Сделай Сам Свою Работу на 5

БИЛЕТ 8 ВОПРОС 1 Архитектура Рима Царского и Республиканского периода. Основные памятники.





 

Культура древней Италии сложилась на Аппенинском полуострове. Влияние культур древних италиков, этрусков, греческой архитектуры. История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Древнейший ее период изучен еще недостаточно. Археологи предполагают, что уже в IX в. до н. э. на левом берегу Тибра на вершине холмов возникли родовые поселения

Царский период - 735 - 510 гг. до н.э.

Республиканский - 510 - 27 гг. до н.э.

Императорский - 27 г до н.э. - 476 г. н.э.

Рим возник у реки Тибр. Основателем Рима принято считать легендарного Ромула, который в 753г. заложил «квадратный» Рим на Далатинском холме. Затем город включил в себя территории на холме Капитолий, где был построен акрополь храмом Юпитера и Капитолийской волчицы. В последующие периоды были присоединены еще 5 холмов: Квиринал, Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал.

Царский период.В царский период Рим начинает расти. В долине между холмами возникает новый общественный центр, что стало возможным после того, как эта территория была осушена путем прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима-клоаки Максима. Город начинает распространяться на другие холмы, возникает радиальная система дорог, население города значительно увеличиваетсяВ правление Сервия Туллия (578 - 533 г. до н.э.) была построена Сервиева стена, окружавшая город, и включала большую часть холмов. Город захватывает территории остальных 5 холмов. Создается радиальная система дорог. Построены храмы Весты и Януса.



Самый первый ф Романум формировался постепенно: одни здания сносились, на их месте строились другие, более величественный облик форум приобретает к концу 1 тыс. до н.э.(в императорский период) Планировка ф ассиметрична. Все последующие форумы строятся по заранее утвержденному плану, быстро и имели симметричную композицию. Форумы . примыкали друг к другу в самом центре города, формируя ансамбль римских Форумов.

форум РОМАНУМ (800 г. I века до н.э.). Древнейшая площадь, расположенная у подножия Палатинского холма. Площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (местслнародных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Планировка асимметрична, т.к. укладывается в разные исторические периоды.Постройки на форуме Романуме: храмы: Виспассиана, Сатурна,цезаря, весты, канкордии(согласия), цезаря, кастра и полукуэ. Базилики: эмилия, Юлия. Табуларий (гос.архив),памятники в честь побе, Ростральная колонна,{Арка септимия севера (3 в. н.э.).Курия(здание для заседаиня сената) Ф- сердце Рима, там стоял



 

камень«миллий», от которого велся отсчет дорог до любого уголка Римской империи.

 

первый из императорских форумов Рима.^Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60 — 100 миллионов сестерций. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы и Серебряная базилика, своего рода античная би£жа^В античных источниках говорится также о величественной канной статуе Цезаря и статуе Клеопатры из позолоченной^ронзы. Во II веке при императоре Траяне форум полностью перестроили, а после пожара в 283 году при Диоклетиане отстроили заново.Форум занимал территорию 170 на 75 м, сегодня находится частично под сквером и Виа деи Фори Империали. В настоящее время форум представляет собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон арочной галереей, в центре находятся руины храма Венеры (три колонны коринфского ордерас балками), а также бронзовая скульптура Цезаря (копия одной из мраморных статуй императора). Последняя постройка республиканского периода. *£40^



Республиканский период.После изгнания последнего царя Тарквиния Гордогав Риме был установлен республиканский

 

строй. Власть сосредоточилась в руках двух ежегодно избиравшихся консулов. О времена ранней Республики в результате военных походов с V-cep III в. Риму был1^дрдчинены_почти все народы Италии. Он превратился в крупное государство, но по своему характеру оставался типичным античным полисом, экономической основой которого была античная форма собственности на землю, В последующем, город - полис превращается в столицу империи, что связано с завоевательной политикой Римлян,- пунические войны со средиземноморской державой Карфатеном. Во

 

были завоеваны острова Сицилия, Корсика и Сардиния; во второй - Испания; в 3-сам Карфаген. Начинает формироваться рабовладельческий уклад жизни.

 

В процессе постоянных войн и экспансий, проводившихся Римской республикой, сложилась система сухопутных дорог, а

л

также приемы их замощения. Так, одна из наиболее древних дорог южного направления, соединявшая Рим с южными—J портовыми городами Тарентумом и Брундизиумом, была начата в конце IV в. до н. э. Она получила название Аппиевой „ дороги в честь ее строителя, крупного государственного деятеля этого времени Аппия Клавдия. Структура дорожного покрытия, неоднократно обновлявшаяся, состояла из плотного основания, представлявшего собой затвердевшую массу типа грубого бетона и верхнего замощения полигональными плитами окаменевшей лавы. По дороге строятся мосты: Градский^ мост с акведуком, мосты Фабриция и Цестия.

Мост Августа в Римини (древнеримский^Ариминум) находился на другой, не менее важной дороге, начинавшейся в Риме и пр'оходившей в северном'направлении в Медиоланум (современный Милан) и далее в Европу. Эта дорога получила название дороги Фламиния в честь Гая Фламиния-римского консула и крупного военного деятеля времен 2-й Пунической войны. Мост Августа в Римини, построенный из прекрасного мраморовидного известняка, сохранился до настоящего времени. Он покоится на пяти невысоких арках пролетом около 9 м. Примерно такой же ширины была и его проезжая часть.

вдоль римских дорог были расставлены дорожные столбы-миллиарии, причем точкой отсчета служил столб, находившийся на Капитолийском холме в Риме.

 

 

Каждая римская провинция имела свою систему дорог, но все они в конечном счете сходились в Риме.

Строилось много городов-колоний. Метод разбивки территорий сложился еще в период пунических войн. Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, в котором устанавливался специальный инструмент («грома») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). После определения направления главных улиц, параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определенную регламентацию. Главный перекресток города (тетранс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением -тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке.^ъезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами. Размеры городских территорий были различны, однако для римских колоний существовали определенные «стандарты». Так, например, в Италии, за

 

исключением Рима, гррода не превышали, как правило, 50 югеров (14, 7 га).

 

Развитие торговли, успешные воины, многочисленный рабский труд приводят к процветанию экономики империи. В

ознаменовании побед проводятся бои гладиаторов, парады. Возникает потребность в общественных сооружениях, а не

— ___ - ——--------------------------------------- —L~s^- ^ L __ _ _ __

культовых.

Строительное искусство Рима формируется на основе этрусского и греческого. Нововведения - изобретение бетона,

 

сочетание арок с ордерной системой.^При облицовке часто использовали каменные плиты^Переосмысливаются греческие

 

архитектурные формы^ появляется римская система ордеров. Ордер у римлян - декоративный элемент. Распространяется полный римский ордер ^постановкой на пьедестал. Тосканский, римско-дорический, римско-ионический, композитный.

В период Римской республики строятся оборонительные и инженерные сооружения: акведуки - система высоких

 

каменных пилонов и арок в несколько рядов друг над другом: Акведук Марция в Риме (144 до н.э.) - первый арочный

 

акведук; Акведук в Ниме^41 км^кведук Клавдия - 46,5м.

В храмовом зодчестве наблюдается соединение архаичных римских храмов (глухая цела с портиком на главном фасаде с греческими формами (простиль и периптер); распространены круглые храмы - толосы (храм в Тибуре); базилика - основа раннехристианского храма, используемая в культовых, торговых и судебных целях.

Мемориальные сооружения достаточно разнообразны. Уменьшается погребальная камера и увеличивается размер помещения. Гробница Цецилии Метеллы в Риме (к 1 в. до н.э.) на Аппиевой дороге,- башня с куполом, сооруженная из бетона и облицованная травертином. Пирамида Цестия в Риме (20 г. до н.э.) - остроконечная пирамида. Мавзолей Августа в_ Риме (28 г. до н.э.)

Жилое строительство: в отделке интерьеров использовался искусственный мрамор и штукатурка, стены расписывались и украшались мозаикой.

Домус - городская усадьба. Обычно это одноэтажный атоиумный дом (открытый внутренний двор, окруженный

 

колоннадой).Двор имел мощение.Внутреняя отделка: полы каменные, мраморные. мозаичные._На стенах фрески и мозаика. Наиболее популярный сюжет - греческие и римские мифы, сцены из жизни хозяина дома,пасторальные мотивы (сельские рейзажи, натюрморты), портреты хозяев. Состав помещений: вестибул -вхЬдной тамбур, лавкй-таберны, жилые помещения группируются вокруг атриума с бассейном, таблиниум - главноапарадное гюмещение(зал для пиршеств, столовая, рядом кухня)выходящее на небольшую усадьбу, огород; кабинет хозяина. Комнаты хозяйки и детей расположены в глубине двора ближе_к саду, а комнаты слуг обращены в сторону^улицы. Дома богатых горожаьГсовмещали в себе римско-этрусский атриум и греческий перести/шныйдоор^место огорода. К дому примыкал обширный сад1£регулярной планировкой, в котором располагались многочисленные статуи, беседки, гроты, портикй.'В саду располагася алтарь, где приносили жертву

 

богам, которые оберегали дом. Сады достигали 10 -100 га. Строительные материалы: камень дикий ..мл и обработанный,

 

«- Мц.1

 

кирпич, мог использоваться деревянный каркас. Локрытие - черипичное. Окна, закрытые деревянными саамами.

Появляется новый тип жилого дома - инсула. Многоэтажный жилой доходный дом, в переводе -«остров». Высотой до 4-

 

5 этажей, выше запрещено. Строили быстро и из не очень качественных материалов. 1-ый этаж сдавался в наем, где

ировкой. Комнаты выше-дешевле

 

^маходились торговые лавки, таберны; на 2-ом этаже

 

и хуже. Со стороны двора примыкала деревянная лестница, по которой поднимались на верхние этажи. Для отопления использовались металлические жаровни, воду приходилось носить. Кухонь не было. Санитарные^дабства: общественные

 

туалеты на улицах.

Таким образом, к началу императорского периода Римская империя простирается с севера на юг на 2 тыс, км., а с запада на восток на 4 тыс. км. От города расходится сеть сухопутных и морских дорог, соединявших его с сев. Африкой, Малой Азией, Испанией, Британией. Вдоль дорог строились укрепленные города.

Последнее столетие существования Римской республики было насыщено крупными политическими событиями. Восстания рабов, волнения крестьян, изнурительные войны показали несостоятельность республики и ее основных институтов. Была поколеблена и экономическая основа полисной организации.

 

 

Легенда об основании Рима

Когда погибла древняя Троя [1], некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Энёй. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец ветер пригнал их к берегу. Беглецы увидали широкую реку, впадавшую в море. Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником. Солнце освещало плодородную равнину, ясное голубое небо отражалось в водах реки и небольших озёр. Измученные беглецы высадились на берег и решили поселиться здесь. Это был берег Италии, а область называлась Лацием. Сын троянца Энея основал в Нации город и назвал его Альба-Лонга.

Прошло много десятилетий. В городе Альба-Лонге правил потомок Энея — Нумитор. Младший брат его — Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата — Нумитора. Амулий сам хотел стать правителем. Чтобы достичь этой цели, он не останавливался ни перед чем.

В конце концов ему удалось свергнуть Нумитора и сесть на его место. Своего старшего дряхлого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести потомков — детей и внуков свергнутого брата. Чтобы уберечь себя от этой опасности, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты [2] — весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.

Когда Амулий узнал об этом, он разгневался и испугался. Он боялся, что близнецы — внуки свергнутого им Нумитора — вырастут и будут мстить ему за деда. Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.

Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился и вода ещё продолжала прибывать. Огромные волны с белыми гребнями ходили по реке. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Раб думал:

вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, унесёт их, и они утонут.

Вода действительно поднялась, но корзины с детьми не унесла. Она зацепилась за ветви растущего на берегу дерева.

Вскоре половодье кончилось. Вода спала, а близнеца выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком.

Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья занимались гимнастикой, охотились, стали ловкими И сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее расположение и приобрели широкую известность. К ним стекались пастухи, бродяги и даже беглые рабы. Каждый из братьев составил Себе небольшой отряд. В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели к Нумитору. Тот был поражён мужественным видом юноши и заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто очень важное. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери и птицы, на съедение которым нас бросили, — волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».

Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвии. Скоро его догадка превратилась в уверенность. Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их

рождения. Ромул поспешил на помощь брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться

___ % ____

многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не пожелали остаться в Альба-Лонге. Вместе с многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром, — Палатинский холм.

Однако вскоре между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в нём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья заспорили. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то преимущество остаётся за ним. Ромул же доказывал, что царём должен быть он: ведь он увидел этих птиц вдвое больше.

Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»

Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и, погоняя их, провёл глубокую борозду границу города. Здесь должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым правителем — рексом...

 

Как гуси спасли Рим ?Произошло это в первые годы существования Рима. На этот город напали галлы - кочевые племена. Они разгромили римское войско, и часть римлян спряталась на Капитолийском холме, защищенном скалами. Никак не могли галлы добраться до римлян. Но в один из дней они узнали о тайной тропе, которая вела на Капитолий. Галльский вождь Бренн собрал самых сильных и ловких воинов и отправил их по этой тайной тропе на римлян. В эту ночь измученные римские часовые уснули, и галлам удалось незамеченными пройти по тропе. Но их услышали 'священные' гуси, которые находились в храме Юноны. Они подняли шум. Часовые проснулись, подняли тревогу, и римляне отразили нападение галлов.

 

 

Билет N 8. Вопрос 2. Архитектура Москвы 1760-х - 1800-х гг. Творчество В.Баженова и М.Казакоаа.

 

Василий Иванович Баженов (1737-1799). Родился в селе Дольском Архангельского уезда. 1753 г. - принят на учебу в архитектурную команду Ухтомского; через год - в Москву; потом - в СПб Академию художеств. Учителя -

 

Кокоринов. Спустя три года отправлен на стажировку в Париж к модному архитектору Шарлю де Вону,.Стажировка была продлена еще на полтора года в Италии после предоставления им модели колоннады Лувра, чертежей и рисунков. 2 мая 1765 г. Прибывает в СПб^Его производят в академики, но обещанной профессорской должности не дают, потребовав экзаменационный проект, чего не требовали от других.

Институт благородных девиц при Смольном монастыре - его первый самостоятельный проект в России (позже передали ^Кваренги).

Дворец цесаревича Павла Петровича. Элегантный особняк в стиле классицизм на берегу Невы. Сохранился, но перестроен. Заказ от графа Орлова в районе Троицких ворот - перестройка подсобных помещений..Грандиозный проект перестройки всего МосковскогоКремля. Предполагал построить вдоль Москва^реки грандиозный корпус в стиле классицизм на месте

 

снесенной стены Кремля. Крылья корпуса заходили на территорию Кремля, образуя несколько закрытых и открытых площадок. Между Троицкими и Боровицкими воротами строился корпус симметричный зданию московского Арсенала. В районе Никольских ворот в пробитой крепостной стене ставилась Триумфальная арка, увенчанная колокольней, которая была запроектирована на одну из новых площадей Кремля.

К лету 1768 г. - заканчивает работу над эскизами и приступает к огромному деревянному макету Большого Кремлевского Дворца. Для изготовления модели и ее экспонирования на территории Кремля строится специальный павильон. Проект очень понравился Ек.И. По проекту основу всего ансамбля составляли заново спроектированные здания дворца иправительственных учреждений. Внутри громадного треугольника Кремля, образуемого этими зданиями, формировалась система парадных площадей с триумфальной колонной в центре, и городских магистралей. Главный фасад выходил на набережную и связывался с ней лестницами и террасами. Нижние этажи с подсобными помещениями - цоколь. Два

 

верхних этажа объединялись ионоческими капителями и портиками. Площадь дворца должна была быть окА5 Га, длина

 

здание Новых Приказов с

 

м, а высота 30-40 м. Сносится часть прежней стеньМ<ремля_Сг Тайницкими воротами), ковью Александра Невского и ряд других построекг^зворачивается строительство; выкопан

 

котлован, закладывается нулевой уровень. Останавливает строительство Чумной бунт. Окончательно строительство было прекращено в 1775 г, т.к. на стенах кремлевских соборов образовались трёц^ныТТГбтлован было приказано засыпать.

Ек.И поручает Баженову по случаю заключения Кучук-Кайнаджирского договора (Турецкая вот^) заняться приготовлением торжеств на Ходынском поле. Павильоны изображали покоренные турецкие крепости(Керч, Азов и т.д.) Екатерина осталась довольна и сделала новый заказ: построить загородный дворец в с.Черная грязь, переименованное в Царицыно. Баженов отходит от традиционных идей и делает ряд разнообразных павильонов в готическом стиле вместо большого дворца (творческая импровизация на тему архитектуры прошедших времен). Техника исполнения - красный кирпич с белокаменными деталями и изразцовыми вставками. В 1785 г. Екатерина первый раз осматривает дворцы и они ей не нравятся:удаленькие и тесные; павильон Екатерины и Павла-одинаковые; масонская символика (ей покровительствовал Павел). Баженова отправляют в отпуск «по состоянию здоровья». До нас дошли: Малый(фигурный) мост, дворец, Оперный дом, Хлебный дом и Хлебные ворота с галереей.

-1780 г.^дом Пашкова (сейчас считается, что это постройка фр. арх.Ленграна - Другая постройка в Москве - Крикс- комиссариат(военныйкомиссариат). здание возвышается напротив Кремля. Главный объем здания и флигели расположены строго по красной линии, а парадный подъезд устроен с противоположной стороны. Трехчастная дворцовая композиция, организующей участок Моховой улицы у ее поворота к Калининскому мостуТГлавный центрический объем, обработанный с четырех сторон пилястрами композитного ордера, целостностью форм отвечает Кремлевским постройкам и композиционно связан сдругими", окружавшими его древними зданиями. Над центральным объемом сооружен бельведер круглой формы, карниз которого ппддрржинается парными колоннами. До пожара 1812 г. бельведер имел более легкие формы.

-Дом Юшкова.

 

Переезжает в Спб.1792 г. - скромная должность архитектора при Адмиралтействе. Ремонтирует и курирует строительство подсобных построек. Разрабатываетуэеконструкциюу^алерных гаваней на Васильевском острове - отклонен.

При-Павде 1 назначен вице-президентом Академии художеств.

Матвей Федорович Ка1аков(1/38-1812). из семьиПкрепостного. В 13 лет - ученйк школы Ухомского, затем у Никитина.

 

Практика на строящихся объектах: головинский дворец, временные триумфальные ворота, кремлевские палаты.

Отреставрировал церковь храма на Бору.-разобрал и собрал заново в Московском кремле. Один из лучших архитекторов-

^ ^ — ____________________________________________________________________

рисовальщико 18 в. Наиболее характерные черты зданий Казакова - строгость и простота фасадов, гладкая, без вычурных украшений поверхность стен, композиции, в которых четко выделены главный корпус здания, симметрично расположенные боковые флигели, колонны, над которыми возвышается фронтон(Московский университет, Голицынская больница). Оперировал в основном объемами, используя ордер только для выявления основных архитектурных акцентов.

В мае 1763 г.в Твери случился сильный пожар; для восстановления был отправлен Никитин, взявший с собой Казакова,- новый регулярный план. Перестраивает Путевой дворец (бывшее Архиерейское подворье в центре Твери) Обстраивает

 

восьмиугольную Фонтанную площадь(первая восьмиугольная площадь в России). 1768 г. - попадает в команду Баженова для проекта Большого Кремлевского дворца.

 

Цикл гравюр-«Российский Акрополь».

1787 -1793 гг.- Екатерина поручает ему достройку царицынских павильонов. Павильоны сносятся, на их месте - большой дворец. Екатерина охладевает к проекту, и Царицыно остается красивыми руинами.

-^Пречистенский дворец в Москве - первое крупное самостоятельное произведение. Объединяет три старых дома и присоединяет корпус с огромным залом. За этот проект был пожалован званием «архитектора»(до этого- ученик).

-1775 г.- Петровский Путевой дворец на СПб дороге. Причудливая смесь русской, западной и восточной архитектуры. Чувствовалось влияние Баженов

 

 

Царский период 735 - 510 гг. до н.э.

Республиканский 510 - 27 гг. до н.э.

Императорский с 27 г до н.э. - 476 г. н.э.

 

Последнее столетие существования Римской республики было насыщено крупными политическими событиями. Восстания рабов, волнения крестьян, изнурительные войны показали несостоятельность республики и ее основных институтов. Диктатура Корнелия Суллы (138-78 гг. до н. э.), которая, будучи тесно связана с отживавшими полисными

 

традициями, потеряла свои прежний авторитет и власть.

 

После многолетней гражданской войны, в процессе которой власть переходила то в руки боровшихся против сената крупных военных и политических деятелей Наконец, в 30 г, до н. э. Октавиан стал фактически единоличным правителем

 

римского государства, а в 27 г. до н. э. сенат закрепил за ним верховную власть и преподнес ему почетный титул Августа.

 

иод расцвета римской культуры. Появились бессмертные произведения римских поэтов Вергилия, Горация, Тибулла, Овидия, в которых отразился весь диапазон духовной жизни свободных римлян. Географ и историк Страбон написал «Географию». Витрувий написал свой знаменитый теоретический труд «Десять

 

В правление. Августа Октавиана с 27г. до н.э. город выходит за границы сервиевской стены. На Марсовом поле

 

построены театры Марцелла и Бальбы, портик Октавии.

 

я. Одновременно с

 

реконструкцией старой площади Августпредпринял строительство нового форума, получившего его имя. Форум Августа был построен по соседству с Форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м, окруженное колоннадой и экседрами. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. Август построил храм Марса Ультора (т. е. мстителя), в ознаменовании победы над войска Брута и Кассия.

Форум имел прекрасное мраморное замощение.В декоративном убранстве форума использовались самые дорогие породы камня и бронза. К этому следует добавить, что форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавшими площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, столь характерное для императорского Рима. На этом форуме уже не происходили оживленные народные собрания, как на древней площади, не произносились с трибуны горячие речи республиканцев. Тишина и порядок царили на форуме Августа, куда допускались

 

далеко не все жители древ ней столицы.

Особо активную деятельность развил родственник Ав

 

ста Марк Випсаний Агриппа, который известен был своей

 

инженерной деятельностью еще при Юлии Цезаре. Агриппа привел в порядок древние водопроводы: Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула. Он построил два новых водопровода Аква Юлия и Аква Вирго. Последний был сооружен

 

им с целью водоснабжения новых термАгрилпы, выстроенных в это же время

 

. Вокруг терм

 

располагались сады с портиками, скульптурой и большими бассейнами - место увеселений и гуляний. Рядом на Марсовом поле был построенмавзолей Августа. ~

С именем Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме

 

на месте более древтилгсоО'ружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона, храм Весты (хранительница

 

домашнего очага) Особое внимание Август уделял благоустройству и застройке Палатинского холма. Здесь им был воздвигнут дворец,, устроен сад, в котором размещались отдельно покои его жены Ливии, построена большая экседра с видом на Большой Цирк, возведенный на склонах Палатинского и Авентинского холмов.

Эпоха Августа оставила глубокий след в древнеримском градостроительстве, многие черты перешли в последующие периоды его развития.

При Нероне город опустошен пожарами и грабительской политикой императора. На склонах Эсквилинского холма был построен «Золотой дом» Нерона, превосходящий по роскоши все предыдущие. Вестибюль украшала статуя Нерона. На территории располагался пруд наподобие моря, поля, пашни, леса, виноградники. Весь дом был отделан золотом и перламутром. В столовой потолк с обшивкой из слоновой кости, который вращался, чтобы сверху можно было сыпать цветы и благовония. Главная столовая была круглая и вращалась днем и ночью наподобие вселенной. После вынужденного самоубийства Нерона, ДОМбыл снесен, Я мргтрпостроен*^ термы Тита

Веряабиан - основатель династйи Флавиев. При нем были построены термы Тита, закончена перестройка Большого цирка у основания Палатинского холма, восстановлен храм Юпитера на Капитолийском холме, построен форум Мира рядом с форумом АвгустаГСамая грандиозная постройка - Колизей (75-8 Огг).

.Колизей - градостроительное ядро и доминанта Рима. В плане овал 188x144 м. Рассчитан на 50 тыс. зрителей. Высота 48,5 м. Внешняя стена делилась на 4 яруса, разделенных поясками, сплошная аркада служила для входа и выхода в Колизей. 1-

ГПрострннство

 

ый ярус оформленлх)сканскимор дером, 2-ой ионическим, 3-ий коринфским. Мощный под трибунами пронизывали сводчатые галереи. Под ареной находились вспомогательные помещения и камеры смерщикрв,

. Вскоре на этом

 

гладиаторов, зверинец, механизмы. Находился на композиционной оси, проходившей через направлении была построена арка Тита, связующее звено между Колизеем и форумом Романум. На противоположной

 

стороне форума, у подножия Капитолийского холма, рядом с храмом Согласия построен храм Веспасиана.

С конца 1 века начинает править новая династия римских императоров - /цунастия-Антаниев^ Траян Марк Ульпиц (98 - 117 гг.) известен своей активной градостроительной деятельностью тоннами с дакийским царем Децебалом

Форум Траяна (самый крупный и последний). Расположен к северу от форума Ашуг-тя Состоит из^ нескольких открытых ^закрытых пространств. Главный вход находится в триумфальной арке, которая была встроена в стену, окружающую

 

форум. Проядя через нее раскрывался бширный перистильный двор

 

странство, окруженное со всех сторон колоннадой)

 

с экседрами и конной статуей императора в центре, с северо-запада замыкалс^оазиликои ульпшг. расположенной поперек площади. За базиликой расположен открытый внутренний двор, где возвышается колонна Трояна на мраморном кубическомБИЛЕТ 9 ВОПРОС 1 Архитектура императорского Рим^Дворцы, храмы, театры, термы, триумфальные арки. Исторические периоды: — ~

 

 

основании. Увенчана статуей императора Трояна. Колонна с дорической капителью высотой 33 м. состоит из 17 мраморных барабанов с цветными рельефами, спирально обвивающими колонну, на них изображены римские воины-победители в Дакийской войне. Внутри - винтовая лестница. Толщина стены 1,80 м. Форум Трояна строился несколько десятилетий и окончательный вид приобрел к 112-117 гг.К базилике примыкали латинская и греческая библиотеки.

Строительством форума Траяна завершается формирование комплекса императорских форумов. Это была система изолированных городских площадей, не связанных друг с другом, но подчиненных единой координатной системе.

Публий Элий Адриан (117-138гг.) Появляются новые монументальные сооружения в Риме. Любил. Афины, приверженность к греческому искусству. Построил виллу в Тиволи - элементы греческого, римского, египетского градостроительства. В Риме - храм Венеры и Ромы, расположенные между форумом Романум и Колезеем.

Здание Пантеона на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Арх. Апполодор Дамасский (27 - 125 гг.) В 120-125 гг. восстановлен после пожара. Это новый тип храмовой постройки - храм с круглой целой - ротонда. Соразмерен форумам: D Пантеона равен D экседр форумов Августа и Траяна. Здание имеет уникальное покрытие в виде бетонного кессонированного купола диаметром 43,2м. Верхний просвет - око Пантеона 9м.в диаметре. Высота - 42,7jvi. Стены - кирпич сырец, облицовка мрамором. В массивной 6м толще храма 8 ниш со статуями богов. Перед входом 8 портик коринфского ордера высотой 14 м. Интерьер разбит на 2 яруса: 1-ый расчленен колоннами коринфского ордера, 2-ой - ложные окна с пилястрами. Позже храм стали использовать для захоронения великих людей. Ранее перед входом существовал прямоугольный двор с триумфальной аркой.

Последняя постройка Адриана - его мавзолей. Круглый объем диаметром 64 м. На высоком цоколе. Увенчан конусообразным завершением с конной статуей императора. В центре помещения императорский саркофаг. К мавзолею на

 

правом

 

поля

 

. Сейчас - замок св. АнгелаДрезиденция папы).

 

Архитектура Римской империи периода распада. Характерные черты: роскошь и богатство украшений, утрата стилевого единства. Восстания крестьян, мятежи отражали кризис и деградацию римского рабовладельческого строя, в недрах которого стали появляться элементы-предвестники будущего феодального уклада. Династия Северов, управлявшая империей с 193 по 235 г., тщетно пыталась предотвратить эти процессы. Не помогло и установление императором Диоклетианом (284-305 гг.) новой формы государственного управления империей-так называемого доминанта, т. е. признание абсолютной власти императора. Не помогли и административные реформы, в результате которых римское государство было подразделено сначала на четыре части (тетрархии), а затем в 395 г. -на Западную и Восточную империи. Сокращается строительство в Риме.

Строились только термы, объединяющие в себе все развлекательные и зрелищные функции. Крупнейшие из 11 императорских бань - термы Каракаллы (206-216) и термы Диоклетиана (302-306). Структура терм: 1. Аподитерий (раздевалка) большое помещение с многочисленными нишами в стенах. 2. Фригидарий (бассейн с холодной водой)располагался внутри здания или во внутреннем дворе 3. Терпидарий - теплое помещение с бассейном. 4. Кольдарий (бассейн с горячей водой),5 лаконика - парилка, буфет, библиотека и т.д.

Термы Каракаллы были открыты в 216 г. Они располагались на Аппиевой^дороге и примыкали одной своей стороной к Авентинскому холму. Это было очень крупное сооружение, которое занимало территорию 353 х 335 м (т. е. 12 га), а главное здание -112x216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным «стадием». В термах были предусмотрены также помещения для культурных развлечений: библиотеки, залы и экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед и т. д. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы обильно снабжались водой с Сабинских гор. В композиции терм Каракаллы наблюдалась такая же симметрия, как в императорских форумах. Однако в отличие от них она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, имевшая внешний диаметр около 50 м. Они располагались на периферии города, далеко от общественных центров. Под залами главного корпуса находились подсобные помещения, отопительные системы, водопровод и канализация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.