Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет N 2. Вопрос 2. Архитектура московского модерна K.XIX - н.ХХ вв.





Анри Ван де Вельде

Один из основоположников бельгийской ветви модерна - ар нуво (новое искусство). Основные произведения:

1е работы - частные дома (1895-97)

Собственный особняк, отказ от обращения к историческим стилям, в ранних произведениях тяготеет к рационализму, простота и функциональность плана.

В 1900 г. переезжает в Германию. В дальнейшем, советник по делам искусств. Основывает высшее техническое училище прикладных искусств, для которого строит здание в стиле рационалистического модерна. Вершина педагогической деятельности и пропаганды стиля модерн - выставка Верк Бунда в Кельне.

Здание музея (временное) Кроллер - Мюллер в Голландии- функционально нет ничего лишнего, обеспечена хорошая освещённость в экспозиционных залах. Продуманная планировка.

Антонио Гауди.Барселона. Образование - провинциальная школа искусств, одновременно работал в мастерских по ковке, изготовлению стекла. Элементы европейской архитектуры и готики. Крупные работы:

1883 гг. дом Висентса, крупного фабриканта керамической плитки.

1880е - Собор саграда Фамилия, фасад которого не имеет аналогов, но план напоминает западно-европейский собор. Фасады украшены скульптурными изображениями. Колонны ассоциируются со стволами деревьев, от которых расходятся ветви нервюр. Собор построен из песчаника, но Гауди видел его цветным. Во вешнем облике: шпиль на средокрестии, центральная башня, олицетворяющая Христа. Башня над алтарём - деву Марию, башни вокруг христа - Евангилистов. На



ф.

западном фасаде три перспективных портала. Общая высота ок. 170 м. из-за высокого цоколя через улицу к храму был перекинут мост.

Дворец в г. Астори (близко к неоготике)

Храм Святого сердца, не был возведён, только крипта - подземная часть храма.

Дом Мила. Фасад отделан диким камнем и похож на скалу.

Сад Гуэля, под впечатлением от Английского паркового искусства, Гуэль сад. На окраине Барселоны, на склоне горы построено 2 дома для Гуэля и Гауди.

Франция. Франция отставала от Бельгии. Подлинный же стиль Ар Нуво в архитектуру пришел лишь створчеством Гимара. Свидетельством зрелости Гимара явился жилой дом "Кастель Беранже" (1897—1898) со своими знаменитыми воротами — причудливо витыми, намеренно асимметричными. Но особенно — прославился Гимар оформлением входов в парижское метро (1898— 1904). Не случайно, модерн называли одно время в Париже "стиль метро", или "стиль Гимар". В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным. Обычно втворчестве Гимара находят традиции Виолле ле Дюка и. отчасти, это так. Но металлическая "конструкция" у Гимара приобретает чисто декоративный характер.



 

 

Италия. Для южных европейских стран модерн не был особенно типичен, "стиль Либерти" запоздал. Основные постройки этого стиля относятся к 900-м годам. Известная вилла Флорио в Палермо (1899— 1904) архитектора Эрнесто Базиле составляет исключение среди произведений этого стиля — ее архитектура довольно сдержанна-лишена излишнего декоративного убранства, эклектична. В целом итальянский "стиль Либерти" отличается соединением эклектизма и модерна, а также обилием декоративных деталей. Типично здание выставки в Турине, 1902 одним из наиболее популярных мастеров "стиля Либерти". Р. д' Аронко. Новации касались в основном декоративного оформления.

Австрия. Вена. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Отто Вагнер, выразитель идей "сецессиона". Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна. Церковь святого Леопольда, Штейнхоф 1906. Похоже на здание сецессиона Ольбриха. Фасад, в основе которого лежит прямоугольный модуль, завершается огромным куполом с 4 башнями. Сторонник обнажение конструктивной основы здания - мраморные плиты закреплены нескрываемыми огромными болтами Йозеф Мария Ольбрих. Здание сецессиона. Вена (1897-1899) В основе планировки - квадратный модудь - атриум. Над ним возвышается купол из лавровых листьев и ягод из позолоченной бронзы, окружен 4 башнями.



 

Стиль модерн возник 1 .как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого (В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей), 2. как реакция на упадочнические вкусы, следствие изделий промышленного и машинного производства. Возникновение стиля модерн связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883) боровшегося за возрождение художественных ремесел, и против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству, его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник- прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду.

Наибольшую известность модерн получил на всемирной выставке в Париже (1900). Архитектура модерна разнообразна. Стиль вобрал в себя элементы предшествующих стилей, но не копировал их. Для модерна характерны извивающиеся линии, растительные мотивы. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались, ряд характерных черт: отказ от обязательных симметричных форм, новые формы: например, "магазинские окна", т.е. широкие, предназначенные играть роль витрин,

"Стиль модерн" развивается главным образом в городских особняках и дорогих многоквартирных зданиях. Архитекторы при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. В среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества.

Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком, витражами. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках мотивов витражей использовались цветы - ирисы, маки, различные травы. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в характерной для модерна прорисовке.

Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. Появление новых строительных материалов способствовало необычным конструктивно-архитектурным решениям. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве.

Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали неповторимую привлекательность, выразительность.

Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы становятся важной составляющей для фасада и интерьера. Стены помещений окрашивались в пастельные тона - сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика.

С появлением железобетона получило развитие строительство крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств.

Модерн был не только элитарным явлением. Он стал зачинателем массовой культуры. Если рационализм получил широкое распространение за 50 лет, то семена модерна разлетелись по миру быстро. Модерн господствовал в архитектуре 20-25 лет и получил продолжение в функционализме и экспрессионизме

Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, - универсальный магазин - наиболее интересен. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин "Инновассион”, построенный Орта в Брюсселе в 1901 году, фасад остекленный, с металлическими переплетами.

Постройки изнутри наружу, то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания.

В Испании.Однако в этой стране уже в 80-е годы начал работать гениальный мастер модерна Антонио Гаудии Корнет.Постройки: дворец Гуэль в Барселоне; церковь Саграда Фамилиа. не завершил к моменту *

 

 

смерти в 1926 году. Гауди был неожиданностью. В 80-е годы, в период раннего модерна, Гауди был в Испании почти в одиночестве.

Своеобразие его стиля в том, что появившийся железобетон он использовал для имитации в своих сооружениях сложных органических форм природы. Одно из самых известных построек Гауди - дом Мила. Этот, расположенный на угловом участке, шестиэтажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений - на вьющиеся растения.

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитекгора Виктора Орта. Он нашел новый стиль, который стал выражением материального благополучия буржуазии, индивидуальности и утонченности. Особняк Тасселя, построенного в Брюсселе в 1892— 1893 годах. Окончив Брюссельскую Академию изящных искусств, он начал строительную деятельность в 80-е годы, преодолевая академизм и другие школьные навыки. Затем вообще в течение пяти лет ничего не строил, а в 90-е годы развернул свою деятельность широко. Особняк Тасселя был первые в ряду этих блестящих построек Орта.

Особняк Эмиля Тасселя (профессора Брюссельского университета) — небольшая четырехэтажная постройка, выходящая на красную линию застройки торцовым фасадом (7 м), втиснутая между соседними зданиями и основным

своим телом уходящая в глубину. Орта отказался от ордерного решения. Правда, фасад особняка сохраняет симметрию.

Над входом, на уровне второго и третьего этажа, архитектор центрирует здание большим эркером, а над ним. на четвертом этаже, помещается балкон. Справа и слева от центральной оси располагаются узкие окна. Выступающий эркер органично слит со стеной, большое окно эркера имеет металлические переплеты. Но еще более новаторским было внутреннее решение особняка. Он строится скорее вверх, чем по горизонтали. Главную роль играет лестница. Внутри Орта использует тонкие металлические колонны. Комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещенной стеклянным световым фонарем.

Затем - особняк Сольве в Брюсселе (1895— 1900). Во внешнем фасаде, имеющем два эркера по бокам, а в центре широкие тройные окна. Орта добивается еще большей изысканности. Он охотно использует ту линию, которая получила наименование "линии Орта", или “удара бича". Практически стена в старом ее понимании здесь отсутствует — на фасаде почти нет прямых плоскостей, которые давали бы точную точку отсчета: все изгибается. Разнообразие оконных проемов, сдвиг в левую сторону двери подчеркивают живописность композиции. Орта сам проектировал мебель для интерьеров.

Ещё: Народный дом в Брюсселе (1896—1899). Участок, полученный архитектором, обусловил применение плана неправильной формы. Из этого обстоятельства Орта извлек свои эффекты: он углубил главный вход, главный фасад усеян металлическими колонками, завершающимися консолями, несущими балкон. Орта почти обнажает металлическую конструкцию, в этом обнажении конструкции, намечается переход к конструктивизму- модерну, который станет типичным явлением европейской архитектуры начала XX столетия. Еще более явно выражает эту тенденцию большой магазин "Инновасион”, построенный Орта в Брюсселе в 1901 году.

Другое крупное явление, порожденное Бельгиейв 90-е годы,— творчество знаменитого мастера Анри ван де Вельде. Начинал он с живописи, в середине 90-х годов выступил как теоретик, затем

обрел себя как мастер архитектуры, интерьера мебели, предметов прикладного искусства. Постройка собственного дома "Блюменверф" близ Брюсселя, в 1896 году. Если сама архитектура этого дома еще не очень выразительная, то мебель, картины, посуда - это модерн.

Франция.Франция отставала от Бельгии. Подлинный же стиль Ар Нуво в архитектуру пришел лишь створчеством Гимара. Свидетельством зрелости Гимара явился жилой дом "Кастель Беранже" (1897—1898) со своими знаменитыми воротами — причудливо витыми, намеренно асимметричными. Но особенно — прославился Гимар оформлением входов в парижское метро (1898—1904). Не случайно, модерн называли одно время в Париже "стиль метро", или "стиль Гимар". В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным. Обычно в творчестве Гимара находят традиции Виолле ле Дюка и. отчасти, это так. Но металлическая "конструкция" у Г имара приобретает чисто декоративный характер.

Испания.Если Гауди в 80-е годы был явлением единичным в современной ему испанской архитектуре, то в

90-е годы картина переменилась: начал формироваться "каталонский модерн", достигший вершины позднее — в 900-е годы. Испанский вариант имел существенное отличие: он возникал как бы на пересечении эклектики и модерна. Типичным представителем этой тенденции явился Л. Доменек-и-Монтанер, автор известного здания Дворца каталонской музыки в Барселоне (1906—1908).

На фоне не очень сильно развитого испанского модерна (получившего в основном распространение в Барселоне) творчество Гауди и в 90-е и 900-е годы остается явлением выдающимся.

Италия.Для южных европейских стран модерн не был особенно типичен, "стиль Либерти" запоздал. Основные постройки этого стиля относятся к 900-м годам. Известная вилла Флорио в Палермо (1899— 1904) архитектора Эрнесто Базиле составляет исключение среди произведений этого стиля — ее архитектура довольно сдержанна-лишена излишнего декоративного убранства, эклектична. В целом итальянский “стиль Либерти" отличается соединением эклектизма и модерна, атакже обилием декоративных деталей. Типично здание выставки в Турине, 1902 одним из наиболее популярных мастеров "стиля Либерти". Р. д' Аронко. Новации касались в основном декоративного оформления.

Австрия, Вена.Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена.

Отто Вагнер, выразитель идей "сецессиона". Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна.

 

 

БИЛЕТ № 1, ВОПРОС №2 (ДОП)

ГАУДИ

Собор святого семейства, Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэля

Антонио Гауди-и-Корнет,(исп. 1852, Каталония — 1926, Барселона) — выдающийся испанский (каталонский) архитектор, большинство работ возведено в Барселоне.

Учился в Барселоне, в Провинциальной школе архитектуры после пяти лет подготовительных курсов. В 1870—1882 годах работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра

 

чертежником.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери).

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) — единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни.

Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле - Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; нецготические Епископский Дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Г ауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля, был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антонио Г ауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и

 

двигаясь, как живая материя Батло.

 

Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом

 

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре.

В 1891 году, когда Гауди было за уже 30 лет, Общество почитателей Святого Иосифа предложило ему продолжить начатый в 1882 году Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия), строительству которого он посвятил все последующие годы жизни, оставив в 1914 году архитектурную практику.

Гауди мечтал создать «Собор XX столетия», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры.

Храм стал его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в своё

 

мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго). Строительство собора Саграда Фамилия не закончено и по сей день.

Гауди погиб, попав под трамвай недалеко от Собора Святого Семейства (1891—1926), работы всей его жизни. В 1926 году, похоронили в скрипте недостроенного им собора.

Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия — порождение Бога.

 

это порождение человека, а круг

 

В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком.

 

Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью

 

все свои силы и энергию на

 

создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры.

 

 

БИЛЕТ №2, ВОПРОС №1 Храмовые сооружения Древнего Египта. Луксор и Карнак.

 

Египетская культура возникла на узкой полосе плодородной земли (шириной 15-20 км.) долины Нила между Ливийской и Аравийской пустынями. Удобная водная связь поддерживала экономическое и политическое единство страны. В к 4 тыс. до н.э. происходит объединение Верхнего и нижнего Египта со столицей в Мемфисе. В эпоху среднего царства (2050 -1700 гг до н.э.) столица государства была перенесена из Мемфиса в Фивы, которые в древности прозвали стовратыми Фивами. Город вытянулся вдоль реки. На противоположном берегу реки располагались храмовые комплексы Луксор и Карнак. Западный берег реки Нил - берег умерших (некрополь), город мертвых, где находились усыпальницы фараона и знати. Во времена Нового царства пирамиды уже не строились. Для защиты от грабителей усыпальницы вырубались в скалах, а входы тщательно маскировались.

Основные периоды:

1. Додинастический и архаический периоды - с 5 тыс. до.н.э. - 3 тыс. до н.э.

2. Раннее царство - 3 тыс. до н.э. - 2800 г. до н.э.

3. Древнее царство - 2800 до н.э. - 2250 г. до н.э. Первый распад Египта - 2250 - 2050 гг. до н.э.

4. Среднее царство - 2050 до н.э. - 1700 г. до н.э. Второй распад Египта - 1700 - 1580 гг. до н.э.

5. Новое царство - 1580 г до н.э. - 1070 г. до н.э.

6. Поздний период - с 11 по 4 в до н.э.

7. Эллинистический (греко-римский период) - 332 г до н.э. - 395 г.

В древнеегипетской культуре особое внимание уделялось религии. Строилось множество храмов по заказам верховных правителей. В период нового царства окончательно сложилась планировка древнеегипетского храма. Структура храмовых комплексов: Храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла аллея, обрамленная сфинксами, которые представляли собой мифологических существ с головами овна (овцы), иногда с лицом фараона, и туловищем льва. Перед входом в храм ставились обелиски,- каменные монолитные столбы с заостренной верхушкой, символы солнечного луча; а также статуи фараонов, построивших храм. По обеим сторонам от входа высились массивные башнеобразные пилоны, украшенные иероглифами. Рядом с пилонами устанавливались флагштоки. За пилонами следовал пересттьный дворик - открытый внутренний двор, окруженный колоннадой; колонны покрывались иероглифическим письмом. За двориком располагался гипостилъный зал - многоколонный крытый плоской крышей зал с базиликальным разрезом. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение наряду с усилением роли колоннад и скульптур.

Потолок расписывали под звездное небо. В глубине находилось святилище и служебные помещения. В святилище помещали статуи богов и священную ладью. К святилищу примыкали небольшие помещения, где хранилась религиозная утварь. Храмовые колонны были гигантских размеров и завершались капителями в виде стилизованных цветов папируса и лотоса. Храмовый двор огораживался высокой стеной, за которой размещались многочисленные вспомогательные постройки: библиотеки с папирусными свитками, мастерские, жилища жрецов, бассейны для ритуальных омовений, храмовый сад, школа. Храм - закрытый комплекс, в который могли попасть только жрецы и знать. Для просьб простых людей перед входом в храм устанавливалось «Ухо божества» - каменная плита на которой высекалось 1 или 2 уха, к которым миряне обращались с просьбами.

Постройки: Большой храм Амона-Ра, Аллея сфинксов, Храм Рамсеса III, Гипостиль Сети I - Рамсеса II, Зал зодчего Инени, (был храм Среднего царства), Храм Тутмеса П1, Священное озеро, Храм Хонсу, Храм Мут и священное озеро. Луксор и Карнак подобные типы храма оба посвящены богу Амону (в Фивах). Карнакский - главный и верховное святилище страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак. На стенах сохранились рельефы.

 

Храм в Карнаке строился на протяжении почти тысячи лет с начала 2 до 1 тысячелетия до н.э. архитекторами Инени, Аменхотепом, сын Хапу, Аменхоепом мл. и другими.

Храм посвящен богу Амону. Он расположен в 300 м. от Нила, аллея из овцеголовых сфинксов ведет к храмовому комплексу. У стен 33м. обелиски и 43 м. пилоны. Комплекс в Карнаке состол из нескольких дворов-перестилей, построенных при разных фараонах. Открытые дворы примыкали к гипостилю, который начал строится при фараоне Хоремхебе, а свой современный вид приобрел при ф. Сете 1 и Рамзесе 2, при них был построен гипостильный зал. Площадь гипостиля 5 тыс кв. м., высота 24 м. Покрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Средние колонны были выше (диаметр 3,5 м) с капителями в виде открытых цветов лотоса; капители боковых колонн - в виде бутонов лотоса. Колонны, вырезанные из песчаника, были покрыты цветными, частично вырезанными, а частично рельефными изображениями. В сале Инени особенно ярко проявился синтез искусств: колонны покрыты живописью, потолок имитировал звездное небо, на стенах - иероглифические тексты, сцены из жизни фараонов. Впоследствии этот зал был полностью разрушен.

К храму примыкал обширный двор, в котором находились храмы посвященные другим богам. Здесь находилось священное озеро, сад.

При Аменхотепе III, когда зодчим Аменхотепом, сыном Хапу, святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов.

 

Одновременно изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. В

портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них,

*

привезенная А. С. Норовым, находится ныне в Эрмитаже). Одинаковые заливы озера удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора до пилона. Такая колоннада была важным нововведением. Она сливалась с начинавшейся от

 

 

ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачно, что она как бы продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной смене разновеликих объемов через залы вглубь, к молельне со статуей божества.

 

Второе по размерам и значению фиванское святилище Амона - Луксорский храм (сер. 15 - сер 12. вв до н.э.), постройка которого продолжилась при фараоне Аменхотепе III на месте древнего святилища, считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Храм неоднократно перестраивался. Первые зодчие - Гори и Сети. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти симметрично. Он несклько меньше по размеру, чем храм в Карнаке. Зал ромбовидной формы со 140 колоннами, отличались от круглых карнакских и в плане представляли связку папируса. Диаметр колонн 3,5 м., капители в виде пучков закрытых цветов. Опоры храма перекрывались каменными архитравными балками с невысокой прочностью на изгиб, поэтому пролеты между колоннами небольшие. Настил выполнен из тонких каменных плит.

Работы по расширение Луксорского храма, (прибавлена колоннаду и передний двор, окруженный крытыми портиками, где в простенках между пилястрами, точно исполинские воины выступают вперед, с правой ноги, колоссальные статуи фараона); в том числе возведению нового парадного, северного входа в виде огромного пилона, были осуществлены зодчим Бенекхонсу в XIII веке до нашей эры при одном из самых могущественных и знаменитых фараонов - Рамсесе II. Храм был посвящен божественной триаде - Амону, его жене Мут и их сыну Хонсу. Перед пилонов поставили 6 фараонов Рамзесов из черного и розового гранита, а перед входом 2-а обелиска, один из которых находится на площади Согласия в Париже.

Перед храмом был выстроен двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор не был достроен, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 м высотой с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн. После Луксора все чаще стали применять в открытых дворах храмов портики с двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник своего тезки - Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел центральную колоннаду, которая имеется в других построенных им храмах и роль которой была столь велика для последующего развития египетской архитектуры.

Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ - Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу (некрополь,- берег умерших), как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив - Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Оформление комплекса: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив, этого "прекраснейшего из городов Египта", знаменитой столицы могущественного государства.

Сегодняшний Луксор - это самый большой в мире музей под открытым небом. Здесь, в "городе живых", находятся два

v

грандиозных храма - Луксорский и Карнакский. Оба храма когда-то были соединены большой аллеей, вдоль которой находились Сфинксы, но сейчас они отделены современными постройками центральной части города Луксора.

Позднее мусульмане и христиане использовали части храма для отправления своих культов. Еще и сегодня в пределах храма находится мечеть. Храм тянется на четверть километра вдоль Нила. Когда-то возле входного пилона стояли шесть внушительных статуй. Сейчас осталось только три колосса, каждый высотой 20 метров, которые изображают Рамзсса II и его супругу Нефертари. Сохранился и один из двух гранитных обелисков. Другой во время похода Наполеона в Египет был перевезен в Париж. Внутри храма - колоннады, дворы, залы. Стены пилона украшает роспись, повествующая о боевых победах Рамсеса II над хеттами.

В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Западный фиванский берег Нила издревле был занят кладбищами. Здесь-то теперь и расположились усыпальницы царей Египта. Отличительной чертой их устройства явился отрыв гробницы от заупокойного храма. Храмы возводились внизу, на равнине, а гробницы для большей сохранности от разграбления высекались в отдаленных ущельях скал. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала уже упомянутому зодчему Инени. Работы по сооружению царской гробницы велись в глубокой тайне.

Заупокойные царские храмы принадлежали к типу храма, выработанному еще в начале династии. Это были монументальные здания с пилонами и аллеями сфинксов. Особенно велик был заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь гигантские статуи фараона в 21 м высотой, стоявшие перед пилоном. Эти статуи были названы впоследствии греками колоссами Мемнона, греческого героя, сына богини Зари. Из аллеи сфинксов, которая некогда соединяла этот храм Аменхотепа III с Нилом, происходят два сфинкса, стоящие теперь на набережной Невы в Петербурге.

Храмы начали приходить в упадок после завоевания Египта ассирийцами в 663 г. до н.э. Храбы были заброшены и занесены песком, откопаны только в 18 веке.

 

 

Билет N 2. Вопрос 2. Архитектура московского модерна K.XIX - н.ХХ вв.

 

4J

 

В этот период архитектура обусловливалась интересами буржуазии, ее стремлением создать "стиль нового века". Сторонники модерна призывали к отказу от художественных традиций. Модерн — стиль в архитектуре конца 19 - начала 20 вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого. Черты стиля модерн: уделяется особое внимание оформлению_интерьера, увлечение текучими формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи). Гостиница «Метрополь» (1899-1903, архит. Валькот В.Ф.) издательство Сытина (1904-1906, архитектор Эрихсон; Тверская), дома Миндовского и Исакова (Пречистенка) — оба начала 1900-х архит. Кекушев. В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формф древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архит. Щусев А.В.; и др.).

Здания этого стиля не надо было вписывать в привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений; вследствие этого свободными и живописными стали объемнопространственные структуры зданий. Широкое использование металлических и ж/б конструкций способствовало созданию больших пролетов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и др. общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получили распространение эркеры - иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная конфигурация. Стремление к неповторимости: использование декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике, скульптуре. При этом полностью отвергались традиционные декоративные формы и их элементы. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей. Своеобразные особенности модерна ярко проявились в оформлении интерьеров и в прикладном искусстве. В русском модерне проявляются региональные особенности, в частности в СПб, Москве и провинции.

Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель.

Лев Николаевич Кекушев (1862 -1919). Известно около 60 его творений. Интересно, что буквально все здания Л.Н. Кекушева украшены либо скульптурами львов, либо львиными маскам.и. Таким способом мастер, по существу, зашифровывал авторскую подпись, намекая на свое имя - Лев.

Один из первых особняков в стиле модерн, известный как дом О. Листа 1898 - 1899 гг.. Это был собственньм дом Л.Н. Кекушева. Второй собственный особняк Л.Н. Кекушева, 1900 -1903гг.. на Остоженке, 21. Формы дома были заимствованы из европейского средневековья, но выстроены в духе модерна. Многоярусная угловая башня оканчивается шатром, уличный фронтон увенчан фигурой льва. Внутреннее решение дома типично для модерна; парадные помещения группируются вокруг лестницы, над ними расположёны жилые комнаты.

Федор Осипович Шехтель(1859 - 1919).). В начале своего творческого пути он отдал дань ретроспективизму, искусно

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.