дожей, где заседает верховное правительство Венеции. Он представлял из себя небольшой, но хорошо укрепленный замок. На площади возвели небольшую колокольню - кампаниллу. С западной стороны территорию площади ограничивает канал Батарио. Постройки на площади: Базилика св. Феодора,

ец Дожей, кампанилла, ц. Сан-Джеминьямо

 

2-ой период - cejljClI вр Ведущую роль в перестройке площади сыграл зодчий Николо Баратьери. Старые базилики

 

сносятся , строится собор св. Марка 1077г. В XII веке была перенесена церковь Сан-Джеминьяно, вход на Пьяцетту со стороны лагуны был оформлен двумя гранитными колоннами, с фигурами св. Феодора и Крылатого льва (герб Венеции), а

 

также была возведена оашня(кампанилла)(архитектор Николо Баратьери) высотой 60 метров, отметившая границу с площадью святого Марка.Засыпается

3-й этап. XIII век. Ко второй трети XIII века обе площади получили каменное мощение,, в дальнейшем богато декорированное. Параллельно с уточнением плана ансамбля перестраивались здания, его формировавшие - собор Святого Марка и Дворец Дожей. Резиденция Дожей, которая из неприступного замка превращается в роскошную резиденцию, где ратмещается Большой^ и малый совет. К середине XIII века собор имел все пять куполов и главный фасад, позднее лишь незначительно дополненный декором и измененный.

Заключительный период - кон. XV - нач. XVI вв. Именно в этот пермптт, гфпрмироваттся современный облик площади. Возводят трехэтажные здания старых прокураци

 

еренное лицо в торговых-и-юрвдических сделках) по проекту^Пьегро- Л ом барящ которому помогал Бартоломео Бруно мл. В начале XVI века архитектор Бартоломео Бруно~увеличивает высоту

100 метров и центральный ансамбль города приобретает гармоничное решение в контрастном сочетании пятикуполья собора с кубистической массой Дворца и остроконечной вертикалью колокольни.. Позднее площадь расширяетояЛосле постройки в 1496-1517 гг Старых Прокураций, в 1536-53 Якопо Сансовино, отодвинув зданий

южнее, монетный двор, сооружает Библиотеку и Лоджетту при колокольне, оставив между ними интервал в 1 Ом, далее Винченцо Скамоцци сохранил заданную границу, создав Новые Прокурации.

 

Состав площади: Дворец Дожей, Собор св. Марка, кампанилла с лоджеттой, госпиталь Ориоло, ц. Сан-Джеминьямо, Старые прокурации, Новые прокурации, колонны со статуями св. Феодора и крылатого льва. В створе Пьяцетты ансамбль монастыря Сан-Джорджио-Маджоре.

Формирование площади Сан Марко завершилось. В 1905 году кампанилла обрушилась, но позднее ее воссоздали. Окончательное оформление площадь получила к 1912 году - после восстансШёнйя Колокольни й Яоджетты.

Следует отметить такую особенность - площадь Сан-Марко создавалась в период Средневековья, потому она представляет собой пример использования приемов различных эпох - до Ренессанса в его расцвете.

 

Ведущий художественный мотив - гармония контрастов

Сочетание различных типов площадей: глубинной (площадь Св.Марка относительно Собора) и широтной (Пьяцетта относительно Палаццо Дожей): открытой (Пьяцетта) и замкнутой (Сан-Марко)

Прием Ренессанса: здания с однотипным декором (Прокурации, библиотека выполнены в едином стиле) выявляют архитектурные акценты ансамбля: Дворец, Собор, Колокольню. ~

у

Открытые площади (ориентированные на внешние объекты) подобные Пьяцетте (визуальная связь с монастырем Сан- Джорджо-Маджоре), характеры для Барокко и следующих за ним этапов развития архитектуры.

Город. Главные транспортные артерии - канал св. Марка, Большой канал, канал Белла Джудекка. Посторонам Большого канала располагались Дворцы Венецианской знати. Каналы делили город на кварталы,в каждом из которых располагались приходская церковь или монастырь и несколько площадей. Площади назывались компо. В центре находился колодец с питьевой водой. Пешеходных улиц было немного. Всего в Венеции ок. 90 приходских церквей и несколько монастырей.

Основные постройки в Венеции: собор св. Марка; готическая базилика Санта-Мария-Глориеза-Фрари (пантеон Венеции) и одновременно наиболее крупное хранилище живописи эпохи Возрождения7\ кю. Сан-Джованни-и^аоло (Иоанна и Павла) - усыпальница Венецианских дожей. Рядом с ней памятник кандотьеру (военачальник) работы Вероккио (копия в Пушкинском музее).

%

Венеция - центр науки и просвещения. Возникает большое количество монастырских школ.

Венецианский арсенал. Венеция никогда не имела крепостных стен. Арсенал - единственный укрепленный объект в городе. В нем располагались доки, склады, мастерские и другие сооружения. 3500 кораблей, 35 т. Моряков в эпоху расцвета.

Irw.

Венецианцы изобрели конвейер.

 

 

Венеция Площадь сан марко 1 стр. период: ц.св. Теодора (Феодора?)

Базалика сан марко

Кампанилла

Ц. сан джиминьано

Дворец дожей (укрепл. крепость)

 

2 стр. период(сер. 12 в):арх.Д1икол6 баратьери

Собор сан марко, 2 гран, колонны, надстр.кампанилла, засып, часть канала батарио

 

3 стр. период(13 в)

Перестройка дворца дожей (гл.адм.зд.) ,

4 стр. период(к.14- нач.16 в.)

арх. пьетро ломбардо- старые прокурации арх. бартсшомео бона мл.- достраив. стар, прокурации, кампанилла 100м. арх. Якопо сансован- монетный двор, библиотека, ладжетта, проект нов. прокурдций арх. Виченцо скомоппи- завершает нов. прокурации

 

Дворец Дожей, перестройка которого со стороны Пьяцетты началась в 1310-1340х гг, получил фасады в готических формах в XV веке (Ренессанс пришел в Венецию несколько позже). Заметки:

 

 

Билет N 19. Вопрос 2. Архитектура московского Кремля XV-XVII вв.

 

АРХИТЕКТОРЫ И ПОСТРОЙКИ:Ермолин(15в)летопись,перестройка стен моек.кремля Псковские мастера: благовещенский собор1480-1488,Ризоположенская ц. 1329-1330 Аристотель Фиорованти: успенский собор- заново1475-1479;

Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин: Грановитая палата1487-1491;

Алевиз Новый: Архангельский собор1505-1509;

Бон Фрязин.Колокольня Иоанна Лиственничника1505-1508;

Федор Конь.Белый Город1585-1593.земляной город1591-1592,

Огурцов, Ушаков, Шарутин: Теремной дворец1635-1636;

Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах(Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей- крепостей - Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский мон.,Коломенский , Серпуховской кремли и др.

Ведущая роль в архитектуре этой эпохи принадлежала Москве. В K.XV-Han.XVI вв. начинается бурная строительная деятельность. Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ. Необходимы были новые оборонительные сооружения Москвы, возведении новых соборов и великокняжеского дворца. Московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Зап.Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные традиции.

Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с владимирской. Черты:

- силуэтность;

 

- простота планов четырехстолпных, почти квадратных одноглавых храмов, обычно с 3 апсидами, килевидными очертаниями порталов и закомар.

Расцвет иконописи,.декоративного искусства.

Значительный прогресс в архитектуре произошел при кардинальной перестройке Кремля(Иван III и Василий III) в период завершения образования централизованного государства. Работы по его перестройке начинаются с 70-х гг. XV в.

-первые деревянные стены Кремля были построены в 1156 г.

-при Иване Калите в 1339-40 гг. границы Кремля были значительно расширены и стены выполнены из дубовых бревен(сгорели).

-в 1367-68 гг. при кн. Дмитрии Донском были построены белокаменные стены и несколько башен. В 1464-66 гг. стены были частично обновлены арх.Ермолиным. Т.к. были известняковыми осталась лишь внутренняя забутовка и часть фундамента.

-Иван III- параллельно со строительством культовых и гражданских сооружений началась новая(третья) перестройка стен и башен(в основном сохранились).

Кирпичные стены Кремля на белокаменной цоколе с забутовкой из булыжника и каменного лома на известковом растворе, с внутренней стороны имеют глухую аркаду с боевой площадкой вверху. Завершением стен с самого начала были зубцы - «ласточкины хвосты». Высота стен без зубцов от 5 до 17 м, толщина - от 3 до 6 м. Выдвинутые вперед башни «контролировали» стены: где сильнее опасность, там башни стоят теснее.

Каждая башня внутри разделена сводами и деревянными настилами на ярусы. В них имелись амбразуры для орудий, а в стенах-для стрелков. Для лучшего обзора угловые башни были круглыми и многогранными, а промежуточные - прямоугольными. Площадь Кремля - 27,5 Га, протяженность стен с башнями - 2235 м. Всего 20 башен -19 по периметру и одна предмостная - Кутафья.

Постройка кремлевских стенначалась с южного участка, обращенного к Москве-реке. 19 июля 1485 г, Антон Фрязинзаложил на месте старых Чишковых (или Шешковых) ворот башню, а под ней вывел «тайник», т. е. скрытый под землей ход к реке, позволявший беспрепятственно снабжать защитников Кремля водой в случае неприятельской осады. От этого тайника произошло название башни Тайницкая.

В 1487 г. была построена угловая Беклемшпевская стрельница, а в 1488 г. заложена выше по течению реки другая стрельница с тайником, на месте старой Свибловой башни.В 1490 г. поставили две стрельницы: одну - у

 

Боровицких, а другую - у Константино-Еленинских ворот; одновременно была построена стена от Свибловой стрельницы до Боровицких ворот. Этими работами была закончена постройка кремлевских стен, обращенных к Москве-реке. В следующем году приступили к постройке укреплений восточного фасада, составлявшего вторую сторону треугольника кремлевских стен. В 1491 г. заложили две стрельницы: Фроловскую (Спасская башня) и Никольскую, в 1492 г.— крайнюю угловую стрельницу с тайником, который вел к реке Неглинной, а также стену, соединявшую Фроловскую стрельницу с Никольской.

Наибольшие трудности представляла постройка стен западной части Кремля, расположенной по высокому берегу Неглинной, где необходимо было предварительно произвести сложные работы по укреплению береговой возвышенности. Кроме того, правый берег Неглинной был густо застроен деревянными церквами и жилыми дворами, что при небольшой ширине речки было опасно в пожарном отношении и давало врагу хорошее укрытие во время осады крепости. В 1493 г. повелением великого князя определили расстояние от стены до дворов в 109

 

 

саженей. Расстояние в 109 саженей (232,5 метра) примерно равнялось дальности - полета стрелы. С постройкой стены по Неглинной сомкнулся треугольник укреплений Кремля.

В 1508 г. после возведения последних стен и башен производились работы по устройству водяного рва, шедшего вдоль восточной стены Кремля и соединявшего Неглинную с Москвой-рекой. Ров, по данным 1701 г., имел ширину в подошве от I до 16 саженей, вверху -17 саженей и глубину - от 4 1/6 до 6 саженей. Вода поступала из Неглинной и удерживалась во рву посредством шлюзов.

Длина всего обвода Кремля составляла 2270 м. В плане линия стен, если исключить небольшую кривизну, представляла фигуру, почти равнобедренного треугольника. Но в то же время каждая сторона имела ряд небольших исходящих и.входящих углов, чем достигалось хорошее фланкирование подступов. Всего таких углов (кроме вершины треугольника) насчитывалось около 25. На основании обследования и раскопок можно предполагать, что не только фундамент, но и вся нижняя часть стены были сложены из белого камня (постепенно, при ремонте выкрошившихся наружных частей она была облицована кирпичом).

В соответствии с рельефом местности высота стен колебалась в пределах от 8 до 17 метров. Наиболее высокие стены были построены с восточной стороны, не имевшей естественной водной преграды. Наоборот, с северо- западной стороны, где подход затруднялся руслом болотистой Неглинной, стены заметно понижались. Толщина стен была почти одинаковой (4-5 метров). Наверху стен была устроена довольно широкая площадка, защищенная зубцами, которая "служила для обхода стен поверху. С внешней стороны защитники крепости могли быть прикрыты парапетом с зубцами, часть которых имела прорези для стрельбы.

На каждой стороне треугольника стен было воздвигнуто по 7 башен (считая угловые для каждой стороны). Таким образом, всего было построено 18 башен, некоторые были проездными. В настоящее время проездными являются башни: Боровицкая и Троицкая - на северо-западной, Фроловская (Спасская) и Никольская - на восточной стороне.

Каждая башня с точки зрения условий обороны представляла собой как бы самостоятельную крепость. Она могла бы защищаться и в том - случае, если бы соседние участки крепостной стены были заняты противником. В толще стены на всем ее протяжении были устроены внутренние ходы, которые соединяли между собой все башни. Впереди проходных башен были построены для прикрытия ворот «отводные стрельницы» в виде невысоких квадратных башенок. Через водяной ров, проходивший с восточной стороны, были переброшены у Фроловских и Никольских ворот подъемные деревянные мосты. Для цепей подъемных мостов были сделаны особые щели в башнях. Троицкая башня соединялась с противоположным берегом Неглинной каменным мостом, опиравшимся на арочное основание; по бокам моста были устроены парапеты с зубцами.

Позднейшие перестройки несколько изменили первоначальный вид Кремля, хотя основная часть его сохранилась от 15 в. Башни сначала не имели высоких перекрытий, сооружение которых относится к 17 в., и заканчивались площадкой с зубчатыми прямоугольными выступами и низкой конусообразной кровлей, дававшей прикрытие защитникам и предохранявшей верхнюю часть башен от разрушения. Деревянная кровля шла также вдоль всей стены.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.