Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция Деятельность центральных банков.





Возникновение и статус центрального банка.

Центральные банки, их функции и операции.

Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты.

Регулирование деятельности банков со стороны Центрального банка.

Национальный банк Республики Беларусь, организационная структура, особенности деятельности.

 

 

Центральный банк – это привилегированная элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Его особая роль заключается в том, что он помогает государству перераспределять денежные потоки и финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличить поступления в бюджет.

Возникновение первых центральных банков в конце XVII века явилось следствием государственной необходимости, связанной с реализацией политических и экономических целей центральных властей за счет кредитных ресурсов.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 года банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве, а с 1844 года он получил монопольное право на их эмиссию.

Интересная ситуация сложилась в США, где еще в 1913 году на их территории функционировало более 20 000 банков, треть из которых обладали правом эмиссии банкнот.



Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке и дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов, что, в конечном итоге, привело к появлению новых функций и операций центрального банка, не свойственных другим кредитным организациям.

После первой мировой войны начинается постепенное усиление влияния государства на реальный сектор экономики, что привело к закреплению за центральными банками отдельных властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Действовавший ранее принцип партнерства во взаимоотношениях центрального и коммерческих банков сменился принципом властности.

Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал. Это были центральные банки других государств, правительство, а также национальные и международные коммерческие банки.



Демонетизация золота вела к усилению инфляционных процессов в мировой экономике, вследствие чего центральные банки приняли на себя функцию инфляционного сдерживания и стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

В настоящее время Центральные банки реализуют волю государства путем формирования законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.

Деятельность Центрального банка является относительно независимой от деятельности Правительства и центральных властей. В чем это проявляется?

Во-первых, в самостоятельности принятия решений в области денежно-кредитной политики, степень которой в различных странах может варьироваться.

В Беларуси, например, Национальный банк и Правительство взаимодействуют между собой в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Деятельность Национального банка при этом может регламентироваться протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.

Во-вторых, независимость Центрального банка может проявляться в его подотчетности.

В Беларуси, например, Центральный банк подотчетен Президенту страны. Это означает, что Президент:

- утверждает Устав Национального банка и вносимые в него изменения;



- определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки главного банка страны;

- утверждает распределение прибыли и годовой отчет Национального банка с учетом аудиторского заключения.

Годовой отчет, утвержденный Правлением Национального банка, представляется главе государства ежегодно до 15 апреля и включает в себя отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год, а также баланс и отчет о прибыли и убытках за прошедший год. После утверждения Президентом годовой отчет Национального банка публикуется в средствах массовой информации.

В-третьих, степень независимости Центрального банка проявляется в процедуре назначения (выбора) руководства банка, которая может проводится с участием кандидатур, предложенных правительством (как, например, в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии) или центральным банком (в Италии и Нидерландах).

В Беларуси, ввиду специфики рассмотренной выше подотчетности, назначение и освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В-четвертых, бюджетная независимость банка, которая определяет участие государства в капитале банка и распределении прибыли.

В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства, т.е. о бюджетной независимости говорить не приходится.

Тем не менее, в отдельных странах, таких как США, Швейцарии, ЮАР, Японии их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица.

В Беларуси уставный фонд Национального банка сформирован из средств государственного бюджета, в доход которого передается основная часть прибыли в соответствии с законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли используется на создание резервного и иных фондов Национального банка.

В-пятых, независимость Центрального банка определяется особым юридическим статусом имущества центрального банка.

В России, например, имущество формально принадлежит государству, но Центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник.

В Беларуси имущество Национального банка является собственностью республики и закреплено за банком на праве оперативного управления. Это означает, что Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, Уставом и законодательством страны.

Таким образом, роль центрального банка в экономике государства определяется его правовым статусом и формами взаимодействия с правительством и коммерческими банками. Современные центральные банки имеют, как правило, форму акционерного общества (как, например, Австрийский Национальный банк, обладающий при этом особым административным статусом) либо форму независимого административно-публичного образования или публичной корпорации, как, например, Федеральная резервная система США. В Беларуси Национальный банк согласно Конституции относится к органам государственной власти.

 

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира регламентируются законодательством, в систему которого входят, как правило, Конституция страны, закон о ее центральном банке, а также законы и отдельные нормы, регламентирующие банковскую деятельность.

К числу основных задач центрального банка относятся:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства, направленной на поддержание необходимых темпов экономического роста, сдерживание инфляции, регулирование занятости населения, выравнивание платежного баланса;

- надзор за кредитной системой;

- организация функционирования платежной системы и осуществление надзора за нею.

Основные цели деятельности Национального банка Республики Беларусь приводятся в ст. 25 Банковского кодекса Республики Беларусь. Они сформулированы следующим образом:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;

- развитие и укрепление банковской системы страны;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли при этом не является основной целью деятельности Национального банка.

Теперь остановимся на функциях Центрального банка, которые в связи с его двойственной сущностью, весьма разнообразны,

С одной стороны, центральный банк выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является финансовым агентом Правительства, отстаивая интересы и цели развития государства.

Такая двойственность проявляется в использовании эмиссионным банком страны как рыночных, так и административных инструментов в процессе выполнения своих функций.

Традиционными функциями Центрального банка являются следующие:

- монопольная функция эмиссионного банка, позволяющая ему обеспечивать выпуск безналичных и наличных денег;

- функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;

- функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;

- функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, который обеспечивает должный уровень ее надежности и устойчивости;

- функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Важное значение в процессе выполнения Центральным банком своих функций имеет его нормотворческая деятельность.

В Беларуси Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, а также иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Теперь давайте обратимся к перечню функций Национального банка Республики Беларусь, который определен ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь. Их достаточно много, около 40, остановимся на некоторых из них. В их числе:

- разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;

- эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;

- рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);

- регулирование денежного обращения и кредитных отношений;

- валютное регулирование и валютный контроль;

- организация функционирования системы межбанковских расчетов;

- выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов.

Финансирование Правительства Национальным банком Республики Беларусь происходит в форме выделения кредитов для поддержки государственных целевых программ (жилищного строительства в городе и на селе), в форме компенсации вкладов населения, а также в форме покрытия дефицита республиканского бюджета.

К функциям Национального банка Беларуси также относятся:

- организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов (их перечень определен Уставом Национального банка);

- надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (включая процедуры регистрации, лицензирования и регулирования);

- регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций;

- разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;

- выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;

- установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;

- составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов;

- создание золотовалютных резервов и управление ими;

- установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;

- контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

- заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств;

- другие функции и операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка.

Для выполнения своих функций за пределами страны центральный банк может открывать представительства в других государствах.

Теперь остановимся на операциях Центрального банка.

Коммерческие операции центральных банков, как финансово-кредитных учреждений, обладающих особым статусом, законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики. Это сделано для того, чтобы свой статус они не использовали для подрыва конкуренции в сфере кредитных отношений.

Центральный банк традиционно не обладает правом осуществлять торговую и промышленную деятельность, операции с недвижимостью, а также приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.

Так, например, Национальный банк Республики Беларусь не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за исключением отдельных банков и организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих межбанковские расчеты, финансирующих и осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий, а также международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах. Порядок участия Национального банка в указанных организациях определяется Президентом Республики Беларусь.

Далее остановимся на шести наиболее значительных операциях центрального банка нашей страны.

1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя четыре группы операций:

- рефинансирование банков, т.е. кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе;

- кредитование специфических предприятий, организаций и учреждений и осуществление их кредитно-расчетного обслуживания;

- кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год для покрытия государственного долга и дефицита республиканского бюджета, а также обеспечения текущей и инвестиционной деятельности республиканских и местных органов управления;

- предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.

Рефинансирование Нацбанком осуществляется на договорной основе, с уплатой процентов в целях кредитной поддержки государственных программ, отдельных отраслей и предприятий, а также сглаживания текущих колебаний ликвидности банковской системы.

Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям).

Физическим же лицам — служащим Национального банка — запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме Национального.

2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов (воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Минобороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь), в ходе которого центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

В этих целях в Национальном банке и в его главных управлениях по областям и г. Минску, а также специализированном управлении открываются расчетные (текущие) счета и субсчета.

Кроме того, Нацбанк ведет счета клиентов, финансируемых за счет средств бюджета на постоянной или временной основе, за счет средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов, а также текущие счета физических лиц и клиентов по доверительным операциям.

3. Операции по привлечению денежных средств, которые, в свою очередь, делятся на кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами.

Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями.

Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные вклады.

В группу депозитов до востребования входят:

- средства на корреспондентских счетах банков;

- средства на счетах для расчетов банковскими пластиковыми карточками (для внутригосударственных расчетов и расчетов в иностранной валюте);

- средства на счетах обязательных резервов и других счетах до востребования.

Срочные депозиты объединяют средства банков, органов государственного управления и клиентов.

В совокупности пассивных операций центрального банка выделяют также операции, при которых он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств.

4. Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами.

Основное назначение золотовалютных резервов заключается в поддержании стабильности национальной денежной единицы, соблюдении обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями, а также валютные интервенции, международные расчеты, прирост накоплений (богатства) государства.

Свои резервы центральные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели.

Операционный портфель предназначен для обеспечения ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами и включает:

- краткосрочные депозиты;

- операции РЕПО;

- казначейские векселя и другие, легко реализуемые ценные бумаги.

Инвестиционный портфель формируется для обеспечения повышенной доходности от размещения резервов из средне- и долгосрочных ценных бумаг.

При этом для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов центральный банк проводит следующие операции:

- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории страны и за ее пределами;

- покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;

- залоговые операции;

- операции СВОП.

5. Операции на рынке ценных бумаг, которые Центральный банк может приобретать на биржевом и внебиржевом рынках или выпускать как собственные долговые ценные бумаги (векселя, облигации и сертификаты). Центральный банк при этом выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.

Эмиссия центральным банком собственных ценных бумаг используется в качестве инструмента монетарной политики, который укрепляет ресурсную базу эмиссионного банка и одновременно регулирует текущую ликвидность кредитных организаций.

Национальный банк Республики Беларусь с 1995 г. осуществляет выпуск, размещение и погашение облигаций на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Операции по покупке-продаже облигаций на вторичном рынке не допускаются.

Национальным банком выпускаются также простые векселя, номинированные в иностранной валюте. Цель эмиссии — формирование золотовалютных резервов Национального банка. Их первыми векселедержателями могут быть только банки. На вторичном рынке ценных бумаг их вправе приобрести любые юридические лица (резиденты и нерезиденты).

6. Активные депозитные операции Центрального банка - это операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк.

В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на Корреспондентских счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты.

Помимо названных шести основных видов операций Центральные банки могут осуществлять также:

- операции инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей;

- межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

- переучет векселей и других денежных обязательств;

- прием ценностей на хранение;

- денежные переводы и иные расчетные операции;

- валютные операции;

- банковские услуги, оказываемые и (или) получаемые от таких контрагентов центрального банка, как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств, а также международные организации;

- посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государственных ценных бумаг;

- учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством страны;

- операции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др.

Свои основные операции центральный банк использует в качестве инструментов денежно-кредитной политики.

 

 

Денежно-кредитная (или монетарная) политика (ДКП) – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк, воздействуя на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, в свою очередь, – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Цель ДКП - регули­рование хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения в стране через регулирование предложения денег и поддержание покупательной способности национальной валюты.

 

ДКП включает в себя:

- определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год);

- разработку мер регулирования денежных потоков, а также динамики и пропорций денежно-кредитных показателей;

- конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, в том числе их нормативно-правовой базы;

- развитие рынка ценных бумаг;

- политику валютного регулирования;

- направления международного сотрудничества и др.

Перечисленные направления взаимоувязаны с макроэкономической политикой государства, а именно: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (или попросту государственным бюджетом страны на очередной период) и внешнеэкономической политикой в части прогноза платежного баланса страны.

Документом, составляющим правовую основу ДКП в Республике Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики страны на очередной год, которые утверждаются Указом Президента Республики Беларусь.

В настоящее время этот документ состоит из шести глав и приложения, где в сжатом виде отображены основные показатели денежно-кредитной политики на текущий год и их прогнозный уровень к концу года.

В первой главе приводятся основные положения, где указывается целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Во второй главе приводится прогноз экономической ситуации на текущий год в привязке к параметрам прогноза социально-экономического развития страны на текущий год.

В третьей главе представлены цели и инструменты денежно-кредитной политики на текущий год.

Четвертая глава посвящена перспективам развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы.

Пятая глава затрагивает направления международного сотрудничества.

И, наконец, шестая глава содержит заключительные положения, где еще раз уточняются цели и задачи денежно-кредитной политики на текущий год и важность их реализации для экономики страны.

Функциональное содержание деятельности центрального банка по разработке денежно-кредитной политики охватывает несколько этапов.

На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей, к которым относятся, в частности: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики, т.е. определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка. Среди них: процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики или методов денежно-кредитного регулирования.

В мировой практике существует множество подходов к выделению и классификации таких инструментов денежно-кредитного регулирования. Остановимся на некоторых из них.

В зависимости от национальных особенностей и состоя­ния экономики денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стиму­лирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экс­пансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредит­ная рестрикция). В первом случае объектом воздействия является предложение денег, а во втором – спрос на них.

Экспансионисткая денежно-кредитная политика сопро­вождается, как правило, расширением масштабов креди­тования, ослаблением контроля над приростом количест­ва денег в обращении, понижением уровня процентных ставок. Такую политику часто называют политикой «де­шевых» денег.

Рестрикционная денежно-кре­дитная политика направлена на ужесточение условий и выражается в ограничении объема кредитных операций коммерческих банков и повышении уровня процентных ставок. Данный тип денежно-кредитной политики еще называют политикой «дорогих» денег. К ней прибегают в целях борьбы с ин­фляцией, а также сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Денежно-кредитная политика как одного, так и другого типов может иметь тотальный, т.е. общий либо селективный характер. При тотальном характере она распространяется на все кредитные учреждения, а потому имеет обычно косвенный характер, при селективном – распространяется на отдельные кредитные институты или виды кредитов.

Наиболее распространенным методом общего денежно-кредитного регулирования является учетная (дисконтная) политика, связанная с изменением размера процента по краткосрочным ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

Все инструменты ДКП по форме воздействия можно классифицировать как прямые (административные) и косвенные.

Посредством прямых инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи или объемы операций. Они применяются, как правило, для регулирования банковских систем, что особенно актуально для неразвитого финансового рынка и в периоды кризисных потрясений кредитной системы.

С помощью косвенных инструментов формируются условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве.

Так, например, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок, а нормативы обязательных резервов и политика рефинансирования влияют на объем и структуру операций коммерческих банков.

В зависимости от субъекта, выступающего в роли инициатора использования конкретного инструмента реализации денежно-кредитной политики, различают постоянные механизмы денежно-кредитного регулирования и операции на открытом рынке, имеющие временный характер.

В первом случае инициатором выступает центральный банк, который опирается на две группы постоянных механизмов:

- механизмы, используемые для изъятия избыточной банковской ликвидности (например, через заимствование и депонирование средств);

- механизмы, применяемые в целях поддержания ликвидности банковской системы (например, политика рефинансирования, осуществляемая через ломбардные кредиты и сделки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке.

В мировой практике наиболее распространенными являются следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

- рефинансирование банков;

- процентные ставки по операциям центрального банка;

- обязательное резервирование;

- валютные операции;

- операции на открытом рынке;

- прямые количественные ограничения;

- установление ориентиров роста денежной массы.

Рассмотрим их более подробно.

1. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам.

В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком могут использоваться следующие инструменты рефинансирования:

- переучет векселей;

- ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита (предоставляемого под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности);

- ломбардный кредитный аукцион;

- операции РЕПО и др.

Переучет векселей субъектов хозяйствования представляет собой покупку центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, которая производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка.

Данная операция используются центральным банком, прежде всего, для регулирования ликвидности кредитных организаций, а также для стимулирования банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования, в данном случае, выступают учетная ставка и лимит переучета.

Учетная ставка – это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей.

Лимит переучета – это сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Следует отметить, что векселя к переучету принимаются центральными банками только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и только на основании соответствующего договора (договора о переучете).

2. Процентная политика центрального банка направлена на создание условий, которые бы обеспечили внутреннюю и внешнюю устойчивость официальной денежной единицы.

В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования, которая на сегодняшний день (начиная с 12 сентября текущего года) составляет 30%.

Ставка рефинансирования используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка и может быть значительно выше уровня инфляции (жесткая процентная политика), значительно ниже уровня инфляции (мягкая процентная политика) либо быть умеренно позитивной (нейтральная процентная политика).

При этом заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению к уровню инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов или дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Так или иначе, понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, а их повышение ведет к обратному следствию.

Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка:

- во-первых, непосредственно воздействует на цены денежного рынка, а посредством этого на производство, потребление, сбережения, инвестиции и цены;

- во-вторых, служит ограничителем верхнего предела колебаний цен на денежном рынке (т.е. устанавливает границы таких колебаний);

- в-третьих, может оказывать влияние на валютный курс.

3. Обязательное резервирование (резервные требования) как инструмент ДКП относится к числу инструментов привлечения ресурсов коммерческих банков. Последние в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций.

В Республике Беларусь для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены следующие нормативы обязательных резервов:

- от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – 0 процентов;

- от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – 10 процентов;

- от привлеченных средств в иностранной валюте – 12 процентов.

Недовнесенные в фонд обязательных резервов денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, а также на объемы, структуру, динамику доходных активов и уровень прибыльности кредитных организаций.

В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований, при котором центральный банк контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (т.е. среднюю арифметическую от ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.