ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Валютная система: понятие и ее элементы
Конвертируемость валют
Валютный курс
Валютное регулирование
Платёжный баланс: понятие, основные статьи, виды балансирования платежного баланса (самостоятельно)
1. Денежные отношения между странами, связанные с оплатой получаемых товаров и услуг, составляют содержание валютных отношений. Государственно-правовая форма организации международных валютных (денежных) отношений государства представляет собой валютную систему.
Главная задача валютной системы – эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда.
Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую, создаются благоприятные условия для развития производства и международного разделения труда.
Различают национальные, региональные (международные) и мировые валютные системы.
На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений и внешнеэкономических связей государства. Юридически национальная валютная система закреплена в государственных правовых актах, которые учитывают нормы международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы, непосредственно связана с типом денежной системы и во многом определяется ею.
Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
национальная валюта;
паритет национальной валюты;
условия конвертируемости национальной валюты;
режим курса национальной валюты (фиксированный, плавающий в определенных пределах);
наличие или отсутствие валютных ограничений;
регламентация использования международных кредитных средств обращения;
регламентация международных расчетов страны;
национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (центральный банк, министерство финансов, специальные органы).
Региональная валютная система – организационно - экономическая форма отношений ряда государств в валютной сфере, направленных на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов национальных валют и преобразование региона в зону валютной стабильности. РВС основывается на собственных механизмах регулирования валютных отношений, ограничения влияния и роли ключевых валют и международных счетных единиц. Например, с 1979 г. функционирует Европейская валютная система, призванная оградить «Общий рынок» от экспансии доллара и основанная на использовании «европейской валютной единицы» ЭКЮ. С 2000г. – в Европейской союзе для безналичных и наличных расчетов используется евро.
Задачи и условия функционирования и влияния национальных и региональных валютных систем направлены на развитие экономики отдельных стран, на сочетание интересов различных государств и их группировок.
Мировая валютная система (МВС)– форма организации международных валютных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями. МВС связана с национальными валютными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного регулирования и благодаря координированию валютной политики стран.
МВС включает следующие элементы:
функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты);
условия взаимной конвертируемости валют;
межгосударственное регулирование валютных ограничений;
унификаций правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;
международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.
Эти элементы должны развиваться, наполняться новым содержанием в соответствии с состоянием мировой экономики.
2.Важнейшим фактором, оказывающим влияние на внешнеэкономическую деятельность государства, является конвертируемость национальной валюты. Конвертируемость (обратимость) национальной денежной единицы – это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательство государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Под валютными ограничениями понимают особые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек или появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.
Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и услуг в масштабах мирового рынка, на международное перемещение капиталов. Экспортеру, реализующему продукцию за границей с оплатой в валюте импортера или в валюте третьих стран, таким путем обеспечивается возможность превратить полученную выручку в собственные национальные деньги, что абсолютно необходимо для поддержания нормального кругооборота его средств внутри страны. Аналогичным образом решается проблема расчетов для импортера заграничных товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте: через механизм обратимости осуществляется обмен его национальной валюты на требуемые средства платежа.
Выделяют внутреннюю и внешнюю обратимость. При внешней обратимости возможность полного и свободного обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), в то время как резиденты этой страны подобной свободой не обладают. Как показывает международный опыт, переход к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Мотивы такого предпочтения, как правило, заключаются в следующем: внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученной прибыли; складывается более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны.
При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не располагают.
Неконвертируемость национальной денежной единицы является одним из тормозов на пути перестройки внешнеэкономических отношений государства с зарубежными странами и включения его экономики в систему международного разделения труда. Мировой опыт показывает, что с введением конвертируемости происходит открытие национальной экономики для международной конкуренции и создаются предпосылки для введения рыночного ценообразования.
По степени конвертируемости различают следующие виды валют:
свободно конвертируемая (резервная);
частично конвертируемая;
замкнутая (неконвертируемая);
клиринговых расчетов.
Свободно-конвертируемая – это валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Она обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена. Сфера обмена свободно конвертируемой валюты распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций. К таким валютам относятся доллар США, английский фунт стерлингов, евро и др. Свободно конвертируемую валюту называют резервной валютой, так как в такой валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов. Однако эти два понятия не идентичны. Центральные банки накапливают валюты лидирующих в мировой торговле стран.
Частично конвертируемая – национальная валюта стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Как правило, эта валюта обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного оборота. Частичная обратимость – это положение, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режимы конвертабельности не распространяются. В странах с частично конвертируемой валютой государство использует валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Они являются составной частью валютного контроля государств, закрепляются валютным законодательством. Основной причиной валютных ограничений является нехватка валюты, давление внешней задолженности и др.
Замкнутая (неконвертируемая) валюта – национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относятся валюты стран, применяющие различные ограничения и запреты по вывозу и ввозу, продаже, покупке и обмену национальной и иностранной валюты, а также использующих различные меры валютного регулирования. Замкнутыми являются национальны валюты большинства развивающихся стран, а также государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, включая Республику Беларусь.
Клиринговые расчеты – это расчетные валютные единицы. В них ведутся счета в банках и производятся различные операции между странами, заключившими платежные соглашения клирингового типа об обязательном взаимном расчете международных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказанных услуг. Клиринговые валюты функционируют исключительно в их идеальной (счетной) форме в виде бухгалтерских записей по банковским счетам. Основанием для таких записей являются взаимные поставки товаров и оказание услуг странами-участницами платежного соглашения. По согласованию между уполномоченными банком и банком нерезидентом при осуществлении международных клиринговых расчетов в качестве клиринговой валюты может использоваться иностранная валюта либо белорусские рубли.
3. Расширениеэкономических и политических связей государств, международные расчеты, обменные операции, предоставление международных кредитов и т.п. предполагают обязательное сопоставление между собой цен (стоимостей) национальной и иностранной валют. Все это приводит к возникновению валютного курса и необходимости определения его уровня. Валютный курс необходим для сравнения цен мировых, региональных и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в различных денежных единицах.
Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны; соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательской способностью. Как любая рыночная цена валютный курс формируется под воздействием спроса и предложения, уравновешивание которых на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты.
При осуществлении международных экономических связей имеет место сравнивание двух видов цен – внутренних и мировых. Если первые образуются на основе различной национальной стоимости, то вторые – на основе интернациональной стоимости. Товары отдельных стран, попадая во внешнеэкономических оборот, как бы сбрасывают с себя национальные цены и продаются в большинстве случаев по ценам мирового рынка.
Валютный курс имеет свою стоимостную основу и колеблется вокруг нее в зависимости от спроса и предложения. В условиях золотого стандарта такой основой валютного курса является валютный, или монетный паритет. Монетный паритет – это отношение весового содержания золота в денежной единице одной страны к весовому содержанию его в денежной единице другой страны. Так как при золотом обращении номинальная и реальная стоимость денежной единицы всегда совпадали, валютный паритет носил устойчивый и стабильный характер. Валютный курс колеблется вокруг стабильного паритета в зависимости от спроса и предложения, т.е. в зависимости от состояния платежного баланса, который непосредственно и определяет спрос и предложение на валюту. Однако в условиях золотого обращения (благодаря свободной пересылке золота через границы государств) колебания валютного курса вокруг паритета были очень незначительными, имели определенные пределы, и валютный курс так, как и валютный паритет, был устойчивым.
Основу современного валютного курса как цены денежной единицы в иностранных платежных средствах образует не какая-то ценность, а целый комплекс курсообразующих факторов, проявляющих себя через спрос и предложение данной валюты на рынке.
В условиях неразменных кредитных денег механизм формирования валютного курса претерпевает значительные изменения. Внутренняя стоимость кредитных денег, в отличие от золотых, не совпадает с их номинальной стоимостью, т.е. можно говорить о том, что они обладают лишь представительной стоимостью, которая и определяет их меновую стоимость или покупательскую способность. Эта способность валюты по отношению к товарам на внутреннем рынке в условиях бумажно-денежного обращения является основой обмена валют. Следовательно, стоимостной основой валютного курса при бумажно-кредитном обращении является паритет покупательской силы. Ввиду того, что кредитные деньги подвержены обесцениванию, их покупательская способность постоянно снижается. Сама основа валютного курса в условиях бумажно-денежного обращения становится неустойчивой, постоянно колеблется, но в то же время сохраняет зависимость валютного курса от состояния платежного баланса. В условиях бумажно-денежного обращения свободное движение золота внутри страны и между странами отсутствует и участники международного оборота лишены возможности выбора средств для погашения долга перед заграницей, они могут платить только и иностранной валютой, что снижает пределы колебания валютного курса вокруг паритета.
Таким образом, для бумажно-кредитного обращения характерен колеблющийся валютный курс. Колебания валютных курсов, их резкие отклонения от покупательской способности усиливают неустойчивость международных валютно-кредитных и экономических отношений, приводят к необоснованному перераспределению национального дохода между странами, влекут за собой выигрыш одних и потери других стран.
Совокупность форм и методов установления валютного курса называют валютным режимом.
Применяются следующие виды валютных курсов:
фиксированные – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, поддерживаемых государственными валютными органами. Выделяют: реально фиксированные, опирающиеся на золотой паритет, допускающий отклонения рыночных котировок от паритета в пределах «золотых точек». Это возможно лишь при наличии золотомонетного стандарта. Договорно-фиксированные курсы, опирающиеся на согласованный эталон (одну или несколько валют, либо на сочетание валют и золота), по которому регистрируется паритет и согласованный размер пределов допустимых отклонений рыночных котировок от паритетов.
гибкие – это система, при которой у валют отсутствуют официальные паритеты. Подразделяются на: плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке (свободно колеблющиеся курсы); колеблющиеся курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые валютными интервенциями центральных банков (намеренной купле-продажей иностранной валюты центральными банками) в целях сглаживания временных резких колебаний.
Как плавающий, так и фиксированный валютный курс имеют свои достоинства и недостатки. Так, государства с развитыми рыночными экономиками постепенно отказались от фиксирования валютных курсов и перешли к системе плавающих курсов. В то же время страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, на первых этапах преобразований фиксируют валютный курс, прежде всего в целях борьбы с инфляцией.
На формирование валютного курса влияют:
покупательная способность денежных единиц и темп инфляции;
состояние платежного баланса;
разница процентных ставок в разных странах;
степень доверия к валюте на мировых валютных рынках;
государственное регулирование валютного курса, состоящее в проведении девальвации – снижении курса или ревальвации – повышении курса.
Определение курса валют называется котировкой. Существует два метода котировки валют – прямая и косвенная. Наиболее распространенная прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц. В условиях обратимости валют их котировка производится банками. При валютных ограничениях курсы устанавливаются правительственными органами.
4В системе регулирования экономики важное место занимает рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютное регулирование включает валютную политику, которая выражается в осуществлении государственными или межгосударственными органами определенной совокупности мер в сфере международных валютных отношений, имеющих целью проведение в жизнь принятых правительствами политических и экономических программных установок. На разных исторических этапах выдвигаются конкретные задачи валютной политики.
Основными формами валютной политики являются:
дисконтная политика, т.е. маневрирование учетной ставкой центрального банка, которое, наряду с другими средствами, должно регулировать величину денежной массы, объем совокупного спроса, уровень цен в стране, а также приток из-за границы и отток краткосрочных капиталов. Например, повышение учетной ставки может привлечь в страну средства с мирового рынка капитала, в результате чего возрастает спрос на национальную валюту и курс стабилизируется или возрастает. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных капиталов.
девизная политика осуществляетсяпреимущественно в виде валютной интервенции. Валютная интервенция представляет собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты. Ради повышения курса национальной валюты национальной валюты центральный банк продает, а для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса.
диверсификация валютных резервовпозволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов.
Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютам (СДР, евро). Это случается тогда, когда официальный курс завышен по сравнению с рыночным.
Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютам.
К другим мерам валютного регулирования относится:
продажа или покупка золота с целью оказания желательного воздействия на конъюнктуру рынка золота;
изменение режима обратимости валют;
ужесточение или ослабление валютных ограничений.
Основным нормативным правовым документом, устанавливающим основы валютного регулирования и валютного контроля, является Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный Закон представляет собой кодифицированный акт, который определяет виды имущества, признаваемого валютными ценностями, виды валютных операций и правила их осуществления в Республике Беларусь, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, основные условия ввоза, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также систему органов валютного регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль представляет собой деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами Республики Беларусь требований белорусского валютного законодательства.
Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:
Совет Министров РБ:
определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству республики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательством;
2. Национальный банк РБ:
осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;
выдает специальные разрешения (лицензии) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
осуществляет контроль за проведением банками расчетов при совершении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций;
устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления банками;
определяет порядок исполнения банками функций агентов валютного контроля;
применяет к банкам меры ответственности за ненадлежащее исполнение ими функций агентов валютного контроля;
предоставляет КГК (Комитету государственного контроля) для целей контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций информацию в соответствии с порядком и формой, определяемыми КГК по согласованию с Нацбанком;
выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;
3. Государственный таможенный комитет РБ:
осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей;
контролирует работу таможен при проведении ими валютного контроля внешнеторговых операций как части таможенного контроля;
определяет по согласованию с КГК порядок заполнения и регистрации паспорта сделки и статистической декларации;
выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;
4. Комитет государственного контроля РБ:
осуществляет контроль за соблюдением законодательства при проведении валютных операций, в т.ч. за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля;
осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций;
координирует деятельность органов валютного контроля;
осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
Органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:
проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;
осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в т.ч. взыскивать штрафы в случаях и порядке, установленных законодательством;
осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Все проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в процессе их подготовки подлежат обязательному согласованию с Советом Министров, Нацбанком и КГК Республики Беларусь.
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству республики, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом РБ.
Таможни как агенты валютного контроля:
регистрируют в установленном порядке представляемые паспорта сделок и статистические декларации;
производят таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам при экспорте (импорте) товаров при условии наличия зарегистрированного паспорта сделки;
в случае если предусмотренный внешнеторговым договором срок поступления товаров либо денежных средств от экспорта товаров превышает срок, установленный законодательством, регистрируют паспорт сделки только после представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешения Министерства торговли на продление срока проведения внешнеторговой операции;
контролируют наличие в таможенной декларации ссылки на регистрационный номер и дату выдачи в предусмотренных законодательством случаях паспорта сделки;
в пределах своей компетенции проводят проверки (ревизии) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности, а также принимают участие в таких проверках, проводимых иными государственными органами в предусмотренных законодательством случаях, и по выявленным нарушениям применяют предусмотренные законодательством экономические санкции.
За нарушение порядка проведения валютных операций установлена уголовная, административная и экономическая ответственность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|